Парциальная программа по развитию мелкой моторики дошкольников «Волшебные пальчики»
методическая разработка (младшая группа)

Орешкина Любовь Сергеевна

Развитие речи у дошкольников оказывает огромное влияние на успешность обучения их в дальнейшем. Готовность детей к школе включает зрелость всех систем организма, сформированность крупной и мелкой моторики, зрительного и фонематического восприятия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл partsialnaya_programma_volshebnye_palchiki.docx54.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Зоренька» Курьинского района Алтайского края

Принято:                                                                                   Утверждено:

Педагогическим советом                                                      Заведующий МБДОУ

МБДОУ «Детский сад «Зоренька»                                   «Детский сад «Зоренька»

Протокол №____ от «___»__________2017г.                        _________Н.Г.Семёнова

Парциальная программа

по развитию  мелкой моторики дошкольников

«Волшебные пальчики»

Младшая разновозрастная группа

срок реализации программы: 1 год

 «Детский сад «Спутник» Филиал № 2 МБДОУ «Детский сад «Зоренька»

Составитель:

Орешкина Л.С.

Воспитатель высшей категории

с.Ивановка 2020 г.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

В. А. Сухомлинский

«Движение руки всегда тесно связано с речью и

способствует ее развитию».

В. М. Бехтерев

Пояснительная записка.

При разработке программы использованы следующие нормативно- правовые документы:

- Закон Российской федерации № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г.;

- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;

- Устав МКДОУ;

- Нормативные документы ДОУ;

- Образовательная программа МКДОУ «Детский сад «Светлячок» общеразвивающего вида

СанПин (2.4.1. 3049-13 от 15 мая 2013 г.)

Развитие речи у дошкольников оказывает огромное влияние на успешность обучения их в дальнейшем. Готовность детей к школе включает зрелость всех систем организма, сформированность крупной и мелкой моторики, зрительного и фонематического восприятия.

На основании исследований М.М.Кольцов в 1973 г. делает важнейший вывод о том «…что есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция кисти руки есть ещё одна речевая зона мозга».

Так учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования. Дополнительное дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Для реализации этих целей я работаю по теме «Развитие мелкой моторики детей с применением социо-игровой технологии».    

    Мелкая моторика – способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность.

Актуальность.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Основной целью программы «Волшебные пальчики» является развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности ; совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук, детей дошкольного возраста.

Задачи:

-формировать координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

- улучшить общую двигательную активность;

-развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность

- совершенствование лексической, произносительной стороны речи, развитие коммуникативных навыков;

-формирование интереса и положительной мотивации обучения;

- формирование умения действовать по словесным инструкциям, самостоятельно выполнять поставленные задачи.
Эффективность занятий значительно повышается, если соблюдаются правила организации занятий, предлагаемые М. М. Безруких. Основные из них:
1.  Перед каждым занятием следует объяснить его цель: что будем делать, как, для чего.
2.  Через каждые 5—7 мин занятия целесообразно проводить физминутки, используя упражнения на расслабление, формирование правильной осанки, упражнения для глаз.
3.  Начинать занятие следует с разминки, далее давать более легкое задание, затем переходить к более сложному заданию и заканчивать выполнением заданий, которые не вызывают у ребенка особых затруднений.
4.  Соотношение известного материала и совсем неизвестного может составлять 75% к 25%.
5. Предоставить возможность ребёнку самому выбрать оптимальный темп деятельности; установки всех заданий давать, не на скорость, а на качество.
6. Обязательно оценивать работу, отмечая правильность выполнения допущенные ошибки, объясняя, как их нужно исправить. Любые замечания должны быть поддерживающими и конструктивными.
7. Поощрять инициативу детей, интерес, желание задавать вопросы, обратиться за помощью.
8. Следить за соблюдением правильной осанки.
9. Закончить занятие следует на оптимистичной ноте.

Программа включает в себя следующие разделы:

пальчиковая гимнастика

лепка

аппликация

графические упражнения

игры и действия с предметами.

В разделе “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.

В разделе “Лепка” в процессе деятельности изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности.

В разделе “Аппликация” дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.

В разделе “Графические упражнения” игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память.

В разделе “Игры и действия с предметами” для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.

