Проект по работе с родителями "Подготовка детей подготовительной группы к школьному обучению"
проект (подготовительная группа)

Ионова Вера Николаевна

Цель:

1.Повышение психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам мотивационной готовности ребенка к школьному обучению

Обозначение задач для родителей по подготовке детей к школьному обучению

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_deyat.doc163 КБ

Предварительный просмотр:

                          ПРОЕКТ
                ПО РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

НА ТЕМУ:

«Подготовка детей подготовительной группы к школьному обучению»

Воспитатель: Ионова В.Н.

Цель:

1.Повышение психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам мотивационной готовности ребенка к школьному обучению

Обозначение задач для родителей по подготовке детей к школьному обучению

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ К ШКОЛЕ ГРУПП

ОКТЯБРЬ

НОЯБРЬ

ДЕКАБРЬ

ЯНВАРЬ


  1. Вводное родительское собрание "Скоро в школу"
  2. Анкетирование родителей "Что, по вашему мнению,
    необходимо сделать за предстоящий учебный год для
    подготовки детей к школе? Какой помощи вы ждете от
    детского сада?"
  3. Оформление информационного стенда "В помощь семье
    первоклассника"
  4. Индивидуальные консультации по результатам
    психолого-педагогического тестирования на начало года.
  5. Заседание семейного клуба "Определение роли родителей
    в предшкольной и школьной жизни ребенка".
    Консультация "Привычные и непривычные способы
    коммуникации".

  1. Анкетирование родителей "Мое мнение о школьной
    жизни ребенка".
  2. Заседание семейного клуба: консультация: "Что нужно
    знать о психологической готовности ребенка к школе",
    консультация психолога.
  3. День открытых дверей "Детский сад — как социально-
    педагогическая среда, интегрирующая интересы школы,
    семьи и ребенка". Посещение открытых занятий.
  4. Совместное проведение досуга "Родители — детям: беседа
    о профессии врача".

  1. Анкетирование "Достаточно ли внимания вы уделяете
    ребенку?"
  2. Опрос об эмоциональной стороне отношений с ребенком.
  3. Заседание семейного клуба "Игровое общение с
    ребенком". Практикум: "Игры в семье для подготовки
    детей к школе".
  4. Семейный творческий конкурс "Новогодние поделки".
  5. Консультация "Обучение раннему чтению".

  1. Анкетирование "Каков социальный опыт моего ребенка?"
  2. Консультация логопеда "Нарушение звукопроизношения
    и грамотность".
  3. Заседание семейного клуба "Гиперактивные дети".
  4. Семинар - практикум "Развиваем мелкую моторику".

Совместное проведение досуга "Рождественские
посиделки".
 

ФЕВРАЛЬ

МАРТ

АПРЕЛЬ

МАИ


  1. Родительское собрание: "Развитие коммуникативных
    способностей, познавательной активности у детей 6-7 лет.
  2. Заседание семейного клуба "Формирование привычки к
    здоровому образу жизни".
  3. Совместное проведение досуга "Спортивный праздник
    "Вместе дружная семья".
  4. Консультация психолога "Помогаем ребенку осваивать
    новую социальную роль".
  5. Консультации для родителей: "Как выбрать программу
    обучения для своего ребенка".

  1. Экспресс - опрос "В чем причина трудностей
    первоклассника"
  2. Круглый стол "Мой образ первоклассника". Встреча с
    учителем школы № 20. Практикум "Домашняя
    подготовка к школе в играх на ходу."
  3. Совместное проведение досуга: Родители - детям:
    "Беседы о профессиях — милиционер.
  4. Консультация: "Как выбрать школу?"

  1. Тест "готовы ли вы отдать ребенка в школу".
  2. Заседание семейного клуба "Мой образ первоклассника"
    Тест — рисование: "Каким я вижу своего ребенка в школе"
  3. Индивидуальные консультации по итогам психолого-
    педагогического тестирования на конец года.
  4. Родительское собрание. Подведение итогов учебного
    года.
  5. Семейный творческий конкурс "Выходной вместе".
  6. Совместное проведение досуга. Родители - детям: "Мое
    увлечение".
  7. Консультация "Готовим руку к письму", пальчиковая
    гимнастика, игровые упражнения.

  1. КВН с родителями "Идем в школу"
  2. Заседание семейного клуба "Лето перед школой".
  3. Участие в проекте "Здравствуй школа"
  4. Консультация для родителей "Леворукий ребенок".

Памятка родителям будущих первоклассников

«Первые шаги по выбору школы»

1. Убедитесь в том, что именно сейчас самое подходящее время выбирать школу для своего ребенка: и возраст соответствует, и здоровье в норме.

2. Поделитесь своими планами с ребенком. Поинтересуйтесь его мнением на этот счет, отнеситесь уважительно к его любому мнению. Выслушайте его аргументы, доброжелательно без давления обсудите возможные варианты выбора школы и прогнозируемые плюсы и минусы этого выбора.

3.  В разговоре с ребенком лучше избегать критических высказываний в адрес школьных учителей и системы образования в целом.

4.  Если проблема выбора школы решена как бы сама собой (во дворе дома стоит вполне приличная школа с хорошей репутацией), все же неплохо поинтересоваться, по какой образовательной программе учат детей, соответствует ли она склонностям вашего ребенка, уровню его подготовленности?

5.  Если вы облюбовали школу с престижным названием, помните, что во многих новых экспериментальных школах отработка методических и других сторон обучения находится в стадии оформления: учебная нагрузка может не учитывать физиологических особенностей детей 5—6 лет, характера их познавательной деятельности. Не поленитесь поинтересоваться мнением о школе у родителей, дети которых уже обучаются в данной школе: насколько реализуется на их взгляд то, что провозглашается в образовательной концепции данного учебного заведения.

6.  Поинтересуйтесь правилами и исключениями из правил относительно записи в школу, подготовьте ребенка эмоционально к прохождению собеседования и иным процедурам принятия в школу.

7. Вероятно, вы знаете, что Министерство образования РФ занимает четкую позицию в вопросе диагностических процедур при приеме в школу, подчеркивая, что «исходной целью любого тестирования при приеме в школу может быть только корректировка процесса обучения с учетом индивидуального развития поступающего в школу».

