Проект по взаимодействию с семьями воспитанников по реализации программы «Социокультурные истоки» для обучающихся средней группы 4-5 лет на 2023-2024 учебный год
проект (средняя группа)
Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека. При поступлении в детский сад происходит расширение сферы эмоционально- практического взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития видах деятельности.
Актуальной становится задача объединения усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи и создания единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий. Эту задачу позволяет решить программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования.
Воспитательная программа разработана для детей средней группы (4-5 лет). В течение года предусмотрено проведение девяти занятий. Концентрический принцип построения программ «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования и базисного курса «Истоки» обусловил следующую логику освоения основных категорий курса:
- в средней группе (4-5 лет) происходит первоначальное знакомство с истоками наиболее близкой ребенку социокультурной среды и деятельности в ней человека.
Восприятие и освоение категорий и ценностей предполагается осуществлять в связи с разнообразными видами деятельности – игрой, чтением, наблюдением, конструированием, эстетической, изобразительной и трудовой деятельностью. Большинство занятий по программе носит интегративный характер. Все занятия по программе позволяют эффективно решать задачу речевого развития детей (обогащение и активизация словарного запаса на основе социокультурных категорий и ценностей, развитие монологической и диалогической речи, способность к рассуждению и доказательству и т.д.).
Содержание и предполагаемые способы взаимодействия выстроены с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и усложняются в соответствии с изменением основных психических процессов, свойств и функций личности. Существенной особенностью данной воспитательной программы является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении занятий. Активное взаимодействие с ребенком в условиях ДО, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение. Особое место в рамках программы отводится активным формам обучения, таким как ресурсный круг и работа в паре, способствующим приобретению всеми участниками воспитательного процессе коммуникативных и управленческих навыков.
Позитивный опыт общения с воспитателем, родителями и сверстниками, ресурс успеха, получаемый каждым ребенком на занятии, создают условия для формирования адекватной самооценки, предотвращают возникновение эмоциональной отчужденности, проявляющейся в тревожности, негативизме и агрессии. Обеспечивая высокий эмоциональный фон занятий, данные формы работы позволяют преодолеть опасную тенденцию интеллектуализации дошкольного образования, ведущую к подавлению творчества.
1.1 Цель и задачи
Цель:
Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи:
- Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
-Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
- Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
- Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
- Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
- Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.
- Воспитывать трудолюбие уважение к людям труда и бережное отношение к результатам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raduga_proekt_sotsiokulturnye_istoki.docx | 33.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №28 «Надежда» города Смоленска
Проект по взаимодействию с семьями воспитанников по реализации программы «Социокультурные истоки»
для обучающихся средней группы 4-5 лет
на 2023-2024 учебный год
Авторы-разработчики:
воспитатели средней группы «Радуга»
Зайцева С.А., Новикова Е.А.
Г. Смоленск, 2023 г.
Содержание
1.Пояснительная записка……………………………………………………3
1.1. Цель и задачи программы………………………………………………4
1.2. Ожидаемые результаты…………………………………………………4
2.Календарно-тематическое планирование ………………………………..5
2.1 Перспективное планирование образовательной деятельности……….6
3.Работа с родителями……………………………………………………….9
Заключение……………………………………………………………………11
Список использованной литературы………………………………………..11
- Пояснительная записка.
Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека. При поступлении в детский сад происходит расширение сферы эмоционально- практического взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития видах деятельности.
Актуальной становится задача объединения усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи и создания единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий. Эту задачу позволяет решить программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования.
Воспитательная программа разработана для детей средней группы (4-5 лет). В течение года предусмотрено проведение девяти занятий. Концентрический принцип построения программ «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования и базисного курса «Истоки» обусловил следующую логику освоения основных категорий курса:
- в средней группе (4-5 лет) происходит первоначальное знакомство с истоками наиболее близкой ребенку социокультурной среды и деятельности в ней человека.
Восприятие и освоение категорий и ценностей предполагается осуществлять в связи с разнообразными видами деятельности – игрой, чтением, наблюдением, конструированием, эстетической, изобразительной и трудовой деятельностью. Большинство занятий по программе носит интегративный характер. Все занятия по программе позволяют эффективно решать задачу речевого развития детей (обогащение и активизация словарного запаса на основе социокультурных категорий и ценностей, развитие монологической и диалогической речи, способность к рассуждению и доказательству и т.д.).
Содержание и предполагаемые способы взаимодействия выстроены с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и усложняются в соответствии с изменением основных психических процессов, свойств и функций личности. Существенной особенностью данной воспитательной программы является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении занятий. Активное взаимодействие с ребенком в условиях ДО, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение. Особое место в рамках программы отводится активным формам обучения, таким как ресурсный круг и работа в паре, способствующим приобретению всеми участниками воспитательного процессе коммуникативных и управленческих навыков.
