Конспект родительского собрания в ДОУ на тему _Математика в детском саду и дома_
консультация

Родительское собрание

 

«Математика

 в детском саду и дома»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Математика

 в детском саду и дома»

Родительское собрание

«Математика в детском саду и дома»

Цель: организация совместной деятельности родителей и педагогов по формированию элементарных математических представлений детей.

Задачи:

1. Определить возможности взаимодействия педагогов и родителей в воспитательно-образовательной деятельности в условиях ФГОС ДО.

2. Познакомить родителей с системой работы в ДОУ по развитию у детей элементарных математических представлений; проанализировать и дать оценку общесадовому проекту «Удивительная математика».

3. Познакомить родителей с технологиями и формами работы, которые способствуют успешному развитию математических способностей детей дошкольного возраста.

I. Подготовительный этап.

1. Анкетирование родителей и педагогов по теме.

4. Подготовка презентаций и игровых пособий по математике.  

5. Подготовка для родителей памяток по теме.

План собрания:

1. Вступительное слово заведующего ДОУ.

2. Технология «Математические сказки», старший воспитатель.

3. Театрализованное представление детей средней группы «Б» «Улыбка» «Математическая сказка «Как кошка Соня котят искала».

4. Наглядные пособия и развивающие игры по математике для дошкольников (из опыта работы педагогов)

-  «Пособие для детей младшего возраста «Веселые матрешки».

- «Пособие «Лепбук».

5. Итоги общесадового проекта «Удивительная математика», старший воспитатель.

Ход собрания:

1. Вступительное слово заведующего ДОУ

Здравствуйте, уважаемые родители!

1 слайд «Приветствие. Тема проекта»

Мы рады приветствовать Вас в нашем детском саду. Приятно, что Вы выбрали время, и пришли к нам. Значит, Вы интересуетесь вопросами математического воспитания и развития своего ребёнка.

Учитывая важность математического воспитания детей дошкольного возраста и требование модернизации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО, а так же необходимость разработки методического сопровождения по этому направлению, мы решили в этом учебном году разработать и реализовать общесадовый проект «Удивительная математика» .

2 слайд «Актуальность»

На современном этапе развития дошкольного образования федеральные государственные образовательные стандарты определяют познавательное развитие детей как одно из приоритетных. Одним из направлений познавательного развития дошкольников является формирование элементарных математических представлений, так в детском саду называется математика.

 Математическое развитие детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного развития ребенка, его познавательных интересов,  любознательности, а так же для дальнейшего успешного обучения в школе. Однако процесс освоение математических понятий у детей происходит довольно длительно. Необходимо многократное повторение в разных видах деятельности. Решающую роль в этом процессе играют активные формы работы, основанные на деятельностном подходе. В соответствии с нормативными требованиями математические знания должны даваться детям не только в определенной последовательности, но и на основе детских видов деятельности. Деятельностный подход – является основным в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками.

Проблема внедрения в детском саду  деятельностного подхода к формированию элементарных математических представлений заключается в недостаточности использования методик, отвечающих современным требованиям, в отсутствии соответствующих методических разработок и практического опыта.

         3 слайд «Проблемы»

         Прежде, чем приступить к работе мы провели анализ уровня знаний детей по математике; знаний родителей и педагогов по этому направлению.

        По результатам анализа были выявлены следующие ПРОБЛЕМЫ:

1. По результатам мониторинга развития интегративных качеств детей, проведенного в ноябре 2018 года наибольшую трудность во всех возрастных группах вызывает ФЭМП. Это говорит о необходимости оптимизировать работу ДОУ в этом направлении.

2. По результатам анкетирования только 44% родителей знакомы с требованиями организации работы по ФЭМП в ДОУ.

Большинство родителей (74%) не знают, какая работа проводится в ДОУ по ФЭМП.

100% родителей, считают ФЭМП – наиболее важным направлением работы с детьми.

Результаты анкетирования говорили  о низкой информированности и компетентности родителей в данном направлении.

3. Отсутствие системного подхода в использовании инновационных технологий по ФЭМП в ДОУ.

4 слайд «Проектная идея. Цели»

Исходя из этого, наши педагоги разработали общесадовый проект «Удивительная математика», ПРОЕКТНАЯ ИДЕЯ, которого была:

Создание в ДОУ «Сказка» модели математического воспитания детей дошкольного возраста, включающая в себя:

  • систему воспитательно-образовательной работы с детьми;
  •  повышение профессиональной компетентности педагогов детского сада;
  •  педагогическое просвещение родителей через традиционные и инновационные методы и формы работы в соответствии с ФГОС ДО.