8.  Если вашему ребенку предстоят тестовые испытания, старайтесь не заражать его собственным беспокойством, иначе ребенок просто не выдержит эмоционального напряжения.

                                                                                                 

 Консультация

Что нужно узнать о психологической и интеллектуальной готовности детей к школе

Большинство детей, как правило, развиваются неравномерно. Одни способности могут опережать развитие других. К сожалению, бывает так, что опережающее развитие может оказаться невостребованным в начальной школе. Скажем, абстрактное мышление оказывается нужнее в более старшем возрасте. Зато недоразвитие мелких мышц руки («тонкая моторика») может серьезно испортить жизнь и ребенку, и его родителям. Надо сказать, что сочетание неодинаково развитых способностей встречается часто. У недооцененного ребенка в начальной школе может даже сложиться комплекс неполноценности. Ведь в начальной школе дети формируют свое представление о себе на основе оценки учителя и родителей. Позднее, в старших классах негативную самооценку бывает очень трудно исправить. При этом, далеко не всем известно, что именно стойкий неуспех в учебе снижает интерес к учению, и тогда ребенок может начать поиск себя вне школы. Поддержать ребенка в овладении школьными навыками — задача, решение которой может определить всю его дальнейшую жизнь.

В практике чаще всего обнаруживаются следующие проблемы психического и интеллектуального развития детей 6—8 лет.

1. Недостаточное речевое развитие, в том числе речевой памяти.

2.  Неполные зрительные и зрительно-пространственные представления.

3. Задержка развития мелкой моторики рук.

4.  Недостаточно развитое внимание.

5. Недостаточно развитая произвольность.

6.  Нарушение формирования учебной мотивации.

7.  Проблемы эмоционально-личностного развития (страхи, агрессия).

8.  Проблемы поведения (гиперактивное, демонстративное).

9.  Высокая утомляемость.

Первым четырем группам детей целесообразно сотрудничать с логопедом, остальные проблемы решаются преимущественно психологическими методами, иногда совместно с логопедом, дефектологом или психоневрологом. Иными словами, психолог направляет коррекционно-развивающую работу в той мере, в какой выявленные проблемные зоны развития ребенка соответствуют его компетенции.

Надо сказать, что данные исследований свидетельствуют, что наиболее успешными в школе оказываются дети с относительно равномерным развитием. Жизнерадостность, активность, любознательность, способность фантазировать, сочувствовать и сопереживать для ребенка оказываются более важными в дальнейших жизненных успехах, чем сниженный фон настроения, чрезмерная послушность, зависимость от других.

Известно, что у большинства первоклассников есть проблемы с вниманием. Ребенок 6—7 лет, как правило, способен произвольно удерживать внимание около 20 мин. После этого наступает утомление и учителю приходится использовать особые приемы, чтобы дети были работоспособны в течение всего урока. Внимание связано, во-первых, с работоспособностью. Некоторые дети утомляются крайне быстро. Чаще это те, чьи мамы имели осложнения беременности и родов, однако встречаются и другие причины. Утомление чаще всего бывает двух видов. Одно проявляется классически: уставший ребенок начинает зевать, становится сонным, работу продолжает выполнять формально. Нужно дать ему отдохнуть: например, переключить на другую, более привычную и интересную деятельность. Другой вид утомления может обескураживать: некоторые родители считают, что их ребенок вообще не устает, настолько он подвижен, активен. Утомление проявляется парадоксально: чем больше ребенок устал, тем более подвижным он становится. Это проявляется также в отвлекаемости: дети начинают реагировать на все случайные раздражители, движения руки становятся все более размашистыми, выполняемая работа также приобретает черты формальности. Таких детей невозможно, да и вредно заставлять сидеть тихо: набегавшись, активный ребенок постепенно сможет вернуться к учению. Наконец, время от времени встречаются дети, которые испытывают пресыщение, скуку: они уходят в мир своих игр и фантазий, все меньше реагируя на требования учителя. При утомлении у детей ухудшаются:

—  переключение (уставший ребенок не способен следовать за мыслью учителя);

—  концентрация внимания (уставший пропускает мимо ушей сказанное учителем, делает все больше ошибок при самостоятельной работе, становится все более отвлекаемым);

—  распределение внимания (ребенок испытывает затруднения при совмещении двух видов работы, например, при списывании текста, при работе по образцу).

У разных детей могут быть слабыми разные формы внимания. От этого зависят и рекомендации психолога. Внимание также связано с произвольностью или волей. Если ребенок предпринимает специальные усилия, чтобы выполнить ту или иную работу, ставит перед собой определенную цель — можно говорить о произвольном внимании. Именно способность к произвольному вниманию является главной в учебной деятельности. Говоря о ребенке, как о невнимательном, мы имеем в виду именно произвольное внимание.

Произвольность обусловлена общим развитием ребенка, в особенности речевым. Способность к произвольному вниманию, следованию поставленной цели формируется постепенно. В первую очередь это происходит в процессе игры. Наверное, вы обратили внимание, что игры детей меняются с возрастом. Когда ребенок научился играть в ролевые игры (дочки-матери, например), и, тем более, в игры с правилами (резиночка, игры с фишками, шашки, шахматы), тогда и можно говорить о достаточном развитии произвольности, в том числе произвольности внимания. Поэтому психологи и педагоги рекомендуют родителям обеспечить условия для игры ребенка со сверстниками. Игра для ребенка — это его работа, как потом его работой станет учение.

Произвольность, или способность следовать поставленной цели, зависит также от способности сформулировать, представить себе цель. Для этого надо научиться мысленно представлять себе не только цель, но и конкретные способы ее достижения. Умение представить себе цель и способы ее достижения предполагают способность сравнивать полученный результат с планируемым. Если постановка цели связана с будущим, то оценка — с прошлым, с умением вернуться назад.

        При недостаточном развитии внимания у ребенка коррекция должна быть направлена в первую очередь на развитие критичности, наблюдательности, речи. Часто недостаточное внимания влияет на наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие. Происходит это примерно так: чтобы рассмотреть предмет, мы должны обвести его взором. Невнимательные люди не успевают рассмотреть детали, в памяти остается искаженный образ. Недостаточность зрительных представлений вызывает плохое запоминание образа буквы, что приводит к ошибкам при письме. Поэтому психологи могут рекомендовать упражнения по развитию умения слышать и видеть.

