Простые рекомендации, которые позволяют родителям грамотно подойти к вопросам воспитания и развития малышей с познавательно-речевыми нарушениями.
консультация

Алина Николаевна Горюнова

Практика показывает, что только при достаточном уровне понимания речи у ребёнка может появится собственная речь. Известно, что развитие понимания речи ребёнком намного опережает появление у него активной речи и является базой и предпосылкой для ее возникновения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Простые рекомендации, которые позволяют родителям грамотно подойти к вопросам воспитания и развития малышей с познавательно-речевыми нарушениями.

Практика показывает, что только при достаточном уровне понимания речи у ребёнка может появится собственная речь. Известно, что развитие понимания речи ребёнком намного опережает появление у него активной речи и является базой и предпосылкой для ее возникновения.

Основной задачей на этапе развития понимания обращенной речи является пополнение пассивного словарного запаса. В работе с неговорящим ребёнком, который плохо понимает обращённую речь, следует соблюдать следующие правила:

  1. Внимательно наблюдать за тем, как ребёнок реагирует на обращённую речь (игнорирует, теряется, делает не то, о чём просят; следит за жестами и выражением лица; не всегда реагирует на своё имя, то слышит, то не слышит; лучше понимает свою маму, не выполняет поручения и просьбы).
  2. Снизить интенсивность речевых обращений к ребёнку, смотреть в лицо ребёнку и убедиться, что он понимает, что вы к нему обращаетесь;

- произносить только то, что имеет отношение к данной конкретной ситуации (например, «будем кушать», идём гулять, будем рисовать и т.д.);

- «Обсуждать» информацию, имеющую отношение к недавнему пережитому опыту ребёнка («мы гуляли», «Мы ходили в магазин»);

- обращение должно содержать минимальное количество необходимых слов;

- в одинаковых ситуациях использовать одни и те же формулировки словесных высказываний (например, «Идём гулять!», но не «Сегодня мы пойдём гулять позже», или «Пойдём гулять к деткам»);

- слова необходимо произносить чётко, достаточно громко, акцентировано, но используя естественную интонацию и не по слогам;

- при необходимости подкреплять указанием на предмет при его назывании или демонстрировать действие;

- необходимо расширять словарный запас только теми словами, которые обозначают предметы и действия из реальной жизни ребёнка; не нужно перегружать пассивный словарь малыша словами с отвлечённым значением или обобщающими понятиями.

 3.  Помощь ребёнку с рецептивным нарушением речи должна быть вплетена в повседневную жизнь семьи.

Распорядок дня должен быть организован в соответствии с возрастными нормативами (время сна, приёма пищи и т.п.) и быть стабильным изо дня в день. Такой режим является основой для ощущения ребёнком безопасности и предсказуемости событий, что крайне важно. Каждое событие или действие режима дня должно сопровождаться одним и тем же речевым комментарием (его объём и содержание зависят от степени нарушения понимания – чем выраженнее проблема, тем лаконичнее).

  1. Если ребёнок владеет речью, закрепляем название предметов в его деятельности. Одеваясь, спрашиваете его, показывая на куртку, что это, закрепляя словарь понятий одежды. На кухне – закрепляем словарь понятий посуды, на улице – транспорт, деревья птицы и т.д.

Если же малыш еще не говорит, то задача взрослого состоит в том, чтобы сформировать понимание, т.е. пассивный словарь (при сборах на прогулку – обращаемся к ребёнку найди колготки, а теперь возьми кофту и т.д., на кухне, расставляя посуду, обращаемся – «Возьми тарелку, а теперь вилку». На улице – «Покажи, где качели, горка, собака, самолёт, автобус, дерево и т.д.).

  1. Формируем указательный жест. Для этого используем те предметы и объекты, которые ребёнок хорошо знает, значимые для него, находящиеся в его поле зрения.

Обращаемся к ребёнку – «Покажи, где мама». если ребёнок не показывает, берем своей рукой и формируем указательный жест, показываем и оречевляем – «Вот мама».

