Общаясь с ребёнком - развиваем речь
консультация
Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Родной язык помогает ему войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения с взрослыми и детьми. С помощью речи ребёнок познаёт окружающий мир, высказывает свои мысли и взгляды.
Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Она не передается по наследству, ребенок перенимает речевой опыт от окружающих, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей среды. Поэтому, так важно, чтобы взрослые в разговоре с детьми следили за своей речью.
Нечеткая, торопливая речь взрослого отрицательно скажется на речи ребенка и впоследствии он может так же не заботится о том, как его речь воспринимается слушателями. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchayas_s_rebyonkom_-_razvivaem_rech.docx | 23.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Общаясь с ребёнком – развиваем речь
Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Родной язык помогает ему войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения с взрослыми и детьми. С помощью речи ребёнок познаёт окружающий мир, высказывает свои мысли и взгляды.
Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Она не передается по наследству, ребенок перенимает речевой опыт от окружающих, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей среды. Поэтому, так важно, чтобы взрослые в разговоре с детьми следили за своей речью.
Нечеткая, торопливая речь взрослого отрицательно скажется на речи ребенка и впоследствии он может так же не заботится о том, как его речь воспринимается слушателями. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи.
Особенно чётко нужно произносить незнакомые, новые для ребёнка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушаться к вашей речи.
В возрасте 5-6 лет словарь детей активно пополняется новыми словами. Это связано с интенсивным расширением представлений об окружающем мире. Расширяется словарь обобщений: растения – это деревья, кустарники, травы, цветы и т.д.
Они достаточно хорошо образуют множественное число существительных (кукла – куклы, изменяют слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (кукла – куколка). Осваивая математический словарь дети учатся согласовывать существительные с числительными (одна кукла, две куклы и т.д.). Однако в этом возрасте можно столкнуться с некоторыми затруднениями при образовании некоторых существительных множественного числа родительного падежа (чулок, носков, ботинок, тапочек и т. д.).
Из речи постепенно исчезают замена звуков и сокращение слов. Дети успешно справляются с произнесением слов, в которых имеются множественные стечения согласных (конструктор, экскурсия).
Дети старшего дошкольного возраста начинают активно осваивать способы словообразования. Словарь ребёнка обогащается словами, обозначающими качества предметов, их действия. Дети учатся подбирать слова с противоположными значениями, сравнивают предметы и явления. В этом возрасте начинается «взрыв» словотворчества.
В речи детей формируется понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура, звуковая сторона речи, т.е. умения и навыки, необходимые для дальнейшего развития речи.
Продолжается развитие связной речи – диалога и монолога.
Первостепенное значение имеет овладение диалогической речью – необходимым условием полноценного социального развития ребенка. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка, менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определённый эмоциональный тон; слушать свою речь, и если нужно, вносить в неё изменения и поправки.
Вместе играйте – диалогическую речь развивайте!
Игра «Закрытая картинка».
Взрослый показывает перевернутую картинку и объясняет, что здесь нарисовано что-то очень интересное. Затем он просит ребёнка:
- Сделай то же самое, что делает девочка на этой картинке.
- Дай мне такой же мячик, как на этой картинке.
- Дай столько же кубиков, как на этой картинке.
- Дети поставлены перед необходимостью спросить у взрослого:
- Что делает девочка? Какой мячик? Сколько кубиков? И т. д.
Игра «Расскажу – не покажу».
Двое игроков каждый в свою коробочку прячут какой – нибудь предмет. Затем задавая любые вопросы, необходимо каждому игроку отгадать , что в коробочке друг у друга. Нельзя только спрашивать – что в коробочке? Игроки задают друг другу знакомые, заранее отработанные вопросы. Например, какого цвета предмет? Какой формы? Из чего он сделан? Что с ним можно делать? И т. д. Если задавший вопросы догадался, что лежит в коробочке, и правильно назвал предмет, отвечавший показывает игрушку. Можно в эту игру играть и без наличия предметов, просто задумав любой предмет и также задавая друг другу вопросы, отгадывать.
Игра «Вопрос с подсказкой»
Вместе с ребёнком рисуются карточки с символами, обозначающими то или иное содержание вопроса. Пустая карточка - «Что это?», «Кто это?». Карточка с цветными пятнами - «Какого цвета?». Карточка с геометрическими фигурами - «Какой формы предмет или его часть?». Карточка с изображениями разобранной пирамидки - «Какие части есть у предмета?», «Какие части тела есть у животного?». Эта игра способствует умению задавать вопросы с разными вопросительными словами, опираясь на символы.
Игра «Похожи – непохожи»
Играют два человека. Берётся две картинки с изображением разных объектов или игра проводится словесно. Один человек высказывает мнение о том, что изображенные объекты непохожи, и называет отличающие их признаки. Другой доказывает, что объекты похожи.
Примерные пары: собака и пчела; курица и рыбка; аквариум и улей; скамейка и кресло; ромашка и календула; дерево и цветок и т. п.
- Собака и пчела непохожи: собака большая, а пчела маленькая.
- Они похожи, так как они обе живые (животные).
- Они не похожи: собака – зверь, а пчела — насекомое.
- А мы думаем, что они похожи. И собака приносит пользу человеку и пчела.
- Они выглядят по-разному.
- И пчела, и собака могут укусить и т. д.
Эта игра способствует умению терпимо относиться к мнению или суждению собеседников, аргументировано доказывать свою точку зрения.
В диалогической речи совершенствуется речевой слух, правильное звукопроизношение, интонационная выразительность, закрепляются навыки правильной выразительной речи.
Монолог – более сложная форма речи, развитие и становление которой требуют от ребенка определенного уровня общего развития. По данным отечественных исследований, элементы монологической речи появляются у детей лишь к 5 годам. С этого времени ребенок начинает овладевать сложнейшей формой сообщения в виде монолога-рассказа о пережитом и увиденном.
Вместе играйте – монологическую речь развивайте!
Игра «Что сначала, что потом?»
Игра способствует умению ребёнка передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.
Описание игры: предлагается составить рассказ, опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.
Игра «Нарисуй сказку»
Игра способствует умению ребёнка, наоборот, составлять схемы к тексту, потом использовать их при рассказывании.
Описание игры: Ребёнку читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку.
Игра «Оживи предмет»
Ребёнок берёт на себя роль, например, шкафа, а взрослый задаёт серию вопросов, заставляющих мыслить, составлять логические цепочки.
- Чего хочет шкаф? Что в нём лежит? Чего он боится? Что с ним может случиться? и т.д.
В семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать. Необходимо чтобы взрослые учитывали интересы ребёнка, умели его выслушивать, занимая позицию тактичного собеседника.
Своевременное развитие речи перестраивает всю психику ребёнка, позволяет ему более осознано воспринимать явления окружающего мира. Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию ребёнка, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "В игре ребёнок развивается, познаёт мир, общается"
Консультация для родителей «В игре ребенок развивается, познает мир, общается»Дошкольник много времени проводит в игре. Но не потому мы считаем игру ведущей деятельностью ребенка – дошкольника, ...
Общаясь с ребенком - развиваем речь
особенности общения родителей с детьми...
конспект занятия "В игре ребёнок развивается, познает мир, общается"
данный материал составлен для проведения мастер-класса с использованием конструктора "Притворщик"...
«В игре ребёнок развивается, познаёт мир, общается»
Методические рекомендации по организации игровой деятельности для детей 4 - 5 лет....
Буклет "Как родители могут помочь ребёнку развивать речь"
Информация для родителей о развитии речи ребёнка по основным направлениям. Подборка игр и упражнений....
Общаясь с ребёнком развиваем речь
Консультация для родителей...