Принципы реализации программы:

- принцип доступности – обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме;

- принцип дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку с учетом его психофизических и возрастных особенностей. Данный принцип обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и индивидуальными возможностями, особенностями его развития;

- принцип оздоровительной направленности – на пальцах рук есть много точек, массаж которых помогает укреплять здоровье ребенка;

- принцип коммуникативности – создание атмосферы доброжелательного общения между детьми;

- принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в работе. Развитие мелкой моторики у детей проходит с привлечением в работу родителей, которые с использованием игр и упражнений в домашних условиях помогают закрепить уже полученные навыки.

- принцип постоянного соблюдения техники безопасности и гигиенических условий, смены видов деятельности.

При составлении программы учитывались особенности детей 

Этапы реализации программы:
1.Ориентировочный этап – посвящен решению следующих задач:
а) знакомство детей с рабочими материалами: прищепками, соленым тестом, дидактическими играми для развития мелкой моторики, и правилами их использования;
б) создание в подгруппах доброжелательной атмосферы, снятие тревожности, эмоционального напряжения.
2. Коррекционно-развивающий этап– направлен на достижение основных задач программы.
3. Заключительный этап – направлен на закрепление и отработку навыков и умений, сформированных в ходе занятий.

Особенности возрастной группы детей

Программа реализуется с группами детей от 3 до 5 лет. Младший дошкольный возраст.

В дошкольном возрасте ребенок все чаще познает мир за пределами своей семьи. Усложняется содержание общения с окружающими людьми, увеличивается число видов деятельности, которыми овладевает ребенок. Основная тенденция дошкольного возраста выражается в возникновении стремления ребенка быть таким же, как взрослый. Однако сами взрослые не всегда готовы принять данную позицию ребенка, запрещая ему манипулировать многими предметами быта. Подражая взрослым, ребенок проявляет самостоятельность, приучается к общественно полезному труду. Потребность быть, как взрослый удовлетворяется в сюжетно-ролевой игре наиболее сложном виде деятельности, который ребенок осваивает на протяжении дошкольного возраста. Поэтому когда ребенок на просьбу родителей что-либо сделать, отвечает, что еще не доиграл, нужно посмотреть, во что именно играет ребенок. В играх дети проигрывают роли и ситуации, которые видят в реальной жизни.


Основные формы и методы работы с детьми

Дополнительная образовательная программа «Волшебные пальчики» рассчитана на 1 год обучения. Численный состав группы не должен превышать 5  человек. Продолжительность занятия     20 мин.

Каждое занятие состоит из 3-х частей:
Вводная часть – 3-5 минут.
Основная часть – 10-15 минут.
Заключительная часть – 3-5 минут.

Форма организации детей – групповая.

Вводная часть
Цель: развитие эластичности мышц; повышение подвижности суставов; развитие силы, гибкости пальцев; воспитание навыка удержания позы; «расковывание» руки ребенка; вызов положительных эмоций и стойкого интереса к деятельности.
Основные приемы работы – пальчиковая гимнастика с предметами и без предметов. Компоновка упражнений комплексов пальчиковой гимнастики может быть произвольной, так как они все направлены на развитие объема движений, их силы, координации, переключаемости, точности, удержания позы.
Все упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в медленном темпе, 5-7 раз, с хорошей амплитудой движения; каждой рукой отдельно, поочередно или вместе – это зависит от направленности упражнения.
Педагог должен следить за правильной постановкой кисти руки ребенка, точностью выполнения и переключения с одного движения на другое, при необходимости давать спокойные, четкие указания.
Пальчиковая гимнастика любого вида начинается с разогрева и разминки мышц кистей рук, повышения подвижности суставов с помощью самомассажа,  который помогает снять усталость, напряжение мышц от процесса работы пальчиками и оказывает разогревающее и тонизирующее воздействие на биологическую активность кровообращения, состояние мышц и суставов кистей рук.
Число упражнений и их продолжительность педагог регулирует самостоятельно, учитывая индивидуальные особенности детей. Критерием качества выполняемых упражнений служит появление усталости кисти руки: легкая усталость – показатель правильной мышечной нагрузки, сильная усталость, возникшая нескоординированность движений – признаки переутомления.

