Парциальная прграмма " Волшебные пальчики"
рабочая программа
Парциальная программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 62.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад № 40 "Золотая рыбка"
Парциальная программа
дополнительного образования
по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста
посредством кружковой деятельности
«Волшебные пальчики»
Составитель: Утяева А.А.
г. Нижневартовск 2023г.
Содержание
I. Целевой раздел …………………………………………………………….………………….………...5
1.1.Пояснительная записка………………………………………………………………………………....5
1.2. Цели и задачи………………………………………………………………….……………….6
1.3 Разделы программы…………………………………………………………….. 6
1.4. Планируемые результаты освоения программы ……………………………….6
1.5. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы……….7
2. Содержательный раздел…………………………………………………………………………………8
2.1. Перспективное планирование … ……………..……………………………….8
3. Организационный раздел………………………………………………………16
3.1.Организация кружковой деятельности………………………………………..16
3.2.Используемый материал при работе ………………………………………….17
3.3.Список литературы……………………………………………………………..19
Паспорт программы | |
Наименование услуги | Парциальная программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста посредством кружковой деятельности «Волшебные пальчики» |
Основание для разработки программы | 1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ. 2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» от 25.11.2022г. №1028 2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» от 31.07.2020г. №373. 3. Письмо Минобразования от 02.06.98 г. № 89/34-16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий». 4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» 5. Постановление №28 от 28.09.2020 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Министерство юстиции РФ зарегистрировано Регистрационный номер 61573 от 18.12.2020) 6. Устав МАДОУ г.Нижневартовска ДС №40 «Золотая рыбка». |
Заказчик программы | Родители (законные представители) |
Разработчик программы | Утяева Айгуль Авраловна воспитатель |
Исполнители программы | Педагоги |
Цель программы | Организация системы работы, направленной на развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр и упражнений. |
Задачи программы | - Разучить с детьми пальчиковые игры и упражнения. - формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук) - формирование практических умений и навыков |
Ожидаемые конечные результаты | Планируемые результаты освоения программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных |
Организация контроля за реализацией программы | Контроль за реализацией программы осуществляет: - заведующий ДОУ; - заместитель заведующего по ВМР - Совет педагогов; - Совет родителей (законных представителей) |
Срок реализации программы | 1 учебный год |
1.Целевой раздел.
1.1 Пояснительная записка.
При разработке программы использованы следующие нормативно- правовые документы:
- Закон Российской федерации № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г.;
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;
- Устав МКДОУ;
- Нормативные документы ДОУ;
- Образовательная программа МКДОУ «Детский сад «Светлячок» общеразвивающего вида
- СанПин (2.4.1. 3049-13 от 15 мая 2013 г.)
Возраст от рождения до трех лет считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен. Развитие мелкой моторики в дошкольном детстве имеет большое значение для полноценного развития всех сфер деятельности детей (развитие центральной нервной системы, речевое развитие, формирование графических навыков и др.). Еще в середине прошлого века было установлено, что, например, уровень развития речи детей прямо зависит от уровня сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Дети 1,5-3 лет редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечаются моторная неловкость, неточность движений, Детям с нарушением зрения трудно даётся узнавание различных поверхностей. Из-за малого практического опыта им не с чем даже его сравнить. Это приводит к задержке развития тактильной чувствительности и моторики рук, а в дальнейшем сказывается отрицательно на формировании предметно-практической деятельности. Поэтому, деятельность кружка направлена на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий.
1.2.Цель и задачи программы : Цель: Способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику рук, понимание речи; гармоничное развитие детей. Задачи: - развитие тонкой моторики пальцев; - развитие движений кистей рук; - развитие понимание речи; Формы работы: - пальчиковые игры; - игры с предметами и материалами; - массаж рук. - рваные аппликации с предварительным разрыванием бумаги и т. д. - использование пластилин и соленого теста
1.3 Основные направления работы для развития мелкой моторики рук и координации движений.
