Родительское собрание в средней группе "Знаете ли Вы своего ребенка?"
план-конспект занятия (младшая группа)


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Костинологовская СОШ»

Родительское собрание в средней группе

«Знаете ли вы своего ребѐнка?»

Выполнила: воспитатель, Николаенко О.В.

с.Костин Лог, сентябрь 2023г.

Цель: Повышение родительской компетенции в воспитании и образовании детей.

Задачи:

  • знакомство родителей с возрастными особенностями детей 4-5 лет;
  • вовлечение родителей в образовательный процесс, создание единых подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
  • способствовать формированию правильного отношения родителей к индивидуальным способностям своего ребенка.

Предварительная работа:

  1. Опрос детей «Что ты любишь?»
  2. Составление        консультации        для        родителей        «Психологические особенности детей 4-5 лет».
  3. Папка передвижка «Режим дня детей среднего возраста в ОУ»
  4. Составление алгоритма рассказа о ребѐнке для родителей.
  5. Подготовить карточки для родителей.

Оборудование: карточки с незаконченными предложениями, варианты ответов детей, мягкая игрушка, музыкальный центр, карточки с алгоритмами рассказа о ребѐнке.

План собрания:

Организационный момент.

  1. Приветствие        детей        «Мы        вместе»,        упражнение        для        родителей

«Приветствие».

Практическая часть.

  1. Задание «Знаю ли я своего ребенка?»
  2. Беседа «Мой ребенок» предложить родителям рассказать о своем ребѐнке (алгоритм предлагается)
  3. Выступление воспитателя «Психологические особенности детей 4-5 лет». 5.Физминутка для родителей «На лугу растут цветы»
  1. Практическое задание для родителей, работа по карточкам. Игровая ситуация «Острое блюдо»
  2. Заключительная часть.

Ход собрания:

  1. Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня мы с вами будем говорить о том, хорошо ли вы знаете своих детей.

Самые дорогие и любимые люди в жизни ребенка – это родители. Потребность в родительской любви не только самая сильная, но и самая длительная. Проходят увлечения, меняются привязанности, но любовь к родителям и потребность в ответной любви остаются до конца дней.

Дорогие родители! Мы очень рады видеть вас сегодня на родительском собрании нашей группы, потому что понимаем: без союза с вами - семьями

наших воспитанников, без вашей поддержки и помощи мы не добьѐмся тех результатов в воспитании и развитии наших детей, к которым стремимся. Поэтому нам, педагогам, очень хотелось бы найти в вашем лице союзников и помощников.

Скажите, пожалуйста, что самое дорогое и важное у человека в жизни? Конечно же, семья. Если в семье царят взаимопонимание, доверие и тепло – это настоящее счастье. А истинное счастье на планете – это, без сомненья, наши дети.

А сейчас вас приветствуют ваши дети.

Приложение 1 Приветствие детей «Мы вместе»

Воспитатель предлагает упражнение для родителей «Приветствие».

Участники становятся в круг, по кругу передается игрушка, педагог предлагает алгоритм игры: « Я, ФИО, мама или папа ребенка…, здравствуйте».

Цель упражнения: создание благоприятного эмоционального фона.

Воспитатель: большое спасибо, вот мы с вами и познакомились поближе, прошу всех садиться.

  1. Может ли кто-нибудь знать своего ребенка лучше матери и отца – самых близких ему людей, самых любящих и самоотверженных? Многие родители искренне считают, что своего ребенка они знают очень хорошо. Сейчас вы выполните задание «Знаю ли я своего ребенка». Ваша задача, уважаемые родители, ответить на вопросы, а затем вы сравните ваши ответы с ответами детей.

Я раздам карточки с предложениями, которые надо закончить: любимая игра моего ребенка…, друзей моего ребенка зовут…, любимый мультфильм моего ребенка…, любимая книга моего ребенка…,мой ребенок не любит, есть…,мой ребенок любит заниматься….

