Консультация для родителей «Особенности развития связной речи, детей среднего дошкольного возраста».
консультация

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditele1.docx15.29 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Консультация для родителей

«Особенности развития связной речи, детей среднего дошкольного возраста».

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

У средних дошкольников совершенствуется понимание речи. Речь начинает становиться не только средством общения, но и источником получения знаний, через объяснения взрослого.

В среднем дошкольном возрасте большое влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря, объем которого увеличивается примерно до 2, 5 тысяч слов. Ребенок не только понимает, но и начинает употреблять в речи прилагательные для обозначения предмета. Уже появляются первые выводы, умозаключения.

Структура речи ребенка еще не совершенна. Не всегда может ребенок сформулировать вопрос, употребляют короткие неполные фразы.

Дети начинают самостоятельно составлять небольшие рассказы по картинке, про игрушки. Но эти рассказы копируют рассказ взрослого, они еще не могут отличить главное от деталей.

Развитие связной речи происходит в процессе повседневной жизни.

Известны два основных вида речи: диалогическая и монологическая.

В среднем возрасте развитие диалогической речи состоит в том, что дети учатся слушать и понимать речь взрослого, отвечать на его вопросы, высказываться в присутствии других детей.

Так же овладевают двумя основными видами монологической речи –пересказом и рассказом. При обучении пересказа в среднем возрасте решаются сложные задачи: детей учат не просто рассказывать короткие и известные сказки, но и выразительно передавать разговор действующих лиц, слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие тексту. Для пересказа рекомендуются такие произведения: «Волк и семеро козлят», «Лиса, заяц и петух», «Колобок».

Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребёнка обязательно приведет к положительным результатам. Ведь речевой уровень культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи.

                  На что необходимо обратить внимание родителям, в первую очередь!

• Развитие интонационной выразительности речи.

Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти годам. Очень важно при чтении литературных произведений детям, обращать внимание на выразительность. Для этого прекрасно подходят ролевые игры или совместное обыгрывание известных ребенку сказок.

• Художественное слово в воспитании дошкольников.

Художественные тексты хороший помощник родителям для решения этой задачи. Больше читайте, придумывайте совместно сказки и рассказы, обсуждайте явления природы, разучивайте стихи – это поможет ребенку не только овладеть грамотной речью, но и значительно расширит его познавательные способности.

• Речь и мелкая моторика рук.

В дошкольном возрасте главное внимание надо уделить развитию мелкой моторики. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени развития мелкой моторики. В домашних условиях развитие мелкой моторики может быть не только интересным занятием, но и полезным делом. Прополка грядок, сбор ягод, лепка пельменей, плетение кос, распутывание ниток, вырезание различных поделок, лепка и т. д. – подарят радость от совместной работы Вам и вашим детям.

Не забывайте - это очень важно:

• Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого

общения у окружающих его взрослых, от родителей. Овладение речью находится в зависимости от речевой среды ребенка. Поэтому очень важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

• Важной стороной речевого развития является правильное

произношение звуков. Дети с нечеткой речью не уверены в

себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.

•Ребенок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не

так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки

исчезнут сами собой. Могут исчезнуть, а могут и не исчезнуть. Самое

лучшее – обратиться за помощью к логопеду.

•Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи

дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время

совместных прогулок с детьми обращать внимание на значимые для

человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки.

Расскажите ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает. Во

время прогулки в парке, сквере, на пруду привлекайте внимание

малыша.

И в заключение хотелось бы процитировать известного французского писателя и педагога Жозефа Жубера, который говорил: «Детям нужны не поучения, а примеры! ». Поэтому родитель всегда должен помнить, что лучшее учение – это пример, а правильная грамотная речь - результат общения взрослого с ребенком!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация: Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности

В презентации представлен опыт работы старшего воспитателя по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста...

План по самообразованию на тему: «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста» 2016-2017г (средняя группа)

Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада ,так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых, дает возможно...

План по самообразованию в средней группе на тему: «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»

План по самообразованиювоспитателя средней группы  «Солнечные лучики»Шахбанова И.Б.на тему:«Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»2019-2020г...

Консультация для родителей «Использование мнемотехники в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста»

Использование мнемотехники в развитии  связной речи детей  среднего дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Использование мнемотехники в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста»

Чтобы дошкольник имел широкий кругозор, полезно много рассказывать ему, читать познавательные книги, энциклопедии, стихи. Богатый словарный запас является основной базой для формирования связной речи ...

Развитие речевой активности дошкольников. Использования мнемотехники в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста

Цель: развитие связной речи детей посредством использования мнемотехники. Задачи:1.Способствовать развитию связной речи.2.Расширять и обогащать словарный запас детей.3.Развивать  у детей уме...

Консультация для родителей на тему: "Использование игровых технологий в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста"

Формирование речи и закрепление усвоенных речевых навыков осуществляется нами, воспитателями, как при проведении НОД  так и во время большинства режимных моментов. В последнем случае имеют ...