∙ Массаж кистей рук.
∙ Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
∙ Массаж кистей рук (еловыми и сосновыми шишками, массажными мячами).
∙ Рисование, лепка.
∙ Раскрашивание рисунка.
∙ Игры и действия с мелкими предметами.
∙ Узнавать предметы на ощупь.
∙ Работа с крупой, фасолью, горохом.
∙ Нанизывание бус, пуговиц на проволоку.
∙ Выкладывание фигур из геом. фигур, палочек, семян.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование специальных умений, способов самоконтроля. Направлено на установление уровня управления своими руками и пальцами. Формы проведения итогов реализации программы:
∙ выставки детских работ в детском саду;
∙ реализации дополнительной образовательной программы: проведение открытого мероприятия для родителей
∙ дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам). , Описание планируемых результатов. К концу курса дети должны овладеть: ∙ приемы самомассажа рук;
∙ владеть разными приемами сцепления пальцев («замок», «мост», «корзиночка» и др.);
∙ выполнять различные движения кистями и пальцами рук («дождик идет», «пианино» и т.п.).
∙ работать с трафаретами;
∙ застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;
∙ завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.
∙ применять приемы лепки: раскатывание, скатывание, расплющивание, сгибание, присоединение;
∙ выполнять шнуровку.
∙ способность синхронно выполнять движения обеими руками.
1.5. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы
Характеристика образовательного учреждения
Учредитель | Департамент образования администрации города Нижневартовска |
Тип образовательного учреждения | Дошкольное образовательное учреждение |
Наименование образовательного учреждения | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Нижневартовска детский сад №40 «Золотая рыбка» |
Вид | Детский сад |
Статус учреждения | Муниципальное |
Юридический адрес | Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область, г.Нижневартовск, ул. Северная 8 «б» |
Регистрационное свидетельство | Серия 86-АБ, №908222, регистрационный номер № 86-86-02/024/2014-620 |
Е-mail | |
Сайт | https://dou40.edu-nv.ru/ |
2. Содержательный раздел
2.1.Перспективное планирование кружковой работы
«Волшебные пальчики».
Календарно-тематическое планирование
Месяц | № занятий | Тема | Кол- во минут |
Сентябрь | Занятие № 1 | Знакомство с группой, правила поведения на занятиях. Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу | 5 |
Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «мошка», «дятел», «дождик» | 5 | ||
С предметами: -шнуровка – учимся засовывать шнурок в дырочку, делать крестик. -коробочка с крупой – перебираем фасоль, горох и семечки | 10 | ||
Занятие № 2 | Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу | 5 | |
Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ква-ква», «гуси-гуси», «автобус». | 5 | ||
С предметами: - бельевые прищепки – учимся их правильно держать, открывать и нанизывать на форму - лепка из теста: «Яблоки для ежа» с помощью шишек, делаем ёжика. | 10 | ||
Занятие № 3 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «мошка», «гуси-гуси», «дятел». - самомассаж под песню Е.Железновой | 5 3 | |
С предметами: - шнуровка – повторяем «крестик», учимся делать узор «дождик» - аппликация: «Грибы» ,активно работаем при приклеивании | 5 5 5 | ||
Занятие № 4 | Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу,дуем на него. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «щенок», «жираф», «зайка». | 5 5 | |
С предметами: - бельевые прищепки – учимся их правильно держать, открывать и нанизывать на форму, делаем «человечка» - раскраска «Груша»- учимся не выходить за границы рисунка | 3 5 5 | ||
Октябрь | Занятие № 5 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «автобус», «зверята», «крокодил». Самомассаж с помощью грецкого ореха | 5 3 |
