Картотека алтайских народных игр
материал
Народная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, которая является ещё и средством обучения и воспитания, сохраняющая свою исходную и наиболее ценную функцию, обеспечивающую самообразование через рефлексию ребёнка. Издревле в них ярко отражались образы людей, быт, труд и национальные устои, представления людей о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
К.Д. Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них.
Игра – это ещё и деятельность, с помощью которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания сближают участников, формируют у них целеустремлённость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_altayskih_-n_igr.docx | 106.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека алтайских подвижных игр
Составила: Папашева Асенгуль Секешевна
Алтайская народная игра
«Кызыл калбак» - «Красная ложка»
Цель: Создание условий для развития интереса к играм народов Горного Алтая; обогащение двигательного опыта, сохранение и укрепление здоровье.
Оборудование для игры:
Ход игры:
Играющие выбирают вожака – жеребца и волка. Остальные- жеребята. Жеребята встают друг за другом и держатся за пояс. А впереди вожак.
Волк: Жеребята:
- Здравствуйте ! - Здравствуйте!
- На льду корова подскользнулась, видели? - Видели.
- Что взяли? - Голову,копыта,хвост,сердце.
-Еще, что взяли? - Красную ложку.
- Мне дайте! - Нет, не дадим, сам отбери.
Среди жеребят есть жеребенок- кызыл калбак (красная ложка). Вот его-то и хочет поймать волк. Вожак и жеребята стараются его защищать.
Алтайская народная игра
«Jер, кей, от, суу» - «Земля,воздух,огонь,вода».
Цель: Создание условий для развития внимания, двигательной активности детей.
Оборудование для игры: мяч.
Ход игры:
Дети становятся в круг. Ведущий в центре круга, бросает детям по очередности мяч, и произносит:
-Суу (вода)- поймавший называет любое животное, которое живет в воде Алтая.
- Jер (земля)- поймавший называет животное, живущее в горах Алтая.
-Кей (воздух)- ребенок называет птиц, которые обитают на Алтае.
-От (огонь)- дети кружатся, выполняя движения руками «колокольчики».
Алтайская народная игра
«Кажык» - «Бабки».
Цель: Создание условий для проникновения ребенка в мир культурного наследия алтайского народа; развитие физического воспитания; самостоятельного регулирования степени внимания и мышечного напряжения.
Оборудование для игры: башка-башка кажыктар
Ход игры:
1 вариант.
Каждый играющий выставляет одну бабку(кажык). Считалкой устанавливают очередность. Каждый по очереди бьет тяжелым кажыком с расстояния, которое устанавливают играющие, по выставленным бабкам(кажыкам). Если бьющий попал в бабку- кажык, он забирает его себе и бьет до тех пор, пока не промахнется.
Начинает следующий и для него снова выставляют бабку- кажык тот, чей уже был сбит и забран предыдущим играющим.
Выигрывает тот, кто набрал большее количество бабок.
2 вариант.
Чертится круг. В центе самая крупная раскрашенная бабка-кажик (Бий- Предводитель). Вокруг бабки-бия поменьше по 5 штук от каждого играющего. Это черу- войско.
Чертится внешний круг. Игроки за внешним кругом. Участники игры по очереди начинают метать свою бабку-биту (битой может служить бабка потяжелее).
Сбитые бабки игрок забирает и бьет до тех пор, пока не промахнется.
Но если играющий попадает своей бабкой в Бия и собьет его. То метавший выставляет в круг свои пять бабок и кажык(штрафные) и теряет право на один ход.
Ритмическая алтайская игра «Белый шаман».
Цель: Создание условий для развития ритмического слуха у детей.
Оборудование для игры: бубен.
Ход игры:
Играющие ходят по кругу и выполняют различные движения. В центре круга – водящий. Это белый шаман – добрый человек. Он бьет в бубен, затем идет к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.
Правила: если водящий неправильно воспроизвел ритм, то он выходит из игры. (2-3 раза)
Алтайская народная игра
«Аксак турна» - «Хромой журавль»
Цель: Создать условий для двигательной активности детей; сохранения и укрепления здоровья детей через организацию алтайских народных игр.
Оборудование для игры: шапочки с изображением журавля.
Ход игры:
Все играющие делятся на пары. Поднимают
одну ногу назад, согнув ее в колене.
Руки сцеплены за спиной. По сигналу журавли – дети,
прыгая на одной ноге, стараются толкнуть противника
плечом, чтобы он встал на обе ноги.
Проигрывает тот, кто коснулся земли второй ногой.
Алтайская народная игра
«Ат jарыш»- «Конные скачки»
Цель: Создание условий для приобщения детей к игре алтайского народа;
сопереживания к сверстникам; обогащение двигательного опыта.
Оборудование для игры: палки-лошадки
Ход игры:
Для игры нужно сделать палки – лошадки.
Всадники выстраиваются на линии старта.
