Игры для формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
консультация (старшая, подготовительная группа)

Борисова Ксения Владимировна

В возрасте 5-6 лет, как правило, шипящие звуки ([ш], [ж], [щ], [ч]) произносятся ребенком верно, а также они различаются (дифференцируются) им в свободной речи. Уходит смягчение звуков [щ], [ч]. Многие дети осваивают звук [л]. И лишь звуки [р] и [р’] либо заменяются на [л], [л’], [j], либо опускаются (это считается физиологической нормой). Ребенок в этом возрасте легко определяет начальный и конечный звуки в словах, может определить количество звуков в трех-пятизвучном слове, может подобрать слово на заданный звук.

К 6-7 годам ребенок правильно произносит и дифференцирует в речи все звуки родного языка. Он может определить место любого звука в слове, определить количество звуков в слове, подобрать слово на заданный звук.

Игры, представленные вашему вниманию, необходимо проводить с детьми лишь в том случае, если вы твердо уверены, что ваш ребенок научился правильно произносить тот или иной звук. В случае, когда родитель в этом не уверен, необходимо обратиться за консультацией к логопеду.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_zvukovoy_kultury_rechi_u_detey_5-7_let.docx84.99 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастные нормы звукопроизношенияИГРЫ

ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ

ПРАВИЛЬНОГО

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В возрасте 5-6 лет, как правило, шипящие звуки ([ш], [ж], [щ], [ч]) произносятся ребенком верно, а также они различаются (дифференцируются) им в свободной речи. Уходит смягчение звуков [щ], [ч]. Многие дети осваивают звук [л]. И лишь звуки [р] и [р’] либо заменяются на [л], [л’], [j], либо опускаются (это считается физиологической нормой). Ребенок в этом возрасте легко определяет начальный и конечный звуки в словах, может определить количество звуков в трех-пятизвучном слове, может подобрать слово на заданный звук.

К 6-7 годам ребенок правильно произносит и дифференцирует в речи все звуки родного языка. Он может определить место любого звука в слове, определить количество звуков в слове, подобрать слово на заданный звук.

Игры, представленные вашему вниманию, необходимо проводить с детьми лишь в том случае, если вы твердо уверены, что ваш ребенок научился правильно произносить тот или иной звук. В случае, когда родитель в этом не уверен, необходимо обратиться за консультацией к логопеду.

Игры на закрепление правильного произношения

шипящих звуков – Ш, Ж, Ч, Щ.

     «Поймай рыбку»

Цель: автоматизация шипящих звуков в словах.

Оборудование: металлические скрепки и небольшие предметные картинки, коробка и удочка с магнитом.

Ход: дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы и называют их. Определяют место звука в слове. За правильный ответ ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.

«Помоги Маше»

Цель: автоматизация звука Ш в словах.

Ход: взрослый говорит «Маша шла-шла и игрушки нашла». Ребенок помогает собрать Маше игрушки, называя предметные картинки (кошка, матрешка, машинка, неваляшка и т.д.).

     «Назови ласково»

Цель: автоматизация звука Ш (Ч, Ж) в словах.

Ход: взрослый говорит:

Захотелось ласковых нам слов.

Кто из звуков нам помочь готов?

Ч (Ш) – наш самый нежный звук

Не откажемся мы от его услуг.

Взрослый бросает ребенку мяч и называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом (Соня-Сонечка, кольцо-колечко, сердце-сердечко, петух-петушок, солнце-солнышко, горох-горошек, пирог-пирожок, снег-снежок и т.д.).

«Родители и детки»

Цель: автоматизация звуков Ж, Ч в словах.

Ход: взрослый бросает мяч и называет взрослое животное, а ребенок возвращает и называет детеныша (верблюд-верблюжонок, медведь-медвежонок, еж-ежонок, заяц-зайчонок, белка-бельчонок и т.д.).

«Большущие слова»

Цель: автоматизация звука Щ в словах.

Ход: взрослый бросает мяч и произносит фразы, а ребенок возвращает мяч и заканчивает фразу словом в превосходной степени:

у кошки – усы, а у тигра - ….(усищи)

у птички – глаза, у дракона - ….

у гномика – дом, а у великана ….

 

Игры на дифференциацию шипящих звуков

«Слово заблудилось»

Цель: дифференциация близких по звучанию звуков З – Ж (С – Ш, Ж – Ш).

Ход:

Заблудится может каждый,

Даже очень, очень важный,

Бизнесмен или ребенок,

Белка, мышка и котенок,

Вот и слово заблудилось,

Не в том месте очутилось,

Испугалось и закрылось,

Между слов других забилось.