Все способности тесно переплетены между собой. Психологу важно найти основную причину, которая вызывает или может вызвать у ребенка трудности и выработать вместе с семьей конкретные пути решения проблемы.

Опыт показывает, что в возрасте 6—8 лет некоторые дети пишут буквы и числа зеркально. При этом также наблюдается «зеркальное» чтение (перестановка букв в словах) и затруднения в лево-правой ориентировке в пространстве. С возрастом, по мере овладения навыками чтения и письма, эти нарушения, как правило, проходят. Тем не менее остается группа детей, продолжающих «зеркалить». Чаще всего упорно «зеркалят» левши или так называемые «скрытые левши».

        Процесс овладения чтением и письмом очень сложен. В нем задействованы многие системы мозга. Для того, чтобы понять, насколько непросто научиться читать и писать, представьте себя изучающим арабскую или китайскую письменность. При обучении чтению и письму ребенок должен запомнить зрительный образ буквы, запомнить, какому изображению соответствует определенный звук, должен научиться анализировать звуковой и буквенный состав слова. «Зеркалящие» дети могут путать похожие буквы («б» и «д»), путать числа, скажем, 17 и 71. Понятно, что такая путаница не способствует письму и счету без ошибок. Кроме того, ребенок должен усвоить, что при письме и чтении звуки и буквы нужно как бы нанизывать на бусы по очереди, в строго определенной последовательности. Он учится удерживать в памяти предыдущие буквы и звуки, объединяет их, а затем соотносит полученное сочетание звуков с определенным смыслом. Ребенок тем лучше справляется, чем большей усидчивостью, внимательностью и умением слушать обладает.

Родителям лучше первые две четверти оставаться рядом с первоклассником, особенно при выполнении первых домашних заданий.

Консультация-практикум

О развитии игровых навыков взрослых в использовании коррекционных игр и упражнений

В настоящее время родителям предлагается большое количество книг и тетрадей, предназначенных для тренировки у детей разнообразных навыков, необходимых в школе. Родители  могут более целенаправленно использовать коррекционно-развивающие упражнения и игры, активно и свободно играть с ребенком в эти игры дома.

Игра «Солдатики»

В эту игру можно играть дома и на улице во время прогулки. По приказу командира — взрослого солдатик-ребенок поворачивается налево, направо, поднимает левую (правую) руку. По аналогии можно играть в робота — ребенок должен дотронуться до левого (правого) уха, глаза. Если ребенок испытывает затруднения при выполнении команды, ему можно помочь: например, повернуться налево вместе с ним, держа ребенка за плечи. Желательно напоминать ребенку, что правой (в общем случае) является та рука, которой он рисует или пишет.

Игра «Убиральная машина»

Обычно родители хорошо знают как заставить своего ребенка убирать за собой игрушки. Однако требование беспрекословного выполнения не только сложно (ведь ребенок еще не научился подчиняться необходимости), но и опасно, так как формирующаяся воля ребенка может сломаться на всю жизнь. Тем не менее переходить от «хочу» к «надо» необходимо. Предлагаем вариант игры, где «хочу» и «надо» соединяются: пусть ребенок побудет «убиральной машиной». «Включите» его и сами периодически проверяйте, хорошо ли «убиральная машина» работает. Иногда ее приходится «чинить». Дети могут в роли машины совершать настоящие чудеса. Эта игра хороша для тех, у кого еще не сформирована собранность или произвольность.

Упражнение «Учимся чувствовать время»

Очень важно приучать ребенка чувствовать время. Категорию времени ребенок осваивает долго. Пожалуй, о сформированности временных представлений можно говорить только к 10 годам. Тем не менее, проблемой временных представлений заниматься надо. Ощущение времени тесно связано с умением планировать свою деятельность, контролировать результаты. Следовательно, оно связано с произвольностью. Время — это цепь событий, выражение их последовательности. Формирование ощущения времени развивает «последовательные» виды деятельности: чтение, письмо. Дошкольник видит мир как бы вне времени, целиком. Для него несущественно, где начало и где конец. При освоении чтения или письма ребенок может, как при рисовании, начать читать или писать в обратном порядке, а может и в прямом. Для него этот порядок пока не важен. Только с освоением элементов времени усваивается строгий порядок чтения и письма. Поэтому, развивая способность ребенка чувствовать время, вы развиваете его лево-правую ориентировку, а также способность следовать поставленной цели. Кроме того, освоение категории времени связано с формированием абстрактных моделей реальности: обратите внимание на то, что у взрослых за понятиями «минута» или «час» стоит некая обобщенная картинка, неподвижная или движущаяся. Формировать у ребенка чувство времени можно на любых занятиях (представление о временах года, месяцах, сутках). Скажите, например, что играть в компьютерные игры он может ровно полчаса: это половина круга, который пройдет большая минутная стрелка. Пусть ребенок сам скажет вам, прошли полчаса или нет. Проверьте его. При выполнении домашнего задания (чтение) объявите ребенку, что читать надо 15 (20) мин. Покажите ему на часах, как изменит свое положение стрелка. Во время игр на улице, когда уже пора домой, скажите ему, что он должен идти домой через 5 минут — это ровно столько, сколько времени ему надо, чтобы обойти дом. Помните, чем большее пространство самостоятельно освоил ребенок, тем легче ему представить длительный временной промежуток.

Упражнение «Зеркало-1»

Если ребенок «зеркалит», вспомните, что подобное можно вылечить подобным. Продиктуйте ему буквы, цифры и числа, которые он обычно изображает неправильно. А потом приставьте зеркало. Пусть ребенок сравнит зеркальное изображение с тем, что написано на листе. Пусть напишет буквы и цифры так, как они видны в зеркале.

Задание «Разложи картинки»

Полезно разложить по порядку картинки, связанные одним сюжетом, и придумать о них связный рассказ. Такие картинки часто встречаются в детских журналах. Можно взять старые «Веселые картинки» и вырезать оттуда сюжетные иллюстрации, перепутав порядок событий.

