Тренинг «Адаптация ребенка раннего возраста к условиям ДОУ».
методическая разработка
Проявление искренней заинтересованности родителей в обеспечении гибкой адаптации ребенка к условиям детского сада и их готовности к эмоциональной поддержке малыша в этот период.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlya_roditeley_v_period_adaptatsii.docx | 27.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг «Адаптация ребенка раннего возраста к условиям ДОУ».
Цель: содействовать проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении гибкой адаптации ребенка к условиям детского сада и их готовности к эмоциональной поддержке малыша в этот период.
Задачи:
- Познакомить родителей друг с другом
- Дать знания о проблеме и адаптации к условиям детского сада
- Выявить ожидания родителей и педагогов, связанные с приходом ребенка в ДОУ
Материал и оборудование: листы бумаги, авторучки, мольберт, маркер, журналы, клей, цветная бумага, карандаши, фломастеры, музыкальный центр.
Ход тренинга
- Знакомство.
Инструкция. Родителям предлагается представиться и рассказать немного о себе и своих детях.
- Упражнение «Мое настроение».
Инструкция. « В детский сад все приходят с разным настроением. На наших занятиях с детьми существует ритуал отражения своего настроения, которое дети показывают и проговаривают в кругу: сжатые ладошки – напряженное, широко разведенные руки – замечательное, руки на коленях – спокойное. Давайте попробуем оценить атмосферу этой встречи перед началом работы. Покажите жестами настроение, с которым вы пришли на встречу».
- Упражнение «Мои привычки и интересы»
Инструкция. Все люди разные, но есть то, что их объединяет и делает интересными друг другу, - это привычки и интересы. Родителям предлагается выполнить те задания, которые, по их мнению, отражают их собственные привычки и интересы:
* Выходят в круг и жмут друг другу те родители, кто:
а) любит спать
б) любит сладкое
* Выходят в круг и прыгают на одной ноге те родители, кто:
а) любит работать на даче
б) любит рукоделие
* Выходят в круг и делают приседания те родители, кто:
а) любит тратить деньги
б) любит путешествовать
4. Упражнение «Ассоциации»
Инструкция. Родителям предлагаетсяподобрать ассоциации к записанному на доске слову «адаптация». Варианты ведущий записывает рядом.
« Адаптация - это приспособление организма к новым для него условиям, создание новых привычек и стереотипов. Уже с первых дней жизни у ребенка в семье формируются привычки, привязанности, определенное поведение. К 2-3 годам стереотип становится устойчивым. При поступлении в детский сад привычные условия жизни меняются».
Вопросы для обсуждения:
- что меняется? (Режим, питание, помещение, приемы воспитания, круг общения и т.д.)
- какие еще ситуации требуют у ребенка перестройки поведения и приспособления к сменившимся обстоятельствам? (Поступление в ДОУ, переход из одной группы в другую, длительная болезнь, отпуск, смена педагога, появление нового ребенка и т.д.)
5. Упражнение «Адаптация – это хорошо, адаптация – это плохо»
Инструкция. Перекидывая мяч друг другу, родители продолжают фразу: «Адаптация это хорошо, потому что…». Тот, кому бросили мячик, продолжает фразу: «Адаптация – это плохо, потому, что…». И так до тех пор, пока в упражнении не примут участие все присутствующие.
Вопросы для обсуждения:
- Какие психофизические реакции могут быть характерны для ребенка в период адаптации?
- В чем проявляется стресс?
Примечание. В конце обсуждения вывешивается плакат.
Психофизиологические реакции ребенка в период адаптации
|
6. Мини-лекция «Адаптация ребенка к условиям ДОУ. Как облегчить адаптацию в домашних условиях».
«один из ведущих специалистов по воспитанию детей раннего возраста профессор Н.М. Аксарина, говоря о данной проблеме, часто приводила один и тот же пример: садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить его корневую систему, пересаживает вместе с землей – но, несмотря на все усилия, дерево на новом месте болеет, пока не приживется.
А теперь обратимся к детям. Проверить, как ребенок адаптируется к детскому саду, можно по показателям, представленным в таблице.
Примечание. Каждому родителю разлается распечатанная таблица.
