"Как дети адаптируются к школе"
консультация

Пазылова Елена Сергеевна

В материале описаны физиологическая и психологическая адаптации к школе. Даны рекомендации родителям по оптимизиции этого процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_deti_adaptiruyutsya_k_shkole.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Как дети адаптируются к школе

Первое сентября – цветы, подарки, поздравления. Но вслед за первым праздничным днём следуют учебные будни. Они существенно меняют жизнь ребёнка, а значит, и его родителей. Необходимо время для того, чтобы организм маленького ученика привык к изменениям ритма жизни, к смене основной деятельности (игровой на учебную), ограничению двигательной активности. Становится другим и характер взаимоотношений ребёнка с окружающими его взрослыми и детьми. Потребуется не день и даже не неделя для адаптации первоклассника к школе.

Психологи и педиатры выделяют понятия физиологической и психологической адаптации детей к школе.

Период физиологической адаптации составляет около 5 – 6 недель, то есть продолжается до 10 – 15 октября. Понять, насколько трудно перестроиться детскому организму на систематическую учебную деятельность, помогут следующие факты. По данным врачей, некоторые дети к концу первой четверти худеют, по другим исследованиям даже не некоторые, а 60% детей! У многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак настоящего переутомления). Иногда родители первоклассников наблюдают частую смену настроения, плаксивость, головные боли, усталость, плохой сон, снижение аппетита, врачи отмечают появление шумов в сердце, нарушения нервно-психического здоровья и другие недомогания. Если Вас беспокоят такие проявления в поведении ребёнка, то нелишним будет посещение поликлиники, а при необходимости и кабинета школьной психологической службы.

Даже у самых послушных детей в период адаптации к школе могут начаться капризы. Хочу-не хочу, буду-не буду, пойду-не пойду. Дитя начинает грубить, хамить, проявлять агрессивность, чего за ним раньше никогда не замечалось. Дитя грубит. Знает, что грубит, но остановиться не может или не хочет. Из своего тяжелого состояния ребенок не всегда может выбраться сам. Ему нужно помочь. А мы, взрослые, часто не понимаем, в чем дело, считаем происходящее капризом. На самом деле такое поведение ребенка –  это реакция на стресс, связанный с поступлением первоклассника в школу.

Родителям в этот непростой для всех период адаптации к школе надо помнить золотое правило воспитания: "Ребенок больше всего нуждается в нашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает".

Детские психологи А. Гиппиус и С. Магид советуют взрослым, чьи дети только что переступили школьный порог, вести себя следующим образом: "Не будем раздражаться сами. Чего-то не заметим, пропустим мимо ушей, что-то обратим в добрую шутку, обнимем лишний раз, поцелуем. Есть такая притча. Подходит сосед к старухе и спрашивает: «У тебя столько детей, внуков, правнуков. И все к тебе за советом ходят, все тебя любят. Как тебе это удается?» Отвечает она: "Да старая я очень – немножко неменька, немножко слепенька, немножко глухенька". Давайте и мы так попробуем!

Если говорить конкретно, то родители, желающие помочь ребёнку быстрее и легче адаптироваться к новым жизненным условиям, могут воспользоваться такими рекомендациями.

1. Прежде всего, оказывайте поддержку ребёнку в его делах, вселяйте в него уверенность, знание того, что вы верите в его силы, а при необходимости всегда придёте на помощь.

2. Выслушивайте все рассказы ребёнка о школе, а если он не рассказывает ничего или рассказывает мало – расспрашивайте его. Если ему трудно выделить главное (чем стоит поделиться с вами), задавайте конкретные вопросы, на которые легче ответить. Обсуждайте школьные дела ребёнка и свои рабочие проблемы со всей семьёй, например, за ежедневным вечерним чаем.

3. Не сводите беседу к примитивным вопросам, касающимся питания, количества уроков. Постарайтесь выяснить, с кем ребёнок играл и в какие игры, как провёл перемену, что за день ему больше всего понравилось, что вызвало переживания. 

4. Приобщайте ребёнка к самостоятельности постепенно, не обрушивая на него непосильную нагрузку. Если ребёнок пока ещё не в состоянии выполнять уроки сам, постарайтесь, чтобы необходимая ему помощь с каждым разом становилась всё менее существенной.

5. Поощряйте любые попытки ребёнка проявить самостоятельность, рассказывайте о таких его действиях членам семьи.

6. Соблюдайте режим дня. После школы желательна прогулка, и только после неё можно приступать к урокам.

7. Помогите организовать пространство и время, особенно при выполнении домашних заданий. Выясните, когда у ребёнка высокая работоспособность, и в соответствии с этим определите благоприятные периоды для выполнения домашнего задания.

8. Следите за состоянием здоровья ребёнка. Если на лицо признаки утомления или даже переутомления, постарайтесь уменьшить нагрузку, а в сложных случаях обратитесь к врачу.

 9. Перед сном не устраивайте шумных игр, серьёзных назидательных разговоров. Лучше посидите с ним, почитайте вслух, выразите надежду на то, что завтрашний день принесёт удачу вам и вашему чаду!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как помочь ребёнку адаптироваться к школе"

Советы родителям будущих первоклассников....

Как помочь ребенку адаптироваться к школе.

Начало  обучения – это старт  сознательной жизни  в  мире  взрослых, от его успешности зависит кем  станет  ребенок, и каким он станет....

Программа встреч с родителями детей адаптирующейся группы с элементами тренинга «Мамина школа»

Программа встреч с родителями детей адаптирующейся группы  с элементами тренинга   «Мамина школа»...

Как помочь леворуким детям адаптироваться в школе

Рекомендации родителям по адаптации леворуких детей в школе....