Проект по взаимодействию с семьями воспитанников по реализации программы «Социокультурные истоки» для обучающихся средней группы 4-5 лет на 2023-2024 учебный год
проект (средняя группа)

Новикова Елена Анатольевна

Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека. При поступлении в детский сад происходит расширение сферы эмоционально- практического взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития видах деятельности.

Актуальной становится задача объединения усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи и создания единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий. Эту задачу позволяет решить программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования.

Воспитательная программа разработана для детей средней группы (4-5 лет). В течение года предусмотрено проведение девяти занятий. Концентрический принцип построения программ «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования и базисного курса «Истоки» обусловил следующую логику освоения основных категорий курса:

  • в средней группе (4-5 лет) происходит первоначальное знакомство с истоками наиболее близкой ребенку социокультурной среды и деятельности в ней человека.

Восприятие и освоение категорий и ценностей предполагается осуществлять в связи с разнообразными видами деятельности – игрой, чтением, наблюдением, конструированием, эстетической, изобразительной и трудовой деятельностью. Большинство занятий по программе носит интегративный характер. Все занятия по программе позволяют эффективно решать задачу речевого развития детей (обогащение и активизация словарного запаса на основе социокультурных категорий и ценностей, развитие монологической и диалогической речи, способность к рассуждению и доказательству и т.д.).

Содержание и предполагаемые способы взаимодействия выстроены с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и усложняются в соответствии с изменением основных психических процессов, свойств и функций личности. Существенной особенностью данной воспитательной программы является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении занятий. Активное взаимодействие с ребенком в условиях ДО, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение. Особое место в рамках программы отводится активным формам обучения, таким как ресурсный круг и работа в паре, способствующим приобретению всеми участниками воспитательного процессе коммуникативных и управленческих навыков.

Позитивный опыт общения с воспитателем, родителями и сверстниками, ресурс успеха, получаемый каждым ребенком на занятии, создают условия для формирования адекватной самооценки, предотвращают возникновение эмоциональной отчужденности, проявляющейся в тревожности, негативизме и агрессии. Обеспечивая высокий эмоциональный фон занятий, данные формы работы позволяют преодолеть опасную тенденцию интеллектуализации дошкольного образования, ведущую к подавлению творчества.

1.1 Цель и задачи

Цель:

Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

 Задачи:

- Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.

-Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.

- Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.

- Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.

- Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.

- Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.

- Воспитывать трудолюбие уважение к людям труда и бережное отношение к результатам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raduga_proekt_sotsiokulturnye_istoki.docx33.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №28 «Надежда» города Смоленска

Проект по взаимодействию с семьями воспитанников по реализации программы «Социокультурные истоки»

для обучающихся средней группы 4-5 лет

на 2023-2024 учебный год


Авторы-разработчики:

воспитатели средней группы «Радуга»

Зайцева С.А., Новикова Е.А.

Г. Смоленск, 2023 г.

Содержание

1.Пояснительная записка……………………………………………………3

1.1. Цель и задачи программы………………………………………………4

1.2. Ожидаемые результаты…………………………………………………4

2.Календарно-тематическое планирование ………………………………..5

2.1 Перспективное планирование образовательной деятельности……….6

3.Работа с родителями……………………………………………………….9

Заключение……………………………………………………………………11

Список использованной литературы………………………………………..11

  1. Пояснительная записка.

Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека. При поступлении в детский сад происходит расширение сферы эмоционально- практического взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития видах деятельности.

Актуальной становится задача объединения усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи и создания единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий. Эту задачу позволяет решить программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования.

Воспитательная программа разработана для детей средней группы (4-5 лет). В течение года предусмотрено проведение девяти занятий. Концентрический принцип построения программ «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования и базисного курса «Истоки» обусловил следующую логику освоения основных категорий курса:

  • в средней группе (4-5 лет) происходит первоначальное знакомство с истоками наиболее близкой ребенку социокультурной среды и деятельности в ней человека.

