Консультация для педагогов: «Использование развивающих игр с кубиками Б.П. Никитина «Сложи узор» с детьми дошкольного возраста»
картотека

Пелевина Наталия Витальевна

Кубики Б.П.Никитина – одна из популярных игровых технологий для детей дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_kubiki_nikitina.docx123.82 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Использование развивающих игр

с кубиками Б.П. Никитина «Сложи узор»

с детьми дошкольного возраста»

https://documents.infourok.ru/feeb2806-d846-41b1-bdb7-a6761034a8b4/0/image001.gif

 

 

Кубики Б.П.Никитина – одна из популярных игровых технологий для детей дошкольного возраста. 

Как известно, первые годы жизни ребенка - самые ценные для его будущего и надо как можно полнее использовать их. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому. Происходит развитие восприятия, внимания, памяти, воображения.

Как сказал Б.П.Никитин: «Игрушки, игры – одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Вы думаете, что просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность!»

Кубики Никитина - это прекрасные и увлекательные пособия для развития интеллектуальных способностей детей, в которых всегда есть один простой базовый набор: кубики – из которых необходимо сложить узор; рамки – вкладыши или геометрические фигуры. С их помощью можно создавать различные задания для малышей разного уровня сложности.

При игре в кубики, необходимо придерживаться основных правил:

•              Сначала - взрослый, потом - ребенок (выполняя задания, вы сами прочувствуете, с какими сложностями  может столкнуться ребенок)  Подсказки давать запрещено!

•              На решение задачи ребенку нужно давать столько времени, сколько требуется.

•              Если ребенок не справляется, делайте вынужденные перерывы, возвращаясь к простым вариантам.

Одна из любимых игр детей с кубиками Б.П.Никитина - игра «Сложи узор». Игра «Сложи узор» состоит из 16 одинаковых кубиков. Каждый кубик окрашен в 4 цвета (синий, жёлтый, красный, белый)  и две грани кубика двуцветные (белокрасные и сине-желтые). С помощью этой игры можно создать огромное количество разных интересных узоров, буквы, цифры, животных и многое другое.

Задания для игры делятся по количеству использованных кубиков:

1                     этап   – задания из 4-х кубиков.

2                     этап  – из 9-ти кубиков.

3                     этап – из 16-ти кубиков с прорисовкой, а впоследствии - без прорисовки границ рисунка.

Таким образом, возрастает сложность заданий от этапа к этапу. В этом и заключается принцип от «простого к сложному», когда предыдущее задание подготавливает малыша к следующему. Все это в совокупности дает возможность ребенку находить решение самостоятельно, без подсказки.

В настоящее время разработаны различные пособия и альбомы, которые помогают педагогу в организации игр с кубиками.

 

Условно организацию игры можно разделить на 3 этапа.

 https://documents.infourok.ru/feeb2806-d846-41b1-bdb7-a6761034a8b4/0/image002.jpg

1 этап - МЛАДШАЯ  ГРУППА. На данном этапе можно использовать задания из альбома «Сложи узор» для малышей»

 

 

У малышей наглядно-образное мышление, поэтому схемы в альбоме «оживают» и кубики превращаются в бабочек, цветочки, зверят.

-         Сколько бабочек из кубиков ты

видишь на картинке? (4)

-         Чем похожи бабочки? (У всех бабочек крылышки квадратные)

Чем отличаются? (Крылышки разного цвета)

В  задании можно предложить малышу отгадать загадку:

-Этот фрукт на вкус хорош и на лампочку похож? (груша)

-Круглое, румяное я расту на ветке, любят меня взрослые и маленькие детки 

(яблоко)

Дети отгадывают загадки и подбирают кубик по цвету.

Нужно помочь мышонку добраться до сыра? - Малыш выкладывает дорожку заданного цвета и просчитывает количество выложенных кубиков.

Предлагается ребенку развесить на деревья желтые и красные листочки. Строим для ежика дорожку.

С помощью таких заданий учим и закрепляем цвета; формируем представления о временах года, формируем начальные навыки счета.

Постепенно сложность задания возрастает. Задания из одноцветных кубиков, переходят в задания двуцветные.