ЦЕЛЬ

Создание условий для развития математических и творческих способностей детей в процессе реализации проекта «Удивительная математика».

В ходе проекта были запланированы разнообразные мероприятия, как с детьми, так и с педагогами и родителями. Это такие мероприятия как: конкурс методического пособия по математике, фестиваль педагогических практик «Путешествие в страну Математику», театральное представление для детей «В гостях у царицы Математики», групповые проекты по математике и многое другое.

Сегодня мы хотим подвести итоги нашего проекта и поделиться с вами его результатами. Рассказать о некоторых наших новинках и открытиях.

2. Технология «Математические сказки», старший воспитатель.

Сейчас я хочу вам представить технологию «Математические сказки», которую с успехом используют наши педагоги. И которую,  вы так же можете без особых затрат использовать дома.

Для формирования математических представлений и для развития познавательного интереса у дошкольников очень важно наряду с другими методами использовать занимательные проблемные ситуации. Жанр сказки позволяет соединить в себе сказку и проблемную ситуацию. Сказка особенно интересна детям, она привлекает их своей композицией, фантастическими образами, выразительностью языка, динамичностью событий. Освоение детьми математических понятий происходит непроизвольно. Методика работы на основе математических сказок позволяет  вырабатывать у детей исследовательский, творческий подход,  настойчивость, терпение, аккуратность и логичность суждений; умение выделять главное и не брать во внимание второстепенное.

Сам сюжет, сказочные персонажи привлекают детей. Вживаясь в события сказки, ребенок как быть становиться ее действующим лицом. При этом повышается познавательная активность ребенка: он стремится вмешаться в ситуацию и повлиять на нее. Слушая интересные сказки и переживая с героями, дошкольник в то же время включается в решение целого ряда сложных математических задач, учится рассуждать, логически мыслить, аргументировать ход своих рассуждений. Живой интерес, который возникает у ребенка, способствует повышению  эффективности обучения основам математики. Познавательный материал включается в сказочную ситуацию и делает его восприятие непринужденным и доступным для детей.

Работа с детьми основана на практических заданиях по сюжету математических сказок.  

Однако, несмотря на эффективность такого метода работы, необходимо учитывать, чтобы математическое содержание сказок было доступным и интересным, соответствовало возрасту детей, познавательным потребностям и направляло их поисковую деятельность.

В рамках общесадового проекта нами было разработано методическое пособие «Математические сказки». В данном пособии подобраны конспекты математических сказок, которые на усмотрение педагогов можно дополнять практическими заданиями, наглядным материалом, игровыми персонажами.    

Задания, предложенные в контексте сказки, могут быть изменены в зависимости от уровня развития ребенка и поставленных задач.

Задачи, которые мы ставили перед собой, внедряя эту технологи, следующие:

  - способствовать повышению  эффективности обучения основам математики;

  - развивать у детей конструктивные и аналитические способности, любознательность, восприятие, внимание, память,  познавательный интерес к математике;

   - формировать навыки рассказывания, использования в речи математических терминов.

Я хочу вам сейчас представить одну из сказок из нашего пособия.

Лесные музыканты

Купил медведь на базаре барабан. Сел на поляну в лесочке и начал стучать: бум-бум! Услышал заяц его музыку и прибежал с балалайкой:

- Можно с тобой поиграть?

- Конечно, можно! – ответил медведь.

Затем лиса с бубном прибежала. И  стали они все вместе играть. И все у них складно получалось.

Скажите, а сколько всего зверей-музыкантов стало? Каким по счету пришел заяц, а лиса?

И решили музыканты ходить по лесу, играть и лесных жителей развлекать, да на жизнь зарабатывать. А лесные звери им орешками да ягодами платили. Вот встретили они белочку, она каждому зверю по 2 яблочка дала.

Скажите, сколько всего яблок дала белочка?

       Вдруг налетел сильный ветер и забрал у зверей инструменты: бубен, барабан, балалайку. Пригорюнились звери, и в лесу стало скучно. Но ничего не поделаешь, решили они найти свои инструменты. Пошли они в ту сторону, откуда ветер дул. Долго шли: 3 дня и 3 ночи.