Далее, родители сравнивает данные, с результатами детей и делают вывод, насколько родители знают своих детей.

  1. Воспитатель предлагает родителям рассказать о своем ребенке.

Алгоритм рассказа:

  • Каков ваш ребенок (уверенный, решительный, неуверенный).
  • Общительный он или нет? Как это проявляется?
  • Есть ли у ребенка, на ваш взгляд, какие- либо способности?
  • Каково обычное состояние ребенка и его настроение?
  • Часто ли плачет ваш ребенок?
  • Как засыпает, как спит?
  • Часто ли он устает, если да, то почему?
  • Как он реагирует на неудачи?
  • Как он реагирует на замечания, наказания?
  • Как у ребенка проявляется самостоятельность?
  • Какие отношения со сверстниками?
  • О каких еще особенностей своего ребенка вы хотите рассказать?

  1. Выступление воспитателя «Психологические особенности детей 4-5 лет» Приложение 2

  1. Физминутка для родителей «На лугу растут цветы» Приложение 3

  1. Далее        практическое        задание        для        родителей,        работа        по        карточкам

Приложение 4

  1. Составить режим выходного дня. 2)Составить меню выходного дня.
  1. В магазине выбрать игрушки для сына или дочери по возрасту. 4)Подобрать игрушки по сезону на улицу.

Игровая ситуация «Острое блюдо» Приложение 5

Перечница, в ней листочки бумаги свернутые трубочкой, на листках вопросы:

  1. Что делать, если ребенок капризничает в магазине?
  2. Ребенок отказывается идти в детский сад.
  3. Ребенок отказывается надеть предложенную одежду.
  4. Ваш ребенок кусается.
  5. Требует такую же игрушку, как у товарища.

Все практические задания сопровождаются спокойной музыкой. После практических заданий родителям предлагается немного их обсудить (родители обсуждают).

Комментарий воспитателя. Социальная среда в детском саду противоположна домашней. Дома ребенок выдвинут на пьедестал. Жизнь семьи вертится вокруг него. А в детском саду он такой же, как и все. Он часть группы. У ребенка развивается внутриличностный конфликт, и он порой не знает как себя вести в группе.

Проанализируйте сейчас мысленно, каков ваш ребенок, вспомните его достоинства и недостатки.

  1. Заключительная часть.

Уважаемые родители, ребѐнку трудно самому понять, что значит «можно», а что значит «нельзя». Что такое «хорошо» и что такое «плохо». Вы должны помочь ему разобраться в этом. Дети только начинают усваивать социальный опыт, поведение родителей играет важную роль.

Л.Н. Толстой писал, что все трудности воспитания вытекают из того, что родители не только не исправляют свои недостатки, но и оправдывают их в себе, при этом, желая не видеть этих недостатков в детях.

Поэтому, уважаемые родители, если вам трудно расстаться со своими привычками, то хотя бы не демонстрируйте их своему ребѐнку или не ругайте его за это.

В жизни нет ни одного человека, у которого были бы только одни достоинства или только одни недостатки. Мудрость родителей заключается в том, что видя те или иные особенности своего ребенка, они соотносят их с эффективностью семейного воспитания. Ребенок не пустой сосуд. И, если в нем не формируются положительные качества, то возникают вредные привычки и наклонности. Если ребенок ленив, то это значит, что в семье его не приучили к труду; если он агрессивен, значит, он не познал доброго отношения. Родители должны хорошо знать достоинство и недостатки своего ребенка: чтобы уравновешивать их, опираясь на положительное, избавляться от отрицательного.

Удачи вам, дорогие родители!

Приложение 1

Приветствие детей «Мы вместе»

Консультация для родителей

«Психологические особенности детей 4-5 лет»

Очень часто родители задают себе вопрос, почему мой ребенок совершает те или иные поступки, которые не всегда устраивают самих родителей и окружающих. Чтобы правильно оценивать ребенка надо знать его возрастные особенности. И сегодня я хочу вас познакомить с этими особенностями.

