Мастер-класс "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"
план-конспект занятия (младшая группа)
Данный мастер-класс уточнит знания педагогов и родиелей о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста; напомнит, что у взрослых и детей познание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов; подчеркнёт, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т.е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_sensornoe_razvitie_cherez_didakticheskuyu_igru_borovok_l.e.docx | 28.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад №1 «Солнышко» комбинированного вида»
«Мастер-класс «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»
Составитель:
Воспитатель: Боровок
Лариса Евгеньевна
Верхняя Салда
Мастер-класс
«Сенсорное развитие детей через дидактические игры»
«Ум ребёнка находится
на кончиках его пальцев»
В.А.Сухомлинский
Цель: Помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по сенсорному развитию детей и развитию мелкой моторики младшего дошкольного возраста в домашних условиях.
План
- Приветствие участников мастер-класса. Сообщение темы и цели.
2. Выступление воспитателя: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»
3. Практическая часть: «Знакомство с дидактическими играми по сенсорному развитию». Работа в мини-группах.
4. Итог:
- Подведение итогов работы мастер-класса.
- Вручение памяток для родителей: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в детском саду и дома».
Ход мастер-класса:
Воспитатель: Здравствуйте уважаемые коллеги, родители и гости нашего мастер-класса. Сегодня мы говорим с Вами на очень важную тему – Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Начну с того, что успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорное воспитание – это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений.
В раннем возрасте дети особенно чувствительны к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы детей на ранних этапах развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы. Вот почему одной из главных задач педагога, работающего с детьми 1 – 2 лет в дошкольном учреждении, является развитие сенсорных систем ребенка, направленных на восприятие окружающего. Известно, что ведущий вид деятельности и основа становления личности ребенка до 3лет – предметная игра. Поэтому с детьми 1 – 2 лет проводятся игры – занятия, в которых усвоение какого – либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Кроме того, на протяжении дня в период бодрствования детей организуются игры и упражнения по сенсорному развитию. При дефекте сенсорного развития, характерны отставания, задержки речевого и психического развития. Детям «как воздух» необходимы игровые занятия для сенсорного воспитания. Чтобы осязать, ощущать, видеть и через органы чувств развиваться каждую минуту своего игрового времени.
Содержание сенсорного воспитания – это круг свойств, качеств, предметов и явлений, которые должны быть освоены ребенком; он определяется многообразием, как особенностей окружающего мира, так и видов деятельности. Прежде чем мыслить, ребенок начинает познавать окружающее с помощью своих органов чувств (зрение, слух, осязание и др.) Познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия, т.е. чувственного отражения в мозге ребенка предметов и явлений окружающей действительности.
В раннем возрасте восприятие совершенствуется и к 3 –м годам достигает высокого уровня развития: ребенок точно дифференцирует звуки и тембр человеческого голоса, различает предметы по цвету, величине, узнает знакомые мелодии, получает первые числовые представления (много, мало) и др. У него развиваются сенсорные способности: видеть и рассматривать, слышать и слушать, различать предметы по отдельным их внешним признакам, подражать видимым действиям . Восприятие будет более полным, если в нем участвуют одновременно несколько анализаторов, т.е. ребенок не только видит и слышит, но ощущает и действует этими предметами. Без специальных воспитательных приемов сенсорное развитие не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а часто неверным.
В качестве одного из методов сенсорного воспитания применяются дидактические игры и упражнения. В раннем возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Поэтому ведущей деятельностью в группе раннего развития всегда является игра.
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», считал Василий Александрович Сухомлинский.
1. Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра.
В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что, играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
2. Младший возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
3. Сегодня я хочу познакомить вас с дидактическими играми, в которые мы играем в детском саду и в которые советуем играть дома. Дидактические игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в сенсорном воспитании. Они развивают внимание, зрительную память, слух, что даёт возможность полнее воспринимать мир сенсорики.
Дидактическая игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в это же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что делает и учиться действовать правильно.
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности.
4. И сейчас, уважаемые родители и коллеги, предлагаю вам поиграть в дидактические игры для сенсорного развития детей с 3-х лет.
Задание для родителей. Вам нужно взять игру, рассмотреть её, поиграть и решить, что развивает эта игра.
Сейчас предлагаю Вам подойти к столам, на которых собраны игры:
1 стол: Дидактические игры на развитие тактильных ощущений;
2 стол: Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы;
3 стол: Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета;
4 стол: Игры на развитие тактильных ощущений;
5 сто: Игры на развитие зрительного восприятия.
Участники мастер-класса расходятся по залу к столам.
1 стол
Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:
Чудесный мешочек
Цель: Отрабатывать умение определять на ощупь какая фигура в руках.
Задача: Найти предметы, различающиеся по одному признаку.
Платочек для куклы
Цель: Определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани.
Узнай фигуру
Цель: Развивать умение на ощупь доставать из мешочка предложенную фигуру.