Рисование историй (последовательность событий) Нужно придумать и нарисовать сказку или последовательные картинки к существующим сказкам: что было вначале, что стало в конце.

Упражнение «Зеркало-2»

Попросите ребенка повторить вашу позу в зеркальном отображении.

Игры с фишками

Они дают представление о натуральном ряде чисел, развивают внимание, зрительное восприятие, умение работать вместе.

Игра «Почта»

Разделите лист бумаги на четыре квадрата. Попросите ребенка нарисовать простую картинку (треугольник, кружок, цветок, рыбку) по словесной инструкции. Например: «Нарисуй красный кружок в левом верхнем углу нижнего правого квадрата». Начинать лучше с простых «адресов», заканчивать сложными. Если ребенок затрудняется, можно начать игру с целого листа бумаги: «Нарисуй рыбку в верхнем левом углу».

Упражнение «Отыскивание букв по Азбуке»

Участвовать могут несколько детей, тогда Азбука должна быть большая и висеть на стене. Спрашивайте аналогично предыдущему заданию: «Какая буква находится на две буквы вниз и одну букву направо от буквы М?»

Игра «Левее-правее»

Вариант игры «Горячо — холодно». Наряду со словами «горячо — холодно» говорим «левее — правее», пока ребенок ищет спрятанный сюрприз.

Игра «Отгадай число»

Взрослый задумывает число (в пределах десятка или сотни, в зависимости от подготовки ребенка), а ребенок пытается его отгадать за наименьшее количество ходов. Тот, кто загадал число, может отвечать только «больше» или «меньше». Потом партнеры меняются. Когда число загадывает взрослый, он может объяснить ход своих рассуждений и даже нарисовать картинку числового ряда (можно взять портновский сантиметр). Например: «Я называю число 5, так как оно находится посередине числового ряда от 1 до 10. Затем следующий отрезок делю пополам, и так далее, пока не отгадаю».

Игровое задание «Поиск клада»

Нарисуйте приблизительный план комнаты (с мебелью) или всей квартиры. На нем обозначьте место, где вы спрятали для ребенка сюрприз. Пусть ребенок отыщет его по плану. В случае затруднения можно комментировать поисковую активность словами «горячо — холодно», а также «левее — правее», «выше — ниже».

Упражнение «Придумай и отгадай загадку»

Вы с ребенком по очереди отгадываете придуманные загадки, например: «Белое, холодное, пушистое?» (Снег.) Загадки могут быть про вещи и предметы, расположенные рядом с играющими, в поле их зрения.

Игра «Следопыты»

Предложите ребенку найти все круглое, все квадратное, деревянное.

Похвалите за усилия. В такие игры лучше играть совместно с другими детьми: сестрами, братьями, детьми-соседями. Эти игры уместны на прогулке, по дороге в магазин, в утомительной очереди, в транспорте, дома и на даче.

Консультация-практикум

Упражнения на развитие тонкой моторики рук

Для большего эффекта желательно придерживаться следующих психолого-педагогических условий:

—  использовать прописи-чистовики для ребенка, имеющего трудности с тонкой моторикой;

—  оценивать усилия, а не соответствие общему стандарту, хвалить даже за небольшие успехи; не торопиться переходить к написанию слов и фраз, можно сосредоточиться на письме отдельных букв;

—  ни в коем случае не заставлять ребенка переписывать набело (будет получаться все хуже и хуже);

—  соблюдать принцип постепенности и умеренности нагрузки, опираться на игру, чередовать нагрузки с релаксационными упражнениями;

—  упражнения должны доставлять ребенку удовольствие, не

превышать 10—15 мин.

♦ Постановка руки.

Многие дети, имеющие трудности с письмом, неправильно держат карандаш или ручку. Можно воспользоваться известным способом метки: поставить кружки на точки соприкосновения руки ребенка с ручкой. У вас получится три метки: одна — на ручке, другая — на подушечке указательного пальца, третья — на боковой поверхности среднего пальца, куда ложится

ручка.

♦ Штриховка.

Упражнения выполняются по принципу возрастающей трудности. Ребенку предлагают обвести карандашом небольшое лекало или другую несложную плоскую форму. Затем ребенок заштриховывает полученный контур (по вертикали, горизонтали, наискось). Перед началом работы педагог должен показать детям образец штриховки.

♦ Раскраска.

 Ребенок раскрашивает рисунок карандашами, стараясь работать как можно аккуратнее. Взрослый поощряет даже малейшие успехи ребенка, при этом можно поиграть «в школу», распределив между собой роли.

♦ Копирование контура булавкой.

Ребенку предлагается скопировать несложный рисунок или геометрическую фигуру, обкалывая контур булавкой. При этом под образец кладется чистый лист бумаги, на который будет переноситься рисунок, а также небольшая подушечка из поролона. Полученный рисунок можно потом

раскрасить.

♦ Завязывание, развязывание узелков и бантиков, заплетание, расплетание. Это может быть работа с бельевой веревкой, со шнурками. Девочки могут заплетать косы своим куклам. Можно соревноваться на скорость. По мере освоения упражнения дают все более

тонкую веревку.

♦ Вырезание ножницами по контуру.

 Например, фигуру бумажной куклы, машины.

♦ Изготовление мелких поделок из бумаги. 

Для этого вида работы потребуются соответствующая книга из детской библиотеки, ножницы, клей, ватман.

♦ Работа с мелким конструктором, мозаикой.

Важна также работа по образцу.

Консультация-практикум

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковую гимнастику желательно проводить каждый день, обязательно до и после выполнения упражнений по штриховке и письму. Количество повторений каждого упражнения можно уменьшить или увеличить в зависимости от желания ребенка.

♦ Упражнение «Приветствие футболистов».

Дотронуться до каждого пальца-футболиста и поздороваться: «Здравствуйте! Здравствуйте!» Ребенок последовательно, в нарастающем темпе, соединяет большой палец руки с указательным, средним, безымянным, мизинцем и обратно. Повторить 5 раз.

♦ Упражнение «Волны». 

Ребенок пытается сделать «волны» кистями рук (как умирающий лебедь). Повторить обеими руками 2— 3 раза.

