Мастер класс для родителей вместе с детьми в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет «Бусинки» на тему: «Развитие мелкой моторики рук»
консультация (младшая группа)

Анисимова Диана Робертовна

Мастер класс  для родителей вместе с детьми в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет  «Бусинки» на тему: «Развитие мелкой моторики рук»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx26.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок»

Мастер класс

для родителей вместе с детьми

в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет

«Бусинки» на тему:

«Развитие мелкой моторики рук»

                                                                                                      Подготовили

                                                                                                       Воспитатель:

Анисимова Д.Р.

Г. Советский

2023 г.

Мастер класс для родителей 2 младшей группы  на тему:

«Развитие мелкой моторики рук»

Цель: Познакомить и научить родителей применять предложенные игры и упражнения в домашних условиях для развития мелкой моторики детей.

Задачи:

•повышать компетентность и знания родителей о значении работы по развитию мелкой моторики рук для успешного овладения письмом;

•привести примеры игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук;

•вызывать желание заниматься с ребенком развитием мелкой моторики дома.

Оборудование и материалы: столы, расставленные полукругом,

• Салфетки универсальные • Ножницы • Карандаш • Трафарет геометрических фигур

Необходимые атрибуты для игр и упражнений на развитие моторики.

Подготовительная работа: 

1.Изготовить приглашения для родителей.

2. Организация выставки литературы, пособий и картотек по развитию мелкой моторики.

3. Распечатать памятки для родителей «Развитие мелкой моторики рук».

Методы и приемы:

Создание атмосферы психологической готовности при помощи ситуативного разговора;

Формировать готовность к предстоящей деятельность при помощи проведения Блиц-опроса

Ознакомление родителей, с играми, которые направленны на развитие мелкой моторики.

Выполнение практической работы.

Игра с изготовленным конструктором

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент

Здравствуйте уважаемые родители!

Сегодня я проведу с вами мастер-класс на тему

«Развитие мелкой моторики рук».

Прежде чем перейти к нашему мастер классу, мне бы хотелось выявить ваши знания по данной теме. Для этого мы сейчас проведем Блиц-опрос.

У вас на столах лежать сигнальные карточки красного и зеленого цвета. Я буду задавать вам вопрос, вы должны поднять карточку с зеленым цветом если вы думаете ответить на вопрос «Да», а если «Нет», то с красным цветом.

Знаете ли вы, что такое мелкая моторика пальцев рук?

Если «Да», то поднимите зелёный кружок

Если «Нет», то поднимите красный кружок

  1. Имеете ли вы представление, как можно развивать мелкую моторику пальцев рук?

«Да» «Нет»

  1. Развиваете ли вы мелкую моторику пальцев рук в домашних условиях?

Если «Да», то как? «Нет»

  1. Как вы думаете, необходимо ли развитие моторики руки?
  2. Знаете ли вы, для чего это необходимо делать?

Что же такое мелкая моторика и для чего необходимо ее развивать?

Мелкая моторика рук – это не что иное, как ловкость рук. Она оказывает влияние не только на речь, но и на развитие таких психических процессов, как внимание, память, мышление и воображение.

Не зря существует выражение, что наш ум – на кончиках пальцев.

Хочу вам процитировать высказывания двух знаменитых людей

Как говорил В.А. Сухомлинский

«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»

А это высказывание Н. Канта

«Рука – это вышедший наружу мозг человека»

Почему же развитие мелкой моторики рук оказывает развивающее действие на ребенка в целом.

Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. И если мы будем развивать мелкую моторику, тем самым активизируем эти центры. Тем более что развитие мелкой моторики – важная часть подготовки ребенка к письму и школе, а также развивая мелкую моторику – мы развиваем речь.

Поэтому нужно уделять большое внимание развитию и совершенствованию мелкой моторики дошкольников.

Начинать работу по развитию мелкой моторики необходимо с младенчества. Уже грудному ребенку необходимо массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом. Не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и многое другое.