Сколько всего суток они прошли?

И пришли музыканты к большому старому дубу. Подошли и спрашивают:

- Не видел ли, дуб, куда наши музыкальные инструменты пропали?

А дуб отвечает:

- Я здесь постоянно стою и все вижу. Ну, как же, видел и ваши инструменты. Ветер-озорник унес их в свой дом. Я вам дорогу покажу, но сначала отгадайте мои ЗАГАДКИ:

- Может ли дождь идти 2 дня подряд? (Не может, ночь разделяет).

- Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас? (Два)

- Назовите три дня подряд, не пользуясь названиями дней недели, числами: (Сегодня, завтра, после завтра или вчера, сегодня, завтра).

       Отгадали звери загадки,  и пошли прямо по дороге, которую им показал старый дуб. Пришли они к дому ветра. Говорит им ветер, расскажите, сколько у вас было инструментов, тогда отдам.

       Помогите зверям сосчитать инструменты: у медведь – барабан. У зайца – балалайка. У лесы – бубен. 

- Вижу я, что вы умные. Считать умеете. Отдам вам инструменты. Обрадовались звери,  и пошли домой. По дороге они пели и плясали.

Тексты таких сказок можно найти в интернете, можно воспользоваться нашим пособием в электронном варианте, а можно придумать самим.

Математические сказки можно не только слушать, но и обыгрывать.

Приглашаем вас посмотреть математическое театрализованное представление детей средней группы «Улыбка» по сказке «Как кошка Соня котят искала», где Вы сможете увидеть, как играя, дети обучаются математике.

3. Театрализованное представление детей средней группы «Б» «Улыбка» «Математическая сказка «Как кошка Маша котят искала».

4. Наглядные пособия и развивающие игры по математике для дошкольников (из опыта работы педагогов)

Большое спасибо юным артистам и благодарным зрителям. А сейчас мы хотим показать вам игровые технологии.

Ещё К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игры в серьёзный учебный труд детей. Многие выдающиеся педагоги смотрели на игру, не как на развлечение или забаву, а видели в ней большой труд детей. Игру они считали самым точным показателем проявления детских способностей, возможностей.

Занимательные развивающие игры  интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс игры, поиска ответа способствует активизации мыслительной деятельности. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети осваивают математические понятия самостоятельно.

 Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике.

Понимая это,  наши педагоги разработали игровые дидактические пособия. Сейчас мы представляем вам победителей конкурса пособий «Удивительная математика».

-  «Пособие для детей младшего возраста «Веселые матрешки».

Эпиграф: 

К своему выступлению я подобрала эпиграф. Это слова                                                                                       В. А. Сухомлинского.

 «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости  и любознательности».

                                                                                       В. А. Сухомлинский

Разминка:

Перед началом предлагаю вам разминку. Ответьте, пожалуйста, на вопрос:

      -  Какие математические понятия дают детям  1,6-4 лет в детском саду?

Актуальность

Математическое развитие детей 1,6-4 лет имеет большую ценность, так как является основой развития любознательности  и познавательного интереса ребенка.

Математическое развитие у детей этого возраста имеет свою специфику и происходит в ходе организуемой взрослым игры с использованием ярких дидактических пособий. Дидактические пособия вызывают интерес у детей и, играя в дидактические игры, они незаметно для себя овладевают такими математическими понятиями, как:  цвет, форма, величина, количество.

Дидактическое пособие «Весёлые матрешки»

Из своего опыта работы, мы заметили, что дети активно реагируют на яркие, необычные пособия. Для них очень важно при игре, какие предметы на ощупь. Детям нравятся дидактические игры с продолжением, с историей. В ходе таких игр с ярким дидактическим пособием любые понятия, в том числе  и математические, усваиваются быстрее и остаются в памяти ребенка надолго. В процессе игры разнообразные умственные процессы детей  активизируются  и принимают  произвольный характер. На основании этих наблюдений, мы решили сделать наше дидактическое пособие «Весёлые матрешки».

Цель пособия : формирование у детей интереса к математике.

Задачи:

  • Активизировать умственную деятельность.
  • Заинтересовывать математическим материалом.
  • Увлекать и развивать детей.
  • Закреплять полученные знания и умения.

Теоретическая часть

        Дидактическое пособие  «Веселые матрёшки» — это совокупность дидактической и словесной игры, оно охватывает многообразие различных игр, направленных на освоение детьми математических понятий.

