Консультация для родителей «Технология сотрудничества как средство социализации детей дошкольного возраста»
материал (старшая группа)
Взаимодействие и сотрудничество – «школа жизни» для каждого ребенка, необходимый фактор социализации ребёнка и от того, насколько хорошо пройдет он эту школу, зависит его будущее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_tehnologiya_sotrudnichestva.docx | 18.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Технология сотрудничества как средство
социализации детей дошкольного возраста»
Общение детей между собой и с воспитателем рассматривается как важный фактор, обеспечивающий эффективность обучения. При этом отмечается необходимость специальной организации контактов детей. В процессе подобного взаимодействия ребенок овладевает способами делового сотрудничества и содержательного общения со сверстниками, что, в свою очередь, положительно влияет на решении широкого круга учебных задач.
Известно, что интерес к взаимодействию детей друг с другом возникает уже в младшем дошкольном возрасте. Прежде всего контакты детей происходят в совместных играх, затем в других видах деятельности.
В процессе взаимодействия со сверстниками ребенок чувствует себя равноправным партнером, приобретая такие важные характеристики личности, как доброта, открытость, готовность к сотрудничеству, помощь и сочувствие товарищу. С другой стороны отношения с ровесниками способствуют развитию у ребенка таких важных индивидуальных качеств, как независимость суждений и действий.
Те качества личности, которые закладываются у детей в процессе игрового сотрудничества в дошкольном возрасте, во многом определят его взаимоотношения с окружающими людьми во взрослой жизни. Взаимодействие и сотрудничество – «школа жизни» для каждого ребенка, необходимый фактор социализации ребёнка и от того, насколько хорошо пройдет он эту школу, зависит его будущее.
В ходе реализации основной общеобразовательной программы дети дошкольного возраста должны приобрести умения работать сообща (парами, группами), воспитанники приобретают интегративные качества личности. Одним из таких качеств является овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Мы педагоги можем ребёнку помочь в этом, используя технологию сотрудничества.
Технология сотрудничества – это идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
Использование данной технологии способствует социализации, развитию коммуникативные навыков и умений, укреплению положительных эмоциональных контактов между детьми, поддержанию желания и интереса в сотрудничестве.
Актуальность данной технологии заключается и в том, что она позволяет разрешить проблему преемственности в работе школы и детского сада в системе реализации развивающего обучения.
Цель: данной технологии является развитие навыков сотрудничества у детей младшего и старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности развивающего цикла.
Достижение этой цели предполагается посредством решения следующих задач:
Задачи:
- Формировать у детей способы взаимодействия в паре, малой группе.
- Развивать способность к использованию элементов символизации для выражения своих действий.
- Развивать основы самоконтроля, взаимоконтроля и взаимооценки по результатам деятельности.
Работа с использованием технологии сотрудничества предполагает последовательное прохождение с детьми следующих этапов:
- Цель первого этапа работы на НОД с детьми – освоение элементарных форм учебного сотрудничества.
Данный этап программы реализуется с детьми младшего дошкольного возраста.
Он начитается со второй половины учебного года, так как к этому времени, дети осваивают определенный объем программного материала по сенсорному воспитанию, а также. получают первый самостоятельный опыт общения со сверстниками в различных ситуациях (прежде всего в игровых).
- Цель второго этапа – освоение правил взаимодействия с взрослым и сверстниками в процессе учебного сотрудничества.
Данный этап программы реализуется с детьми старшего дошкольного возраста (старшая группа).
Продолжается работа по развитию навыков взаимодействия детей в парах и микрогруппах. Полученные навыки взаимодействия между собой в определенной деятельности позволяют расширять целевые установки педагога при организации занятий и вводить новые элементы технологии сотрудничества.
Новым вводимым элементом технологии сотрудничества на данном этапе является дискуссия.
- Цель третьего заключительного этапа – обучение детей самостоятельному выбору формы организации в непосредственно-образовательной деятельности.
Данный этап программы реализуется с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа).
Основными принципами технологии сотрудничества являются:
1. Обучение носит развивающий характер, воспитатель не даёт готовых образцов действия и определений, а стимулирует и направляет детский поиск на решение поставленной проблемы.
2. Технология сотрудничества используется на знакомом программном материале, когда дети знакомы со способами решения поставленных задач.
3. Эффективным толчком является проблемная ситуация, побуждающая к поиску не только решения задачи, но способов эффективного сотрудничества.
4. Поиск решения проблемы происходит при помощи вопросов и ответов педагога и детей, выделяется цель, способы и действия решения задачи, а затем после её достижения подводится итог, т.е. проводится рефлексия.
Модели сотрудничества
- 1 Совместно индивидуальная
- 2 Совместно последовательная
- 3 Совместно взаимодействующая
- Овладевают необходимыми навыками взаимодействия между собой и с педагогом.
- Формируется умение отстаивать своё мнение, указывать на ошибки других и исправлять их.
- Развивается умение оценивать свои достижения, используя прогностическую оценку.
- Формируется база учебной деятельности, необходимая детям в школьном обучении.
Таким образом, в процессе реализации данной технологии дети дошкольного возраста овладевают необходимыми навыками взаимодействия между собой и с педагогом; навыками само и взаимного контроля результатов деятельности; формируется умение отстаивать своё мнение, указывать на ошибки других и исправлять их, развивается умение оценивать свои достижения, используя прогностическую оценку, закладывается основа адекватной самооценки, формируется база учебной деятельности, необходимая детям в школьном обучении, что позволит дошкольникам безболезненно войти в школьную жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Формирование этических представлений у детей дошкольного возраста"
Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста»
Профилактика нарушения осанкиу детей дошкольного возраста.Какие нарушения осанки бывают.Примерный комплекс упражнений для профилактики осанки у детей 4-7 летнего возраста....
Консультация “Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста”
Одним из основных направлений работы детского сада является - социализация личности ребёнка через игру....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ВОСПИТАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
Ваш малыш растет, открывает для себя мир, ищет себя в многообразии отношений, самоутверждается. И так хочется, чтобы он, делая первые, самые важные, ша...
Консультация для педагогов ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Как подготовить ребенка к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями....
Консультация для педагогов Тема : " Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста" Социально-личностное развитие детей дошко-льного возраста.
Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, ...
Консультация для родителей "Формирование культуры питания у детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ. Правильное питание у детей дошкольного возраста"
консультация предназначена для родителей по формированию правильного питания...