Ты найди его скорей,

Успокой и пожалей.

Игра проводится с картинками и без. Дети среди предметных картинок, подобранных на определенный звук, должны найти картинку с оппозиционным звуком. Например, шуба, шайба, санки, шарф.

«Умей слушать»

Цель: закреплять умение детей дифференцировать звуки.

Оборудование: макет четырехэтажного домика, предметные картинки с изображением животных.

Ход: дети должны расселить зверей и птиц по квартирам: на первом этаже – животные и птицы, в названиях которых есть С, на втором – звук Ш, на третьем З, на четвертом Ж.

«Закончи словечко»

Цель: дифференциация звуков З-Ж в словах.

Ход: ребенок заканчивает слово, начатое взрослым, добавляя слоги ЗА-ЖА (коза, кожа, береза, мимоза, лужа, медуза, стража и т.д.).

«Замени звук»

Цель: дифференциация звуков С-Ш.

Ход: взрослый называет слово, а ребенок заменяет свистящий звук на шипящий, произносит получившееся слово (сок-шок, сутки-шутки, сайка-шайка, сила-шило, миска-мишка и т.д.).

 

Игры на закрепление правильного произношения

звуков Л – ЛЬ

«Лягушки и комары»

Цель: автоматизация звука Л в словах.

Ход: перед ребенком находится картинка, на которой изображено болото с кочками. Чтобы лягушонок мог поймать комара, ему необходимо перепрыгивать с кочки на кочку. Перепрыгнуть он может, если ребенок правильно прочитает или повторит за взрослым слоги со звуком Л.

«Один – много»

Цель: автоматизация звука Л в словах.

Ход: взрослый бросает ребенку мяч и называет слово в единственном числе. Ребенок возвращает мяч и называет слово во множественном числе (стол-столы, дятел-дятлы, пила-пилы и т.д.).

«Неудачная рыбалка»

Цель: автоматизация звука ЛЬ в слогах.

Ход: взрослый предлагает ребенку перечислить, что попалось на крючок лягушонку во время рыбалки. Ребенок называет слова с правильным звуком ЛЬ (лейка, колесо, туфля, кошелек и т.д.).

«Вещи, которые нас окружают»

Цель: автоматизация звука Л в словах.

Ход:

Много есть вещей полезных,

Деревянных и железных,

Что помогут нам всегда,

Нам без них ни как нельзя.

Взрослый называет действие, а дети образуют слова со звуком Л (качаться-качалка, вешать-вешалка, точить-точилка, косить-косилка и т. д.).

«Составь слово»

Цель: автоматизация звука Л в словах.

Ход: взрослый раздает детям карточки с написанными на них слогами. Задача детей сложить и прочитать слова (жи-лы, лы-ко, ла-ма и т.д.).

«Посмотри и сосчитай»

Цель: автоматизация звука Л (ЛЬ) в словах.

Ход: взрослый предлагает рассмотреть карточку с цифрами и подставить в пустые окошки любые картинки из предложенных. После чего ребенок должен правильно назвать картинки, согласовывая существительные с числительными. Например, один стол, три ландыша, пять иголок и т.д.

«Подружи слова»

Цель: автоматизация звука Л (ЛЬ) в словах.

Ход: ребенок должен составить как можно больше пар из предложенных картинок, обосновывая свой выбор. Например, ландыш и лук – это растение; стол и шакал – слова, заканчивающиеся на звук Л и т д.).

 

Игры на дифференциацию звуков Л (ЛЬ)

«Назови, какого цвета»

Цель: дифференциация звуков Л (ЛЬ).

Ход: на столе три круга – желтого, зеленого, голубого цвета. Ребенок называет, что изображено на картинке и какого цвета, и кладет картинку к нужному кругу (желтый лимон, голубое платье, зеленый салат и т.д.).

«Зоопарк»

Цель: дифференциация звуков Л (ЛЬ).

Ход: ребенку предлагается расставить картинки так, чтобы за желтым забором находились животные, в названии которых есть звук Л, а за зеленым – животные, в названии которых есть звук ЛЬ.

«Четвертый лишний»

Цель: дифференциация звуков Л (ЛЬ).

Ход: взрослый называет слова или показывает картинки, среди которых одна не походит. Дети должны назвать лишнее слово или картинку. Например, кукла, неваляшка, лото, лопатка.

Игры на закрепление правильного произношения

звуков Р - РЬ

«Сороконожка»

Цель: автоматизация звука Р в слогах.