Позитивный опыт общения с воспитателем, родителями и сверстниками, ресурс успеха, получаемый каждым ребенком на занятии, создают условия для формирования адекватной самооценки, предотвращают возникновение эмоциональной отчужденности, проявляющейся в тревожности, негативизме и агрессии. Обеспечивая высокий эмоциональный фон занятий, данные формы работы позволяют преодолеть опасную тенденцию интеллектуализации дошкольного образования, ведущую к подавлению творчества.
1.1 Цель и задачи
Цель:
Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи:
- Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
-Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
- Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
- Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
- Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
- Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.
- Воспитывать трудолюбие уважение к людям труда и бережное отношение к результатам.
1.2 Ожидаемые Результаты
Результатами реализации программы являются:
- первоначальное освоение воспитателями, дошкольниками и их родителями системы социокультурных категорий и ценностей;
- развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать вое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д.).
- развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результата);
- развитие речевого взаимодействия (увеличение количества и объема высказываний);
- развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов);
- создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной школе, что обусловлено единой системой социокультурных ценностей и универсальностью используемых педагогических технологий.
Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
- Календарно-тематическое планирование
Таблица 1
Планируемая дата проведения | Тема | Количество | Примечания |
Сентябрь | «Дружная семья» | 1 | |
Октябрь | «Домашнее тепло» | 1 | |
Ноябрь | «Дорога добра» | 1 | |
Декабрь | «Сказочный лес» | 1 | |
Январь | «Добрая забота» | 1 | |
Февраль | «Праведный труд» | 1 | |
Март | «Любимая сказка» | 1 | |
Апрель | «Благодарное слово» | 1 | |
Май | «Светлый праздник» | 1 | |
Всего: 9 |
2.1 Перспективное планирование образовательной деятельности по программе «Социокультурные истоки»
Таблица 2
№ | Месяц | Тема | Содержание деятельности | Литература |
1 | Сентябрь | «Дружная семья» | Беседа «Дружная семья» на основе русской народной сказки «братец Иванушка и сестрица Аленушка» | Книга «Дружная семья» стр.5 |
Русская народная игра «У дедушки Трифана» | Книга «Дружная семья» стр.15 | |||
Работа в паре «Дружная семья» | Книга «Дружная семья» стр.19-20 | |||
Оформление страницы в альбоме «Дружная семья» | Книга «Дружная семья» стр.21 Альбом «Дружная семья» стр.21 | |||
2 | Октябрь | «Домашнее тепло» | Пальчиковая игра «Семья» | Книга «Дружная семья» стр.14 |
Работа в круге. Беседа «Как в вашей семье родные и близкие заботятся друг о друге» с использованием поэтических текстов, пословиц и личного опыта детей | Книга «Дружная семья» стр.3, 24-25 | |||
Русская народная игра «Как у бабушки Ларисы» | Книга «Дружная семья» стр.25 | |||
Чтение рассказа Л. Нечаева «Семеро по лавкам» | Книга «Дружная семья» стр.26 | |||
3 | Ноябрь | «Дорога добра» | Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко» | Книга «В добрый путь» стр.5 |
Чтение потешки «Куда, Ваня, едешь?», рассказа К.Лукашевича «Добрая девочка» | Книга «В добрый путь» стр.8,10 | |||
Работа в круге. Беседа «Какую дорогу можно назвать доброй» Игра «Огород» | Книга «В добрый путь» стр 9 | |||
Работа в паре «Дороги добра» | Книга «В добрый путь» стр.13-14 | |||
4 | Декабрь | «Сказочный лес» | Чтение русской народной сказки «Петушок – Золотой Гребешок» | Книга «Благодарное слово» стр.18 |
Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса» | Книга «Благодарное слово» стр.23 | |||
Хороводная игра «Хоровод в лесу» | Книга «Благодарное слово» стр.17 | |||
Работа в паре «Сказочный лес» | Книга «Благодарное слово» стр.26-27 | |||
5 | Январь | «Добрая забота» | Чтение рассказа Л.Нечаева «Как покататься на лошадке» | Книга «Добрая забота» стр.5 |
Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Петушок с семьёй» | Книга «Добрая забота» стр.10 | |||
Хороводная игра «Кто пасется на лугу» | Книга «Добрая забота» стр.9 | |||
Работа в паре «Добрая забота» | Книга «Добрая забота» стр.13-14 | |||
6 | Февраль | «Праведный труд» | Чтение рассказа О.С.Абрамовой «Семейный праздник» | Книга «Добрая забота» стр.17 |
Русская народная игра «Кто с нами» | Книга «Добрая забота» стр.22 | |||
Чтение рассказа П.Засодимского «Откуда взялся хлеб», Т.А. Шорыгина «Жатва» | Книга «Добрая забота» стр.24-25 | |||
Беседа «Труд человека кормит» | Книга «Добрая забота» стр.26 | |||