Восприятие и освоение категорий и ценностей предполагается осуществлять в связи с разнообразными видами деятельности – игрой, чтением, наблюдением, конструированием, эстетической, изобразительной и трудовой деятельностью. Большинство занятий по программе носит интегративный характер. Все занятия по программе позволяют эффективно решать задачу речевого развития детей (обогащение и активизация словарного запаса на основе социокультурных категорий и ценностей, развитие монологической и диалогической речи, способность к рассуждению и доказательству и т.д.).

Содержание и предполагаемые способы взаимодействия выстроены с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и усложняются в соответствии с изменением основных психических процессов, свойств и функций личности. Существенной особенностью данной воспитательной программы является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении занятий. Активное взаимодействие с ребенком в условиях ДО, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение. Особое место в рамках программы отводится активным формам обучения, таким как ресурсный круг и работа в паре, способствующим приобретению всеми участниками воспитательного процессе коммуникативных и управленческих навыков.

Позитивный опыт общения с воспитателем, родителями и сверстниками, ресурс успеха, получаемый каждым ребенком на занятии, создают условия для формирования адекватной самооценки, предотвращают возникновение эмоциональной отчужденности, проявляющейся в тревожности, негативизме и агрессии. Обеспечивая высокий эмоциональный фон занятий, данные формы работы позволяют преодолеть опасную тенденцию интеллектуализации дошкольного образования, ведущую к подавлению творчества.

1.1 Цель и задачи

Цель:

Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

 Задачи:

- Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.

-Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.

- Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.

- Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.

- Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.

- Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.

- Воспитывать трудолюбие уважение к людям труда и бережное отношение к результатам.

1.2 Ожидаемые Результаты

Результатами реализации программы являются:

- первоначальное освоение воспитателями, дошкольниками и их родителями системы социокультурных категорий и ценностей;

- развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать вое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д.).

- развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результата);

- развитие речевого взаимодействия (увеличение количества и объема высказываний);

- развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов);

- создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной школе, что обусловлено единой системой социокультурных ценностей и универсальностью используемых педагогических технологий.

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

  1. Календарно-тематическое планирование

Таблица 1

Планируемая дата проведения

Тема

Количество

Примечания

Сентябрь

«Дружная семья»

1

Октябрь

«Домашнее тепло»

1

Ноябрь

«Дорога добра»

1

Декабрь

«Сказочный лес»

1

Январь

«Добрая забота»

1

Февраль

«Праведный труд»

1

Март

«Любимая сказка»

1

Апрель

«Благодарное слово»

1

Май

«Светлый праздник»

1

Всего: 9


2.1 Перспективное планирование образовательной деятельности по программе «Социокультурные истоки»

Таблица 2

Месяц

Тема

Содержание деятельности

Литература

1

Сентябрь

«Дружная семья»

Беседа «Дружная семья» на основе русской народной сказки «братец Иванушка и сестрица Аленушка»

Книга «Дружная семья» стр.5

Русская народная игра «У дедушки Трифана»

Книга «Дружная семья» стр.15

Работа в паре «Дружная семья»

Книга «Дружная семья» стр.19-20

Оформление страницы в альбоме «Дружная семья»

Книга «Дружная семья» стр.21

Альбом «Дружная семья» стр.21

2

Октябрь

«Домашнее тепло»

Пальчиковая игра «Семья»

Книга «Дружная семья» стр.14

Работа в круге. Беседа «Как в вашей семье родные и близкие заботятся друг о друге» с использованием поэтических текстов, пословиц и личного опыта детей

Книга «Дружная семья» стр.3, 24-25

Русская народная игра «Как у бабушки Ларисы»

Книга «Дружная семья» стр.25

Чтение рассказа Л. Нечаева «Семеро по лавкам»

Книга «Дружная семья» стр.26

3

Ноябрь

«Дорога добра»

Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко»

Книга «В добрый путь» стр.5

Чтение потешки «Куда, Ваня, едешь?», рассказа К.Лукашевича «Добрая девочка»

