Семинар-практикум для родителей «Игры с Блоками Дьенеша».
материал

Кондрашова Анастасия Олеговна

Семинар-практикум для родителей

«Игры с Блоками Дьенеша».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-prakikum_dlya_roditeley.docx17.55 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ №1 «Белоснежка

Семинар-практикум для родителей

«Игры с Блоками Дьенеша»

Выполнила: воспитатель Кондрашова А.О.

г. Шарыпово, 2020 г.

Использование блоков Дьенеша в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Здравствуйте уважаемые родители! мы рады вас видеть на нашем семинаре.

В наше время в магазинах появилось очень много различных, развивающих, логических игр для детей, и порой встает вопрос какую же купить? я сегодня вас познакомлю с авторской игрой "Логические блоки Дьенеша", которая направлена на развитие мыслительных процессов и в игровой форме происходит знакомство с математикой.

Математика входит в жизнь вашего ребенка с самым первым его вздохом, в первые минуты жизни. Какую информацию мы получаем от врачей самую первую? Верно вес и рост - это числа, далее математика окружает ребенка постоянно, когда мы ему говорим. "какой ты у меня стал большой"- знакомим с величиной, также присутствует и сравнение. "Чьи это такие маленькие туфельки?" И когда вы приходите в детский сад, математика продолжает вас сопровождать, но уже в игровой форме. В нашем детском саду мы используем одну из игровых техник "Логические блоки Дьенеша".

Что это за блоки? основная цель- развитие логического мышления и всех мыслительных операций.

Блоки рассчитаны на возраст от 2-10 лет, с постоянным усложнением задач, когда происходит переход из одной возрастной группы в другую. Состав набора. 48 логических блоков, который представлен цветом (синий, желтый, красный, размером, толщиной, величина, каждая фигура уникальна, ни одна из них не повторяется, но каждая содержит все основные перечисленные ранее свойства. Также в наборе присутствует 11 карточек -символов (большой) и 11 карточек с отрицание свойств (не большой)

к набору также разработано методическое обеспечение, которое предложено вам на столах.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше уделяя внимание современным нетрадиционным дидактическим и развивающим играм, способствуя адекватной социализации ребенка. Могу сказать, что развитию интеллектуальных и личностных качеств детей, формированию предпосылок учебной деятельности способствуют игры: логические блоки Дьенеша.

Логическое мышление, в полном объёме, начинает формироваться только к старшему дошкольному возрасту. Но учить ребёнка решать логические задачи, системно думать необходимо с самого раннего возраста. Знание логики способствует интеллектуальному развитию личности. Поэтому со второй младшей группы начали знакомить детей с некоторыми основными понятиями, которые будут способствовать развитию логического мышления в дальнейшем, используя для этого дидактические и развивающие игры. Ознакомление идёт по принципу «от простого к сложному».

В результате анализа литературных источников, были выбраны игры с логическими блоками Дьенеша. В отличие от традиционных дидактических игр логические блоки и счетные палочки дают детям возможность к моделированию свойств блоков, их замещению, осваиванию операции кодирования и декодирования информации о свойствах блоков. При построении числовой лесенки, дети получают практический опыт сравнения по величине, знакомятся со свойствами величины: относительностью;

могут использовать сравнение, сопоставление, упорядочивания как способа познания.

Блоки Дьенеша.

Одним из наиболее эффективных пособий являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем.

Логический материал представляют собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:

а) формой (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);

б) цветом (красный, синий, желтый);

в) размером (большой, маленький);

г) толщиной (толстый, тонкий).

Все игры и игровые упражнения можно разделить на 4 группы с постепенным усложнением:

- для развития умений выявлять и абстрагировать свойства;

- для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;

- для развития действий классификации и обобщения;

- для развития способности к логическим действиям и операциям.

Это рамки с вкладышами. Использование данного материала в работе с детьми позволило решить следующие задачи:

- сформировать умение различать предметы по величине;

- развить умение формировать группы однородных предметов;

- сформировать умения различать предметы по форме.

Следующим этапом было знакомство с блоками Дьенеша.

В процессе манипуляций с блоками дети установили, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки и т. д.

Поскольку блоки представляют собой эталоны форм, цвета они помогли в запоминании программного материала по соотношению цвета, формы, в установлении сходства и различия между предметами.

В помощь к блокам имеются альбомы (для каждого возраста свой). Накладывая цветные блоки на цветные изображения в альбоме, дети в восторге от того, что плоскостные изображения превращаются в объёмные.

Наряду с логическими блоками применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков: цвет, форма, толщина, размер. Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно-логическому мышлению.

Предлагаю вашему вниманию игры для детей среднего дошкольного возраста. Разумеется, все игры невозможно показать, но часть из них я вам покажу.

"Цепочка". От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:

а) чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);

б) чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и т. д.);

«Какой фигуры не хватает»

Квадрат разделен на 9 частей. В 8 из них указаны два признака фигуры. Необходимо назвать недостающую фигуру.

«Волшебный кубик»

На грани кубика наклеены символы-знаки. Бросаем кубик и выбираем соответствующие фигуры. Если кубиков 2,3,4, можно усложнять игру и выбирать фигуры с опорой на 2,3,4 свойства.

А теперь я предлагаю вам поиграть.

В лесу переполох! Лиса, волк и медведь никак не могут поделить подарки деда Мороза! Дед Мороз сказал взять лисе все маленькие подарки, медведю – все толстые, а волку – круглые.

Но вот беда, есть подарки и круглые и маленькие одновременно. Их должна взять и лиса и волк! А есть подарки и круглые, и маленькие, и толстые! Ими могут играть все звери вместе.

Три пересекающихся обруча (ленточки, веревочки) помогли нам разобраться – выяснить, где чьи подарки, кто чем может пользоваться на правах совместной собственности!

Результат работы с блоками Дьенеша:

1. Дети умеют использовать занимательный материал, как в организованной образовательной деятельности, а также в играх самостоятельного характера.

2. У детей сформированы сенсорные эталоны, они умеют сопоставлять предметы по цвету, размеру, форме и толщине.

3. Дети хорошо ориентируются в пространственных отношениях между предметами.

4. Освоили конструктивные навыки: строить постройки по образцу, читать чертежи.

5. У детей сформировано логическое мышление: умение анализировать, делать выводы, обобщать, сравнивать, классифицировать.

Использование «Логических блоков Дьенеша» положительно влияет на интеллектуальное развитие детей среднего возраста.

Таким образом, использование развивающих и дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста, способствует развитию логического мышления и повышению уровня знаний по развитию элементарных математических представлений у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для родителей «Играем с Блоками Дьенеша»

Компьютерная презентация по методике математического развитияна тему: «Логические блоки Дьенеша как универсальное множество способствующие познанию свойств и отношений»...

Мастер-класс для родителей "Игры с блоками Дьенеша"

Материал позволяет родителям познакомить детей с блоками Дьенеша и использовать их в дазличных видах деятельности....

Консультация для родителей «Игры с блоками Дьенеша»

Консультация для родителей «Игры с блоками Дьенеша»...

Семинар-практикум для воспитателей: «Методика работы с Блоками Дьенеша и палочками Кюизенера».

Семинар-практикум для воспитателей: «Методика работы с Блоками Дьенеша и палочками Кюизенера».«Я слышу и забываю, я вижу и я запоминаю, я делаю и я понимаю». Пусть эти слова ст...

Консультация для родителей «Игры с блоками Дьенеша"

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Наиболее эффективным пособием являются бл...

Консультация для родителей "Игры с блоками Дьенеша для детей 4-5 лет"

В какие игры с блоками Дьенеша можно играть с детьми средней группы...