Найди пару
Цель: Развивать умение на ощупь находить пары одинаковых предметов.
2 стол
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:
Найди предмет указанной формы
Задача: Ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму.
Дидактическая игра «Из каких фигур состоит»
Цель: Развивать умение по рисунку определять, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их.
Найди предмет такой же формы.
Цель: Учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки.
Дидактическая игра «Какая фигура лишняя»
Цель: Учить определять лишнюю фигуру в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения.
Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины:
Дидактическая игра «Сравни предметы по высоте»
Цель: Развивать умение сравнивать предметы по 1 признаку.
Дидактическая игра «Самая длинная, самая короткая»
Цель: Развивать умение раскладывать разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной.
Усложнение: Сравнение лент по нескольким признакам.
Дидактическая игра «Разноцветные кружки»
Цель: учить располагать кружки (либо другие геометрические фигуры) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка.
Дидактическая игра «В какую коробку»
Цель: Учить распределять пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)
Дидактическая игра «Дальше – ближе»
Цель: Учить определять по рисунку положение игры и предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше.
3 стол
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
Дидактическая игра «Какого цвета предмет»
Цель: Учить подбирать необходимый цвет для предмета.
Дидактическая игра «Собери гирлянду»
Цель: Учить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом)
Дидактическая игра «Какие цвета использованы»
Цель: Учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки.
Дидактическая игра «Уточним цвет»
Цель: Учить различать и называть близкие цвета.
Дидактическое упражнение «Угадай, где позвонили».
Цель: Развитие слухового восприятия и внимания, ориентирования в пространстве.
Описание игры: воспитатель выбирает того, кто будет отгадывать, завязывает ему глаза шарфом, другие участники игры встают в круг. По указанию воспитателя один из участников производит шум баночкой, а угадывающий с завязанными глазами поворачивается к тому месту, откуда слышен звук, рукой показывая направление.
4 стол
Игры на развитие тактильных ощущений.
Дидактическая игра «Найди пару»
Цель: развитие тактильной памяти, мелкой моторики пальчиков, воздействие на умственный потенциал ребенка.
Предлагается найти пару каждому типу поверхности;
Предлагается назвать ощущение от прикосновения к поверхности (гладкий, скользкий, шершавый);
Предлагается сгруппировать карточки в соответствии с цветом (текстурой).
5 стол
Игры на развитие зрительного восприятия.
Дидактическая игра "Собери бусы".
Цель: учить различать четыре основных цвета (красный, желтый, синий, зеленый) путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу, обобщить и закрепить знания о цвете, учить равномерно чередовать два-три цвета при раскладывании бусинок. Учить обозначать словом названия воспринимаемых свойств предметов.
В ходе игры дети должны научиться различать одинаковые предметы (бусинки) по цветовому признаку, пользуясь методом наложения, а также оценивать результат своих действий «Такая бусинка - не такая». В ходе выполнения игровой задачи дети усваивают поисковые способы ориентировки - пробы.
Подведение итогов мастер-класса.
Воспитатель: В заключение хочется подвести итог нашей встречи: навыки и умения, сформированные в результате сенсорного развития детей третьего года жизни:
- Дети выделяют и учитывают форму, цвет, величину, фактуру при выполнении ряда практических действий.
- Группируют по свойствам предметы в соответствии с образцом.
- Соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине.
- Обозначают различные предметы в соответствии с их характерными сенсорными признаками: море, солнце, вода, лес…
- Отбирают предметы для самостоятельной сюжетной игры.
- Начинают активно пользоваться словами названия цвета, часто в отрыве от конкретного предмета.
Быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых
способностей человека, основ его полноценного развития.
5. Сегодня вы познакомились с малой частью того, чем Вы можете занять вашего ребёнком дома. Все эти игры можно приобрести в магазине. Но дома также можно поиграть и в игры с крупой, прищепками, камушками, шишками, посудой и многим другим. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы.
Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком! И на прощание хочется вас подарить памятки – ориентиры: «Навыки и умения, сформированные в результате сенсорного развития детей третьего года жизни». Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений
Основным условием правильного воспитание ребенка дошкольного возраста является обеспечение достаточного разнообразия внешних воздействий, организация зрительного и слухового мира (Л.А. Венгер, Ш...
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
В статье рассказывается о сенсорном воспитании младших дошкольников, применямых для этого дидактических играх, их возможная классификация....
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. ...
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. ...
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
Анализ проделанной работы за год...
Приложение к «Авторской идеи в моей педагогической практике» «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» на конкурс "Педагог года - 2017" в номинации "Воспитатель года"
Приложение к «Авторской идеи в моей педагогической практике» «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» на конкурс "Педагог ...
«Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредствам дидактических игр»
Изучая методическую литературу и наблюдая за детьми я пришла к выводу о том, что через игру у детей раннего дошкольного возраста речевое развитие происходит быстрее. В дошкольном возрасте игра являетс...