♦ Упражнение «Крестики-нолики». 

Ребенок поочередно делает «крестики» из указательного и среднего, безымянного пальца и мизинца.

♦ Упражнение «Колокольчики».

Ребенок в течение 30—60 с потряхивает кистями рук.

♦ Упражнение «Змейка».

 Ребенок пытается дотронуться кончиками указательного, среднего и остальных пальцев в отдельности то до основания этого же пальца, то как можно дальше до ладони. Повторить обеими руками 3—4 раза.

♦ Упражнение «Музыка».

Ребенок совершает волнообразные движения (вверх-вниз) всеми пальцами руки так, как будто играет на фортепиано. Повторить упражнение обеими руками 3—4 раза.

♦ Упражнение «Ножницы». 

Ребенок пытается соединить пальчики парами и развести пары как можно дальше. Повторить 5 раз. Затем ребенок пытается отвести указательный палец от остальных, крепко сжатых. Повторить 5 раз.

♦ Упражнение «Круги».

 Ребенок пытается рисовать «круги» в воздухе каждым пальцем обеих рук. Повторить 5 раз.

♦ Массаж пальцев. 

Ребенок сам или с помощью взрослого делает массаж каждого пальца левой и правой руки, начиная с кончиков, поглаживающими, растирающими и круговыми движениями. Повторяют массаж обеих рук в течение 1—2 мин, заканчивают поглаживающими движениями. Массаж проводится в начале, середине (при возникновении усталости) и в конце работы. Массаж ведущей руки делается чаще.

После проведения пальчиковой гимнастики можно поиграть с ребенком в игру «Театр теней», научив изображать из пальцев персонажей теневого театра (собаку, утку, лань). Для игры удобно использовать фильмоскоп без пленки.

Любящему родителю на заметку

«Когда вы выбираете наказание, успейте взвесить его вред и пользу для ребенка»

1.  Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным. Наказать — это, скорее, лишить ребенка хорошего, чем делать ему плохое.

2.  Если есть сомнение, наказывать или нет, не наказывайте, даже если уже поняли про себя, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»!

3.  За один раз — одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание — только одно, за все сразу, а не поодиночке за каждый проступок. «Салат» из наказаний — блюдо не для детской души.

4.  Срок давности: лучше не наказывать, чем наказывать запоздало, например за проступки, обнаруженные   спустя неделю, месяц, а то и год, — это чревато риском задержки душевного развития.

5.   Наказан — прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!

6.  Без унижения.  Что бы ни было, какой бы ни была вина ребенка, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение его чувства собственного достоинства. Если ребенок считает, что с ним обошлись несправедливо, наказание воздействует на него только со знаком «минус», оно больно ранит его чувство самоценности!

7.  Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, не гнева, а нашего огорчения...

8.  Роли «карающего» и «милующего» не должны жестко закрепляться за членами семьи, так как это может приводить к тому, что «милующий» начинает самоутверждаться за счет «карающего», что вносит смятение в восприятие ребенком семейной иерархии.

9.  Наказание — не за счет лишения любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка необходимой заботы и похвалы. Наказание должно посеять не сомнение в родительской любви, а, наоборот, усилить переживания ребенка, его любовь к родителям и ощущение того, как сильно его любят. Напротив, при дефиците любви наказанием становится сама жизнь, и тогда наказание ищется как последний шанс на любовь.

Уважаемый родитель!

Вашему ребенку скоро исполнится шесть лет. Окончится дошкольное детство и начнется новый важный этап жизни со строгим планомерным обучением, с пятибальной оценкой успехов и достижений ребенка, с «рабочей» неделей в пять или шесть дней.

Первого сентября ваш ребенок придет к порогу своей первой школы, станет рядом со своими сверстниками и вместе с ними войдет в класс, вслед за своей первой учительницей. Его экзамены впереди! Наши же, родительские — мы сдаем на протяжении всей жизни! Не правда ли?

Предлагаем вам в преддверии школьной жизни детей поразмышлять над некоторыми вопросами и ответить  на них письменно.

1.  Что лично для вас означает выражение: «уметь учиться в школе» (нужное подчеркните, при необходимости дополните): «Получать хорошие оценки», «Слушаться учителя и не шалить», «Знать и выполнять все правила школьной жизни».

2.  Считаете ли вы, что определенную подготовку к школе ребенок получает в своей семье? (Да, нет, трудно сказать). Если да, в чем она проявляется?

3.  Какую позицию вы готовы занять в связи с тем, что школьная жизнь потребует от ребенка умения справляться с новыми для него обязанностями (нужное подчеркните, дополните при необходимости): усилите требовательность к ребенку и контроль; возьмете на себя основную нагрузку заботиться о новых обязанностях ребенка, как-то еще будете проявлять свою активность (дополните).

4.  Есть ли у вашего ребенка желание учиться вообще и в школе в том числе? (Да, нет, трудно сказать.) На основании чего вы так считаете?

5.  Попадалась ли вам в руки книга (статья) по подготовке ребенка к школе, вызвавшая ваш интерес? (Да, нет, не помню.)

Анкета

Мое мнение о школьной жизни ребенка

Родители, обеспокоенные подготовкой к школе, ожидают успехов и достижений в ущерб эмоциональному самочувствию ребенка.

Родители редко одобряют и поддерживают ребенка, не обращают внимания на внутренние переживания им своего нового статуса. Все это, индикаторы эмоционального неблагополучия ребенка, поступающего в школу, это задерживает школьную адаптацию.

В чем родители дошкольников отвечают за готовность ребенка к школьной жизни? С какими чувствами ожидают встречу со школой?