Содержание
основной части соответствует задачам программы.
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят игры, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, графической моторики, зрительно-моторной координации, умений управлять своими движениями.

Основные приемы: дидактические игры, пальчиковые игры, игры с малым, колючим мячом, а также следующие упражнения:

- шнуровка;
- прищепки;

- скрепки;

- крышки;

- пуговицы;
- обведение рисунка по контуру, копирование;
- аппликация с использованием не традиционных методов, таких как –  скомканная бумага, крупы, семечки, ткани, обрезки журналов и газет.

- лепка из солёного теста

- рисование пальчиками


Заключительная часть 
Цель:
 снижение физической усталости и морального напряжения во время занятия; подведение итогов занятия.
Включает в себя приемы, способствующие саморегуляции детей, а именно: упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение); двигательные упражнения, включающие одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку.

Учебно-тематический план.– 9 часов

Содержание

Кол-во часов

1

Пальчиковая гимнастика

2 ч

2

Лепка

2 ч

3

Аппликация

2 ч

4

Графические упражнения

1 ч

5

Игры и действия с предметами

2 ч

Содержание курса.

Пальчиковая гимнастика 2 ч.

Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук.

Лепка 2 ч.

Знакомство с материалами (глина, пластилин, соленое тесто). Приемы работы различными инструментами (стек, скалка). Приемы изготовления изделий путем вытягивания из целого куска. Техника безопасности при работе с глиной и пластилином.

Аппликация 2 ч.

Знакомство с различными видами бумаги (неокрашенная – цветная, гофрированная, бархатная); инструментами, необходимыми для работы с бумагой (ножницы, кисточка, гладилка), их назначение и применение; свойствами бумаги (толстая – тонкая, мягкая – жесткая). Приемы работы с бумагой: вырывание, сминание, разрезание, изготовление деталей по шаблону. Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.

Графические упражнения 1 ч.

Ознакомление с различными видами штриховки, рисование по клеточкам (по образцу), графические игры (дорожки, дорисуй, обведи по контуру), работа с трафаретами.

Игры и действия с предметами 2 ч.

Игры с карандашом, бусами, орехами, счетными палочками; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков; переборка круп; работа с мозаикой и строительными материалами, прищепками.

Условия реализации программы

Занятия рассчитаны на детей 6-8 детей. Всего 36 занятий, кратность проведения 1 раз в неделю во вторую половину дня. Продолжительность каждого занятия 20 минут.
Успешной реализации программы, достижению поставленных целей и задач способствует наличие в группе и использование на занятиях специального оборудования:
- разнообразных мелких предметов (пуговиц, бусинок, камешек, орешек, гороха, фасоли и др.);
- наборов счетных палочек;
- наборов цветных спичек;
- пробок от пластиковых бутылок разного цвета;
- мячей (колючих,);
- прищепок бельевых;
- трафаретов по лексическим темам;
- природного материала для самомассажа (грецких орехов, сосновых шишек);
- «сухих бассейнов» — емкостей, наполненных горохом или фасолью, — для самомассажа кистей.

В группе в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание с ними играть в свободное время: на переменах и динамических часах:
- различные виды мозаики, конструкторов;
- пазлы;
- игрушки-шнуровки;
- наборы веревок и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов;
- различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, слипы.

Описание планируемых результатов


Предполагаемые результаты:

После освоения содержания рабочей программы дети готовы и способны:

- полностью воспроизводить кистевые и пальчиковые движения вслед за воспитателем;

-манипулировать мелкими предметами;

- застегивать и расстегивать пуговицы, застежки, молнии;

- справляться со шнуровкой и нанизыванием пуговиц, шариков на тесьму;

- владеть приемами работы с пластилином (круговые, прямые движения, сплющивание, отщипывание), бумагой;

- развивается речь: ребенок использует речь как средство общения, связно объясняет свои действия, запоминает и произносит стихи, потешки и т.д.;

- владеет приёмами работы с карандашом, кистью, пластилином, бумагой.

Учебно-методическое обеспечение.

Материалы:

различные виды бумаги (цветная, неокрашенная, бархатная, гофрированная, самоклеющаяся);

различные виды ткани;

картон;

соленое тесто (соль, мука);

пластилин;

природные материалы;

вторичное сырье;

фольга;

клей ПВА;

нитки;

пуговицы.