  • Детям любого возраста свойственно и необходимо движение.
  • Физические возможности малышей возрастают. Причем, существенно. В частности, заметно улучшение координации. И в целом их движения выглядят увереннее. Эти два фактора заметны даже со стороны.
  • Наблюдается развитие навыка моторики.
  • Ловкости и быстроте основной части детишек в этом возрасте можно позавидовать.
  • В норме прибавка в росте должна быть от 5 до 7 см. В весе же — до 2 кг.
  • Скелет очень гибкий, потому что процесс окостенения еще не окончен. Поэтому, и речи быть не может, о каких бы то ни было силовых упражнениях.
  • Особенность деятельности сердца заключается в том, что его ритм быстро нарушается. Внешне это можно увидеть по покраснению либо побледнению лица, учащенному дыханию, движениям со слабой координацией, и т.д.
  • Мозг ребенка очень быстро устанавливает условно — рефлекторные связи.
  • Малыш в этом возрасте особенно чувствителен к шуму. Причина в том, что барабанная перепонка очень нежна и ее легко поранить.
  • Возраст        4-5        лет        —        это        по-настоящему «золотая        пора»        развития сенсорных способностей.
  • Воспитательные меры, направленные на нервные процессы, становятся более эффективными.

То есть, малыш получает много навыков через игру. Он учится общению со сверстниками, стремится держать эмоции под контролем, следовать правилам (в данном случае — правилам игры, потом это пригодится и в жизни).

Часто дети копируют взрослых в своих играх. Дети открывают для себя мир человеческих отношений, общественных функций людей, различных видов их деятельности.

Очень важно относиться к детской игре как к чему-то очень серьезному. Родителям следует всячески поддерживать своих детей в желании поиграть.

Творческие способности

Каждому родителю хочется видеть своего малыша в том числе и с высоко развитым эстетическим чувством.

Человеком с независимым, открытым умом, всегда добивается тех целей, которые он для себя поставил.

Это невозможно без развития у него способностей к творчеству. Заниматься этим нужно так рано, как только возможно.

Малыш в этом возрасте постепенно становится способным овладевать (не сразу, а понемногу) координацией мелких движений рук, зрительного контроля. Это дает ему возможность совершенствовать свои способности в изобразительной деятельности. Например, основная часть малышей рисует с большой охотой, т.к. координация между зрительным и моторным восприятием является огромным достижением для человека столь юного возраста.

С точки зрения психологии, рисунок — это важная подготовительная часть письменной речи и может много сказать о том, как малыш воспринимает окружающий мир.

Ребенок может иметь склонности к пению, танцам, влечению к нестандартным видам творческой деятельности (например, к кулинарии или точным наукам).

Развитие речи

Такой скачок в развитии, который есть у детей этого возраста, был бы мало возможен без постепенного овладения искусством речи.

И он не только активно учит новые слова, но и сам их придумывает.

В этом возрасте подавляющее количество детей используют практически все части речи, соответственно его словарный запас значительно увеличивается.

Благодаря        этому        он        воспринимает        этот        мир        более        осмысленно, целенаправленно анализируя.

Общение

Как общаются малыши? Иначе, чем со взрослыми. Первое, что бросается в глаза, повышенная эмоциональность. Они редко могут разговаривать нормально. Они кричат, хохочут, визжат, носятся, и при этом захлебываются от восторга. Взрослым нередко такие реакции непонятны.

Оттого основная часть детей, особенно этого возрастного периода, ведут себя раскованней и свободней со сверстниками. В общении сверстников можно наблюдать больше чувств, экспрессивно-мимических проявлений, чем при обращении к взрослым людям.

В общении с взрослыми детки стараются придерживаться хотя бы относительных норм, приличий. В общении друг с другом они, например, часто используют порой совершенно неожиданные звуки, небылицы, слова.

