Родительское сорание на тему "Средний возраст - какой он?"
материал (средняя группа)
Познакомить родителей с особенностями развития детей 4-5 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_na_temu.docx | 25.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему:
«Средний дошкольный возраст – какой он?»
Цель: познакомить родителей с особенностями развития детей 4-5 лет; познакомить родителей с годовыми задачами по работе средней группы и по организации образовательного процесса с детьми данной возрастной группы.
Предварительная работа.
- Анкетирование родителей с целью выявления проблем воспитания и развития ребенка в семье.
- Подготовка памяток «Заповеди эффективного воспитания».
- Подготовка видео «Режимные моменты».
- Подбор музыки для сопровождения родительского собрания.
Ход собрания.
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что в таком круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады видеть вас на нашем собрании.
Воспитатель: Хотелось бы начать наше выступление с того, что наши ребята получают образование по программе, разработанной на основе ФГОС.
Содержание программы обеспечивает развитие личности ребенка в различных видах детской деятельности по 5 направлениям:
-познавательное развитие;
- речевое развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- художественно-эстетическое развитие ;
- физическое развитие.
Образование детей в детском саду осуществляться во всех режимных моментах в форме игры, и в соответствии с возрастными особенностями детей.
Детям исполнилось четыре года. Они перешли в среднюю группу детского сада. Вы наверное замечает в их поведении и деятельности ряд новых черт, проявляющихся в физическом, интеллектуальном, социально-эмоциональном развитии. Возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. В этом возрасте дети лучше удерживают равновесие. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому особенно важно наладить двигательный режим, наполнить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми.
Воспитатель: у детей активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Если ребенок трех лет вполне удовлетворяется «обществом» кукол, то в 4-5 лет он нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более результативными и действенными. Воспитатель использует это стремление для налаживания дружеских связей между детьми. Мы объединяем детей в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий. Своим участием в играх помогаем детям понять, как можно договориться, подобрать нужные игрушки, создать игровую обстановку.
Новые черты появляются в общении детей 4-5 лет со взрослыми. Дошкольники охотно сотрудничают в практических делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за растениями), но наряду с этим все более активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. Потому что детей в этом возрасте становятся интересны внутренние отношения явлений, причинно – следственные связи. Т.е. они часто задают разного рода вопросы: почему?, что там внутри?, почему машина двигается? почему снег падает с неба? и др . Если раньше ребенка привлекал внешний вид предметов, явлений, не задумываясь – почему это так происходит, то в этом возрасте – им интересно, почему….
Взрослые должны всегда отвечать на эти вопросы, и ответы должны быть при этом краткие и просты. На уровне познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважительном отношении со стороны взрослого. Замечено, что дети, не получающие от взрослого ответов на волнующие их вопросы, начинают проявлять черты замкнутости, негативизма, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка.
Воспитатель: у детей 4-5 лет ярко проявляется интерес к игре. Это возраст первых друзей, которые ребенок приобретает в сюжетно – ролевой игре , ведь сюжетно – ролевая игра становится ведущей формой игровой деятельности .Дети в отличии от малышей играют с 2- и более детьми (до 5 человек).И их сплачивает в играх симпатии. Ребенок в игре – и главный режиссер, и главный исполнитель. Играя, он учится сотрудничать, разрешать конфликты, пытается уладить недоразумения и ссоры, учиться проигрывать и выигрывать, подчиняться большинству, иметь собственное мнение .Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни. В течение дня дети могут участвовать в разнообразных играх — сюжетно-ролевых, режиссерских, подвижных, имитационно-театрализованных, хороводных, музыкальных, познавательных. Часть из них организуется и целенаправленно используется нами как средством решения определенных задач. Например, игры с готовым содержанием и правилами используются для развития внимания, памяти, речи, умения сравнивать, действовать по элементарному алгоритму. Участвуя в одной и той же игре, взрослый каждый раз берет на себя новые роли, вступает с детьми в разные ролевые диалоги. Используя свою игровую роль, он побуждает детей к творчеству, к изменению игровой обстановки (поставить дополнительный телефон для переговоров, отгородить место для еще одного кабинета врача, наметить новый маршрут путешествия). Все виды образовательных ситуаций проходят либо в форме игры, либо составлены из игровых приемов и действий. В силу особенностей наглядно-образного мышления среднего дошкольника, предпочтение отдается наглядным, игровым и практическим методам, слова педагога сопровождаются разнообразными формами наглядности и практической деятельностью детей.
Воспитатель: Примечательной особенностью детей является фантазирование, нередко они путают вымысел и реальность. Именно в этом возрасте дети начинают необоснованно фантазировать, рассказывать невероятные истории. К сожалению, взрослые расценивают это как ложь, что совершенно несправедливо и чрезвычайно обидно для ребенка. В этом возрасте – можно фантазировать. И единственная правильная реакция на подобные «фантазии» - спокойное и заинтересованное внимание. Ведь яркость фантазий расширяет рамки умственных возможностей детей и обогащения детского игрового опыта: придумывания в игре фантастических образов животных, людей, сказочных путешествий.