Оборудование:

баночки для воды;

крупа мелкая и крупная;

счетные палочки;

бусы;

ленты;

шнурки;

строительный материал;

шаблоны;

салфетки;

образцы готовых изделий;

массажные мячи;

Инструменты:

ножницы;

линейка;

стеки;

кисточки;

карандаши, фломастеры, краски;

иголки;

трафареты.

Наглядные пособия:

иллюстрации;

игрушки;

мозаика (кнопочная, шариковая, геометрическая);

конструктор;

набор геометрических тел;

коллекции бумаги, картона, ткани;

        Приложение № 1

Календарно-тематическое планирование

Месяц

№ занятий

Тема

Кол-

во

минут

Сентябрь

Занятие № 1

Знакомство с группой, правила

поведения на занятиях. Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу

5

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «мошка», «дятел», «дождик»

5

С предметами:

-шнуровка – учимся засовывать шнурок в дырочку, делать крестик.

-коробочка с крупой – перебираем фасоль, горох и семечки

10

Занятие № 2

Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу

5

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ква-ква», «гуси-гуси», «автобус».

5

С предметами:

- бельевые прищепки – учимся их правильно держать, открывать и нанизывать на форму

 - лепка из теста: «Яблоки для ежа» с помощью шишек, делаем ёжика.

10

Занятие № 3

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«мошка», «гуси-гуси», «дятел».

- самомассаж под песню Е.Железновой

5

3

С предметами:

- шнуровка – повторяем «крестик», учимся делать узор «дождик»

- аппликация: «Грибы» ,активно работаем при приклеивании

5

5

5

Занятие № 4

Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу,дуем на него.

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«щенок», «жираф», «зайка».

5

5

С предметами:

- бельевые прищепки – учимся их правильно держать, открывать и нанизывать на форму, делаем «человечка»

 - раскраска «Груша»- учимся не выходить за границы рисунка

3

5

5

Октябрь

Занятие № 5

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «зверята», «крокодил».

Самомассаж с помощью грецкого ореха

5

3

С предметами:

- колючий мячик–учимся зажимать и разжимать под музыку

-пуговицы – делаем бусы ,с разными по размеру и по цвету

- собираем маленькую пирамидку

2

10

Занятие № 6

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«едем-едем», «ручки», «массаж».

Самомассаж с помощью колючего мяча

5

3

С предметами:

-бельевые прищепки – учимся их правильно держать, открывать и нанизывать на форму, делаем «бычка»

- альбом «Маленькие логики» 2,3стр.

- лепка из теста: «Божья коровка»

2

5

10

Занятие № 7

1.Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу

2. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ква-ква», «гуси-гуси», «автобус».

3

5

С предметами:

-канцелярские скрепки – учимся их правильно держать, открывать и нанизывать на форму, делаем лучики у «солнца»

- аппликация: «Овощи в корзинке»

2

5

10

Занятие № 8

1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ручки», «краб», «зайка».

2. Самомассаж с помощью колючего мяча

5

3

С предметами:

-шнуровка – делаем дорожку

-коробочка с крупой – перебираем фасоль, горох и семечки

-делаем дорожку гусеничке,

3

5

8

Ноябрь

Занятие № 9

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «зверята», «крокодил».

Самомассаж с помощью грецкого ореха

5

3

С предметами:

-пуговицы – делаем колеса и фары машине ,с разными по размеру и по цвету

- собираем геометрический конструктор(малый): строим «Солнце»

3

5

9

Занятие № 10

Колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу,дуем на него.

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«щенок», «жираф», «зайка».

3

5

С предметами:

- бельевые прищепки –делаем «сороконожку»

- Сухой бассейн «Найди игрушки»

- раскраска «Самолет»- учимся не выходить за границы рисунка, точно нажимать и правильно держать

3

5

9

Занятие № 11

1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ослик», «мошка», «дом».

2. Самомассаж с помощью еловых шишек

5

3

С предметами:

-шнуровка – шнуруем ботинок(один)

 - счетные цветные палочки: делаем заборчик и домик

-лепка из теста: гусеничка(5 шариков)

2

3

3

9

Занятие № 12

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «гуси-гуси», «пальчики».