Иногда дети стесняются общаться, как со сверстниками, так и со взрослыми. Что бы, это явление не переросло в психологическую проблему, взрослым надо нивелировать такое явление и искать выход из такой ситуации.

Например, помочь ребенку и ввести его в круг общения других детей словами: «Привет ребята! Нас зовут Катя и Маша, давайте играть вместе». В дальнейшем ребенок научиться сам знакомиться и общаться.

Эмоциональные особенности

Ребѐнок в этом возрасте — маленький человек, который обладает достаточно развитым и разнообразным спектром эмоций. Его чувства в большей степени связаны с тем, какая атмосфера у него в семье. Его эмоции и потребности постепенно осложняются с появлением новых навыков. Дошкольник может выражать чувства с разной интонацией и мимикой.

Воспитание

К этому возрасту, дети чаще всего становятся мягче, часто уступают. Их чувства становятся глубже.

В это время у малыша развивается познавательная сфера.

Необходимо как можно чаще общаться с ребенком, особенно в этом возрасте. Нужно рассказывать ему об окружающем мире, о явлениях, происходящих в нем.

В этом возрасте с малышом можно договариваться.

Но важно помнить, что позитивное воспитание должно быть основано на любви, а не на устрашении. Для малыша очень важно знать, что взрослые будут любить его всегда, даже если он проявляет непослушание.

Обучение детей 4-5 лет

Мнение о том, каким образом и где обучать и развивать 4-5 летних детей разительно отличаются друг от друга.

Одни пребывают в уверенности, что малыша надо развивать чуть ли не с первых дней после того, как он родился, другие же думают, что детство — на то и детство, и не требуют от своих детей практически ничего.

И лишь родителям решать, на чью сторону в данном споре встать.

4-5 лет — очень интересный возраст. И это не только положительное качество этого периода жизни. Например, у детей появляются страхи. Один из них — страх темноты или одиночества. Родители должны всегда чутко и внимательно анализировать поведение и развитие ребенка, чтобы в сложный момент помочь ему преодолеть все сложности и вовремя вернуть его развитие в нужное направление.

Приложение 3

Физминутка для родителей «На лугу растут цветы»

На лугу растут цветы Небывалой красоты.

(Потягивания — руки в стороны)

К солнцу тянутся цветы. С ними потянись и ты.

(Потягивания — руки вверх)

Ветер дует иногда, Только это не беда.

(Родители машут руками, изображая ветер)

Наклоняются цветочки, Опускают лепесточки. (Наклоны)

А потом опять встают И по-прежнему цветут.

Приложение 4

Практическое задание для родителей, работа по карточкам

Приложение 5

Игровая ситуация «Острое блюдо»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в средней группе. Тему: «Знаете ли вы своего ребенка»

Цель: вооружить родителей знаниями по вопросам применения разнообразных методов воспитания ребенка. Заинтересовать родителей данной проблемой, учить анализировать свою воспитательную деятельность....

Конспект родительского собрания в средней группе: "Путешествие в прошлое своей семьи".

Конспект родительского собрания в средней группе. Тема: «Путешествие в прошлое своей семьи».   Цель: Формирование семейных традиций. Задачи:  1. Заинтересовать родителей и детей изучением...

Конспект родительского собрания в средней группе" Знаете ли вы своего ребёнка?"

Вооружить родителей знаниями по вопросам применения разнообразных методов воспитания ребёнка, убедить их в целесообразности....

Родительское собрание в средней группе на тему: Знаете ли вы своего ребенка?

Родительское собрание в средней группе на тему: Знаете ли вы своего ребенка?...

«Сценарий мероприятия с родителями» Родительское собрание в средней группе »Знаем ли мы своих детей»

«Сценарий мероприятия с родителями»Родительское собрание в средней группе »знаем ли мы своих детей»Тема: Знаем ли мы своих детей?Цель:1. Повысить уровень педагогической культуры  родителей д...