Можно поиграть в игру:

Раз, два, три (три хлопка в ладоши)

Посмотри – это я, а это ты.

(Указывая сначала на себя, а потом друг на друга)

  1. Учите малыша рассматривать предметы, обследовать их, проговаривайте фактуру, которая разные тактильные ощущения (предмет холодный, мягкий, твёрдый, пушистый, гладкий, тяжёлый, лёгкий, колючий, шершавый, пушистый и т.д.)
  2. Максимальное внимание уделяйте телесному контакту с малышом – обнимайтесь, щекотите, вместе прыгайте, водите хороводы, кружитесь, танцуйте, делайте массаж.
  3. В игровой форме и бытовой жизни формируйте понимание простых просьб: возьми, положи, кати, вези, помаши, лови, дуй, покорми, сними, тяни, иди, поставь, покажи. Формируем понимание просьб в совместной игровой деятельности с ребёнком, чтобы ему было интересно, выбираем любимые игрушки или предметы. Тем самым развиваем пассивный словарь глаголов, без которых в дальнейшем невозможно будет построить простую фразу. Если ребёнок не выполняет вашу простую просьбу, сделайте это вместе его руками, действие-подсказка «Рука в руке».

Привлекайте его к выполнению трудовых поручений – вместе подметать, вытирать пыль, класть одежду, в стиральную машину и т.д. – формируем навыки подражания действиям взрослого.

Рассказывайте ребёнку о членах его семьи и их действиях (например, «Смотри, папа читает книгу, а бабушка готовит чай».

  1. Формируем жест и действие «Дай – На». Показываем жест и оречевляем. Если не получается рукой ребёнка, выполняем жест «Дай» на какой-нибудь значимый стимул.
  2. Понимание жеста «Да – нет» с теми действиями и предметами, которые наиболее значимы и будут стимулом для ребёнка. Ставим ребёнка в такую коммуникативную ситуацию, чтобы у него возникла потребность в жестовом показе или речевом произнесении этих слов. То есть формируем понимание ситуации и начальные этапы диалога. (ты будешь пить воду? Ты пойдешь гулять?) или, например малыш любит печенье. «Тебе дать печенье?».
  3. Когда будет сформирован указательный жест, учим делать выбор из двух предметов или действий (показываете и спрашиваете – «Ты будешь яблоко или банан?», «Будем играть в лото или мяч», «Будем читать про Теремок или рол Репку?» - ребёнок показывает)
  4. Для развития игровой, познавательной деятельности важно сформировать у ребёнка подражательные действия и понимание первых, простых инструкций. Просить повторить за взрослым движения (Потянемся к солнышку – подними руки вверх, как я. Попрыгаем, как зайки. Покажи, где у тебя голова, а где у меня.) Звукоподражание (Как стучит молоток – повтори – тук-тук-тук, как едет машины – повтори – би-би-би) с этими целями хорошо использовать методику «Музыка с мамой» автора Железновой. А также «Альбом по развитию речи для малышей от 1 года до трех лет». В игровой деятельности задаем простой сюжет и просим повторить ребёнка – «Ляля хочет спать, давай ее покачаем». Показываете, как, потом просите ребёнка покачать лялю – «а-а-а-а».
  5. Работа с книгой. На начальном этапе целью работы с текстом будет привлечение и удержание внимания ребёнка к книге. Сначала для нас важно, что именно привлекает ребёнка к книге: ее сенсорная фактура – глянец, цвет, шуршание бумаги, мелькание страниц, форма и орнамент рядов букв или сам рисунок, запечатлённая на нем ситуация, воспоминание о прочитанном.

