Этапы сенсорного развития
методическая разработка
Сенсорное развитие ребенка необходимо начинать как можно раньше. Яркие и разнообразные игрушки, правильно созданная окружающая средаспособствует быстрому развитию малыша.С самого раннего детства необходимо постпенно тренировать ребенка с нарушенным зрением различении цвета, формы и размера предметов в окружающем пространстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etapy_sensornogo_razvitiya.docx | 28.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Этапы сенсорного развития.
3 – 4 года: ребенок знает основные цвета спектра. Знает формы предметов (несколько плоских форм – круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник; объемные тела – шар, куб). Учится на ощупь определять в «Волшебном мешочке» формы предметов. Знает понятие «маленький-большой», осваивает понятие «высокий-низкий», «длинный-короткий», «широкий-узкий». Формируется устойчивость и последовательность игровых действий.
4 – 5 лет: дети продолжают знакомиться с цветами спектра и их оттенками по светлоте. Расширяются знания о форме предметов, постепенно вводятся понятия «плоская форма», «объемное тело». Дети начинают выделять некоторые параметры величины (высоту, величину, ширину, длину, толщину). Детям даются задания на взаимосвязь зрительного и осязательного обследования форм, с помощью педагога дошкольники сравнивают предметы по цвету, форме, размеру, вкусу.
5 – 7 лет: дальнейшее усложнение заданий на анализ цвета, формы и величины предметов. Продолжается усвоение детьми оттенков цвета по светлоте, углубляются представления о хроматических цветах, их взаимосвязи. Дети овладевают способами обследования сложной формы предметов, учатся анализировать сложную форму, расчленять ее на составные элементы, учатся выполнять все более сложное глазомерные действия. У детей развиваются способности к анализу и синтезу.
Большое значение в развитии сенсорных систем имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов. Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства, так как усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства, и, главное уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях.
Сенсорное развитие ребенка необходимо начинать как можно раньше. Яркие и разнообразные игрушки, правильно созданная окружающая среда способствуют быстрому развитию малыша. С самого раннего детства необходимо постепенно тренировать ребенка с нарушенным зрением в различении цвета, формы и размера предметов в окружающем пространстве.
Самое главное - создать у ребенка устойчивый интерес к разным видам деятельности. Родители и педагоги должны проявлять творчество при подготовке занятий с ребенком. Часть занятий можно проводить на улице, так как природная визуальная среда является комфортной для зрения детей. Взаимодействие с природными материалами, песком, камушками, водой благотворно сказывается на психике ребенка. На занятиях дома можно использовать различные виды круп, цветное тесто для лепки, различные шнуровки. Все занятия по сенсорному развитию можно проводить под классическую музыку, которая оказывает лечебное воздействие на ребенка.
Современной наукой доказано, что большинство детей рождается талантливыми. Основная задача педагога - помочь ребенку реализовать свои таланты. Правильно организованная работа по сенсорному развитию будет способствовать решению этой важной задачи.
В Японии педагоги выделяют четвертый этап сенсорного развития детей, который продолжается у детей с 7 до 13 лет. На четвертом этапе совершенствуются все ранее полученные представления о сенсорных эталонах, формируется и обогащается сенсорная культура ребенка, наиболее полно раскрываются творческие способности детей. Японцы считают, что именно в этом возрасте необходимо знакомить детей с лучшими произведениями живописи, архитектуры, прикладного творчества и поэзии. Занятия по формированию сенсорной культуры проводятся в музеях, картинных галереях, детей учат не только созерцать красоту, но и тщательно анализировать то, что они видят. Теоретические занятия сочетаются с широкой практической деятельностью.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
- упорядочивает хаотичные представления ребёнка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- влияет на расширение словарного запаса ребёнка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Программой воспитания и обучения детей предусмотрены специальные упражнения, направленные на формирование умения различать, сопоставлять, выделять, группировать предметы и элементы строительных наборов по форме, величине, расположению. Особое внимание рекомендуется уделить обучению обследования предмета, умение анализировать его и предвидеть будущий результат действия с ним. Эти умения являются необходимым условием формирования ориентировочной фазы деятельности и во многом определяют успешность выполнения поставленной задачи.
В процессе формирования изобразительной деятельности детей дошкольного возраста в подготовительном периоде обучения предлагается использовать специальные дидактические игры, направленные на упражнение детей в восприятии различных свойств предметов, а также игры по развитию зрительно-двигательной координации.