7 | Март | «Любимая сказка» | Чтение русской народной сказки «Крошечка –Ховрошечка» | Книга «Благодарное слово» стр.5 |
Викторина «Узнайте сказку» | Книга «Благодарное слово» стр.10 | |||
Загадки «Отгадайте сказочного героя» | Книга «Благодарное слово» стр.12 | |||
Оформление страницы альбома: «Любимый сказочный герой» | Книга «Благодарное слово» стр.11 | |||
8 | Апрель | «Благодарное слово» | Чтение Н.К.Абрамцева «Правдивая история о садовнике» | Книга «Благодарное слово» стр.15 |
Чтение рассказа Е.Фролова «Кто вырастил яблочко» | Книга «Благодарное слово» стр.20 | |||
Разговор в кругу «Сказки вкоторых выражается благодарное слово» | Книга «Благодарное слово» стр.22 | |||
Беседа «Когда говорят-спасибо» | Книга «Благодарное слово» стр.21 | |||
9 | Май | «Светлый праздник» | Чтение Н.С.Шмелев «Троица» | Книга «Благодарное слово» стр.25 |
Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Березка» | Книга «Благодарное слово» стр.27 | |||
«Во поле березка стояла» Художественно-игровая деятельность детей. | Книга «Благодарное слово» стр.29 | |||
Чтение «Сказка про Березку» | Книга«Благодарное слово» стр.30 |
- Работа с родителями
Таблица 3
Месяц | Тема занятия | Школа для родителей |
Сентябрь Октябрь | «Дружная семья» | Занятие №1 План
«Домашнее тепло» Семейный конкурс рисунков «Моя семья» |
Ноябрь декабрь | «Дорога добра» | Занятие №2 План
«Сказочный лес» Анкета «Основы нравственности» «Добрая забота» Беседа «Дети разные нужны, дети разные важны» |
Январь февраль | «Праведный труд» | Занятие №3 План
«Любимая сказка» Изготовление родителей с детьми мини книжки про любимую сказку |
Март апрель | «Благодарное слово» | Занятие №4 План
|
Май | «Светлый праздник» | Занятие №5 План
|
Заключение
Работая по Программе «Истоки», дети получают системное представление о главных ценностях жизни. Сквозь призму главных ценностей жизни ребенок понимает, что значимо, что менее значимо в жизни. Происходит качественно иное осмысление полезных видов деятельности. Другими словами, ребенок научается выбирать то, что является жизненно важным.
Существенной особенностью программы «Истоки» является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении занятий. Активное взаимодействие с ребенком в условиях детского сада, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение.
В результате такой целенаправленной работы педагога с родителями, родителей с детьми, педагога с родителями и детьми знания о нравственности становятся осмысленными, прочувствованными, создаются условия для единого контекста воспитания детей, развития социокультурного пространства в дошкольном образовательном учреждении.
Список использованной литературы
- И.А.Кузьмин Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования.- М.: Издательский дом «Истоки»,2018.-216с.
- И.А.Кузьмин Истоковедение. Том 5. Издание 5-е, дополненное.- .- М.: Издательский дом «Истоки»,2018.-216с.
- И.А.Кузьмин Истоковедение. Том 11.- М.: Издательский дом «Истоки»,2017.-320с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация программы «Социокультурные истоки» с детьми среднего возраста
laquo;Радостно и свободно глядит душаребенка на мир, не думая извлекатьиз него пользу, прежде всего и большевсего любуясь им, радуясь томупрекрасному, что в нем находится».В. В. Зеньковский...
Выступление на РМО. Доклад на тему: "Система работы с родителями "Моя семья" в рамках реализации программы "Социокультурные истоки" дошкольного образования".
В данном материале представлен доклад на тему: "Система работы с родителями "Моя семья" в рамках реализации программы "Социокультурные истоки" дошкольного образования"....
Взаимодействие с родителями в рамках реализации программы Социокультурные истоки
Взаимодействие с родителями в рамках реализации программы Социокультурные истоки...
Организация сотрудничества с семьями воспитанников по реализации программы «Социокультурные истоки»
laquo;В душе и сердце ребенка должны быть поселены светлые образцы, мысли и мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию;ответственность за свои мысли; устремленност...
Формирование представления о дружной семье в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»
Социокультурные истоки...
Формирование представления о дружной семье в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»
Социокультурные истоки...
СОВМЕСТНАЯ ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ с детьми группы КН для детей с ТНР от 4-5 лет во взаимодействии с родителями в рамках реализации программы "социокультурные истоки"
Цель: приобщать родителей и детей к истокам Русской культуры.Расширять социальные представления о родных в процессе создания куклы «оберега».Задача: формирование духовно-нравственной основ...