Постепенно мы приучаем ребёнка слушать чтение, выделять знакомые названия предметов и действий, показывать их на картинке. Самыми первыми сказками малыша всегда были и будут Репка, Теремок, Колобок, курочка Ряба, Рукавичка. В них заложены повторы и ритмы, которые дети воспринимают лучше всего. Большое значение для понимания сказки имеют повторы, которые порой утомляют взрослых, но очень важны для детей. Узнавание знакомых фраз, текстов, событий дают детям чувство своей осведомлённости и устойчивости окружающего, помогают не только запоминанию, но и проживанию, усвоению. Надо сказать, что повторы тех или иных текстов и событий содержатся почти во всех сказках. Все это благотворно сказывается на понимании речи у ребёнка, формировании представлений и установлении простейших причинно-следственных связей. Чтение не должно быть монотонным – вспомните, как рассказывали вам в детстве сказки. Читать нужно в лицах, меняя голос в соответствии с персонажем, нагнетая голосом особенные моменты. Сутеев также замечательный автор и художник, сказки которого родители читают детям.

Полезно читать стихи. Начинаем с русских народных потешек и стихов А. Барто. Будет победой, если малыш начнет слушать текст, а в дальнейшем надо стремиться к тому, чтобы ребёнок захотел вставлять отдельные слова по ходу чтения. Начинаем читать с нескольких минут и постепенно увеличиваем продолжительность чтения. Первый этап можно считать завершенным тогда, когда ребёнок сможет следить за чтением, показывать на картинке тех персонажей, о которых идет речь, ответить на вопросы по тексту. Вопросы должны носить конкретный характер и предполагать однозначный ответ.

Формируйте у малыша положительную самооценку (хвалите за малейшие успехи) и помните, пока не будут сформированы подражательные, имитационные действия с предметами, с движениями, с речью, развитие ребёнка будет затормаживаться и не перейдет на новый, более качественный уровень. Нужно научить ребёнка ориентироваться на взрослого и реагировать на взаимодействие с ним адекватно, а именно понимать и выполнять просьбы взрослого.

ЭТО ОСНОВА РАЗВИТИЯ!

Автор статьи: учитель-логопед А. Н. Горюнова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации педагогам,работающим с детьми дошкольного возраста по воспитанию и развитию детей с нарушениями речи.

Методические рекомендации педагогам,работающим с детьми дошкольного возраста по воспитанию и развитию детей с нарушениями речи....

Рекомендации для родителей Игры и упражнения по раннему сенсорному развитию малышей (по адаптированной программе Джека Кук)

Игры и упражнения по раннему сенсорному развитию малышей (по адаптированной программе Джека Кук) Составил воспитатель 1 категории Боброва Галина Михайловна1.     "Игры-прятки". Зри...

Конспект НОД На тему: «Непокоренный Ленинград». с использованием ИКТ Направление «Познавательное -речевое развитие» Образовательная область «Познавательно- речевое развитие» Подготовительная группа.

Более 70 лет пршло со снятия блокады Ленинграда. Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, расширять представление детей о Великой Отечественной войне,празднику Победы....

Памятки для родителей, раскрывающие некотое вопросы воспитания и развития детей, а также повышающие педагогическую грамотность родителей

Памятки для родителей, раскрывающие некотое вопросы воспитания и развития детей, а также повышающие педагогическую грамотность родителей...

Мастер-класс для педагогов "Повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах воспитания финансовой грамотности своих детей средствами квиз-игры «О детях и деньгах»

Цель игры: сформировать у родителей представления об истинном родительском авторитете и актуализации потребности его проявления в вопросе «Что такое деньги для ребёнка?»Задачи игры:1. акту...

«Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников» В рамках семинара по построению эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников. Клуб «Педагогич

laquo;Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников»В рамках семинара по построению эффективного общения и взаимодействия с родител...

Поддержка родителей в вопросах воспитания и развития ребенка. Мастер-класс для родителей "Учим ребенка общаться".

О значимости общения в современном обществе, о средствах общения и о необходимости развития коммуникативных навыков у детей-дошкольников. В процессе ориентации дошкольника в окружающем мире особое мес...