1.  Что лично для Вас означает выражение: «Уметь учиться в школе»? (Нужное подчеркните, при необходимости дополните.) «Получать хорошие оценки», «слушаться учителя и не шалить», «знать и выполнять все правила школьной жизни»._______________

2. Считаете ли Вы, что определенную подготовку к школе ребенок получает в семье? (Да, нет, трудно сказать.) Если да, то в чем она проявляется?___________________________________________

3. Когда ребенок пойдет в школу, Вы (нужное подчеркните, дополните при необходимости): усилите требовательность и контроль; возьмете на себя основную заботу о новых обязанностях ребенка, как-то иначе проявите свое участие.____________________

4.  Есть ли у Вашего ребенка желание узнавать новое и учиться в школе? (Да, нет, трудно сказать.) Почему Вы так считаете?_______

5.  Попадалась ли Вам книга (статья) по подготовке ребенка к школе, вызвавшая у Вас интерес? (Да, нет, не помню.)____________

Экспресс-опрос

В чем причина трудностей первоклассника?

Цель: изучить мнение родителей о причинах затрудненной адаптации детей к школе.

Предложите родителям выбрать один фактор, с которым они склонны связывать трудности адаптации к школьному обучению:

а)  со слабым здоровьем;

б)  эмоциональной незрелостью, неумением «укрощать» чувства;

в)  неподготовленностью ума;

г)   социальной незрелостью, отсутствием произвольного поведения.

Обработка данных

Подсчитывается количество выборов того или иного варианта ответа. Данные переводятся в проценты от общего числа опрошенных, делается предположение о том, выбор какого фактора преобладает.

Каков социальный опыт моего ребенка?

Опрос

Уважаемые родители!

Вам предлагаются суждения о навыках социальной компетентности ребенка старшего дошкольного возраста. Те из них, которыми, по-вашему, овладел ребенок, просим обвести кружком.

1. Умеет общаться с разными детьми (младше, старше себя, ровесниками, мальчиками, девочками).

2.  Умеет попросить о помощи и оказать ее другому.

3. Уважает желания других людей, проявляет внимание, заботу.

4.  Может сдерживать себя, сообщить о своем эмоциональном самочувствии, потребностях в приемлемой форме.

5.  Понимает характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, способен выбрать линию поведения соответственно ситуации.

6. Способен выбирать между «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен».

7.  Способен достаточно адекватно оценить результаты своей деятельности.

8.  Проявляет разумную осторожность в новой обстановке, при встречах с незнакомыми людьми.

9.  В общении с людьми проявляет чувство собственного достоинства, может отстаивать свою позицию приемлемыми способами.

10. Понимает необходимость быть опрятным и соблюдает порядок дома.

Опрос об эмоциональной стороне отношений с ребенком

Уважаемые родители!

Оцените, используя 5-балльную шкалу, справедливы ли для вас следующие утверждения о воспитании ребенка.

5 — Абсолютно верно.

4 — Скорее всего, это так.

3 — В некоторых случаях верно.

2 — Не совсем верно.

1 — Абсолютно неверно.

1. Я сразу замечаю, когда мой ребенок расстроен.

2. Я не могу понять, по какой причине ребенок обижается.

3.  Когда моему ребенку больно, мне кажется я тоже чувствую боль.

4.  Мне часто бывает стыдно за моего ребенка.

5. Что бы ни сделал мой ребенок, я буду любить его.

6.  Воспитание ребенка — сложная проблема для меня.

7. Я редко повышаю голос.

8.  Если часто обнимать и целовать ребенка, можно заласкать и испортить характер.

9. Я часто даю понять моему ребенку, что верю в его силы.

10.  Плохое настроение моего ребенка не может быть оправданием непослушания.

11. Я легко могу успокоить моего ребенка.

12. Чувства моего ребенка для меня загадка.

13.  Я понимаю, что мой ребенок может грубить, чтобы скрыть обиду.

14.  Часто я не могу разделить радость моего ребенка.

15.  Когда я смотрю на своего ребенка, то испытываю любовь и нежность, даже если он «плохо ведет себя».

16.  Я многое хотел(а) бы изменить в своем ребенке.

17.  Мне нравится быть матерью (отцом).

18.  Мой ребенок редко спокойно реагирует на мои требования.

19. Я часто глажу моего ребенка по голове.

20. Если у ребенка что-то не получается, он должен справиться с этим самостоятельно.

21. Я жду, пока ребенок успокоится, чтобы объяснить, что он не прав.

22. Если мой ребенок разбаловался, я уже не могу его остановить.

23.  Я чувствую отношение моего ребенка к другим людям.

24. Часто я не могу понять, почему плачет мой ребенок.

25.  Мое настроение часто зависит от настроения моего ребенка.

26. Мой ребенок часто делает вещи, которые сильно мне досаждают.

27. Ничто не мешает мне любить своего ребенка.

28. Я чувствую, что задача воспитания слишком сложна для меня.

29. Мы с моим ребенком приятно проводим время.

30. Я испытываю раздражение, когда ребенок «липнет» ко мне.

31. Я часто говорю ребенку, что высоко ценю его старание и достижения.

32. Даже когда ребенок устал, он должен довести начатое дело до конца.

33.  У меня получается настроить ребенка на серьезные занятия.

34.  Часто мой ребенок кажется мне равнодушным, и я не могу понять, что он чувствует.

35. Я всегда понимаю, почему мой ребенок расстроен.

36. Когда у меня хорошее настроение, капризы ребенка не могут испортить его.

37. Я чувствую, что мой ребенок любит меня.

38.  Меня удручает, что мой ребенок растет совсем не таким, каким мне хотелось бы.

39.  Я верю, что могу справиться с большинством проблемных ситуаций в воспитании моего ребенка.

40.  Часто у нас с ребенком возникает взаимное недовольство.

41.  Мне часто хочется взять ребенка на руки.

42. Я не поощряю мелкие успехи ребенка. Это может избаловать.

43.  Бесполезно требовать что-то от ребенка, когда он устал.

44.  Я не в силах изменить плохое настроение ребенка.

45.  Мне достаточно только посмотреть на ребенка, чтобы почувствовать его настроение.

46. Часто радость ребенка кажется мне беспричинной.

47. Я легко заражаюсь весельем ребенка.

48. Я очень устаю от общения со своим ребенком.

49. Я многое прощаю своему ребенку.

50. Я нахожу, что хуже забочусь о ребенке, чем ожидала.

51. У меня спокойные, теплые отношения с моим ребенком.

52. Я редко сажаю ребенка к себе на колени.

53. Я часто хвалю своего ребенка.

54. Я никогда не нарушаю распорядок дня ребенка.

