Консультация для педагогов: «Использование развивающих игр с кубиками Б.П. Никитина «Сложи узор» с детьми дошкольного возраста»
картотека
Кубики Б.П.Никитина – одна из популярных игровых технологий для детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_kubiki_nikitina.docx | 123.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Использование развивающих игр
с кубиками Б.П. Никитина «Сложи узор»
с детьми дошкольного возраста»
Кубики Б.П.Никитина – одна из популярных игровых технологий для детей дошкольного возраста.
Как известно, первые годы жизни ребенка - самые ценные для его будущего и надо как можно полнее использовать их. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому. Происходит развитие восприятия, внимания, памяти, воображения.
Как сказал Б.П.Никитин: «Игрушки, игры – одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Вы думаете, что просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность!»
Кубики Никитина - это прекрасные и увлекательные пособия для развития интеллектуальных способностей детей, в которых всегда есть один простой базовый набор: кубики – из которых необходимо сложить узор; рамки – вкладыши или геометрические фигуры. С их помощью можно создавать различные задания для малышей разного уровня сложности.
При игре в кубики, необходимо придерживаться основных правил:
• Сначала - взрослый, потом - ребенок (выполняя задания, вы сами прочувствуете, с какими сложностями может столкнуться ребенок) ∙ Подсказки давать запрещено!
• На решение задачи ребенку нужно давать столько времени, сколько требуется.
• Если ребенок не справляется, делайте вынужденные перерывы, возвращаясь к простым вариантам.
Одна из любимых игр детей с кубиками Б.П.Никитина - игра «Сложи узор». Игра «Сложи узор» состоит из 16 одинаковых кубиков. Каждый кубик окрашен в 4 цвета (синий, жёлтый, красный, белый) и две грани кубика двуцветные (белокрасные и сине-желтые). С помощью этой игры можно создать огромное количество разных интересных узоров, буквы, цифры, животных и многое другое.
Задания для игры делятся по количеству использованных кубиков:
1 этап – задания из 4-х кубиков.
2 этап – из 9-ти кубиков.
3 этап – из 16-ти кубиков с прорисовкой, а впоследствии - без прорисовки границ рисунка.
Таким образом, возрастает сложность заданий от этапа к этапу. В этом и заключается принцип от «простого к сложному», когда предыдущее задание подготавливает малыша к следующему. Все это в совокупности дает возможность ребенку находить решение самостоятельно, без подсказки.
В настоящее время разработаны различные пособия и альбомы, которые помогают педагогу в организации игр с кубиками.
Условно организацию игры можно разделить на 3 этапа.
1 этап - МЛАДШАЯ ГРУППА. На данном этапе можно использовать задания из альбома «Сложи узор» для малышей»
У малышей наглядно-образное мышление, поэтому схемы в альбоме «оживают» и кубики превращаются в бабочек, цветочки, зверят.
- Сколько бабочек из кубиков ты
видишь на картинке? (4)
- Чем похожи бабочки? (У всех бабочек крылышки квадратные)
Чем отличаются? (Крылышки разного цвета)
В задании можно предложить малышу отгадать загадку:
-Этот фрукт на вкус хорош и на лампочку похож? (груша)
-Круглое, румяное я расту на ветке, любят меня взрослые и маленькие детки
(яблоко)
Дети отгадывают загадки и подбирают кубик по цвету.
Нужно помочь мышонку добраться до сыра? - Малыш выкладывает дорожку заданного цвета и просчитывает количество выложенных кубиков.
Предлагается ребенку развесить на деревья желтые и красные листочки. Строим для ежика дорожку.
С помощью таких заданий учим и закрепляем цвета; формируем представления о временах года, формируем начальные навыки счета.
Постепенно сложность задания возрастает. Задания из одноцветных кубиков, переходят в задания двуцветные.
- У медвежонка и котенка тихий час. Укрой их одеяльцами. Как ты думаешь, чем похожи одеяльца? А чем отличаются? Покажи на рисунке большие и маленькие треугольники
Выполняя такие задания, дети усваивают понятия закономерности и последовательности.
2 этап игры - СРЕДНЯЯ ГРУППА.
В работе с детьми данного возраста используются задания из альбома «ЧудоКубики».
Учитывая принцип от простого к сложному, задания 2 этапа усложняются, состоят из 9-ти кубиков.
Предлагается выложить узор из кубиков на одеяльца, как показано на картинке, а затем постараться построить свой узор. К примеру, поменять цвета на одеяльцах.
Задания данного альбома учат детей симметрично выкладывать узоры на картинке. Например, составить из кубиков правую часть ковра симметрично левой части.
Тренируем внимание с помощью таких заданий как:
- Найди на рисунке такой же корабль и выложи его.
- Попробуй собрать и остальные корабли.
3 этап игры – СТАРШАЯ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППЫ. Используются задания и игры из альбома «Чудо-кубики 2».
Задания – картинки в этом альбоме состоят из 16-ти кубиков с прорисованными гранями. В дальнейшем задания усложняются и картинки предлагаются без прорисовки границ.
Детям очень нравится собирать картинки и составлять узоры из кубиков. Каждый раз, выполняя новое задание, они радуются, что у них получилось справиться с ним, что они смогли его выполнить самостоятельно, без подсказки взрослого.
Таким образом, развивающее пособие «Сложи узор» - универсально. Один и тот же набор кубиков можно использовать на протяжении всего дошкольного детства, постепенно усложняя игру и задания к ней.
Кубики «Сложи узор» могут использоваться в коррекционной и диагностической работе с детьми с ОВЗ.
Плюс данной технологии еще и в том, что она развивает:
- наглядно действенное мышление
- мыслительные операции: сравнения, анализа, синтеза
- цветовое восприятие
- самоконтроль и самоанализ
- развивает зрительную память, мелкую моторику, чувство симметрии и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Использование приемов логопедического массажа для развития межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста"
Развитие межполушарного взаимодействия - основа интеллектуального развития ребёнка. Его несформированность - основная причина трудностей в учёбе, в том числе и связанных с дисграфией, дислексией. Корр...
Консультация для родителей"Использование пальчиковых игр с применением нестандартного оборудования в работе с детьми дошкольного возраста"
Возраст от 2-4 лет имеет особое значение для развития ребёнка.Качественные изменения в речевом развитии детей связаны с расширением их контактов с окружающим миром людей,вещей,природы.Учёными доказано...
Консультация для педагогов «Использование музыкально-дидактических игр на занятиях и в повседневной жизни детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов «Использование музыкально-дидактических игр на занятиях и в повседневной жизни детей дошкольного возраста»...
Консультация для родителей «Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно – оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровье сберегающим технологиям , которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, подд...
Консультация для родителей «Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно – оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»
Зачем необходим массаж стоп?Огромную часть нашей активной жизни мы проводим на ногах. Но почему то заботиться об отдыхе и состоянии наших бедных ножек мы часто забываем . А ведь они нуждаются в ...
Использование развивающих игр В. В. Воскобовича в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.
В основе методики Воскобовича лежит принцип: интерес – познание – творчество. Игровая методика побуждает интерес детей к занятиям. Главная отличительная особенность игр – образн...
Консультация для педагогов: "Использование мини-робота Вее-Воt «Умная пчела» в работе с детьми дошкольного возраста"
В наше время современные технологии позволяют ребенку развиваться и обретать различные навыки в процессе игры. Мини-робот Bee-Bot "Умная пчела" поможет освоить детям...