Определение степени адаптации ребенка к условиям ДОУ | ||
Степень адаптации/показатели | ||
Легкая | Средняя | Тяжелая |
1. К 20-му дню пребывания в д.саду у ребенка нормализуется сон, аппетит. | 1. нарушения в общем состоянии выражены ярко и длительны. Аппетит и сон восстанавливаются через 20-40 дней, качество сна страдает. | 1. ребенок плохо засыпает, сон короткий, прерывистый, малыш вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами, аппетит снижается. |
2. настроение бодрое,, заинтересованное в сочетании с утренним плачем. | 2. настроение неустойчивое в течении месяца, плаксивость может наблюдаться в течении всего дня | 2. настроение сниженное, малыш много плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в дет.саду. |
3. отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок выполняет ритуалы прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. | 3.Отношеник к близким взрослым- эмоционально-возбужденное (плач, крик как при расставании, так и при встрече). Отношение к взрослым избирательное. | 3. отношения к близким взрослым- эмоционально-возбужденное. |
4. отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным | 4. Отношение к детям избирательное. | 4. Отношение к детям избегает, сторонится их или проявляет агрессию. |
5.интерес к окружающему восстанавливается в течении двух недель. | 5. интерес к окружающему восстанавливается долго. | 5. отказ от участия в деятельности. |
6. заболеваемость не более 1 раза, длительность не более 10 дней. | 6. заболеваемость до 2 раз, длительность не более 10 дней, без осложнений. | 6. респираторные заболевания более 3 раз, длительность более 10 дней. |
Чтобы облегчить адаптационный период своему ребенку, дома необходимо выполнять следующие рекомендации:
- Соблюдать режим дня – ребенок должен вставать и ложиться спать в одно и тоже время, спать днем, гулять. Разнообразить меню. Без необходимости не ходить в гости – это лишняя нагрузка на нервную систему малыша.
- Не допускать длительного просмотра телевизора. Внимание! До 2-3 лет вообще противопоказано.
- При общении с ребенком использовать элементы телесной терапии ( объятия, поглаживания, игры с прикосновениями), а так же игры с водой с успокаивающим эффектом, например: пусть малыш перед сном наливает и переливает теплую воду из одних пластмассовых сосудов в другие.
- Давать выход эмоциональному напряжению (бросать шарики в корзину, рвать газету).
- Как можно больше гулять с малышом на свежем воздухе
- Пораньше забирать их детского сада.
- Способствовать формированию у ребенка навыков общения со взрослыми, детьми, игровых навыков – ребенку легче будет заняться себя, отвлечься.
- Рассказывать о детском саде, воспитателях , детях – обязательно в радостных и положительных тонах.
Следует помнить: не бывает одинаковых детей, у всех адаптация происходит по-разному. У каждого ребенка свой темп привыкания, не надо его форсировать и ускорять и уж тем более не следует сравнивать ребенка с другими детьми.
Необходимо набраться терпения, настроить себя на спокойный лад – ведь ребенок чувствует и ваше настроение, и ваши переживания.
7. оставление коллажа «Мой ребенок ходит в детский сад»
Инструкция. Участники делятся на две команды, каждый из которых с помощью подручных средств(журналов, открыток, цветной бумаги, фломастеров, клея и пр.) предлагается сделать коллаж на тему «Мой ребенок ходит в детский сад». Время выполнения задания 15-20 мин. После чего команды презентуют свои работы. Во время создания коллажа можно включить музыку.
- Упражнение «Мое настроение» (рефлексия, обратная связь)
Инструкция. С помощью упражнения, использованного в начале заседания, участникам предлагается определить, изменилось ли настроение в процессе встречи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальная адаптация ребенка раннего возраста к условиям ДОУ
Нужен ли ребенку детский сад?Как сделать так, чтобы ребенок ходил в детский сад с удовольствием? В условиях семьи малыш привык к установленному распорядку жизни, к определенной обстановке, ...
Особенности процесса адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ
Важной задачей ДОУ является организация специалистами адаптационного периода, создание системы занятий, сценариев, призванных облегчить адаптацию детей на первоначальном этапе. Важными целями такой р...
Итоговая работа по курсу «Психолого – педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи». Тема: «Духовно - нравственное воспитание детей в раннем возрасте средствами народного фольклора».
Итоговая работа по курсу«Психолого – педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи».Тема: «Духовно - нравственное воспитание детей...
Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи» Тема: «Самообслуживание детей в раннем возрасте своеобразие деятельности и особенности воспитания»
Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи» Тема: «Самообслуживание детей в раннем возрасте своеобразие деятельности и особе...