55.  Когда мой ребенок устал, я могу переключить его на более

спокойное занятие.

56.  Мне тяжело понять желания моего ребенка.

57. Я легко могу догадаться, что беспокоит моего ребенка.

58.  Иногда я не понимаю, как ребенок может расстраиваться по

таким пустякам.

59. Я получаю удовольствие от общения с ребенком.

60. Не всегда легко принять моего ребенка таким, какой он есть.

61.  Мне удается научить ребенка, что и как делать.

62.  Наши занятия с ребенком часто заканчиваются ссорой.

63.  Мой ребенок любит ко мне прижиматься.

64. Я часто бываю строгой со своим ребенком.

65. Лучше отказаться от посещения гостей, когда ребенок «не в

духе».

66.  Когда ребенок расстроен и ему трудно успокоиться, мне бывает трудно помочь ему.

Игровое общение с ребенком

Опрос

Уважаемые родители!

Выразите, пожалуйста, мнение по поводу следующих суждений. Если суждение совпадает с вашим мнением, обведите соответствующий номер кружком, если нет — зачеркните, в случае сомнения — поставьте рядом с номером вопросительный знак.

1. Я внимательно отношусь к потребности моего ребенка в игре.

2. Дома у ребенка выделено специальное место, где он может свободно играть с игрушками.

3. Я не ругаю ребенка за беспорядок и хаос в его комнате, если это связано с незаконченной игрой.

4. Я, как правило, не говорю ребенку, чтобы он немедленно прекратил играть и выполнял мое распоряжение.

5.  Я поддерживаю ребенка в придумывании историй и фантазировании.

6. Я практически ежедневно нахожу время, чтобы хоть немного

поиграть с ребенком.

7. Я помогаю ребенку в придумывании новых сюжетов, играю с

ним в уже знакомые игры.

8. Я никогда не наказываю ребенка отказом в игре, общении.

9. Я хвалю ребенка за умение интересно и увлеченно играть.

10. Я позволяю ребенку играть с разными предметами и ненужным хламом (пустые пузырьки, баночки, упаковки от продуктов, куски ткани).

11.  Я предпочитаю, чтобы основную часть свободного времени

дома ребенок играл.

12. Я никогда не говорю играющему ребенку фразы, типа: «Хватит бездельничать, пора заняться делом».

Любящему родителю на заметку

«Безобидные стереотипы» родительского поведения.

Часто школьные учителя, психологи обеспокоены трудностями адаптации ребенка к школе. Это может выражаться в школьных страхах, неврозах у ребенка. К школьным неврозам могут приводить, на первый взгляд, безобидные стереотипы родительского поведения. Задумайтесь над фразами, которые довольно часто употребляют в семьях школьников, поразмышляйте над тем, каким может быть внушающий эффект этих фраз для будущего первоклассника, какие чувства и переживания возникают у ребенка? (чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу.)

— Вот пойдешь в школу, там тебе...

—  Ты, наверное, будешь двоечником?

— Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!

Родительские притязания и завышенные требования основаны не на реальных возможностях сына или дочери, а на неких абстрактных представлениях об идеальном ребенке. Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в любви, а значит уверенности в себе.

— Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!

 Родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребенка. Иными словами, взрослый человек, испытывая страх перед унижением, делает ответственным за свою самооценку ребенка: «Только от тебя зависит, придется мне испытывать стыд или нет». Бремя двойной нагрузки «Веди себя в школе хорошо, чтобы мне не было плохо». Часто такой непосильный психологический груз приводит ребенка к неврозу.

—  Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя

тихо и спокойно?

Не искушайте ребенка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого обмана. У ребенка под постоянной тяжестью угрозы наказания за свою «плохость» могут возникать амбивалентные чувства к родителям, развиваться комплекс неполноценности.

Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?

Тест

Уважаемые родители!

Отметьте свои ответы. Если согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.

1.  Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других.

2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать детей.

3.  На мой взгляд, четыре урока — непомерная нагрузка для маленького ребенка.

4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.

5. Ребенок спокойно учится только в том случае, если его мать — учительница.

6.  Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, писать, считать.

7.  Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.

8.  Боюсь думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.

9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.

10.  Мой ребенок ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.

11.  Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.

12.  Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе!»

Консультация

Как помочь ребенку избавиться от страхов и обрести уверенность в себе

Беспокойство, тревога, страх — такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев. Некоторые страхи имеют временный характер, потому что обусловлены возрастом. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их проявления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это заслуживает специального внимания. Обычно это свидетельствует о каком-то неблагополучии, нервной ослабленности детей, неправильном поведении родителей, незнании ими психических и возрастных особенностей ребенка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношениях в семье.

В общем виде страх условно делится на ситуативный и личностный: ситуативный — возникает в необычной, шокирующей обстановке; обусловленный личностно — предопределен характером человека. Ситуативный и личностно обусловленный страхи часто дополняют друг друга.

Страх также бывает реальный и воображаемый, острый и хронический. Наличие устойчивых страхов говорит о неспособности справиться со своими чувствами, контролировать их, когда пугаются, вместо того чтобы действовать, и не могут остановить «разгулявшиеся» чувства. При длительно действующем страхе, искажающем эмоционально-волевую сферу и мышление, отношение окружающих воспринимается все более неадекватным образом. Это уже мнительность. Психические изменения под влиянием страха приводят к развитию труднопереносимой социально-психологической изоляции.

Однако следует иметь в виду, что большинство детей проходят в своём психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Все эти страхи носят преходящий характер:

♦   от 1 до 3 лет — главным персонажем страшных сновидений чаще оказывается Волк;

♦    от 3 до 5 лет — возраст эмоционального наполнения «Я» ребенка. Часто встречается триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. После трех и особенно четырех лет к Волку и Бабе Яге присоединяются Кощей Бессмертный и Бармалей с общими у них чертами: черствостью, злом, коварством. Воплощая собой наказание, сказочные персонажи появляются в воображении детей, боящихся быть наказанными. Значительно меньше страхов у детей, имеющих возможность общения со сверстниками;

♦   от 5 до 7 лет — интенсивно развиваются абстрактное мышление, способность к обобщениям, осознание категории времени и пространства, поиск ответов на вопросы: откуда все взялось, зачем живут люди? Формируются опыт межличностных отношений, система ценностей, чувство родства, дома. Типичны для этого возраста страхи перед чертями как нарушителями социальных правил и устоев, а заодно и как представителями потустороннего мира. Этим страхам больше подвержены послушные дети. Ведущим страхом старшего дошкольного возраста является страх смерти.