Сейчас, к сожалению, у большинства детей наблюдается отставание в моторном развитии. Они не умеют завязывать шнурки, поэтому родители покупают обувь на липучках или молнии. Если раньше дети вместе с взрослыми больше делали руками: перебирали крупу, вязали и вышивали, то сейчас этим мало кто занимается. Поэтому у них слабо развита мелкая моторика. В результате чего у большинства детей наблюдается неготовность к письму или проблемы с речью.

Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Речь совершенствуется под влиянием импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!

  1. Мотивационный момент

Предлагаю вашему вниманию игры, направленные на развитие мелкой моторики, которые можно использовать как в детском саду, так и дома.

Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

- способствует овладению навыками мелкой моторики;

- помогает развивать речь;

- повышает работоспособность головного мозга;

- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

- развивает тактильную чувствительность;

- снимает тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны

Игры с сыпучих материалов (горох, фасоль)

В глубокую ёмкость насыпаем фасоль или горох и запускаем в неё руки и изображаем, как будто мы начинаем месить тесто, приговаривая:

Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи.

Я месила тоже тесто, где ж сюрприз мой, интересно?!

Прячем мелкий предмет в куче гороха, а ребенок должен попытаться найти его

А если использовать фасоль и горох вместе, тогда ребёнку можно предложить отделить маленькое от большого.

Следующее упражнение – надо взять 1 фасолинку или горох большим и указательным пальцем и переложить в другую емкость, потом большим и средним, потом – большим и безымянным.

Можно подобрать любые четверостишия, например:

«Зашагали ножки: топ-топ-топ,

Прямо по дорожке: топ- топ- топ.

Ну-ка, веселее: топ- топ- топ,

Вот как мы умеем: топ- топ- топ».

Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпаем мелкую крупу. Ребенок проводит пальцем по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позволяем ребенку самому нарисовать рисунок.

Игры с крышками от бутылок.

Две крышки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно, развиваем координацию движений пальцев.

Игры с прищепками.

  1. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это непалец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

  1. Предложите ребёнку прикрепить прищепки по периметру вырезанной из картона фигуры. Можно «приделать» иголки ежу, лучи солнышку и т.д.

Шнуровка 

Это следующий вид игрушек, развивающих моторику рук у детей. В настоящее время в магазинах представлены разные варианты этой игрушки – из разного материала, разного размера, цвета и формы. Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий.

Если дома Вы будете устраивать вот такие тренировки, то мелкая моторика вашего ребёнка будет развиваться гораздо быстрее.

Как вы думаете, почему в детском саду уделяется большое внимание лепке, аппликации, рисованию, конструированию? (Ответы родителей) Потому что, это один из видов ведущей деятельности в дошкольном возрасте по развитию мелкой моторики рук.

Рисование карандашами.

Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины.

Мозаика, пазлы, конструктор

развивающий эффект этих игрушек тоже невозможно недооценить.

Очень важны для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений

Работа с ножницами. Вырезать можно из бумаги, сложенной вдвое, вчетверо, гармошкой, получая интересные силуэты и делать из них красивые и оригинальные аппликации.

Аппликация – один из видов изобразительной деятельности, основанный на вырезывании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, наиболее простой и доступный способ создания художественных работ.

Существует несколько видов аппликации:

  • Предметная. Состоит из отдельных изображений (лист, птица, цветок)
  • Обрывная аппликация. Разрывая бумагу на кусочки можно составлять из них изображение.
  • Симметричная. Для данной аппликации необходимо разделить заготовку пополам, а затем составить картинку.
  • Аппликация из салфеток или гофрированной бумаги. Салфетки и гофрированная бумага – очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки.

Работа с пластилином.

В процессе лепки развиваются тактильные ощущения, координация движений и мышцы пальцев. Наряду с традиционными приёмами лепки, мы используем новый вид детского творчества и разновидность нетрадиционной лепки пластилинографию.