Книга «В добрый путь» стр.8,10

Работа в круге. Беседа «Какую дорогу можно назвать доброй» Игра «Огород»

Книга «В добрый путь» стр 9

Работа в паре «Дороги добра»

Книга «В добрый путь» стр.13-14

4

Декабрь

«Сказочный лес»

Чтение русской народной сказки «Петушок – Золотой Гребешок»

Книга «Благодарное слово» стр.18

Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса»

Книга «Благодарное слово» стр.23

Хороводная игра «Хоровод в лесу»

Книга «Благодарное слово» стр.17

Работа в паре «Сказочный лес»

Книга «Благодарное слово» стр.26-27

5

Январь

«Добрая забота»

Чтение рассказа Л.Нечаева «Как покататься на лошадке»

Книга «Добрая забота» стр.5

Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Петушок с семьёй»

Книга «Добрая забота» стр.10

Хороводная игра «Кто пасется на лугу»

Книга «Добрая забота» стр.9

Работа в паре «Добрая забота»

Книга «Добрая забота» стр.13-14

6

Февраль

«Праведный труд»

Чтение рассказа О.С.Абрамовой «Семейный праздник»

Книга «Добрая забота» стр.17

Русская народная игра «Кто с нами»

Книга «Добрая забота» стр.22

Чтение рассказа П.Засодимского «Откуда взялся хлеб», Т.А. Шорыгина «Жатва»

Книга «Добрая забота» стр.24-25

Беседа «Труд человека кормит»

Книга «Добрая забота» стр.26

7

Март

«Любимая сказка»

Чтение русской народной сказки «Крошечка –Ховрошечка»

Книга «Благодарное слово» стр.5

Викторина «Узнайте сказку»

Книга «Благодарное слово» стр.10

Загадки «Отгадайте сказочного героя»

Книга «Благодарное слово» стр.12

Оформление страницы альбома: «Любимый сказочный герой»

Книга «Благодарное слово» стр.11

8

Апрель

«Благодарное слово»

Чтение Н.К.Абрамцева «Правдивая история о садовнике»

Книга «Благодарное слово» стр.15

Чтение рассказа Е.Фролова «Кто вырастил яблочко»

Книга «Благодарное слово» стр.20

Разговор в кругу «Сказки вкоторых выражается благодарное слово»

Книга «Благодарное слово» стр.22

Беседа «Когда говорят-спасибо»

Книга «Благодарное слово» стр.21

9

Май

«Светлый праздник»

Чтение Н.С.Шмелев «Троица»

Книга «Благодарное слово» стр.25

Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Березка»

Книга «Благодарное слово» стр.27

«Во поле березка стояла» Художественно-игровая деятельность детей.

Книга «Благодарное слово» стр.29

Чтение «Сказка про Березку»

Книга«Благодарное слово» стр.30

  1. Работа с родителями

Таблица 3

Месяц

Тема занятия

Школа для родителей

Сентябрь

Октябрь

«Дружная семья»

Занятие №1

План

  1. 1.Знакомство с программой «Истоки» для детей 4-5 лет
  2. Представление комплекта книг для развития детей 4-5лет
  3. Работа с книгой «Дружная семья»
  4. Выполнение заданий по русской народной сказке в обработке К.Д.Ушинского «Братец Иванушка и сестрица Алёнушка» и рассказу Л.Нечаева «Семеро по лавкам»

«Домашнее тепло» Семейный конкурс рисунков «Моя семья»

Ноябрь декабрь

«Дорога добра»

Занятие №2

План

  1. Знакомство и работа по книге «В добрый путь»
  2. Выполнение заданий по русским народным сказкам «Петушок- золотой гребешок», «Снегурушка и лиса»
  3. Работа с пословицами в книге «В добрый путь»
  4. Активное занятие. Ресурсный круг «В добрый путь» (Какую роль играет семья в развитии положительного жизненного опыта у детей?