Воспитатель: у детей этого возраста наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения, о чем свидетельствуют многочисленные жалобы - заявления детей о том, что кто-то делает что-то неправильно или не выполняет какое-то требование. Главное для взрослого стараться — предвидеть поступки детей и заблаговременно ориентировать их на правильное поведение. Помните ранимость ребенка 4-5 лет - это не проявление его индивидуальности, а особенность возраста. Взрослым необходимо быть очень внимательным к своим словам, к интонации речи при контактах с ребенком и оценке его действий. В первую очередь подчеркивать успехи, достижения и нацеливать на положительные действия.
Воспитатель: В этом возрасте улучшается произношение звуков и дикции. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывает ритмическая структура речи, рифмы.
Увеличивается словарь, задача для взрослого больше учить с ребенком стихи: А.Л. Барто, С. Михалкова, С.Маршака, К Чуковский – игровые звучащие стихи, а произведения Н.Носова, В.Осеевой и других авторов – в занимательной форме они учат малышей не только правильно поступать, разбираться , что такое хорошо, что такое плохо!
И главное развивается красивая речь и речевые обороты.
Но не забывайте, память в основном остается непроизвольной, т.е. запоминается только то, что ему интересно, ярко, необыкновенно.
Взаимодействуя, общаясь с детьми, используйте несколько педагогических позиций: партнерства и сотрудничества («Мы сделаем это вместе», «Давайте найдем общее решение», «Мне тоже интересно узнать об этом»), позиция передачи опыта (« Люди обычно это делают так»), позиция обращения за помощью к детям («У меня это почему-то не получается»).
Такое взаимодействие взрослого помогает детям быстрее становиться самостоятельными и чувствовать себя компетентными.
Наблюдая за детьми в данном возрасте, можно отметить, что ребята обращают внимание на поведение взрослых, их взаимодействие между собой, оценивают полезные дела, делают выводы, а главное - пытаются брать пример и повторять за ними.
Существует множество вещей, что должны делать родители, однако главный принцип: ведите себя так, как вы хотите, чтобы вел ваш ребенок.
Мы подготовили для вас памятки
Заповеди эффективного воспитания
(Предварительно, подготовлены вопросы в письменном варианте на листочках, в которых указаны умения и навыки среднего возраста. Все перемешивается в корзинке. Каждому родителю предлагается вытянуть 1 листочек с вопросом: зачитать его вслух и ответить, ориентируясь на наблюдения за собственными детьми).
Игра «Фанты».
Вопросы для родителей:
1.Есть ли у вашего ребенка любимые игры, в которые он охотно играет?
К концу года дошкольники называют свои игровые действия, проявляет самостоятельность в выборе игрушек. Инициативен в развитии игрового сюжета. Доброжелателен в общении с партнерами по игре.
2.Проявляет ли ваш ребенок самостоятельность в самообслуживании (умывается, одевается, ест)?
А к концу года ребенок активен в самообслуживании. Самостоятельно осуществляет процесс личной гигиены. Стремится помогать взрослому в организации процесса питания в режимных моментах.
3.Различает Ваш ребенок форму, цвет, размер предмета?
К концу года многие дети умеют выполнять сенсорный анализ, выделяя не только наиболее ярко выраженные, но и скрытые в предметах качества и свойства. Передает отношения цветов, размеров, форм, пропорций.
4. Проявляет ли ваш ребенок речевую активность в общении: здоровается и прощается, благодарит за помощь?
В конце года ребенок имеет представление о правилах культуры поведения. В обычной обстановке самостоятельно выполняет знакомые правила общения со взрослыми. Обращаются на вы. Стремятся к положительным формам поведения.
5.Есть ли у вашего ребенка любимые книги?
В конце года большинство детей охотно обсуждают произведения , выражают свое отношение к событиям и героям, отвечают на вопросы по содержанию. Имеют представление о некоторых особенностях литературных жанров, как загадка, сказка, рассказ, стихотворение.
- Какими изобразительными материалами (карандаши, восковые мелки, краски, фломастеры) ваш ребенок любит рисовать
К концу года можно наблюдать, как ребенок в процессе собственной деятельности (рисовании, лепке, аппликации) стремится создавать выразительные и интересные образы. Владеет отдельными техническими и изобразительными умениями.
- Узнает ли ваш ребенок содержание прослушанных произведений по иллюстрациям и обложкам знакомых книг?
К концу года ребенок стремится к повторной встрече с произведением, его героям. Проявляет интерес к книгам, умеет понять общее настроение произведения, его эмоциональный и смысловой подтекст.
8. Знает ли ребенок состав своей семьи, может ли рассказать о профессиональной деятельности папы и мамы?