Особое место в работе занимает обучение обследованию, включающее в себя: целостное восприятие предмета; выделение основных частей; анализ формы, цвета, расположения и относительной величины частей. Правильность восприятия формы предмета обеспечивается проведением индивидуальной работы по формированию моделирующих движений (обводка предметов по контуру перед рисованием, ощупывание перед лепкой).
Средства сенсорного воспитания детей.
Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребёнка сенсорной культуры. Сенсорная культура ребёнка - результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством. В качестве средств решения познавательных задач в сенсорной культуре выступают сенсорные эталоны - общепринятые образцы внешних свойств предметов.
Сенсорные эталоны цвета представлены 7 цветами спектра и их оттенками по светлоте и насыщенности. В качестве сенсорных эталонов формы выступают геометрические фигуры. Именно форма, цвет и величина имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Ребёнок в течение длительного времени учится использовать сенсорные эталоны как средства восприятия, и этот процесс имеет свои этапы.
1 этап - предэталонный, происходит на 3-м году жизни. Малыш начинает называть треугольные формы крышами; про круглые говорит, что они похожи на мячик. То есть, при восприятии одного предмета другой используется как образец. Уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые классификацию и группировку свойств, что требует знакомство с цветом, формой, величиной, охватывающего, по возможности, все варианты. Поскольку эта система включает, прежде всего, основные цвета спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, белый и чёрный). 5 фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал). 3 разновидности величины (большой, средний, маленький).
2 этап - средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а некие образцы их свойств. Дети овладевают основными цветами спектра, как в повседневной жизни, так и на материале дидактических игр.
Особое место занимают эталоны величины, т. к. она носит условный характер. Любой объект сам по себе не может быть большим или маленьким, он приобретает это качество при сравнении с др. Мы говорим, что арбуз большой, а яблоко маленькое, сопоставляя их между собой. Такие отношения могут быть зафиксированы только в словесной форме.
3 этап - на 4-5 году жизни, уже владея сенсорными эталонами дети начинают их систематизировать. Воспитатель помогает ребёнку выстроить последовательность цветов спектра, узнавая их оттенки. На уровне восприятия происходит и знакомство с вариантами геометрических форм, различающимися по соотношению сторон, - «короткими», и «длинными», от глобальной оценки величины предмета (большой - маленький) дети переходят к выделению её параметров: высоты, ширины, длины. Соответственно усложняются дидактические игры.
В качестве средств сенсорного воспитания у детей дошкольного возраста используются дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование и др.
Одним из основных средств развития сенсорики у детей являются дидактические игры и упражнения, которые необходимо проводить не от случая к случаю, а в определённой системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей.
Основная особенность дидактических игр - обучающая. Соединения в дидактических играх обучающей задачей, наличие готового содержания и правила даёт возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются игровую задачу.
В дидактических играх и упражнениях надо представлять детям возможность:
1. повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различии;
2. оформлять чувственное впечатление, уточнять названия предметов и их характерные свойства (форма, величина, цвет). Ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию;
3. делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам;
4. соотносить, сравнивать жизненные свойства предмета с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (форма предметов с геометрическими фигурами).
Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через её правила и действия у детей формируется корректность, доброжелательность, выдержка.
Другое развитие детской сенсорики - конструирование, которое является практической деятельностью, направленной на получение определённого продукта. Детское конструирование (создание различных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева) тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей.
Конструируя, ребёнок учится различать не только внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение); у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребёнок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии осуществляет он анализ и синтез).
Таким образом, формируется способность сравнивать, производить зрительный анализ, включая в процесс восприятия процессы мышления.
Рисование и аппликация - виды изобразительной деятельности, основное назначение которой- образное отражение действительности. Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия-наблюдения.
Изобразительная деятельность-это специфическое образное познание действительности. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-нибудь предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомится, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположению частей, цвет. Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации, постройке то, что восприняли раньше, с чем уже знакомы.
Сенсорное воспитание необходимо, планировать в тесной связи со всеми остальными разделами работы, включать в процесс интегрированной деятельности, чтобы эта работа не превратилась в дополнительные занятия. Так успешная организация занятий по ознакомлено с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определённого уровня физического развития ребёнка. Прежде всего, это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию предметов, при работе с мозаикой, рисований красками.
Основным методом организации игр-занятий является побуждения интереса к тем или иным игрушкам, дидактическим материалом, прежде всего пособиям, изготовленным из дерева (матрёшки, большие и маленькие, пирамидки, кубы–вкладыши, доски с отверстиями разной величины или формы с комплектами вкладок, столики с грибочками и мозаика). Именно деревянные игрушки важны для сенсорного развития: их фактура, устойчивость.
