«О профилактике нарушений чтения и письма» Консультация для родителей
консультация (подготовительная группа)

 Ирина Владимировна Колосовская

Консультация для родителей детей 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_profilaktike_narusheniy_chteniya_i_pisma.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

«О профилактике нарушений чтения и письма»

Консультация для родителей

 По данным исследователей около 20 % школьников имеют стойкие нарушения в усвоении навыков письма и чтения. К сожалению, исправлять в школе детскую неграмотность уже поздно.  

К моменту поступления в школу словарный запас ребенка включает около 5-6 тысяч слов и он правильно употребляет их в речи. Обычно к этому времени у детей формируются и пространственно-временные представления, зрительный и слуховой анализ и синтез, общая моторика, мелкие движения пальцев рук. то есть, другими словами, ребенок достиг определенного уровня физической, нервно-психологической и интеллектуальной зрелости.       Соответственно, стойкие нарушения в уровне навыков чтения и письма могут вызвать нарушения зрения и слуха, недоразвитость речи, общей и мелкой моторики, нервно-психические заболевания. Частичное нарушение чтения принято называть дислексией, а письма – дисграфией.                                          

У взрослого человека процесс чтения и письма автоматизирован. У ребенка же на начальном этапе он состоит из зрительного восприятия слова, различения и узнавания букв, соотнесения звука и буквы, слогового анализа, прочитывания, понимания прочитанного. А процесс письма включает смысловое программирование, соотнесение мысли со структурой предложения, деление его слова, анализ слоговой структуры слова, определение последовательности звуков, проговаривание, соотнесение звука со зрительным образом буквы, и наконец, воспроизведение с помощью руки – зрительного образа буквы.                                                                                        

Можно ли помочь малышу овладеть навыками чтения и письма, подготовить его к школе? Конечно, прежде всего – и как можно раньше – родители должны начать исправлять нарушения у него произношения. Уточнять артикуляцию отдельных звуков, так как  даже те дети, которые до школы занимались с логопедом, допускают на письме и при чтении ошибки, связанные с тем, что не могут правильно соотнести звук, произношение которого было нарушено, с соответствующей ему буквой.  

Чтобы совершенствовать семантику и стилистику речи ребенка, а также ее грамматический строй, старайтесь как можно больше беседовать с ним – о том, что произошло за день, о прочитанной книге, о посещении зоопарка, цирка, детского театра. Слушайте его внимательно, с интересом, старайтесь указать на ошибку только после того, как ребенок закончил свой рассказ.    

Подготовкой к грамотному письму может послужить совершенствование пространственно-временных представлений ребенка: справа – слева, наверху – внизу, впереди – позади; ориентация во временах года, времени суток и т.д. Как правило, эти понятия легко уточняются в игре с кубиками, карандашами, бумагой, а также в беседе.

Развитию мелкой моторики рук способствуют лепка из пластилина, работа с ножницами, игры с пальчиками, массаж пальцев рук, шнуровка, обводка, рисование, вышивание. Тактильные ощущения развиваются узнаванием букв, «написанных» пальцем на спине, в воздухе, ощупыванием объемных пластилиновых букв. Работа с магнитной доской позволяет расширить «поле зрения» ребенка, научит его соотносить звук и букву, различать согласные и гласные звуки и буквы, соединять их в слоги и читать. Совершенствует навыки узнавания букв и моделирование букв из палочек и карандашей; восстановление их недостающих элементов. Решение этих задач поможет вам подготовить ребенка к овладению школьными знаниями.

Родители должны помнить, что профилактика нарушений чтения и письма проводится с дошкольного возраста.

Выполняя следующие задания, ребенок научится определять количество, последовательность и место слов в предложении:

Придумывать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов.

2. Придумывать предложение с определенным количеством слов.                                                                                                                    

3. Увеличить количество слов в предложении.

4. Составить графическую схему данного предложения и придумать по ней другое предложение.

5. Определить место слова в предложении – какое  по счету.                        

   6. Выделить предложение с определенным количеством слов из текста.

А эти виды заданий развивают слоговой анализ и синтез:

Выделить главный звук из слога и слова.

Определить место гласного звука в слове.

Назвать гласные в слове                                                                                 

Записать только гласные звуки данного слова.

Определить пропущенный слог в слове: __буз, ___жа,  жа__, ли__.

Составить слово из слогов, данных в бесперядке (ран, ка, даш; ра, ба, бан).

Выделить в предложении слова, состоящие из определенного количества слогов.

 Примерные задания по формированию звуко - буквенного анализа:

1. Придумывать слова, в которых 3,4,5 звуков.  

2. Отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков.  

3. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове.                                                                                                                  

Письменные работы:

1. Вставить пропущенные буквы в слова: па…ка, по…ка, ры…ба, шта…га.                                                                                                

2. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, на втором, на третьем месте (сани, каска,нос)

3. Составить слова с различным числом слогов из букв разрезной азбуки: КОТ, ТОК, САХАР, КОШКА, БАРАБАН,ВЕЛОСИПЕД, ГИМНАСТИКА.                                                                                                   4. Выбрать их предложений слова с определенным количеством звуков, устно их назвать и записать.                                                                  

5. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово НО…(НОС),НО…(НОГА)  НО… (НОЧЬ)  НО… (НОМЕР)НО…(НОРКА)                                                                                    6. Подобрать слово с определенным количеством звуков:  А  У  С  

7. Каждой букве подобрать слова, начинающиеся с соответствующего звука. Слова записать в определенной последовательности: сначала слова из 3-х букв, затем из 4,5,6 букв.        