        Пособие представлено в виде матрёшек. Матрёшки изготовлено из картона и цветного фетра.  Также к матрёшкам прилагается набор геометрических фигур, изготовленных из картона и фетра.

       Пособие многофункциональное, мобильное, легкое в использовании и предназначено для использования в детском саду и дома с детьми дошкольного возраста от 1,5 до 4 лет.

      В процессе игры с Матрешками, мы еще подобрали похожие пособия из фетра. Их можно приобрести, но можно сделать и своими руками.

       С данным пособием используются различные варианты игровых заданий с учетом возрастных особенностей детей. Оно может быть использовано для индивидуальной работы; с подгруппой или группой детей.

     При подборе игр мы учитывали следующие условия: работу с детьми следует проводить в системе, связывать игры  с работой в повседневной жизни, со знакомыми персонажами, учитывать индивидуальные и физиологические особенности детей, использовать разнообразные  сюжетные линии для одного и того же пособия.

     Наиболее эффективными и действенными методами обучения для маленьких детей являются совместные действия педагога и ребенка, подражание действиям педагога и действия по образцу.

     Совместные действия используются, как правило, в самом начале обучения игре, а так же при формировании новых навыков и выполнении более сложных заданий. Совместные действия готовят ребенка к выполнению заданий по словесной инструкции.

     Чтобы дети понимали и принимали замысел игры, усваивали игровые действия и правила, детям необходимо  давать четкие указания, объяснения, постоянно  поддерживать инициативу, поощрять их успехи, создавать условия для проявления самостоятельности.

Дети должны иметь возможность наблюдать и подражать речевому поведению взрослого: выполняя какие-либо действия, педагог сопровождает их речью, а также дает словесный отчет о своих действиях. В процесс обучения нужно активно подключать руку ребенка как важнейшее познавательное средство. Движение руки (ощупывание, обведение по контуру) способствует точности восприятия, рука учит глаз. При формировании математических представлений ребенок должен не только видеть и слышать названное понятие, но и тактильно, чувственно ощущать его. Тактильно – двигательное воспитание так же, как и зрительное, начинается с узнавания, а завершается формированием математических  представлений.

     В своей работе при подборе игр с дидактическим пособием «Весёлые матрешки» учитывали возрастные особенности детей. Комплект дидактических материалов пособия дает возможность детям овладевать различными мыслительными умениями: выявлять, сравнивать, подбирать такой же, выкладывание по определенным правилам. Это умения являются основой для формирования более сложным мыслительных  процессов: анализ, обобщение,  классификация.

 Дидактические игры:

  • «Матрёшки»
  • «Матрёшки по росту», «Наряди матрешку»
  • «Найди такую же фигуру» 
  • «Сколько матрёшек пришло к нам в гости»
  • «Подбери фигуру»
  • «Три квадрата»
  • «Где круг, а где квадрат…?»
  • «Назови предмет»

- «Пособие «Лепбук».

Актуальность.

В дошкольном образовательном учреждении дети начинают осваивать счет с трех лет, и это основная математическая деятельность. Обучение проходит с опорой на наглядные пособия, поскольку абстрактные логические операции, производимые при счете, сложны для понимания малышей, и требуют действия с предметами. Наглядный счетный материал – комплексное дидактическое   средство, направленное на формирование элементарных представлений о счете, форме и величине предметов через игру, в рамках целенаправленного обучения.

Цель.

Формирование элементарных математических представлений у детей посредством использования занимательного материала с математическим содержанием в различных видах деятельности.

Задачи.

Развивающие:

- развивать интерес к математике в дошкольном возрасте;

- способствовать развитию мыслительных операций (синтез, анализ, сравнение, логического мышления);

-  обогащать словарный запас и мелкую моторику.

Обучающие: 

- закреплять умения детей различать основные цвета и их оттенки;

- закреплять знание геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник,     прямоугольник, овал; описывать их по характерным признакам;

- закреплять навыки счета, соотношение цифры количеству предметов.

Воспитывающие: 

- способствовать стремлению к получению положительного результата, настойчивости, находчивости, учить работать в коллективе.

Дидактические игры:

  • «Весёлый счёт» 

Цель: Знакомить детей с образами цифр, понимать их соответствие числу предметов, развивать память, внимание 

  •  «Найди свой цветок » 

Цель: Закрепить знание соотношение числа и количества. 