С предметами: - колючий мячик–учимся зажимать и разжимать под музыку -пуговицы – делаем бусы ,с разными по размеру и по цвету - собираем маленькую пирамидку | 2 10 | ||
Занятие № 6 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «едем-едем», «ручки», «массаж». Самомассаж с помощью колючего мяча | 5 3 | |
С предметами: -бельевые прищепки – учимся их правильно держать, открывать и нанизывать на форму, делаем «бычка» - альбом «Маленькие логики» 2,3стр. - лепка из теста: «Божья коровка» | 2 5 10 | ||
Занятие № 7 | 1.Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу 2. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ква-ква», «гуси-гуси», «автобус». | 3 5 | |
С предметами: -канцелярские скрепки – учимся их правильно держать, открывать и нанизывать на форму, делаем лучики у «солнца» - аппликация: «Овощи в корзинке» | 2 5 10 | ||
Занятие № 8 | 1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ручки», «краб», «зайка». 2. Самомассаж с помощью колючего мяча | 5 3 | |
С предметами: -шнуровка – делаем дорожку -коробочка с крупой – перебираем фасоль, горох и семечки -делаем дорожку гусеничке, | 3 5 8 | ||
Ноябрь | Занятие № 9 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «автобус», «зверята», «крокодил». Самомассаж с помощью грецкого ореха | 5 3 |
С предметами: -пуговицы – делаем колеса и фары машине ,с разными по размеру и по цвету - собираем геометрический конструктор(малый): строим «Солнце» | 3 5 9 | ||
Занятие № 10 | Колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу,дуем на него. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «щенок», «жираф», «зайка». | 3 5 | |
С предметами: - бельевые прищепки –делаем «сороконожку» - Сухой бассейн «Найди игрушки» - раскраска «Самолет»- учимся не выходить за границы рисунка, точно нажимать и правильно держать | 3 5 9 | ||
Занятие № 11 | 1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ослик», «мошка», «дом». 2. Самомассаж с помощью еловых шишек | 5 3 | |
С предметами: -шнуровка – шнуруем ботинок(один) - счетные цветные палочки: делаем заборчик и домик -лепка из теста: гусеничка(5 шариков) | 2 3 3 9 | ||
Занятие № 12 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «автобус», «гуси-гуси», «пальчики». Самомассаж с помощью грецкого ореха | 5 3 | |
С предметами: - колючие мячики –сжимать и разжимать под музыку -пуговицы – делаем части лица на картоне - собираем геометрический конструктор(большой): строим «Пирамиду» | 3 5 8 | ||
Декабрь | Занятие № 13 | 1.Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем,обкатываем по столу 2. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ква-ква», «гуси-гуси», «автобус». | 3 5 |
С предметами: -канцелярские скрепки –делаем цепочку -- аппликация: «Банка с соленостями» | 3 5 9 | ||
Занятие № 14 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «машина», «ручки», «массаж». Самомассаж с помощью колючего мяча | 5 3 | |
С предметами: -бельевые прищепки – делаем длинную цепь - - Сухой бассейн «Найди игрушки лепка из теста: «тарелка с зернышками для курочки» | 2 5 10 | ||
Занятие № 15 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «автобус», «зверята», «крокодил». Самомассаж с помощью грецкого ореха | 5 3 | |
С предметами: - колючие мячики – учимся сжимать и разжимать под музыку -пуговицы – делаем чешую рыбе - знакомство с кубиками: выкладываем только красный цвет. | 3 5 9 | ||
Занятие № 16 | 1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ослик», «мошка», «дом». 2. Самомассаж с помощью еловых шишек | 5 3 | |
С предметами: -шнуровка – шнуруем ботинок(один) - счетные цветные палочки: ставим к картонному солнцу лучики -раскраска: закрашиваем пальчиками яблоко | 3 5 9 | ||
Январь | Занятие № 17 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «мошка», «гуси-гуси», «дятел», «автобус» - самомассаж под песню Е.Железновой | 5 3 |