По сигналу игроки с криком «Чу!» бегут к линии
финиша. Побеждает тот, кто первый достигнет
линии финиша.
Алтайская народная игра
«Сырга jажырып ойнооры» - «Спрячь серьгу»
Цель: Создание благоприятных условий для самостоятельных и активных игр детей; развивать умение действовать по сигналу.
Оборудование для игры: красивый камушек.
Ход игры:
Все играющие делятся на две группы. Одна группа
прячет серьгу, другая ищет. Если не найдут, то поют:
Под месяцем тополь листву золотую колышет.
Золотую серьгу, месяц, не прячь, отдай.
Под солнцем тополь листвой колышет красивой.
Прекрасную серьгу, солнце, не прячь, отдай.
После пения прятавшая команда отдает серьгу проигравшим.
Игра повторяется.
Алтайская народная игра
«Сокорок» - «Жмурки»
Цель: Создание условий для самостоятельной двигательной активности детей.
Оборудование для игры: шарфик или платок
Ход игры:
Дети выбирают водящего, завязывают ему глаза и
Сажают в определенное место. Он сокорок.
Дети подходят к сокороку близко и произносят:
Торс – торс – торс
Перед тобой в 60 аршин
Змея ползет.
После этих слов дети убегают. Сокорок ловит их.
Пойманный становится сокороком.
Алтайская народная игра
«Айгырлу мал ла бору» - «Лошади и волк».
Цель: Создание условий для развития интереса к играм народов Горного Алтая; Закреплять умения детей следовать правилам игры
Оборудование к игре: маски
Ход игры:
Играющие выбирают вожака. Лошади пасутся на лугу.
По сигналу вожака дети – лошадки выстраиваются друг
за другом и берутся за пояс. Вожак становится первым.
На него нападает волк вожак бегает, старается,
чтобы волк не задел его. Не удержавшийся в
цепочке ребенок – лошадка считается съеденным
и выбывает из игры.
Алтайская народная игра
«Кой ло бору» - «Овцы и волк»
Цель: Создание условий для закрепления умения действовать по сигналу; развивать ловкость, умение играть не убегая за пределы площадки.
Оборудование для игры: маски волка и барашка на каждого ребенка.
Ход игры:
Выбираются волк и пастух. Волк сидит в «лесу».
Пастух пасет овец. Овцы – дети разбегаются по
всей площадке. По сигналу выбегает волк и
старается поймать отбившуюся овцу.
Пастух отгоняет волка.
Алтайская народная игра
«Сыгындар ла анчылар» - «Маралы и охотники».
Цель: Создание благоприятного условия для самостоятельных и активных игр детей; развивать ловкость, быстроту и укреплять здоровье детей через организацию народных игр.
Оборудование для игры: маски
Ход игры:
Играет вся группа. Назначаются 2 – 3 охотника.
У них стрелы – мячи. Остальные сыгындар – маралы.
Они ходят по всей площадке, щиплют траву,
достают листья. По сигналу охотники гонятся
за маралами и стреляют в них.
Осаленный игрок – марал выходит из игры.
Алтайская народная игра
«Борук таштап ойногоны»-«Подкидывание шапок».
Цель: Создание условий для развития познавательного интереса к играм
народов Горного Алтая.
Оборудование для игры: алтайская шапочка
Ход игры:
Ведущий подкидывает шапку и называет имя ребенка,
для которого предназначена шапка. Названный ребенок
ловит шапку, но если шапка упадет или ее поймает другой,
то проигравший отдает свою шапку или фантик
(какую – либо вещь). После игры проигравшие «выкупают»
свои вещи песней, пляской, стихами и т. д.
Алтайская народная игра
«Корунбес борук» - «Шапка невидимка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алтайские народные сказки
Алтайские народные сказки...
"Алтайские народные игры"
Цель : приобщение детей к культуре алтайского народа.Используя в работе алтайские народные игры, необходимо параллельно реализовывать следующие задачи:• Знакомить с алтайскими народными праздника...
Занятие в средней группе на тему: «Знакомство с алтайским народным праздником Чага Байрам»
Тема: Занятие в средней группе на тему: « Знакомство с алтайским народным праздником Чага – Байрам». Цель: формирование представления детей среднего дошкольного возраста о...
Проект недели «Театральный трезвон» по мотивам алтайской народной сказки «Теертпек» для детей 4-5 лет
Проект недели «Театральный трезвон»по мотивам алтайской народной сказки «Теертпек»для детей 4-5 лет...
Картотека алтайских народных игр
Алтайские народные, подвижные игры...
Конспект занятия по мотивам алтайской народной сказки «Теертпек» (лепешка) по физической культуре для детей второй младшей группы
Конспект занятия по мотивам алтайской народной сказки «Теертпек» (лепешка) по физической культуре для детей второй младшей группы...
Картотека Алтайских народных ,подвижных игр
В даном материале собраны алтайские, народые подвижные игра....