К концу учебного года у ребенка ярко выражен познавательный интерес к труду взрослых в семье. Может рассказать, кем работают близкие ему люди, чем они заняты на работе. И охотно отражает полученные представления в сюжетно-ролевых играх.
9.Выполняет ли ваш ребенок элементарные бытовые поручения?
К концу года дошкольники самостоятельны в самообслуживании, сами ставят цель, видят необходимость выполнения определенных действий и достижения результата. Стремятся к выполнению трудовых обязанностей, охотно включаются в совместный труд со взрослыми.
10.С интересом ли ваш ребенок вслушивается в музыку, запоминает и узнает знакомые музыкальные произведения?
К концу года ребенок внимательно слушает музыкальное произведение и вникает в его содержание. Активно участвует в беседах о музыке, определяя ее характер.
После каждого высказывания одного родителя об умениях детей прошлого года, педагог комментирует задачи обучения детей уже среднего возраста.
Воспитатель: Таким образом, в этом учебном году мы ставим для себя следующие задачи:
- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; развивать интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира;
- развивать умения сравнивать предметы, выделять их сходства и отличия, группировать предметы по разным основаниям;
- воспитывать культуру поведения и общения, развивать положительную самооценку, уверенность в себе;
- формировать представления детей об основных видах и источниках опасностей в быту, на улице, в природе; о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- развивать речь детей, обогащать их словарь, прививать любовь к различным литературным жанрам;
- воспитывать литературно-художественный вкус; воспитывать интерес к театральной деятельности;
- развивать художественно-эстетическое восприятие детей, развивать представления о жанровом разнообразии искусства;
- развивать нравственно-патриотические качества у детей, воспитывать любовь к родному краю.
Воспитатель: Все задачи будут решаться в различных формах работы с детьми. Это игра, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность и др.
Воспитатель: А сейчас мы предлагаем вам посмотреть одну из форм организации образовательной ситуации по сенсорному и математическому развитию.
Просмотр видео.
Воспитатель: В ходе данной образовательной деятельности мы реализовывали следующие задачи: учить сравнивать предметы по форме, размеру, цвету; совершенствовать умение различать и называть основные цвета и их оттенки.
Воспитатель: В ходе нашего обсуждения мы увидели с вами, сколько всего нового, сложного нам предстоит узнать, изучить. Образовательный процесс происходит целый день. Наши дети образовываются, учатся новому как на образовательной деятельности, так и в режимных моментах, в общении, в детском саду, дома, по дороге. Поэтому, уважаемые родители, нам так необходима ваша помощь и поддержка. Каждый год в детском саду проводятся выставки на разные темы, создаются проекты. Огромная просьба помочь нам и принимать участие во всех мероприятиях детского сада и группы. Ведь создавая с ребенком какую-либо поделку, рисуя совместный рисунок, выбирая фотографию из альбома и т. д., вы тем самым учите ребенка общаться, договариваться, принимать общее решение, находить пути решения проблем, вы сближаетесь с ребенком и окунаетесь в мир ребенка.
Воспитатель: за несколько дней до собрания вам были предложены анкеты для заполнения. Целью данной анкеты было получить информацию об интересах родителей их взаимодействия с ребенком в семье. Нам хотелось узнать, насколько хорошо вы знаете интересы и предпочтения своих детей и какая роль в вашей семье отводится совместной деятельности с ребенком.
Анализ анкет.
Воспитатель: В детском саду каждый день ребята рисуют, поют, считают, развивают речь, читают книжки. Мы с ребятами очень любим проводить совместные опыты, эксперименты, создаем различные театральные постановки по мотивам известных сказок. И очень важно, чтобы ребенок посещал детский сад каждый день. Большая работа проводится и во второй половине дня, поэтому детям интересно в детском саду, они узнают много нового. Так давайте дадим им возможность побольше общаться со сверстниками и развиваться в детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание: «Старший дошкольный возраст – какой он?»
Возраст от 5 до 6 лет – новый важный этап в развитии и воспитании ребёнка-дошкольника. Однако он далеко не всегда верно оценивается родителями, не представляется им столь значимым, как на...
Выступление на родительском собрании "Старший дошкольный возраст: какой он?" (старшая группа)
В представленном материале рассмотрены психологические особенности детей 5-6 лет, новообразования данного возраста....
Родительское собрание " Старший дошкольный возраст-какой он?"
Старший дошкольный возраст-какой он?...
Родительское собрание "Старший дошкольный возраст - какой он?"
Родительское собрание "Старший дошкольный возраст - какой он?"...
Родительское собрание "Средний дошкольный возраст - какой он"
Родительское собрание...
Родительское собрание «Дошкольный средний возраст-какой он? »
Родительское собрание«Дошкольный средний возраст-какой он? »...
Родительское собрание "Старший дошкольный возраст - какой он?"
Родительское собрание в старшей группе...