  • «Паровозик» 

Цель: Закрепить порядковый, прямой и обратный счет, понятия «слева», «справа». Учить отвечать на вопросы «какой?», «который?», «сколько?»

  •  «Математические пазлы»

Цель: Изучать счет в пределах 10,  развивать умение детей продолжить заданную закономерность.

  • «Рыбалка» 

Цель: Закрепить навык устного счета в пределах 10.

  •  «Весёлые рукавицы»

Цель: Закрепление и систематизация знаний о форме и цвете предметов. Развивать мыслительный навык сравнения: по цвету и форме.

     Раздаточный материал:

  •    «Геометрические фигуры»

Цель: Закрепить знание геометрических фигур, их особенностей.

  • Загадки о цифрах

Такие пособия вы можете так же изготовить самостоятельно дома, и ваши математические игры с малышами станут еще интереснее и познавательнее.

5. Итоги общесадового проекта «Удивительная математика», старший воспитатель.

Сегодня мы подводим итоги нашего проекта «Удивительная математика».

Как этот проект был реализован в каждой конкретной группе, воспитатели представят в своих отчетах на итоговом педсовете 29 мая.

Но уже сегодня можно сказать, что основные задачи выполнены.

Все участники образовательного процесса, а это воспитанники, их родители и педагоги приняли активное участие в реализации проекта. Дети получили новые знания на основе деятельностного подхода и игровых технологий в соответствии с требованиями ФГОС ДО, педагоги и родители повысили свою компетенцию в данном вопросе, а в детском саду пополнилась методическая база новыми разработками.  

По итогам проекта можно сделать вывод, что активные формы работы, основанные на детской игре,   в сочетании с систематическими занятиями в саду и дома по математике являются эффективным средством, способствующим овладению элементарными математическими знаниями и умениями.

Развивать  математические способности у детей дошкольного возраста можно и в саду, дома,  и на прогулке и по дороге домой, ведь нас окружают столько разных предметов, машины, деревья, дома, люди и все это может быть основой для математической сказки или развивающей игры.

Каждое общение ребёнка с взрослым должно не только давать ему знания, представления и способы познания, но и вселять уверенность в собственных силах, показывать, что он может достигнуть положительных результатов при обучении математике, самое главное это то, что ребенок должен испытать удовольствие от процесса интеллектуальной деятельности.

Мы надеемся, что сегодня встреча прошла с пользой для Вас, Ваших детей и для нас, педагогов.

В завершении мне хочется сказать спасибо всем тем, кто принял активное участие в реализации нашего общесадового проекта и тем, кто пришел сегодня к нам.

ПОМНИТЕ! Без нашей помощи ребёнку очень трудно. Следует приложить все свои силы и знания для развития вашего малыша. Желаем, чтобы в ваших семьях всегда были мир, покой, взаимопонимание, чтобы вы всегда понимали своих детей, а они когда вырастут, заботились о вас

Проект решения родительского собрания:

1. Признать работу, проведенную в ходе реализации общесадового проекта «Удивительная математика» на хорошем уровне.

2. Родителям вместе с детьми принимать активное участия во всех мероприятиях группы и сада по формированию у детей математических представлений.

3. Воспитателям оказывать всестороннюю помощь и поддержку родителям в данном направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в первой младшей группе "Адаптация к детскому саду"

Родительское собрание в первой младей группе "Адаптация к детскому саду"...

Конспект родительского собрания в старшей группе «Театрализованная деятельность в детском саду»

Цель: Формирование представлений у родителей воспитанников о влиянии театрализованной деятельности на всестороннее развитие детей.Форма проведения: Встреча с проведением мастер – класса «И...

Родительское собрание в младшей группе. тема: Реализация Программы детского сада на занятиях и в совместной деятельности.

Тема собрания: Реализация Программы детского сада на занятиях и в совместной деятельности.Цель:  Расширение контакта между педагогами и родителями.Повышение педагогической культуры родителей...

Конспект родительского собрания в младшей группе. Тема «Математика – это интересно!»

Цель: повышение интереса родителей к формированию у детей элементарныхматематических представлений в процессе игровой деятельности....

Конспект родительского собрания в ДОУ на тему "Математика в детском саду и дома"

Цель: организация совместной деятельности родителей и педагогов по формированию элементарных математических представлений детей.Задачи:1. Определить возможности взаимодействия педагогов и родителей в ...