Пластилинография относится к нетрадиционным художественным техникам. Она заключается в рисовании пластилином на картоне или другой твердой основе (диски, дощечки).

Работа с пластилином помогает ребенку выразить эмоции, своёвидение окружающего мира, сформировать эстетических вкус, развивать координацию, мелкую моторику пальцев. Можно с уверенностью сказать, что пластилинография готовит руку ребенка к школьному письму.

Практическая деятельность

Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения. Предлагаю всем родителям детей от 2 до 7 лет самостоятельно буквально за несколько минут изготовить вот такой яркий, забавный и полезный конструктор.

И так нам понадобиться: • Салфетки универсальные • Ножницы • Карандаш • Трафарет геометрических фигур

Из разноцветных салфеток можно вырезать разнообразные фигурки и делать интересные аппликации, выкладывать узоры, цветы, дома, деревья и т. д., на сколько развита фантазия и воображение…

Данное пособие поможет: Развивать у детей мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации. Совершенствовать все виды счёта. Учить обобщать и сравнивать предметы по величине. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Формировать представления о геометрических фигурах, формах. Закреплять умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, цвету).

 Развивать речь детей, умение делать простые выводы. Закрепить и расширить пространственное представление.

Варианты игры «Собери красивые бусы» - желанию дети выбирают разные геометрические фигуры и раскладывают их в определённой последовательности собирая тем самым бусы.

«Напиши цифры» - воспитатель говорит цифру, а ребенок должен выложить цифру из любых фигур, которые он выберет.

«Напиши букву» - ребенок выкладывает букву.

«Выложи предмет» - ребенок выкладывает, например, дом (геометрические фигуры выбирает сам ребенок, затем солнышко и т. д. В последующем можно выложить целую "картину" (развивает творчество ребенка).

«Найди пару», «Найди такую же… » - учить подбирать геометрические фигуры разные по величине, форме, цвету, сравнивать и находить сходства, различия. Развивать наблюдательность.

«Что изменилось?» упражнять в правильном назывании геометрических фигур, развивать зрительную память.

«Подбери фигуру» - закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.

«Три квадрата» - научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».

«Геометрическое лото» - учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу.

«Какие бывают фигуры» - познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником, давая их в паре с уже знакомыми: квадрат треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.

«Кому какая форма» - учить детей группировать геометрические фигуры (овалы, круги) по форме, отвлекаясь от цвета, величины.

«Составь предмет» - упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур)

Заключительная часть.

Сегодня вы познакомились как можно самостоятельно буквально за несколько минут изготовить вот такой яркий, забавный и полезный конструктор, который способствует развитию мелкой моторики рук, развивает внимание и воображение.

И помните, развивая мелкую моторику – мы развиваем речь.

Очень надеюсь, что смогла Вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций, развитию пространственных ориентировок.

Для того чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить малыша. Предлагаю Вашему вниманию памятку о разнообразии предметов для развития мелкой моторики.

Большое спасибо за активное участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с детьми средней группы общеразвивающей направленности по формированию элементарных математических представлений. Тема: "Волшебные фантики" (тематическое).

Методическая разработка  конспект НОД по ФЭМП тема: "Волшебные фантики" (тематическое) создана  в помощь воспитателям работающим в с детьми среднего возраста....

Мастер класс для родителей вместе с детьми в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет «Ладушки» на тему: «Развитие мелкой моторики рук»

Познакомить и научить родителей применять предложенные игры и упражнения в домашних условиях для развития мелкой моторики рук детей....

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»...

Беседа с детьми в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на тему «Великая Отечественная война»

Беседа с детьми в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на тему «Великая Отечественная война»...

Перспективный план работы в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности «Улыбка» (6 – 7 лет) по теме «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста по средствам техники скрапбукинг»

Перспективный план работы в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности  «Улыбка» (6 – 7 лет) по теме «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возр...