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания.
С рождения ребенка окружают различные предметы и объекты, в процессе знакомства с которыми он постигает окружающий мир, узнает их свойства, характерные особенности и качества. Невозможно представить себе жизнь любого человека без такой деятельности. Но происходить она может стихийно, без участия взрослого, когда дети сами рассматривают, разглядывают,изучают окружающий мир, или быть организованной взрослым целенаправленно, для обогащения чувственного опыта ребенка.
Благоприятные условия, которые создаются в дошкольном возрасте для сенсорного развития,
Способствуют формированию всех психических процессов в ускоренном темпе, что в дальнейшем облегчает освоение учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
Среди разнообразных видов деятельности особое место занимает игра. Ее значение заключается не только в том, что она является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, но и в том, что она представляет собой наиболее предпочитаемую форму времяпрепровождения для ребенка. Игра пронизывает всю жизнь детей, оказывая влияние на развитие всех сторон личности. В каждом из видов игр, которые используются в практике дошкольного образования (подвижные, театрализованные, творческие и др.), могут решаться определенные педагогические задачи.
Наиболее эффективным средством сенсорного воспитания могут стать различные дидактические игры. Это связано с тем, что в них гармонично сочетаются учебная и игровая задачи, составляющие основу дидактической игры. Игровая деятельность позволяет заинтересовать ребенка, мотивировать его на выполнение задания, в процессе выполнения которого осуществляется обучение и развитие. Регулярное использование системы дидактических игр, предназначенных для знакомства с цветом, формой, величиной окружающих предметов, в работе с детьми младшего дошкольного возраста позволяет добиться высокого уровня сенсорного воспитания к старшему возрасту.
Перечень изучаемой литературы
1. Фомина Л.В. Сенсорное развитие: программа для детей в возрасте 5—6 лет.
2. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича: практическое пособие для воспитателей и мето¬дистов ДОУ / Т. М. Бондаренко.
3. Универсальные средства «Коврограф Ларчик» и «МиниЛарчик» в работе с детьми дошкольного возраста и младшего школьного возраста: методическое пособие.
4.Развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес»: методическое пособие / под ред. В.В.Воскобовича, Л.С.Вакуленко, О.М.Вотиновой.
5.Коврограф «Ларчик»: методическое пособие / Т.Г.Харько, В.В.Воскобович.
6. Развивающие игры Воскобовича: сборник методических материалов / под ред. В.В.Воскобовича, Л.С.Вакуленко.
7. С.В.Макушкина «Умные игры в добрых сказках»: парциальная программа / под ред. Л.С.Вакуленко, О.М.Вотиновой.
8.Т.Г.Харько «Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового леса» (ранний и младший возраст).
9. Т.Г.Харько, К.В.Борчанинова «Развивающие игры как средство интеграции»: методические приемы, конспекты игровых ситуаций, досугов, праздников для детей.
10. Е.Н.Панова «Дидактические игры и задания в ДОУ с блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера», младший и старший возраст.
11. Игра «Логоформочки-3,5» инструкция к игре.
12. Интернет – ресурсы, ютуб-каналы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме: “Этапы сенсорного развития детей”.
3 – 4 года: ребенок знает основные цвета спектра. Знает формы предметов (несколько плоских форм – круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник; объемные тела – шар, куб). Учится н...
Статья по теме: “Этапы сенсорного развития детей”.
5 – 7 лет: дальнейшее усложнение заданий на анализ цвета, формы и величины предметов. Продолжается усвоение детьми оттенков цвета по светлоте, углубляются представления о хроматических цветах, и...
Этапы сенсорного развития детей
3 – 4 года: ребенок знает основные цвета спектра. Знает формы предметов (несколько плоских форм – круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник; объемные тела – шар, куб). Учится на ощуп...
Сенсорное развитие детей на разных этапах дошкольного возраста.
Сенсорное развитие детей на разных этапах дошкольного возраста....
Консультация для родителей Значение и этапы сенсорного развития
Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, я также запахе, вкусе и т.п. З...
Этапы сенсорного развития
Сенсорное развитие делится на этапы, которые зависят от возраста ребенка. Проводя занятия и игры на восприятие сенсорики, важно учитывать следующие особенности:Сенсорное развитие ребенка раннего возра...
Выступление на методическом часе "Сенсорное развитие. Основные этапы формирования сенсорного развития"
Выступление на методическом часе...