Самомассаж с помощью грецкого ореха

5

3

С предметами:

- колючие мячики –сжимать и разжимать под музыку

-пуговицы – делаем части лица на картоне

- собираем геометрический конструктор(большой): строим «Пирамиду»

3

5

8

Декабрь

Занятие № 13

1.Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем,обкатываем по столу

2. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ква-ква», «гуси-гуси», «автобус».

3

5

С предметами:

-канцелярские скрепки –делаем цепочку

-- аппликация: «Банка с соленостями»

3

5

9

Занятие № 14

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«машина», «ручки», «массаж».

Самомассаж с помощью колючего мяча

5

3

С предметами:

-бельевые прищепки – делаем длинную цепь

- - Сухой бассейн «Найди игрушки лепка из теста: «тарелка с зернышками для курочки»

2

5

10

Занятие № 15

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «зверята», «крокодил».

Самомассаж с помощью грецкого ореха

5

3

С предметами:

- колючие мячики – учимся сжимать и разжимать под музыку

-пуговицы – делаем чешую рыбе

- знакомство с кубиками: выкладываем только красный цвет.

3

5

9

Занятие № 16

1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ослик», «мошка», «дом».

2. Самомассаж с помощью еловых шишек

5

3

С предметами:

-шнуровка – шнуруем ботинок(один)

 - счетные цветные палочки: ставим к картонному солнцу лучики

-раскраска: закрашиваем  пальчиками яблоко

3

5

9

Январь

Занятие № 17

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«мошка», «гуси-гуси», «дятел», «автобус»

- самомассаж под песню Е.Железновой

5

3

С предметами:

- шнуровка – повторяем «крестик», «дождик»

- аппликация: «Тряпичный домик» ,активно работаем при приклеивании, создаем из лоскутков ткани

3

5

9

Занятие № 18

Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу, дуем на него.

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«щенок», «жираф», «зайка».

3

4

С предметами:

- бельевые прищепки – вставляем на более толстую опору

- Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 8стр.

- кубики Никитина: делаем по образцу-красно-белый дом

3

5

10

Занятие № 19

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «зверята», «крокодил».

Самомассаж с помощью грецкого ореха

5

3

С предметами:

- колючие мячики – сжимать и разжимать под музыку

-пуговицы – отделяем больших от маленьких

- собираем маленькую пирамидку

5

3

8

Занятие № 20

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«игрушки-зверюшки», «две чашки», «массаж».

Самомассаж с помощью колючего мяча

5

3

С предметами:

-канцелярские скрепки – делаем «бычка»

- лепка из теста: «Улитка»

2

5

10

Февраль

Занятие № 21

1.Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу

2. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ква-ква», «дождик», «автобус».

3

3

С предметами:

-мозаика мелкая: делаем цветок

- аппликация из крупы и семечек: плодовое дерево

6

5

10

Занятие № 22

1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ручки», «краб», «зайка».

2. Самомассаж с помощью колючего мяча

5

3

С предметами:

-шнуровка – делаем дорожку

-коробочка с крупой – перебираем фасоль, горох и семечки

- палочки Кьюзенера, и блоки Дьенеша альбом «Маленькие логики», делаем шарики в руках зайца

3

5

8

Занятие № 23

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «зверята», «крокодил».

Самомассаж с помощью грецкого ореха

5

3

С предметами:

- колючий мячик–сжимать и разжимать под музыку

-пуговицы – отделяем черные и белые поговки

- кубиками: выкладываем узор по

3

5

9

Занятие № 24

1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ослик», «мошка», «дом».

2. Самомассаж с помощью еловых шишек

5

3

С предметами:

-шнуровка – шнуруем ботинок(один)

- - счетные цветные палочки: делаем зиг-заг

-рисуем  пальчиками гусеничку, шмеля и дерево

3

4

3

7

Март

Занятие № 25

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«мошка», «гуси-гуси», «дятел», «автобус»

- самомассаж под песню Е.Железновой

5

3

С предметами:

- шнуровка – повторяем «крестик», «дождик», добавляем привязать предмет

- палочки Кьюзенера: альбом «Колокольчик»,стр.11

- аппликация: «Золотая рыбка: с применением семечек тыквы

3

5

9

Занятие № 26

Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу,дуем на него.

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«щенок», «жираф», «зайка».