С предметами: - шнуровка – повторяем «крестик», «дождик» - аппликация: «Тряпичный домик» ,активно работаем при приклеивании, создаем из лоскутков ткани | 3 5 9 | ||
Занятие № 18 | Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу, дуем на него. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «щенок», «жираф», «зайка». | 3 4 | |
С предметами: - бельевые прищепки – вставляем на более толстую опору - Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 8стр. - кубики Никитина: делаем по образцу-красно-белый дом | 3 5 10 | ||
Занятие № 19 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «автобус», «зверята», «крокодил». Самомассаж с помощью грецкого ореха | 5 3 | |
С предметами: - колючие мячики – сжимать и разжимать под музыку -пуговицы – отделяем больших от маленьких - собираем маленькую пирамидку | 5 3 8 | ||
Занятие № 20 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «игрушки-зверюшки», «две чашки», «массаж». Самомассаж с помощью колючего мяча | 5 3 | |
С предметами: -канцелярские скрепки – делаем «бычка» - лепка из теста: «Улитка» | 2 5 10 | ||
Февраль | Занятие № 21 | 1.Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу 2. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ква-ква», «дождик», «автобус». | 3 3 |
С предметами: -мозаика мелкая: делаем цветок - аппликация из крупы и семечек: плодовое дерево | 6 5 10 | ||
Занятие № 22 | 1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ручки», «краб», «зайка». 2. Самомассаж с помощью колючего мяча | 5 3 | |
С предметами: -шнуровка – делаем дорожку -коробочка с крупой – перебираем фасоль, горох и семечки - палочки Кьюзенера, и блоки Дьенеша альбом «Маленькие логики», делаем шарики в руках зайца | 3 5 8 | ||
Занятие № 23 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «автобус», «зверята», «крокодил». Самомассаж с помощью грецкого ореха | 5 3 | |
С предметами: - колючий мячик–сжимать и разжимать под музыку -пуговицы – отделяем черные и белые поговки - кубиками: выкладываем узор по | 3 5 9 | ||
Занятие № 24 | 1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ослик», «мошка», «дом». 2. Самомассаж с помощью еловых шишек | 5 3 | |
С предметами: -шнуровка – шнуруем ботинок(один) - - счетные цветные палочки: делаем зиг-заг -рисуем пальчиками гусеничку, шмеля и дерево | 3 4 3 7 | ||
Март | Занятие № 25 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «мошка», «гуси-гуси», «дятел», «автобус» - самомассаж под песню Е.Железновой | 5 3 |
С предметами: - шнуровка – повторяем «крестик», «дождик», добавляем привязать предмет - палочки Кьюзенера: альбом «Колокольчик»,стр.11 - аппликация: «Золотая рыбка: с применением семечек тыквы | 3 5 9 | ||
Занятие № 26 | Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу,дуем на него. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «щенок», «жираф», «зайка». | 3 4 | |
С предметами: - бельевые прищепки – делаем осьминога - Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 12стр. - кубики Никитина: делаем по образцу узор | 3 5 10 | ||
Занятие № 27 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «автобус», «зверята», «крокодил». Самомассаж с помощью грецкого ореха | 5 3 | |
С предметами: - эспандер – сжимать и разжимать под музыку -пуговицы – отделяем больших от маленьких - собираем маленькую пирамидку - геометрический конструктор(малый):делаем машину | 5 3 8 | ||
Занятие № 28 | 1.Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем,обкатываем по столу 2. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ква-ква», «дождик», «автобус». | 3 3 | |
С предметами: -мозаика мелкая: делаем грибы в корзине - соты Кайе. – делаем по образцу узор - аппликация из манки и мака: «панда» | 6 5 10 | ||
Апрель
| Занятие № 29 | 1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ручки», «краб», «зайка». 2. Самомассаж с помощью колючего мяча | 5 3 |