«Сказочный лес»

Анкета «Основы нравственности»

«Добрая забота»

Беседа «Дети разные нужны, дети разные важны»

Январь февраль

«Праведный труд»

Занятие №3

План

  1. Знакомство с книгой для развития детей 4-5лет «Добрая забота»
  2. Выполнение творческих заданий по рассказам Л.Нечаева «Как покататься на лошадке» и К.Д.Ушинского «На что тебе?»
  3. Работа с пословицами в книге «Добрая забота»
  4. Активное занятие. Ресурсный круг «Добрая забота» (Как книга поможет научить детей проявлять сострадание и милосердие?)

«Любимая сказка»

Изготовление родителей с детьми мини книжки про любимую сказку

Март апрель

«Благодарное слово»

Занятие №4

План

  1. Знакомство с книгой «Благодарное слово»
  2. Выполнение заданий по русской народной сказке «Крошечка –Ховрошечка» и «Правдивой истории о садовнике» Н.К.Абрамцевой
  3. Работа с пословицами в книге «Благодарное слово»
  4. Активное занятие. Ресурсный круг «Благодарное слово» (Как благодарное слово помогает в жизни?)

Май

«Светлый праздник»

Занятие №5

План

  1. Работа в круге по книге «Благодарное слово»
  2. Выполнение задания по «Сказке про березоньку»
  3. Активное занятие. Ресурсный круг «Светлый праздник»
  4. Подведение итогов работы за год

Заключение

Работая по Программе «Истоки», дети получают системное представление о главных ценностях жизни. Сквозь призму главных ценностей жизни ребенок понимает, что значимо, что менее значимо в жизни. Происходит качественно иное осмысление полезных видов деятельности. Другими словами, ребенок научается выбирать то, что является жизненно важным.

Существенной особенностью программы «Истоки» является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении занятий. Активное взаимодействие с ребенком в условиях детского сада, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение.

В результате такой целенаправленной работы педагога с родителями, родителей с детьми, педагога с родителями и детьми знания о нравственности становятся осмысленными, прочувствованными, создаются условия для единого контекста воспитания детей, развития социокультурного пространства в дошкольном образовательном учреждении.

Список использованной литературы

  1. И.А.Кузьмин Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования.- М.: Издательский дом «Истоки»,2018.-216с.
  2. И.А.Кузьмин Истоковедение. Том 5. Издание 5-е, дополненное.- .- М.: Издательский дом «Истоки»,2018.-216с.
  3. И.А.Кузьмин Истоковедение. Том 11.- М.: Издательский дом «Истоки»,2017.-320с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация программы «Социокультурные истоки» с детьми среднего возраста

laquo;Радостно и свободно глядит душаребенка на мир, не думая извлекатьиз него пользу, прежде всего и большевсего любуясь им, радуясь томупрекрасному, что в нем находится».В. В. Зеньковский...

Выступление на РМО. Доклад на тему: "Система работы с родителями "Моя семья" в рамках реализации программы "Социокультурные истоки" дошкольного образования".

В данном материале представлен доклад на тему: "Система работы с родителями "Моя семья" в рамках реализации программы "Социокультурные истоки" дошкольного образования"....

Взаимодействие с родителями в рамках реализации программы Социокультурные истоки

Взаимодействие с родителями в рамках реализации программы Социокультурные истоки...

Организация сотрудничества с семьями воспитанников по реализации программы «Социокультурные истоки»

laquo;В душе и сердце ребенка должны быть поселены светлые образцы, мысли и мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию;ответственность за свои мысли; устремленност...

Проект по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации программы «Социокультурные истоки». Тема: «Мама – солнышко мое»

Проект «Мама – солнышко моё» направлен на духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста через различные виды детской деятельности. В процессе реализации проекта...

СОВМЕСТНАЯ ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ с детьми группы КН для детей с ТНР от 4-5 лет во взаимодействии с родителями в рамках реализации программы "социокультурные истоки"

Цель: приобщать родителей и детей к истокам Русской культуры.Расширять социальные представления о родных в процессе создания куклы «оберега».Задача: формирование духовно-нравственной основ...