 8.Преобразование слов:                                                                                          

 а) Добавить звук:  МЕХ – СМЕХ, РАК – БРАК, РОЗА – ГРОЗА      

б) Изменяя  один звук в словах, составить цепочку слов:    СОМ – СОК – СУК – СУП – СУХ – СОХ – СОР – СЫР – СЫН – СОР

в) переставить звуки местами: ЛИПА – ПИЛА, ПАЛКА – ЛАПКА   9. Какие слова можно составить из букв одного слова:                         РАКЕТА – КАРЕТА, ОГОРОД – ГОРОД, ДОРОГА – ГОРА, РОГА – РОД, ГОРОД.                                                                                                

10.  Образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова:   СОМ – МОРОЗ – ЗАЯЦ – ЦЫПЛЕНОК – КУБИК – КЛАСС – СТАЯ.                                                                                                                  

11.  Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.                                                                      

 12.  Слово – загадка. Пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадывается, записывается вторая буква слова и т.д. (С…..- СОРЕВНОВАНИЕ).                        

 13.  Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: КОТ – ТОК, НОС – СОН, СОР – РОС.                                                

14.  Разгадать ребус. Детям предлагаются картинки: ПОРТ, АРБУЗ, РАНЕЦ, ТОРТ, АСТРА. Дети выделяют первый звук в названии картинок, записывают соответствующие буквы, прочитывают слово (ПАРТА).                                                                                                      

 15.  Отобрать картинки с определенным количеством звуков и букв в их названии.                                                                                              

  16.  Какой звук убежал (ЛАМПА – ЛАПА, РЕЧКА – РЕКА, ГРОЗА – РОЗА)?                                                                                                      

  17.  Найти общий звук в словах: ПЛАТЬЕ – ЛАВКА, СОБАКА – ОЗЕРО, БАЛЕТ – ОБЛАКО. На начальных этапах работы делается опора на проговаривание.

 Следующий цикл упражнений направлен на формирование лексико-грамматического строя речи, морфологических и синтаксических навыков, представления об элементах слова и о структуре предложения. Основные направления в работе: уточнение структуры предложения, словообразование и словоизменение.

Работа над предложением строится по следующему плану:

-  Двусоставные предложения, включающие существительное в именительном падеже и глагол 3-го лица настоящего времени (МАЛЬЧИК БЕЖИТ, ДЕВОЧКА РИСУЕТ.)                                                           

 -  Другие двусоставные предложения.                                                                   

Распространенные предложениям из 3 – 4-хслов:  существительное, глагол, прямое дополнение (МАЛЬЧИК ПЬЕТ МОЛОКО). Предложения типа: ДЕТИ КУПАЮТСЯ В РЕКЕ.  ДЕВОЧКА СТИРАЕТ ПЛАТЬЕ КУКЛЕ.  МАМА ДАЕТ СУМКУ ДОЧКЕ

  В дальнейшем даются более сложные предложения. Предложения распространяются с помощью слов, обозначающих признак предмета.

Следующие виды заданий:        

-  Ответы на вопросы;                                                                                            

-Составление предложений устно;                                                                        

- Составление предложений в письменной форме.

 Если ребенок длительное время читает по слогам, это мешает ему осмыслить содержание текста.

 Поэтому необходимо развивать звукослоговой синтез:

-  назвать слово, произнесенное отдельными звуками (К, О, Ш, К, А; Р, У, Б, А, Ш, К, А);

 -  назвать слитно слово, произнесенное по слогам;

-  составить слово из слогов, которые даны в беспорядке;

  -  произнести слитно предложение, которое дано по слогам (НА-ТРА-ВЕ-НЕ-ВИД-НО-ТРОП-КИ).

  Наконец, производится работа над пониманием прочитанных слов, предложений, текстов:                                    

- прочитать слово и показать соответствующую картинку; выполнить действие, ответить на вопросы;                                                               

прочитать предложение и подобрать соответствующую картинку;                

выбрать из текста предложение, которое соответствует содержанию

картинки;

- найти в тексте ответ на вопрос; 

-  прочитать предложение и ответить на вопросы по его содержанию.

 Параллельно необходимо обогащать словарный запас ребенка, уточнять с ним обобщающие понятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений чтения и письма у дошкольников.

Готовый материал для оформления уголка учителя-логопеда в детском саду. Объем-6 листов. Распечатывай и вставляй.  Можно оформить как папку-передвижку или как стендовый доклад. Возможно использова...

Профилактика нарушений чтения и письма у дошкольников

Профилактика нарушений чтения и письмау детей дошкольного возраста...

Педагогический проект логопеда "Профилактика нарушений чтения и письма у дошкольников с речевыми нарушениями".

Данный материал включает в себя непосредственно проект, мероприятия по его реализации и итоговую НОД для детей с ОНР подготовительной к школе  группы....

Консультация для родителей "Профилактика нарушений чтения и письма в старшем дошкольном возрасте"

Многие дети в начальной школе сталкиваются с проблемой освоения навыков чтения и письма. Предотвратить возможные трудности помогут нехитрые упражнения и игры в период дошкольного детства....

Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями зрения, профилактика нарушений чтения и письма, создание условий для успешного овладения школьной программой является актуальной проблемой тифлопедаго...