Игры для формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
консультация (старшая, подготовительная группа)
В возрасте 5-6 лет, как правило, шипящие звуки ([ш], [ж], [щ], [ч]) произносятся ребенком верно, а также они различаются (дифференцируются) им в свободной речи. Уходит смягчение звуков [щ], [ч]. Многие дети осваивают звук [л]. И лишь звуки [р] и [р’] либо заменяются на [л], [л’], [j], либо опускаются (это считается физиологической нормой). Ребенок в этом возрасте легко определяет начальный и конечный звуки в словах, может определить количество звуков в трех-пятизвучном слове, может подобрать слово на заданный звук.
К 6-7 годам ребенок правильно произносит и дифференцирует в речи все звуки родного языка. Он может определить место любого звука в слове, определить количество звуков в слове, подобрать слово на заданный звук.
Игры, представленные вашему вниманию, необходимо проводить с детьми лишь в том случае, если вы твердо уверены, что ваш ребенок научился правильно произносить тот или иной звук. В случае, когда родитель в этом не уверен, необходимо обратиться за консультацией к логопеду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_zvukovoy_kultury_rechi_u_detey_5-7_let.docx | 84.99 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРЫ
ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРАВИЛЬНОГО
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В возрасте 5-6 лет, как правило, шипящие звуки ([ш], [ж], [щ], [ч]) произносятся ребенком верно, а также они различаются (дифференцируются) им в свободной речи. Уходит смягчение звуков [щ], [ч]. Многие дети осваивают звук [л]. И лишь звуки [р] и [р’] либо заменяются на [л], [л’], [j], либо опускаются (это считается физиологической нормой). Ребенок в этом возрасте легко определяет начальный и конечный звуки в словах, может определить количество звуков в трех-пятизвучном слове, может подобрать слово на заданный звук.
К 6-7 годам ребенок правильно произносит и дифференцирует в речи все звуки родного языка. Он может определить место любого звука в слове, определить количество звуков в слове, подобрать слово на заданный звук.
Игры, представленные вашему вниманию, необходимо проводить с детьми лишь в том случае, если вы твердо уверены, что ваш ребенок научился правильно произносить тот или иной звук. В случае, когда родитель в этом не уверен, необходимо обратиться за консультацией к логопеду.
Игры на закрепление правильного произношения
шипящих звуков – Ш, Ж, Ч, Щ.
«Поймай рыбку»
Цель: автоматизация шипящих звуков в словах.
Оборудование: металлические скрепки и небольшие предметные картинки, коробка и удочка с магнитом.
Ход: дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы и называют их. Определяют место звука в слове. За правильный ответ ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.
«Помоги Маше»
Цель: автоматизация звука Ш в словах.
Ход: взрослый говорит «Маша шла-шла и игрушки нашла». Ребенок помогает собрать Маше игрушки, называя предметные картинки (кошка, матрешка, машинка, неваляшка и т.д.).
«Назови ласково»
Цель: автоматизация звука Ш (Ч, Ж) в словах.
Ход: взрослый говорит:
Захотелось ласковых нам слов.
Кто из звуков нам помочь готов?
Ч (Ш) – наш самый нежный звук
Не откажемся мы от его услуг.
Взрослый бросает ребенку мяч и называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом (Соня-Сонечка, кольцо-колечко, сердце-сердечко, петух-петушок, солнце-солнышко, горох-горошек, пирог-пирожок, снег-снежок и т.д.).
«Родители и детки»
Цель: автоматизация звуков Ж, Ч в словах.
Ход: взрослый бросает мяч и называет взрослое животное, а ребенок возвращает и называет детеныша (верблюд-верблюжонок, медведь-медвежонок, еж-ежонок, заяц-зайчонок, белка-бельчонок и т.д.).
«Большущие слова»
Цель: автоматизация звука Щ в словах.
Ход: взрослый бросает мяч и произносит фразы, а ребенок возвращает мяч и заканчивает фразу словом в превосходной степени:
у кошки – усы, а у тигра - ….(усищи)
у птички – глаза, у дракона - ….
у гномика – дом, а у великана ….
Игры на дифференциацию шипящих звуков
«Слово заблудилось»
Цель: дифференциация близких по звучанию звуков З – Ж (С – Ш, Ж – Ш).
Ход:
Заблудится может каждый,
Даже очень, очень важный,
Бизнесмен или ребенок,
Белка, мышка и котенок,
Вот и слово заблудилось,
Не в том месте очутилось,
Испугалось и закрылось,
Между слов других забилось.
