Консультация для родителей «Технология сотрудничества как средство социализации детей дошкольного возраста»
материал (старшая группа)

Жильцова Марина Викторовна

Взаимодействие и сотрудничество – «школа жизни» для каждого ребенка, необходимый фактор социализации ребёнка и от того, насколько хорошо пройдет он эту школу, зависит его будущее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_tehnologiya_sotrudnichestva.docx18.35 КБ

Предварительный просмотр:

    

 

                                 

                           

                              Консультация для родителей

                       «Технология сотрудничества как средство

                       социализации детей дошкольного возраста»

                                                               

                       

                                                                           

                                     

                                         

   

Общение детей между собой и с воспитателем рассматривается как важный фактор, обеспечивающий эффективность обучения. При этом отмечается необходимость специальной организации контактов детей. В процессе подобного взаимодействия ребенок овладевает способами делового сотрудничества и содержательного общения со сверстниками, что, в свою очередь, положительно влияет на решении широкого круга учебных задач.

    Известно, что интерес к взаимодействию детей друг с другом возникает уже в младшем дошкольном возрасте. Прежде всего контакты детей происходят в совместных играх, затем в других видах деятельности.

    В процессе взаимодействия со сверстниками ребенок чувствует себя равноправным партнером, приобретая такие важные характеристики личности, как доброта, открытость, готовность к сотрудничеству, помощь и сочувствие товарищу. С другой стороны отношения с ровесниками способствуют развитию у ребенка таких важных индивидуальных качеств, как независимость суждений и действий.

   Те качества личности, которые закладываются у детей в процессе игрового сотрудничества в дошкольном возрасте, во многом определят его взаимоотношения с окружающими людьми во взрослой жизни. Взаимодействие и сотрудничество – «школа жизни» для каждого ребенка, необходимый фактор социализации ребёнка и от того, насколько хорошо пройдет он эту школу, зависит его будущее.

    В ходе реализации основной общеобразовательной программы дети дошкольного возраста должны приобрести умения работать сообща (парами, группами), воспитанники приобретают интегративные качества личности. Одним из таких качеств является овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Мы педагоги можем ребёнку помочь в этом, используя технологию сотрудничества.

    Технология сотрудничества – это идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. 

     Использование данной технологии способствует социализации, развитию коммуникативные навыков и умений, укреплению положительных эмоциональных контактов между детьми, поддержанию желания и интереса в сотрудничестве.      

Актуальность данной технологии заключается и в том, что она позволяет разрешить проблему преемственности в работе школы и детского сада в системе реализации развивающего обучения.

Цель: данной технологии является развитие навыков сотрудничества у детей младшего и старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности развивающего цикла.

Достижение этой цели предполагается посредством решения следующих задач:

Задачи:

  • Формировать у детей способы взаимодействия в паре, малой группе.
  • Развивать способность к использованию элементов символизации для выражения своих действий.
  • Развивать основы самоконтроля, взаимоконтроля и взаимооценки по результатам деятельности.

Работа с использованием технологии сотрудничества предполагает последовательное прохождение с детьми следующих этапов:

  • Цель первого этапа работы на НОД с детьми – освоение элементарных форм учебного сотрудничества.

      Данный этап программы реализуется с детьми младшего дошкольного возраста.

   Он начитается со второй половины учебного года, так как к этому времени, дети осваивают определенный объем программного материала по сенсорному воспитанию, а также. получают первый самостоятельный опыт общения со сверстниками в различных ситуациях (прежде всего в игровых).

  • Цель второго этапа – освоение правил взаимодействия с взрослым и сверстниками в процессе учебного сотрудничества.

Данный этап программы реализуется с детьми старшего дошкольного возраста (старшая группа).

  Продолжается работа по развитию навыков взаимодействия детей в парах и микрогруппах. Полученные навыки взаимодействия между собой в определенной деятельности позволяют расширять целевые установки педагога при организации занятий и вводить новые элементы технологии сотрудничества.

  Новым вводимым элементом технологии сотрудничества на данном этапе является дискуссия.

  • Цель третьего заключительного этапа – обучение детей самостоятельному выбору формы организации в непосредственно-образовательной деятельности.

Данный этап программы реализуется с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа).

Основными принципами технологии сотрудничества являются:

1. Обучение носит развивающий характер, воспитатель не даёт готовых образцов действия и определений, а стимулирует и направляет детский поиск на решение поставленной проблемы.
2. Технология сотрудничества используется на знакомом программном материале, когда дети знакомы со способами решения поставленных задач.
3. Эффективным толчком является проблемная ситуация
, побуждающая к поиску не только решения задачи, но способов эффективного сотрудничества.
4. Поиск решения проблемы происходит при помощи вопросов и ответов педагога и детей, выделяется цель, способы и действия решения задачи, а затем после её достижения подводится итог, т.е. проводится рефлексия.
Модели сотрудничества

  • 1 Совместно индивидуальная
  • 2 Совместно последовательная
  • 3 Совместно взаимодействующая
  • Овладевают необходимыми навыками взаимодействия между собой и с педагогом.
  • Формируется умение отстаивать своё мнение, указывать на ошибки других и исправлять их.
  • Развивается умение оценивать свои достижения, используя прогностическую оценку.
  • Формируется база учебной деятельности, необходимая детям в школьном обучении.

   Таким образом, в процессе реализации данной технологии дети дошкольного возраста овладевают необходимыми навыками взаимодействия между собой и с педагогом; навыками само и взаимного контроля результатов деятельности; формируется умение отстаивать своё мнение, указывать на ошибки других и исправлять их, развивается умение оценивать свои достижения, используя прогностическую оценку, закладывается основа адекватной самооценки, формируется база учебной деятельности, необходимая детям в школьном обучении, что позволит дошкольникам безболезненно войти в школьную жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста»

Профилактика нарушения осанкиу детей дошкольного возраста.Какие нарушения осанки бывают.Примерный комплекс упражнений  для профилактики  осанки у детей 4-7 летнего возраста....

Консультация “Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста”

Одним из основных направлений работы детского сада является - социализация личности ребёнка через игру....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ВОСПИТАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Ваш малыш растет, открывает для себя мир, ищет себя в многообразии отношений, самоутверждается. И так хочется, чтобы он, делая первые, самые важные, ша...

Консультация для педагогов ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Как подготовить ребенка к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями....

Консультация для педагогов Тема : " Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста" Социально-личностное развитие детей дошко-льного возраста.

Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, ...