Особенности межличностного взаимодействия детей среднего дошкольного возраста.
консультация (средняя группа)

Чарганцова Анастасия Анатольевна

Формирование педагогической культуры родителей в вопросах развития детей 4-5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhlichnostnoe_obshchenie_v_mr_gruppe.docx24.22 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности межличностного взаимодействия детей среднего дошкольного возраста.

Цель: формирование педагогической культуры родителей в вопросах развития детей 4-5 лет.

Задачи: познакомить родителей с особенностями общения детей среднего дошкольного возраста; сформировать понимание важности речевого развития; привлечь родителей к обмену опытом развития детей в семье.

Ход мероприятия:

В среднем дошкольном возрасте существуют особенности общения. В их поведении и деятельности появился ряд новых черт, отличающих их от малышей. Возросли физические возможности детей, они испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. К 5-ом году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками.

Средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Речевые контакты становятся более длительными и активными.

Особое внимание должно уделяться детям, которые по причине робости, застенчивости, агрессивности не могут найти себе друзей в группе, то есть не реализуют свою возрастную потребность в общении. Это может привести в дальнейшем к личностным деформациям.

Новые черты появляются в общении средних дошкольников с взрослыми. Дети данного возраста активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. Серьезную ошибку совершает взрослый, если отмахивается от вопросов ребенка, не замечает их или отвечает с раздражением, торопливо, без охоты. Доброжелательное, заинтересованное отношение взрослого к детским вопросам и проблемам, готовность «на равных» обсуждать их с детьми помогает с одной стороны, поддерживать и направлять детскую познавательную активность в нужное русло, с другой – укрепляет доверие ребенка к взрослому. Это способствует появлению чувства уважения к старшим. Замечено, что дети, не получающие от взрослого ответов на волнующие их вопросы, начинают проявлять черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения с взрослыми приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка.

Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни.

У детей средней группы наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения. Именно к пяти годам начинаются многочисленные жалобы – заявления детей что-то неправильно или кто-то не выполняет какое-то требование. Между тем «заявление» ребенка свидетельствует о том, что он осмыслил требование как необходимое и ему важно получить авторитетное подтверждение правильности своего мнения, а также услышать от воспитателя дополнительные разъяснения по поводу «границ» действия правила. Обсуждая с ребенком случившееся, мы помогаем ему утвердится в правильном поведении.

Дети среднего возраста отличаются высокой эмоциональностью, ярко и непосредственно выражают свои чувства. Взрослый пробуждает эмоциональную отзывчивость детей, направляет ее на сочувствие сверстникам, элементарную взаимопомощь.

В среднем возрасте используются несколько форм общения:

- деловое общение, в которое вступает ребенок, стремясь научиться у взрослого чему-либо. Сотрудничество с взрослыми развивает у ребенка ценные качества общественного поведения, способность принять общую цель, включиться в совместное планирование, взаимодействовать в процессе работы, обсудить полученные результаты;

- познавательное общение с воспитателем по поводу волнующих ребенка познавательных проблем. Оно способствует углублению познавательных интересов и активности детей;

- личностное общение, в которые вступает ребенок, чтобы обсудить с взрослыми проблемы, связанные с эмоциональным, нравственным миром людей, с их поступками, переживаниями. Ребенок делится с взрослыми своими мыслями, планами, впечатлениями. В этом общении происходит социальное взросление ребенка, формируются социально-ценностные ориентации, осознается смысл событий, развивается готовность к новой для него социальной позиции будущего школьника.

Форма общения сверстников в среднем дошкольном возрасте - ситуативно-деловая. Она складывается примерно к четырем годам и остается наиболее типичной до шестилетнего возраста. После четырех лет у детей (в особенности у тех, кто посещает детский сад) сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимать все большее место в их жизни. Этот возраст является периодом расцвета ролевой игры. В это время сюжетно-ролевая игра становится коллективной - дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество. Сотрудничество следует отличать от соучастия. При ситуативно-деловом общении дошкольники заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность своего партнера для достижения общего результата. Такого рода взаимодействие было названо сотрудничеством. Речь – это средство человеческого общения, причем главное и основное.

Речь, во всем её видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого, она и формируется. В дошкольном возрасте словарный запас ребенка постоянно увеличивается, но его качественное преобразование опосредованно участием взрослых. Развитие речи дошкольника в большей степени зависит от общего социокультурного уровня его окружения, от социальных обстоятельств развития ребёнка.

Речь ребенка, обращенная к сверстнику, является более связной, понятной, развернутой и лексически богатой. Именно общаясь со сверстником, ребенок расширяет свой словарный запас, пополняя его наречиями образа действия. Дошкольники, плохо говорящие и не понимающие друг друга, не могут наладить интересную игру, содержательно общаться. Им становится скучно друг с другом, они вынуждены играть врозь, потому что говорить им не о чем. Исследования американских психологов показали, что опыт общения со сверстниками существенно отражается на речевом развитии детей. Дошкольники, не имеющие контактов со сверстниками, испытывали значительные трудности в общении с другими детьми, несмотря на активное желание поговорить с ними. Дети, привыкшие к обществу сверстников, были значительно разговорчивее и свободно беседовали с ними. Вот и получается, что, для того чтобы играть и общаться с другими детьми, нужно уметь разговаривать с ними, стараться, чтобы они поняли тебя.

