Буклет. "Фонематическое восприятие"
консультация (старшая, подготовительная группа)

Бохан Оксана Алексеевна

В логопедии есть такое понятие, как фонематический слух. И если    нарушены или недостаточно сформированы фонематический слух, фонематическое восприятие — это может помешать овладению процессами чтения и письма. Так что же это такое фонетический слух, фонематическое восприятие? Почему он так важен для овладения успешным чтением и письмом? Давайте разберемся ...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_fonem_sluh.docx16.57 КБ

Предварительный просмотр:

«Фонематическое восприятие. Фонематический слух. А что это такое?»

(консультация для родителей)

Подготовил:

учитель-логопед Бохан О.А.

   Какой родитель   мечтает о том, чтобы его ребенок правильно разговаривал,

быстро научился читать и писать без ошибок, одним словом, без проблем учился в школе?

Но если всё-таки проблемы есть .... Ваш ребёнок плохо разговаривает, меняя звуки в словах. В чём дело? Что не так? Какова причина?

Основной причиной данных проблем является проблема со слухом у ребёнка. Удивлены? В логопедии есть такое понятие, как фонематический слух. И если    нарушены или недостаточно сформированы фонематический слух, фонематическое восприятие — это может помешать овладению процессами чтения и письма. Так что же это такое фонетический слух, фонематическое восприятие? Почему он так важен для овладения успешным чтением и письмом? Давайте разберемся ...

Для начала вспомним, что такое слух вообще?

Слух - это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает неречевой и речевой. Не речевой слух - это восприятие природных, бытовых, музыкальных шумов. Речевой слух - это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи. Он является основой для понимания смысла сказанного.

Рассматривая вопросы формирования фонематических процессов различают понятия «фонематический слух» и «фонематическое восприятие». Фонематический слух- это тонкий слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка (гласных, согласных). Формирование данного слуха завершается приблизительно к двум с половиной годам. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно другое слово: «коза-коса», «дом-ком», «крыса-крыша», «бочка-почка». Знакомые ошибки? Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки - это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух, что приведёт в дальнейшем к появлению стойких ошибок на письме. Все ошибки устной речи перейдут в письменную. Само по себе это не исправится, и без специальных коррекционных занятий уже не обойтись.

Фонематическое восприятие- это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова. «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?»  

Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи. А у детей с

проблемным фонематическим восприятием страдает звукопроизношение, понимание речи, так как они не могут различить близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами для них звучат одинаково (почка-бочка, коса-коза), и само собой-написание этих слов.

Выделяют четыре ступени формирования фонематического восприятия:

1. Овладение умением узнавать звук на фоне слова.

2. Умение выделять первый и последний звук в слове

З. Умение определять последовательность, количество звуков в слове.

4. Умение определять место звука в слове по отношению к другим звукам.

     Формирования первых двух ступеней фонематического восприятия происходит в процессе естественного развития, спонтанно, кроме детей с речевыми нарушениями. Овладение двумя последними ступенями фонематического восприятия доступно ребёнку только в процессе целенаправленного обучения, на основе усвоенных предыдущих степеней.

 Низкий уровень фонематического восприятия выражается в следующем:

• нечёткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи (глухих звонких, свистящих - шипящих, твёрдых - мягких, шипящих - свистящих и т. п.);

• неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза;

• затруднение при анализе звукового состава речи.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов. Умения звукового анализа и синтеза должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии. Следовательно, развитый фонематический слух является необходимой предпосылкой для успешного овладения ребенком чтением, письмом и в целом служит важным условием обучения грамоте. В процессе обучения грамоте важно развить у ребёнка четкое представление о звуковом составе слова, научить умению анализировать каждый отдельный звук в слове и отличать его от других звуков. Вот почему так важна роль фонематического слуха.

   Предлагаю поиграть в следующие игры которые способствуют развитию фонематического слуха и восприятия.      

Игра «Поймай звук»

Задача - развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов. Если услышите заданный звук, хлопните в ладоши. Например, звук «Р»: л,р,м,р,ч,р,л; ла-ра-ша-ка-ра; нос, рот, корка, шутка.

Игра «Где живёт звук?»

 Задача - учить выделять заданный звук среди предметов, изображенных на картинках. Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук Ж. Например, картинки: пижама, мышь, банка, тапки, жук, живот и т. д.

Игра «Придумай имя»

Задача - учить подбирать слова на заданный звук. Придумайте имя на заданный звук, например, звук М - Маша, Марина, Миша. Звук С - Слава, София, Вася, Алиса.

Игра «Назови первый звук в слове»

Задача - учить выделять первый звук в слове. Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове. Например, ТОК -Т, ПШЕНО –П.

Игра «Назови последний звук»

Задача - учить выделять последний звук в слове. Назови предметы, изображенные на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом- М, стук -К, балкон-Н, хвост-Т

Игра «Определи место звука в слове»

Задача - развивать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец). Определите, где «живет» заданный звук в слове: в начале, середине или конце слова. Например, звук Ш в словах: камыш (в конце, шопот (в начале, мешок (в середине).

Игра «Прохлопай слово»

Задача - учить делить слова на слоги. Прохлопайте слова и назовите количество слогов в слове. Например, ма- ши-на (3 слога, бе-то-на-ме-шал-ка (6 слогов)

Удачи вам и вашим детям!

И пусть фонематический слух будет в полном порядке.

«Фонематическое восприятие. Фонематический слух. А что это такое?»

(консультация для родителей)

Подготовил:

учитель-логопед Бохан О.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Фонематическое восприятие, часть 1"

Материал содержит игры, которые помогут развить фонематическое восприятие у дошкольников....

Буклет "Фонематическое восприятие, часть 2"

Материал содержит логопедические игры, которые  позволят развить фонематическое восприятие у ребенка....

Буклет "Фонематическое восприятие, часть 3"

Представлены лого-игры, которые помогут развить фонематическое восприятие у дошкольников....

БУКЛЕТ "Фонематическое восприятие"

quot;Фонематическое восприятие"....

Буклет "Фонематическое восприятие"

Фонематическое восприятие — это способность воспринимать звуковой состав слова. Сколько слогов в слове? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный з...

Буклет "Фонематический слух - основа речи".

Любой из нас пришёлна свет на этотТворить добро,надеяться, любить,Смеяться, плакать,но при всём при этомДолжны мынаучиться ГО...

Буклет "Фонематический слух - основа правильной речи"

Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, и...