Ход: перед ребенком кладется картинка сороконожки. Взрослый говорит:

Трудно жить сороконожке,

Надевать самой сапожки.

Вот помог бы кто-нибудь

Сорок ножек ей обуть.

Поможем сороконожке обуться? «Надевай» ей на ножки ботиночки и повторяй слоги. Ребенок проводит пальчиком от ботиночка к раскрашенной в тот же цвет части сороконожки и повторяет слоги, подписанные на ботинках. «Обувать» сороконожку следует с хвоста.

«Магазин»

Цель: автоматизация звука Р в словах.

Ход: на картинке изображен магазин, в котором морж продает предметы, в названиях которых есть звук Р (ватрушки, груши, виноград, гранаты и т.д.). В магазин пришел страус и сделал покупки. На второй картинке изображен магазин после покупок страуса. Задача ребенка назвать те предметы, которые купил страус.

«Замени звук»

Цель: автоматизация звука Р в слогах.

Ход: взрослый бросает мяч и называет слово, а задача ребенка заменить первый звук на звук Р и назвать новое слово (хобот-робот, пыжик-рыжик, нога-рога, мука-рука и т.д.).

«Ру-ру-ру»

Цель: автоматизация звука Р в слогах и словах.

Ход: взрослый говорит: ру-ру-ру, ру-ру-ру, знаю я слова на РУ. Ребенок называет слова (ру-башка, ру-ка, ру-чей и т.д.). И так со всеми слогами: РА, РО, РЫ.

«Подбери слова»

Цель: автоматизация звука Р в словах.

Ход: взрослый предлагает найти в комнате как можно больше картинок со звуком Р. Потом предлагает зарифмовать слова между собой (топор-помидор, груша-каркуша, петрушка-ватрушка, тетрадка-кроватка и т.д.).

 

Игры на дифференциацию звуков Л – Р.

«Договори словечко»

Цель: дифференциация звуков Л – Р.

Ход: взрослый начинает произносить слова, а ребенок поднимает со слогом РА или ЛА и произносит слово полностью (игла, зебра, пчела, гора и т.д.).

«Садовники»

Цель: дифференциация звуков Л, ЛЬ– Р, РЬ.

Ход: детям предлагается рассадить цветы по разным клумбам. На одну клумбу цветы в названиях, которых есть звук Л - ЛЬ, на другую клумбу цветы в названиях которых есть звук Р - РЬ (ландыш, лютик, флокс, василек, гладиолус, тюльпан, лилия, фиалка, нарциссы, роза, сирень, ромашка, астра).

«Измени слово»

Цель: дифференциация звуков Л – Р.

Ход: взрослый предлагает детям изменять первый звук в словах и получать новые слова (лак-рак, ложки-рожки, лама-рама и т.д.).

«Закончи слово»

Цель: дифференциация звуков Л – Р.

Ход: взрослый предлагает закончить слово. Он называет начало слова, а ребенок поднимает карточку со слогом РЫ или ЛЫ и произносит получившееся слово (школы, ковры, узлы, заборы и т.д.).

«Звериная лечебница»

Цель: дифференциация звуков Л – Р.

Ход: взрослый предлагает вылечить животных, разложив картинки с их изображениями на две группы. В первой группе должны оказаться животные, в названии которых есть звук Л, во второй звук Р. Придумать историю про успешное выздоровление животных.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер - класс на тему: "Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики"

Цель мастер-класса: передача опыта путем показа последовательных действий, методов, приёмов и форм коррекционно-развивающей деятельности при  проведении артикуляционной гимнастики....

Презентация: «Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики»

Презентация:«Формирование правильного звукопроизношения у детейдошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики»...

Семинар для воспитателей: "Игры для формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста"

«Руки учат голову, затем поумневшая головаучит руки, а умелые руки сноваспособствуют развитию мозга»И.П. Павлов....

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Создание условий для предупреждения и коррекции нарушений звукопроизношения у детей четырех – пяти лет, через применение артикуляционной гимнастики....

Коррекционно-развивающие игры как средство формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Для успешного преодоления неблагоприятных моментов, создающих значительные трудности в логопедической работе по коррекции звукопроизношения, большую помощь учителю-логопеду может оказать использование...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТЕМА: «РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТЕМА: «РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Тема: «Использование артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством авторского дидактического пособия «Волшебная поляна»

Передо мной как  воспитателем, работающим с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска эффективных методов формирования произносительных возможностей, создания артикуляционной базы, котор...