С предметами: -шнуровка – делаем косичку -коробочка с крупой – перебираем фасоль, горох и семечки - палочки Кьюзенера, и блоки Дьенеша альбом «Маленькие логики», цветы на лугу | 3 5 8 | ||
Занятие № 30 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «автобус», «зверята», «крокодил». Самомассаж с помощью грецкого ореха | 5 3 | |
С предметами: - эспандер –сжимать и разжимать под музыку -пуговицы – отделяем черные и белые поговки - кубиками Никитина: выкладываем узор по книжке - строительный конструктор: выкладываем по принципу домино | 3 5 9 | ||
Занятие № 31 | 1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ослик», «мошка», «дом». 2. Самомассаж с помощью еловых шишек | 5 3 | |
С предметами: -шнуровка – шнуруем ботинок (один) -соты Кайе: делаем ромашку из желтых сот - счетные цветные палочки: делаем параллельные дорожки -рисуем пальчиками льва | 3 4 3 7 | ||
Занятие № 32 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «мошка», «гуси-гуси», «дятел», «автобус» - самомассаж под песню Е.Железновой | 5 3 | |
С предметами: - шнуровка – повторяем «косичку» - палочки Кьюзенера: альбом «Колокольчик»,стр.13 - лепка из теста :делаем фигуры – шара,квадрата,овала | 3 5 9 | ||
Май | Занятие № 33 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «машина», «ручки», «массаж». Самомассаж с помощью колючего мяча | 5 3 |
С предметами: -бельевые прищепки – делаем сороконожку - Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 14стр. - разукрашка по точкам: обводим рисунок по точкам | 2 5 10 | ||
Занятие № 34 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «автобус», «зверята», «крокодил». Самомассаж с помощью грецкого ореха | 5 3 | |
С предметами: - эспандер –сжимать и разжимать под музыку -пуговицы – делаем браслет - кубики Никитина: строим самую большую башню | 3 5 9 | ||
Занятие № 35 | 1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ослик», «мошка», «дом». 2. Самомассаж с помощью еловых шишек | 5 3 | |
С предметами: -шнуровка – учимся завязывать бант - счетные цветные палочки: закрываем ими раскраску -рисуем пальчиками: лошадка и наездник | 3 5 9 | ||
Занятие № 36 | Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «мошка», «гуси-гуси», «дятел», «автобус» - самомассаж под песню Е.Железновой | 5 3 | |
С предметами: - канцелярские скрепки – чередуем в цепи 3 цвета: красный, белый, зеленый - аппликация: «Коллаж» | 3 5 9 |
3. Организационный раздел
3.1. Организация кружка
Занятия рассчитаны на детей 6-8 детей. Всего 36 занятий, кратность проведения 1 раз в неделю во вторую половину дня. Продолжительность каждого занятия 20 минут.
Пальчиковая гимнастика 2 ч.
Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук.
Лепка 2 ч.
Знакомство с материалами (глина, пластилин, соленое тесто). Приемы работы различными инструментами (стек, скалка). Приемы изготовления изделий путем вытягивания из целого куска. Техника безопасности при работе с глиной и пластилином.
Аппликация 2 ч.
Знакомство с различными видами бумаги (неокрашенная – цветная, гофрированная, бархатная); инструментами, необходимыми для работы с бумагой (ножницы, кисточка, гладилка), их назначение и применение; свойствами бумаги (толстая – тонкая, мягкая – жесткая). Приемы работы с бумагой: вырывание, сминание, разрезание, изготовление деталей по шаблону. Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.
Графические упражнения 1 ч.
Ознакомление с различными видами штриховки, рисование по клеточкам (по образцу), графические игры (дорожки, дорисуй, обведи по контуру), работа с трафаретами.
Игры и действия с предметами 2 ч.
Игры с карандашом, бусами, орехами, счетными палочками; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков; переборка круп; работа с мозаикой и строительными материалами, прищепками.