Ты найди его скорей,
Успокой и пожалей.
Игра проводится с картинками и без. Дети среди предметных картинок, подобранных на определенный звук, должны найти картинку с оппозиционным звуком. Например, шуба, шайба, санки, шарф.
«Умей слушать»
Цель: закреплять умение детей дифференцировать звуки.
Оборудование: макет четырехэтажного домика, предметные картинки с изображением животных.
Ход: дети должны расселить зверей и птиц по квартирам: на первом этаже – животные и птицы, в названиях которых есть С, на втором – звук Ш, на третьем З, на четвертом Ж.
«Закончи словечко»
Цель: дифференциация звуков З-Ж в словах.
Ход: ребенок заканчивает слово, начатое взрослым, добавляя слоги ЗА-ЖА (коза, кожа, береза, мимоза, лужа, медуза, стража и т.д.).
«Замени звук»
Цель: дифференциация звуков С-Ш.
Ход: взрослый называет слово, а ребенок заменяет свистящий звук на шипящий, произносит получившееся слово (сок-шок, сутки-шутки, сайка-шайка, сила-шило, миска-мишка и т.д.).
Игры на закрепление правильного произношения
звуков Л – ЛЬ
«Лягушки и комары»
Цель: автоматизация звука Л в словах.
Ход: перед ребенком находится картинка, на которой изображено болото с кочками. Чтобы лягушонок мог поймать комара, ему необходимо перепрыгивать с кочки на кочку. Перепрыгнуть он может, если ребенок правильно прочитает или повторит за взрослым слоги со звуком Л.
«Один – много»
Цель: автоматизация звука Л в словах.
Ход: взрослый бросает ребенку мяч и называет слово в единственном числе. Ребенок возвращает мяч и называет слово во множественном числе (стол-столы, дятел-дятлы, пила-пилы и т.д.).
«Неудачная рыбалка»
Цель: автоматизация звука ЛЬ в слогах.
Ход: взрослый предлагает ребенку перечислить, что попалось на крючок лягушонку во время рыбалки. Ребенок называет слова с правильным звуком ЛЬ (лейка, колесо, туфля, кошелек и т.д.).
«Вещи, которые нас окружают»
Цель: автоматизация звука Л в словах.
Ход:
Много есть вещей полезных,
Деревянных и железных,
Что помогут нам всегда,
Нам без них ни как нельзя.
Взрослый называет действие, а дети образуют слова со звуком Л (качаться-качалка, вешать-вешалка, точить-точилка, косить-косилка и т. д.).
«Составь слово»
Цель: автоматизация звука Л в словах.
Ход: взрослый раздает детям карточки с написанными на них слогами. Задача детей сложить и прочитать слова (жи-лы, лы-ко, ла-ма и т.д.).
«Посмотри и сосчитай»
Цель: автоматизация звука Л (ЛЬ) в словах.
Ход: взрослый предлагает рассмотреть карточку с цифрами и подставить в пустые окошки любые картинки из предложенных. После чего ребенок должен правильно назвать картинки, согласовывая существительные с числительными. Например, один стол, три ландыша, пять иголок и т.д.
«Подружи слова»
Цель: автоматизация звука Л (ЛЬ) в словах.
Ход: ребенок должен составить как можно больше пар из предложенных картинок, обосновывая свой выбор. Например, ландыш и лук – это растение; стол и шакал – слова, заканчивающиеся на звук Л и т д.).
Игры на дифференциацию звуков Л (ЛЬ)
«Назови, какого цвета»
Цель: дифференциация звуков Л (ЛЬ).
Ход: на столе три круга – желтого, зеленого, голубого цвета. Ребенок называет, что изображено на картинке и какого цвета, и кладет картинку к нужному кругу (желтый лимон, голубое платье, зеленый салат и т.д.).
«Зоопарк»
Цель: дифференциация звуков Л (ЛЬ).
Ход: ребенку предлагается расставить картинки так, чтобы за желтым забором находились животные, в названии которых есть звук Л, а за зеленым – животные, в названии которых есть звук ЛЬ.
«Четвертый лишний»
Цель: дифференциация звуков Л (ЛЬ).
Ход: взрослый называет слова или показывает картинки, среди которых одна не походит. Дети должны назвать лишнее слово или картинку. Например, кукла, неваляшка, лото, лопатка.
Игры на закрепление правильного произношения
звуков Р - РЬ
«Сороконожка»
Цель: автоматизация звука Р в слогах.