- У медвежонка и котенка тихий час. Укрой их одеяльцами. Как ты думаешь, чем похожи одеяльца? А чем отличаются?  Покажи на рисунке большие и маленькие треугольники 

Выполняя такие задания, дети усваивают понятия закономерности и последовательности.

 

2 этап игры - СРЕДНЯЯ  ГРУППА. https://documents.infourok.ru/feeb2806-d846-41b1-bdb7-a6761034a8b4/0/image003.gif

В работе     с        детьми                  данного возраста используются задания из альбома  «ЧудоКубики». 

 

Учитывая    принцип     от      простого     к сложному, задания 2 этапа усложняются, состоят из 9-ти кубиков.

 Предлагается       выложить   узор   из кубиков на      одеяльца,    как показано     на картинке, а затем постараться построить свой узор. К примеру, поменять цвета на одеяльцах.

Задания данного альбома учат детей симметрично выкладывать узоры на картинке. Например, составить из кубиков правую часть ковра симметрично левой части.

Тренируем  внимание с помощью таких заданий как:

-   Найди  на рисунке такой же корабль и выложи его.

-   Попробуй собрать и остальные корабли.

 

3 этап игры – СТАРШАЯ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППЫ. Используются задания и игры из альбома «Чудо-кубики 2». 

 https://documents.infourok.ru/feeb2806-d846-41b1-bdb7-a6761034a8b4/0/image004.jpg

Задания – картинки в этом альбоме состоят из 16-ти кубиков с прорисованными гранями. В дальнейшем задания усложняются и картинки предлагаются без прорисовки границ.

Детям          очень          нравится     собирать картинки и составлять узоры из кубиков. Каждый раз, выполняя новое задание, они радуются, что у них получилось справиться с ним,           что они смогли его выполнить самостоятельно, без подсказки взрослого.

 

Таким образом, развивающее пособие «Сложи узор» - универсально. Один и тот же набор кубиков можно использовать на протяжении всего дошкольного детства, постепенно усложняя игру и задания к ней.

Кубики «Сложи узор» могут использоваться в коррекционной и диагностической работе с детьми с ОВЗ. 

Плюс данной технологии еще и в том, что она развивает:

-   наглядно действенное мышление

-   мыслительные операции: сравнения, анализа, синтеза

-   цветовое восприятие

-   самоконтроль и самоанализ

-   развивает  зрительную память, мелкую моторику, чувство симметрии и т.д.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование приемов логопедического массажа для развития межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста"

Развитие межполушарного взаимодействия - основа интеллектуального развития ребёнка. Его несформированность - основная причина трудностей в учёбе, в том числе и связанных с дисграфией, дислексией. Корр...

Консультация для родителей"Использование пальчиковых игр с применением нестандартного оборудования в работе с детьми дошкольного возраста"

Возраст от 2-4 лет имеет особое значение для развития ребёнка.Качественные изменения в речевом развитии детей связаны с расширением их контактов с окружающим миром людей,вещей,природы.Учёными доказано...

Консультация для педагогов «Использование музыкально-дидактических игр на занятиях и в повседневной жизни детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов «Использование музыкально-дидактических игр на занятиях и в повседневной жизни детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей «Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно – оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровье сберегающим технологиям , которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, подд...

Консультация для родителей «Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно – оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»

Зачем необходим массаж стоп?Огромную часть нашей  активной жизни мы проводим на ногах. Но почему то заботиться об отдыхе и состоянии наших бедных ножек мы часто забываем . А ведь они нуждаются в ...

Использование развивающих игр В. В. Воскобовича в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.

В основе методики Воскобовича лежит принцип: интерес – познание – творчество. Игровая методика побуждает интерес детей к занятиям. Главная отличительная особенность игр – образн...

Консультация для педагогов: "Использование мини-робота Вее-Воt «Умная пчела» в работе с детьми дошкольного возраста"

В наше время современные технологии позволяют ребенку развиваться и обретать различные навыки в процессе игры. Мини-робот Bee-Bot "Умная пчела" поможет освоить детям...