Этапы сенсорного развития детей
статья (средняя группа) на тему

Кибиткина Елена Владимировна

 3 – 4 года: ребенок знает основные цвета спектра. Знает формы предметов (несколько плоских форм – круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник; объемные тела – шар, куб).  Учится на ощупь определять в «Волшебном мешочке» формы предметов. Знает понятие «маленький-большой», осваивает понятие «высокий-низкий», «длинный-короткий», «широкий-узкий». Формируется устойчивость и последовательность игровых действий........

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etapy_2014_god.docx15.37 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 724 г. Мосвы

Статья по теме: “Этапы сенсорного развития детей”.

Авторы статьи:

Учитель-дефектолог Волчкова А.Ю.

Воспитатель Кибиткина Е.В.

Учитель – дефектолог Лаук Ю.А.

Москва, 2014 г.

Этапы сенсорного развития.

 3 – 4 года: ребенок знает основные цвета спектра. Знает формы предметов (несколько плоских форм – круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник; объемные тела – шар, куб).  Учится на ощупь определять в «Волшебном мешочке» формы предметов. Знает понятие «маленький-большой», осваивает понятие «высокий-низкий», «длинный-короткий», «широкий-узкий». Формируется устойчивость и последовательность игровых действий.

4 – 5 лет: дети продолжают знакомиться с цветами спектра и их оттенками по светлоте. Расширяются знания о форме предметов, постепенно вводятся понятия «плоская форма», «объемное тело». Дети начинают выделять некоторые параметры величины (высоту, величину, ширину, длину, толщину). Детям даются задания на взаимосвязь зрительного и осязательного обследования форм, с помощью педагога дошкольники сравнивают предметы по цвету, форме, размеру, вкусу.

5 – 7 лет: дальнейшее усложнение заданий на анализ цвета, формы и величины предметов. Продолжается усвоение детьми оттенков цвета по светлоте, углубляются представления о хроматических цветах, их взаимосвязи. Дети овладевают способами обследования сложной формы предметов, учатся анализировать сложную форму, расчленять ее на составные элементы, учатся выполнять все более сложное глазомерные действия. У детей развиваются способности к анализу и синтезу.  

Большое значение в развитии сенсорных систем имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов. Усвоение сенсорных эталонов – длительный  и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства, так как усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства, и, главное уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях.  

Примечания.

Сенсорное развитие ребенка необходимо начинать как можно раньше. Яркие и разнообразные игрушки, правильно созданная окружающая среда  способствуют быстрому развитию малыша. С самого раннего детства необходимо  постепенно тренировать ребенка с нарушенным зрением в различении цвета, формы и размера предметов в окружающем пространстве.

Самое главное  - создать у ребенка устойчивый интерес  к   разным видам деятельности. Родители и педагоги  должны проявлять  творчество при подготовке занятий с ребенком. Часть занятий можно проводить на улице, так как природная визуальная среда является комфортной  для зрения детей. Взаимодействие с природными материалами, песком, камушками, водой благотворно сказывается на психике ребенка. На занятиях дома можно использовать различные виды круп, цветное тесто для лепки, различные шнуровки. Все занятия по сенсорному развитию можно проводить под классическую музыку, которая оказывает лечебное воздействие на ребенка.

Современной наукой доказано, что большинство детей рождается талантливыми . Основная задача педагога  - помочь ребенку реализовать свои таланты. Правильно организованная работа по сенсорному развитию будет способствовать решению этой важной задачи.

В Японии педагоги  выделяют  четвертый  этап сенсорного развития детей, который продолжается  у детей с 7 до 13 лет. На четвертом этапе совершенствуются все ранее полученные представления о сенсорных эталонах, формируется и обогащается сенсорная культура ребенка, наиболее полно раскрываются творческие способности детей. Японцы считают, что именно в этом возрасте необходимо знакомить детей с лучшими произведениями живописи, архитектуры, прикладного творчества и поэзии. Занятия по формированию сенсорной культуры проводятся в музеях, картинных галереях, детей учат не только созерцать красоту, но и тщательно анализировать то, что они видят. Теоретические занятия сочетаются с широкой практической деятельностью.

Список изученной литературы.

М. В. Ильина . Чувствуем. Познаем. Размышляем. М., 2005 г.

Детский сад в Японии. М., 1985 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: “Этапы сенсорного развития детей”.

3 – 4 года: ребенок знает основные цвета спектра. Знает формы предметов (несколько плоских форм – круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник; объемные тела – шар, куб).  Учится н...

Статья по теме: “Этапы сенсорного развития детей”.

5 – 7 лет: дальнейшее усложнение заданий на анализ цвета, формы и величины предметов. Продолжается усвоение детьми оттенков цвета по светлоте, углубляются представления о хроматических цветах, и...

Сенсорное развитие детей на разных этапах дошкольного возраста.

Сенсорное развитие детей на разных этапах дошкольного возраста....

Консультация для родителей Значение и этапы сенсорного развития

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, я также запахе, вкусе и т.п. З...

Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей)  Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...

Этапы разработки и проведения информационно-практико-ориентированного проекта «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Этапы разработки и проведенияинформационно-практико-ориентированного проекта «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»в первой младшей группе №1....

Этапы сенсорного развития

Сенсорное развитие делится на этапы, которые зависят от возраста ребенка. Проводя занятия и игры на восприятие сенсорики, важно учитывать следующие особенности:Сенсорное развитие ребенка раннего возра...