Консультация для родителей «Характерные особенности детей с расстройством аутистического спектра».
консультация
Консультация для родителей
«Характерные особенности детей с расстройством аутистического спектра».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_detey_s_ras.docx | 16.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Характерные особенности детей с расстройством аутистического спектра».
При аутистическом расстройстве личности отмечаются:
1) Качественные нарушения в сфере социального взаимодействия;
2) Нарушения способности к общению;
3) Повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности.
В числе наиболее характерных проявлений у детей с РАС, можно назвать следующие:
1) Ребенок не фиксирует взгляд, особенно на лице, не выносит прямого зрительного контакта «глаза в глаза»;
2) Близких людей ребенок узнает, но при этом эмоциональную реакцию может не проявлять;
3) К ласке ребенок относится необычно: иногда равнодушно (терпит ее) или даже неприязненно; если испытывает приятные ощущения и переживания, то быстро пресыщается;
4) Отношение к моментам дискомфорта- например, к нарушениям режима питания- парадоксальное: ребенок с аутизмом их вообще не переносит, либо безразличен к ним;
5) Потребности в контактах с другими людьми (даже близкими) также парадоксальны: чаще ребенок не испытывает такой потребности или быстро пересыщается и избегает контактов;
6) В более тяжелых случаях контакту, особенно тактильному, относится безразлично, вяло.
7) Для данной категории детей характерен феномен тождества, проявляющийся в стремлении к сохранению привычного постоянства.
8) Неравномерность развития при РАС, отчетливо проявляется в особенностях моторики. Иногда тонкая моторика развивается раньше, чем общая, а движение, совершаемое свободно и точно при спонтанной активности, оказывается трудновыполнимым в произвольной деятельности.
9) Очень рано проявляются страхи, когда ребенок боится определенных предметов и явлений, либо может наблюдаться общая тревога и беспокойство. 10) Еще одной особенностью ребенка с РАС является аутистические фантазии. Их основные черты: оторванность от реальности, слабая связь с окружающим. Особенности речевого развития многочисленны:
1.Мутизм – (отсутствие речи) у значительной части детей
2.Эхолалии - (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом), часто отсроченные, т.е. воспроизводимые не сразу, а через некоторое время; большое количество слов – штампов и фраз – штампов, фонографичность, («попугайность») речи;
3.Отсутствие обращения в речи (хотя монологическая речь иногда хорошо развита);
4.Автономность речи;
5.Позднее появление в речи личных местоимений, особенно «Я», их неправильное употребление;
6.Нарушения семантики (метафорическое замещение, расширение или чрезмерное – до буквальности – сужение толкований значений слов), неологизмы;
7.Нарушение грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения, нарушение просодических компонентов речи. При РАС, большинство из этих отклонений в речевом развитии имеет определенные характерные особенности. Кроме того, они, как правило, обусловлены недоразвитием коммуникативной функции речи, что осложняет социализацию ребенка в обществе.
Недоразвитие речи проявляется в нарушении звукопроизношения, в бедности словаря, трудностях усвоения логико - грамматических конструкций, недостаточности фонетико - фонематического восприятия, снижении слухоречевой памяти.
Особенности познавательного развития: для детей с РАС, характерна низкая познавательная активность, которая проявляется во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоционально - волевой сферы детей с РАС.
Недостаточен процесс переработки сенсорной информации. Детям трудно целостно во спринимать наблюдаемые объекты, они наблюдают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки.
Затрудняются в узнавании даже знакомых объектов, если они изображены в непривычном ракурсе или они плохо освещены. Процесс восприятия предметов у них занимает больше времени. Внимание этих детей характеризуется низкой концентрацией; для любого вида их деятельности характерна повышенная отвлекаемость. В мыслительных процессах также обнаруживаются особенности.
Решение мыслительных задач доступно на наглядно -практическом уровне, однако установить причинно - следственные связи дети не всегда могут. Для них характерен пониженный уровень сформированности основных интеллектуальных операций: анализа, обобщения, абстракции и переноса.
Недостаточна гибкость мышления, наблюдается склонность к стереотипным решениям, использованию неадекватных способов действия. Затруднено овладение математическими представлениями.
Дети с РАС, могут правильно указать большую или меньшую группу предметов, выложить из цифр числовой ряд, пересчитать предметы , но нередко не могут назвать результат, затрудняются в обратном счете.
Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний и представлений об окружающем мире. Малая дефференцированность движений кистей рук отрицательно отражается на продуктивной деятельности .
Тяжело дается детям подготовка руки к письму, прописывание элементов цифр и букв, штриховка, рисование карандашом, лепка и т.д. Особенности организации деятельности: Отмечаются затруднения при организации деятельности. Дети с РАС, нуждаются в особой помощи взрослого для обучения усвоению способа действия, осуществления переноса усвоенного материала на другие предметы и действия при выполнении заданий по аналогии и образцу. Эти особенности характерны и при организации трудовой деятельности.
В игровой деятельности с РАС не могут без помощи взрослого развернуть игру, не учитывают общие интересы, слабо контролируют свое поведения. Они обычно предпочитают подвижную игру без правил. К моменту поступления в школу игровые мотивы доминируют, возникают трудности при переходе к основному виду деятельности школьника – учебной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов Характерные особенности детей с расстройством аутистического спектра.
.Характерные особенности детей с расстройством аутистического спектра....
Презентация «Особенности детей с расстройствами аутистического спектра»
laquo;Особенности детей с расстройствами аутистического спектра»...
Психофизические особенности детей с расстройством аутистического спектра
Психофизические особенности детей с расстройством аутистического спектра...
Особенности детей с расстройствами аутистического спектра
Расстройства аутистического спектра – это нарушения с большим разнообразиемхарактеристик поведения. Ребенок может проявить себя как умственно отсталым,так и высокоинтеллектуальным. Он может быть...
Консультация для педагогов «Особенности детей с расстройствами аутистического спектра»
Информация для педагогов об особенностях детей с РАС, о формах проявления аутизма...
СЕНСОРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА СТРАТЕГИИ ПОМОЩИ Методическое пособие
Сенсорная система – это совокупность периферических и центральных структур нервной системы, ответственных за восприятие сигналов различных модальностей из окружающей или внутренней среды....
Консультация для родителей "Система поощрений детей с расстройством аутистического спектра"
Уважаемые педагоги и родители детей дошкольного возраста с РАС, предлагаю вашему вниманию материал об использовании поощрений в работе с детьми с РАС. Здесь вы найдете рекомендации как правильно выбра...