3

4

С предметами:

- бельевые прищепки – делаем осьминога

- Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 12стр.

- кубики Никитина: делаем по образцу узор

3

5

10

Занятие № 27

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «зверята», «крокодил».

Самомассаж с помощью грецкого ореха

5

3

С предметами:

- эспандер – сжимать и разжимать под музыку

-пуговицы – отделяем больших от маленьких

- собираем маленькую пирамидку

- геометрический конструктор(малый):делаем машину

5

3

8

Занятие № 28

1.Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем,обкатываем по столу

2. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ква-ква», «дождик», «автобус».

3

3

С предметами:

-мозаика мелкая: делаем грибы в корзине

- соты Кайе. – делаем по образцу узор

- аппликация из манки и мака: «панда»

6

5

10

Апрель

 

Занятие № 29

1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ручки», «краб», «зайка».

2. Самомассаж с помощью колючего мяча

5

3

С предметами:

-шнуровка – делаем косичку

-коробочка с крупой – перебираем фасоль, горох и семечки

- палочки Кьюзенера, и блоки Дьенеша альбом «Маленькие логики», цветы на лугу

3

5

8

Занятие № 30

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «зверята», «крокодил».

Самомассаж с помощью грецкого ореха

5

3

С предметами:

- эспандер –сжимать и разжимать под музыку

-пуговицы – отделяем черные и белые поговки

- кубиками Никитина: выкладываем узор по книжке

- строительный конструктор: выкладываем по принципу домино

3

5

9

Занятие № 31

1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ослик», «мошка», «дом».

2. Самомассаж с помощью еловых шишек

5

3

С предметами:

-шнуровка – шнуруем ботинок (один)

-соты Кайе: делаем ромашку из желтых сот

- счетные цветные палочки: делаем параллельные дорожки

-рисуем  пальчиками льва

3

4

3

7

Занятие № 32

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«мошка», «гуси-гуси», «дятел», «автобус»

- самомассаж под песню Е.Железновой

5

3

С предметами:

- шнуровка – повторяем «косичку»

 - палочки Кьюзенера: альбом «Колокольчик»,стр.13

- лепка из теста :делаем фигуры – шара,квадрата,овала

3

5

9

Май

Занятие № 33

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«машина», «ручки», «массаж».

Самомассаж с помощью колючего мяча

5

3

С предметами:

-бельевые прищепки – делаем сороконожку

- Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 14стр.

- разукрашка по точкам: обводим рисунок по точкам

2

5

10

Занятие № 34

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «зверята», «крокодил».

Самомассаж с помощью грецкого ореха

5

3

С предметами:

- эспандер –сжимать и разжимать под музыку

-пуговицы – делаем браслет

- кубики Никитина: строим самую большую башню

3

5

9

Занятие № 35

1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ослик», «мошка», «дом».

2. Самомассаж с помощью еловых шишек

5

3

С предметами:

-шнуровка – учимся завязывать бант

 - счетные цветные палочки: закрываем ими раскраску

-рисуем пальчиками: лошадка и наездник

3

5

9

Занятие № 36

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«мошка», «гуси-гуси», «дятел», «автобус»

- самомассаж под песню Е.Железновой

5

3

С предметами:

- канцелярские скрепки – чередуем в цепи 3 цвета: красный, белый, зеленый

- аппликация: «Коллаж»

3

5

9

Список литературы

Александрова Э.И. Развивающие прописи. – Харьков – Москва: “Инфолайн”, 1994.

Алексеевская Н.А. Волшебные ножницы. - М.: “Лист”, 1998. 198с.

Афонькин С.Ю. Игрушка из бумаги.

Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: “Фким”, 1996. 207 с.

Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.

Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.

Виноградова Н.Ф. Все о младшем школьнике. – М.: “Вентана-Граф”, 2004. 400с.

Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: “Просвещение”, 1991. 93 с.

Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.

Геронимус Т.М. Работаем с удовольствием (1-4 классы) Уроки труда. – М.: “АСТ - ПРЕСС”, 2000. 140 с.

Геронимус Т.М. 150 уроков труда в 1-4 классах. – М.: “Начальная школа”, 1994. 192 с.

Гусакова М.А. Аппликация. – М.: “Просвещение”, 1987. 45 с.

Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками. – М.: “Сфера”, 1999. 107 с.

Дегтярева Т. Умные поделки. – М.: “Лист”, 1999. 133 с.

Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.

Конышева Н.М. Лепка в начальной школе. – М.: “Просвещение”, 1980.

Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. “РОСМЭН - ПРЕСС”, 2004.

Лукашина М.М. Готовим руку к письму. - М.: “Карапуз”, 1999.

Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: “Академия развития”, 1998. 190 с.

Нагибина Н.И. Чудеса из ткани своими руками. - Ярославль: “Академия развития”, 1998. 205 с.

Потапова Е.Н. Радость познания. – М.: “Просвещение”, 1990. 94 с.

Рейд Б. Обыкновенный пластилин. – М.: “АСТ – ПРЕСС”, 1998.128 с.

Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.

Шульгина В.П. Методическая копилка для учителей начальных классов.// Школа радости. – Ростов – на – Дону: “Феникс”, 2002. 319 с.

Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.–Санкт – Петербург: 1999.40 с.

Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. “Радуга”, 2002.

Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься и дома.

Игры с пуговицами

Развитию пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Различные виды мозаик или игры с пуговицами, развивают внимание, восприятие.

Рисование по манной крупе, муке, по гречневой крупе

Можно рисовать по манной крупе, муке, по гречневой крупе. Созданная ребенком картина из этих сыпучих материалов является творческим продуктом, и развиваетчувственное восприятие, фантазия и воображение.

Собирание разрезных картинок, пазлов, кубиков

Эти игры развивают зрительное восприятие, пространственную ориентировку, зрительно - двигательную координацию.

Аппликации

При помощи аппликаций развивается не только мелкая моторика. Ребенок, выполняя аппликации, сможет сравнивать фигуры большие и маленькие, широкие и узкие, длинные и короткие, темные и светлые.

Игры с прищепками

Также можно играть с прищепками для развития у детей творческого воображения, логического мышления, закрепления цвета, счёта.

Перекатывание карандаша в ладонях

Перекатывание карандаша в ладонях способствует стимуляции биологически активных точек, тонизирование организма в целом.

Рисование и раскрашивание карандашами

Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след. Ребенок должен учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины. В процессе рисования у детей развиваются не только представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет.

Лепка

В ходе занятий у детей развивается мелкая моторика пальцев и воображение, они учатся координировать движения рук и приобретают новый сенсорный опыт, учатся доводить работу до конца. Занятия способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, развитию самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, формированию умений и навыков в лепке.

Шнуровки

Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий.

Заданий и упражнений, направленных на развитие очень много, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. Тут главное учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Наша задача поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными. Ведь умелыми пальцы станут не сразу. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не забывать хвалить ребенка.

Систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей способствует формированию речи, интеллектуальных способностей, положительно влияет на развитие речи, а самое главное- способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики дошкольников «Волшебные пальчики» (для детей 3-4 лет)

Настоящая программа является авторской программой, социально-психологической направленности  и реализуется в детском саду с учётом образовательной программы дошкольного образования.Для реализации...

Программа кружка по дополнительному образованию «Волшебные пальчики» Во II младшей группе

Пояснительная записка            Вся история развития человечества доказывает, что движение руки тесно связаны с речью. Первой ...

Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики дошкольников «Умелые пальчики» (для детей 4-5 лет)

Пояснительная записка  Данная Программа разработана на основе следующих нормативныхдокументов:Ø Конституция РФ ст. 43, 72.Ø Конвенция о правах ребенка (1989г)Ø Федеральный закон «Об образова...

Парциальные программы по музыкальному развитию дошкольников

Краткий обзор парциальных программ по музыкальному развитию дошкольников, надеюсь, поможет музыкальеым руководителям, педагогам дополнительного образования (по данному направлению) и  интересующи...

Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики дошкольников «Волшебные пальчики» (для детей 3-4 лет)

Программа дополнительного образованияпо развитию  мелкой моторики дошкольников«Волшебные пальчики»(для детей 3-4 лет)...

Опыт реализации парциальной программы социально-коммуникативного развития детей «Волшебный песочек».

В статье освящается опыт реализации парциальной программы по социально-коммуникативному развитию детей 4-7 лет "Волшебный песочек"....