Почему ребенок, который по возрасту должен говорить, молчит? Причинами “молчания” ребенка является наличие в его анамнезе неврологических нарушений. Слово представляет собой сочетание звуков, с одной стороны, а с другой – несёт смысловую нагрузку, определение, понятие. Слово всегда обобщает.

Способность понимать и произносить слова имеет исключительно важное значение, поэтому формирование пассивного и активного словаря. Нельзя перегружать пассивный словарь неговорящего ребенка малопонятными для него словами.

Причины проявления агрессии так же разнообразны и соответственно способы профилактики или устранения агрессии в каждом случае будут свои. Давайте попробуем определить с вами эти причины и способы профилактики в группе.

Причина

Метод коррекции

Недостаток двигательной активности, недостаток физической нагрузки

Подвижные игры, спортивные эстафеты, «Минуты радости»

Различные нарушения семейного воспитания (чрезмерное ограничение активности, дефицит родительского внимания, неудовлетворение основных потребностей ребёнка, жестокое обращение в семье, вседозволенность, подкрепление нежелательных действий ребёнка, личностные особенности родителей)

Налаживать эмоциональный контакт с ребёнком.

Низкий уровень развития коммуникативных навыков

Обучение сюжетно-ролевой игре, включение ребёнка в игры с другими детьми. На первых порах непосредственное участие педагога в игре, а затем наблюдение.

Взрослые не должны просто запрещать ребёнку выражать свою агрессию, мы должны научить выражать её социально приемлемым способом.

Как вы считаете, успешное речевое развитие ребёнка зависит от чего? Все эти факторы влияют на развитие речи ребёнка. Предлагаем выбрать из перечня факторов наиболее значимые, прокомментировать свой выбор.

Итак, мы с вами обсудили основные факторы успешного речевого развития. Обратите внимание на речевое дерево. Если быть внимательным, то можно заметить, что у каждого дерева свой силуэт, свой порядок расположения веточек, но без листвы оно не завершенное и не наполненное красотой. Сейчас мы с вами его украсим и наполним листвой.

Итогом следует считать утверждения, что:

Общение - одна из основных форм проявления человеческой жизнедеятельности - играет огромную роль в жизни человека. Без способности общаться, воспринимать и понимать друг друга, люди как социально детерминированные существа, просто не смогут существовать как таковые. Речь – процесс многосторонний. 

- общение действительно решающий фактор общего психического развития ребенка в раннем и дошкольном детстве;

- влияние общения может способствовать исправлению дефектов, возникших у детей при неправильном воспитании;

- общение способно ускорять ход развития детей.

Вопрос: Как можно заставить ребенка начать разговаривать, если он отказывается?

Различными игровыми приемами ребенка следует только побуждать к речевому общению. Но ни в коем случае не принуждать, т.к. это может вызвать речевой негативизм и еще больше задержит появление активной речи. Главное- это заинтересовать малыша, если ваш ребенок продолжает молчать, то это повод обратиться за консультацией к неврологу или логопеду.

Вопрос: Что такое невербальные средства ?

Важное значение имеет развитие невербальных средств коммуникации, среди которых: естественные экспрессивные (мимика, жесты, пантомима, вокализация) и специальные (дактилирование, жесты языка глухих, азбука Брайля, пиктограммы и т.д.).  Существуют еще и альтернативные средства коммуникации. Не только дети, но и любой неговорящий человек должен приобрести способность выражать свои потребности.

Вопрос: Если моего ребенка обидели в саду ?

Если вашего ребёнка обижают в саду, то не нужно разбираться с «обидчиком» или с его родителями.

Воспитатель — это лицо, несущее ответственность за вашего ребёнка в детском саду. Для начала разузнайте, в чём причина конфликта. Если чужой ребёнок намеренно обижает вашего, то попросите педагога урегулировать конфликт, возможно через родителей. В присутствии родителей, спокойно, вежливо и твёрдо скажите: «Не трогай (не обижай, не толкай, не обзывай и т.д.) моего ребенка». Не переходите на личности — никогда и ни при каких обстоятельствах не обижайте чужого ребёнка и его родителей! Помните, плохой поступок, а не сам ребёнок. Ваша задача — оградить своего ребёнка, а не устраивать «показательную порку».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности сенсомоторного развития детей среднего дошкольного возраста на занятиях лепкой .

Развитый мозг и неразвитая рука - вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Но это не должно ввергать педагогов и родителей в панику: слабую руку дошкольника можно и необходимо ...

«Сюжетно-ролевая игра как средство развития межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста»

Игра сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Но игра, где рождается сюжет и роль, есть только в период дошкольного детства. В данном виде деятельности дети тесно общаются между собой, тем ...

Особенности игрового взаимодействия детей старшего дошкольного возраста

Особенности игрового взаимодействия детей старшего дошкольного возраста...

Педагогическая программа "Играй, общайся, развивайся" по направлению "Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста".

Так как в современное время педагоги и родители всё чаще с тревогой замечают, что многие дети испытывают серьёзные затруднения в общении со сверстниками. Нашему обществу нужны люди с активной жизненно...

Психолого-педагогические особенности формирования межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста

Межличностные отношения дошкольников рассматривались в России такими учеными как: Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, В.Р. Кисловская и др. В своих исследования они изучали предпочтения одних детей перед д...

Особенности развития межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста.

Межличностные отношения дошкольников рассматривались в России такими учеными как: Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, В.Р. Кисловская и др. В своих исследования они изучали предпочтения одних детей перед д...