Консультация для воспитателей на тему: «Организация опытно-экспериментальной деятельности в детском саду»
методическая разработка (младшая группа)
Экспериментирование — один из важнейших видов детской деятельности, который играет огромную роль в развитии дошкольника.В ходе опытной деятельности ребёнок учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. В последствии формируются основы логического мышления, которые обеспечивают максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_pedsovet.docx | 20.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей на тему: «Организация опытно-экспериментальной деятельности в детском саду»
То, что я услышал, забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю.
Экспериментирование — один из важнейших видов детской деятельности, который играет огромную роль в развитии дошкольника. В ходе опытной деятельности ребёнок учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. В последствии формируются основы логического мышления, которые обеспечивают максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, важно воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.
При организации и проведении исследовательской деятельности с детьми необходимо придерживаться следующих правил:
- Не следует строго регламентировать продолжительность опыта: не следует его прерывать только потому, что время истекло.
- Дети не могут работать, не разговаривая: потребность поделиться своими открытиями, выяснить, нет ли у других чего-либо нового и интересного, является естественной потребностью любого творческого человека независимо от возраста.
- Необходимо учитывать право ребенка на ошибку.
- Соблюдение правил безопасности – это предмет особого внимания, так как дошкольники, в силу возрастных особенностей еще не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, они забывают об этом, поэтому обязанность за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.
С какого возраста предполагается начинать экспериментирование в детском саду?
С группы раннего возраста (2-3 года) дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму.
Опыт: «Горячо-холодно» Цель: научить определять температурные качества веществ и предметов. (емкости с водой разной температуры)
В младшей группе (3-4 года) познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов.
Опыт: «Тонет-не тонет» Цель: знакомить с тем, что в воде предметы могут тонуть, а другие плавать на поверхности. Развивать умение различать предметы, которые тяжёлые, а какие лёгкие. (таз с водой, камешки и резиновый утёнок)
Экспериментирование в средней группе (4-5 лет) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств.
Опыт: «Воздух вокруг нас» Цель: знакомить детей с свойствами воздуха (воздух прозрачный, невидимый, не имеет запаха, лёгкий), а так же дать представление о том, что ветер – это движение воздуха. (таз с водой и кораблик, скатаны с водой и трубочка, салфетка и трубочка, пакет)
Используя экспериментирование в старшей группе (5-6 лет) нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов.
Опыт: «Волшебница-вода» Цель: знакомить детей с свойствами воды (отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – жидкость без вкуса и запаха, и д.р, может иметь разные состояния, важность воды в природе)
В подготовительной к школе группе (6-7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Расширяются знания, которые уже получены. Про свойства предметов, воздуха, воды, света и звука. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления.
Опыт: «Наши помощники – органы чувств» Цель: определить реакцию зрачков на различную степень освещения; упражнять в различии запахов; определении пищи по вкусу, проведение опыта как работают рецепторы языка, доказать необходимость слюны для ощущения вкуса пищи и др.
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.
В подготовительной к школе группе может быть оснащена мини-лаборатория, оборудование которой использовалось на занятиях. Для того чтобы ребенок после проведения опытов в мини-лаборатории мог совместно с воспитателем и самостоятельно продолжить исследования изучаемой темы, в группе могут быть организованы подвижные уголки экспериментирования. Например, если в мини-лаборатории дети изучали полезные ископаемые, то в уголке экспериментирования помещают коллекция полезных ископаемых, набор материала для исследований, доступных для детского экспериментирования (камни, различные виды глины, песка и пр.), лупы, емкости для проведения опытов. Уголок экспериментирования в данном случае оборудуется на срок, необходимый для закрепления представлений о свойствах полезных ископаемых и ограничивается 1-2 неделями. Она представляет собой этажерку на колесиках с полками, на которых размещаются материалы и оборудование.
Помимо подвижных уголков экспериментирования в группе оборудуется и стационарная зона опытно-экспериментальной деятельности, работа в которой проводится детьми самостоятельно. Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина» и др.
Основным оборудованием в уголке являются:
- приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;
- такой материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
Анализируя все вышеизложенное можно сделать вывод о том, что новое усваивается прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: «Организация познавательно - исследовательской деятельности в детском саду».
Ребенок по своей природе – пытливый исследователь (Н.Н. Поддьяков). На протяжении всего дошкольного детства на ряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребенка приобрет...
Консультация для педагогов на тему: «Организация опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном учреждении»
Дошкольники – прирожденные исследователи, что подтверждает их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...
Консультации для воспитателей на тему "Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду".
Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.Игра — один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление, о...
Методическая разработка для воспитателей средней группы "Организация познавательно-исследовательской деятельности в детском саду"
Дети очень любознательны. В любом возрасте они познают мир,им интересно как все устроено. Познавательно-исследовательская деятельность поможет развивать ребенка,сделать его кругозор шире,увлекательнее...
Консультация для педагогов на тему «Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников»
В данной публикации описываются формы и методы работы с дошкольниками по организации опытно-экспериментальной деятельности....
Консультация для воспитателей на тему: «Организация опытно-экспериментальной деятельности в детском саду»
То, что я услышал, забыл.То, что я увидел, я помню.То, что я сделал, я знаю....
Консультация для воспитателей «Оформление и организация спортивного уголка в группах детского сада»
В консультации для педагогов даны рекомендации по оформлению и организации спортивного уголка в групповых помещениях детского сада с примерным перечнем материалов, атрибутов и оборудования для развити...