Ход: перед ребенком кладется картинка сороконожки. Взрослый говорит:
Трудно жить сороконожке,
Надевать самой сапожки.
Вот помог бы кто-нибудь
Сорок ножек ей обуть.
Поможем сороконожке обуться? «Надевай» ей на ножки ботиночки и повторяй слоги. Ребенок проводит пальчиком от ботиночка к раскрашенной в тот же цвет части сороконожки и повторяет слоги, подписанные на ботинках. «Обувать» сороконожку следует с хвоста.
«Магазин»
Цель: автоматизация звука Р в словах.
Ход: на картинке изображен магазин, в котором морж продает предметы, в названиях которых есть звук Р (ватрушки, груши, виноград, гранаты и т.д.). В магазин пришел страус и сделал покупки. На второй картинке изображен магазин после покупок страуса. Задача ребенка назвать те предметы, которые купил страус.
«Замени звук»
Цель: автоматизация звука Р в слогах.
Ход: взрослый бросает мяч и называет слово, а задача ребенка заменить первый звук на звук Р и назвать новое слово (хобот-робот, пыжик-рыжик, нога-рога, мука-рука и т.д.).
«Ру-ру-ру»
Цель: автоматизация звука Р в слогах и словах.
Ход: взрослый говорит: ру-ру-ру, ру-ру-ру, знаю я слова на РУ. Ребенок называет слова (ру-башка, ру-ка, ру-чей и т.д.). И так со всеми слогами: РА, РО, РЫ.
«Подбери слова»
Цель: автоматизация звука Р в словах.
Ход: взрослый предлагает найти в комнате как можно больше картинок со звуком Р. Потом предлагает зарифмовать слова между собой (топор-помидор, груша-каркуша, петрушка-ватрушка, тетрадка-кроватка и т.д.).
Игры на дифференциацию звуков Л – Р.
«Договори словечко»
Цель: дифференциация звуков Л – Р.
Ход: взрослый начинает произносить слова, а ребенок поднимает со слогом РА или ЛА и произносит слово полностью (игла, зебра, пчела, гора и т.д.).
«Садовники»
Цель: дифференциация звуков Л, ЛЬ– Р, РЬ.
Ход: детям предлагается рассадить цветы по разным клумбам. На одну клумбу цветы в названиях, которых есть звук Л - ЛЬ, на другую клумбу цветы в названиях которых есть звук Р - РЬ (ландыш, лютик, флокс, василек, гладиолус, тюльпан, лилия, фиалка, нарциссы, роза, сирень, ромашка, астра).
«Измени слово»
Цель: дифференциация звуков Л – Р.
Ход: взрослый предлагает детям изменять первый звук в словах и получать новые слова (лак-рак, ложки-рожки, лама-рама и т.д.).
«Закончи слово»
Цель: дифференциация звуков Л – Р.
Ход: взрослый предлагает закончить слово. Он называет начало слова, а ребенок поднимает карточку со слогом РЫ или ЛЫ и произносит получившееся слово (школы, ковры, узлы, заборы и т.д.).
«Звериная лечебница»
Цель: дифференциация звуков Л – Р.
Ход: взрослый предлагает вылечить животных, разложив картинки с их изображениями на две группы. В первой группе должны оказаться животные, в названии которых есть звук Л, во второй звук Р. Придумать историю про успешное выздоровление животных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер - класс на тему: "Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики"
Цель мастер-класса: передача опыта путем показа последовательных действий, методов, приёмов и форм коррекционно-развивающей деятельности при проведении артикуляционной гимнастики....
Презентация: «Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики»
Презентация:«Формирование правильного звукопроизношения у детейдошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики»...
Семинар для воспитателей: "Игры для формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста"
«Руки учат голову, затем поумневшая головаучит руки, а умелые руки сноваспособствуют развитию мозга»И.П. Павлов....
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Создание условий для предупреждения и коррекции нарушений звукопроизношения у детей четырех – пяти лет, через применение артикуляционной гимнастики....
Коррекционно-развивающие игры как средство формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Для успешного преодоления неблагоприятных моментов, создающих значительные трудности в логопедической работе по коррекции звукопроизношения, большую помощь учителю-логопеду может оказать использование...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТЕМА: «РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТЕМА: «РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...
Тема: «Использование артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством авторского дидактического пособия «Волшебная поляна»
Передо мной как воспитателем, работающим с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска эффективных методов формирования произносительных возможностей, создания артикуляционной базы, котор...