3.2.Необходимые материалы и оборудование
Успешной реализации программы, достижению поставленных целей и задач способствует наличие в группе и использование на занятиях специального оборудования:
- разнообразных мелких предметов (пуговиц, бусинок, камешек, орешек, гороха, фасоли и др.);
- наборов счетных палочек;
- наборов цветных спичек;
- пробок от пластиковых бутылок разного цвета;
- мячей (колючих,);
- прищепок бельевых;
- трафаретов по лексическим темам;
- природного материала для самомассажа (грецких орехов, сосновых шишек);
- «сухих бассейнов» — емкостей, наполненных горохом или фасолью, — для самомассажа кистей.
В группе в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание с ними играть в свободное время: на переменах и динамических часах:
- различные виды мозаики, конструкторов;
- пазлы;
- игрушки-шнуровки;
- наборы веревок и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов;
- различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, слипы.
Список литературы
Александрова Э.И. Развивающие прописи. – Харьков – Москва: “Инфолайн”, 1994.
Алексеевская Н.А. Волшебные ножницы. - М.: “Лист”, 1998. 198с.
Афонькин С.Ю. Игрушка из бумаги.
Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: “Фким”, 1996. 207 с.
Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.
Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.
Виноградова Н.Ф. Все о младшем школьнике. – М.: “Вентана-Граф”, 2004. 400с.
Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: “Просвещение”, 1991. 93 с.
Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.
Геронимус Т.М. Работаем с удовольствием (1-4 классы) Уроки труда. – М.: “АСТ - ПРЕСС”, 2000. 140 с.
Геронимус Т.М. 150 уроков труда в 1-4 классах. – М.: “Начальная школа”, 1994. 192 с.
Гусакова М.А. Аппликация. – М.: “Просвещение”, 1987. 45 с.
Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками. – М.: “Сфера”, 1999. 107 с.
Дегтярева Т. Умные поделки. – М.: “Лист”, 1999. 133 с.
Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.
Конышева Н.М. Лепка в начальной школе. – М.: “Просвещение”, 1980.
Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. “РОСМЭН - ПРЕСС”, 2004.
Лукашина М.М. Готовим руку к письму. - М.: “Карапуз”, 1999.
Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: “Академия развития”, 1998. 190 с.
Нагибина Н.И. Чудеса из ткани своими руками. - Ярославль: “Академия развития”, 1998. 205 с.
Потапова Е.Н. Радость познания. – М.: “Просвещение”, 1990. 94 с.
Рейд Б. Обыкновенный пластилин. – М.: “АСТ – ПРЕСС”, 1998.128 с.
Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.
Шульгина В.П. Методическая копилка для учителей начальных классов.// Школа радости. – Ростов – на – Дону: “Феникс”, 2002. 319 с.
Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.–Санкт – Петербург: 1999.40 с.
Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. “Радуга”, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/02/picture-860481-1480650764.jpg)
Статья " Формирование представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста через реализацию парциальной программы «Умные пальчики» Лыковой И.А."
Формирование представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста через реализацию парциальной программы «Умные пальчики» Лыковой И.А....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/16/picture-1093746-1544935805.jpg)
Парциальная программа "Волшебный пластилин"
Развитие детского художественного творчества - это комплекс эстетических способностей и умений. Их формирование направлено на развитие эстетической компетентности, творческой активности, эмоцион...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/31/picture-233512-1364754915.jpg)
Модель парциальной программы «Умные пальчики», как средство развития творческих способностей дошкольников
Модель парциальной программы «Умные пальчики», как средство развития творческих способностей дошкольников...
Парциальная программа «Волшебные краски»
Парциальная программа «Волшебные краски»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/09/picture-1352911-1633765523.png)
Парциальная программа по развитию мелкой моторики дошкольников «Волшебные пальчики»
Развитие речи у дошкольников оказывает огромное влияние на успешность обучения их в дальнейшем. Готовность детей к школе включает зрелость всех систем организма, сформированность крупной и мелкой мото...