Прежде чем начать помогать детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены (в литературе выделено 29 видов страха). Страхи, проявляющиеся в поведении ребенка, отражают далеко не полную картину его внутренних, часто неотделимых от опасений, страхов.

Наиболее адекватный путь — отношение к страхам без лишнего беспокойства и фиксации, чтения морали, осуждения и наказания. Нужно и самим родителям самокритично задать себе вопросы: какие страхи у нас самих были в детстве и чего мы боимся сейчас? Общие страхи должны устраняться общими усилиями, совместными мероприятиями, той же игрой, преодолевающей страх. Более действенным будет воздействие на причину страха, порождающие его условия и обстоятельства. Решиться помочь детям полностью избавиться от страха — это значит принять активное участие в их жизни. Но активность не означает постоянную возможность вмешиваться в личную жизнь детей. Главный фактор, препятствующий избавлению детей от страхов, — неблагополучное нервно-психическое состояние самих родителей и конфликты в семье. В этом случае необходима предварительная помощь всей семье в целом, только после этого имеет смысл проведение методик преодоления страхов детьми.

С помощью рисования удается устранить страхи, порожденные воображением ребенка, а также страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но произошедших достаточно давно и оставивших не очень выраженный к настоящему времени эмоциональный след в памяти ребенка. При использовании игры для преодоления страха психотерапевтический механизм заключается в перемене ролей, когда не боящийся в жизни взрослый и испытывающий страхи ребенок ведут себя противоположным образом.

 

Памятка

Все приобретения детства значительны, и богатство их содержания будет зависеть от нас, взрослых.

Самые чуткие, самые близкие ребенку люди — родители, бабушки, дедушки — помогут ему воплотить реальные явления в сказочные сюжеты, фантазии, домыслы, игру и всегда находятся рядом. Дети от природы наделены яркими способностями, надо лишь постараться как можно раньше создать максимально благоприятные условия для их развития.

Напоминаем вам, дорогие мамы и папы:

♦    при разговоре с ребенком слушайте его внимательно, не перебивайте;

♦   будьте терпеливы при объяснении игр и упражнений;

♦   объясняйте задания просто и понятно, при этом проявляйте свой интерес;

♦   развивайте любознательность и воображение, поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы;

♦   поменьше критикуйте и поправляйте ребенка, замечания делайте с юмором;

♦   искренне радуйтесь успехам детей, не скупитесь на награду. Похвала, поцелуй или рукопожатие — отличное поощрение!

Консультация

Тема «Что такое готовность к школе?»

Быть готовым к школе уже сегодня

не значит уметь читать, писать, считать.

Быть готовым к школе — значит

быть готовым всему этому научиться.

Л. Венгер

Как бы вы определили, что ждет школа от ребенка? Каких качеств? Черт? Ответить, как правило, трудно, потому что порой самим родителям неясно, к чему же готовить сына или дочь.

Школа проводит тестирование весной — летом, но уже осенью и зимой необходимо знать составляющие психологической готовности ребенка к школе и помочь ему.

Тесты на школьную готовность нередко состоят из диагностических процедур на счет, письмо, чтение. Тогда как обучение в школе требует умения:

♦   устанавливать причинно-следственные связи;

♦   сравнивать, анализировать, группировать;

♦   действовать произвольно;

♦   действовать по образцу;

♦    общаться со сверстниками;

♦    и желания быть школьником, «взрослым».

В дошкольном возрасте преобладает игровая деятельность. В школе осуществляется переход к учебной деятельности, которая на ближайшие 11 лет станет ведущей для детского развития. В переходный год (5—6 лет) в детском саду осуществляется постепенная, щадящая подготовка ребенка к школе, вплетающая в игровую деятельность элементы учебной, то есть опираясь на зону ближайшего развития (ЗБР). В ЗБР входят умения и способности ребенка выполнять что-то, но при помощи взрослого, под его руководством, — то, что полностью самостоятельно ребенок еще не может делать (например, долго удерживать внимание, выполнять неинтересную работу и т.п.). Эти способности тренируются на занятиях в детском саду.

Детям с задержками общего, речевого развития одних «детсадовских» занятий недостаточно, процесс формирования готовности занимает у них более длительное время. Поэтому особенно важна преемственность занятий дома.

Бытовые, повседневные ситуации богаты обучающим материалом, позволяющим сформировать, закрепить, обогатить различные составляющие психологической готовности ребенка к школе (перечислим их еще раз: навыки действия по образцу, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, развивать память, речь, строить отношения с окружающими взрослыми и сверстниками и др.). Повседневное общение становится неиссякаемым источником обучения, взаимного познания и радости детско-родительских отношений. И в этом ведущая роль принадлежит родителям.

Важной составляющей подготовки к школе может стать знакомство ребенка со школой: как она выглядит, как устроена, каков школьный распорядок, чем занимаются дети в школе; не менее интересными и познавательными могут стать воспоминания родителей о своем первом классе, домашние фотографии, сохранившиеся первые тетрадки и букварь и впечатления родителей, ориентирующие ребенка на школу, формирующие у него реальные представления о ней.

Важно правильно подобрать школу для ребенка. Посильная учебная нагрузка предупреждает школьную неуспеваемость и школьные неврозы.

Анкета

Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?

С помощью вопросника попробуйте оценить свои взаимоотношения с собственным ребенком.

1.   Все ли вам нравится в своем ребенке?

2.   Слушаете ли вы, что ребенок говорит?

3.   Смотрите ли на малыша, когда он говорит?

4.   Стараетесь ли создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит?

5.    Поправляете ли вы речь малыша?

6.   Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки?

7.   Хвалите ли вы малыша?

8.   Смеетесь ли вместе с ним?

9.   Отводите ли вы каждый день время для чтения ребенку?

10.    Часто ли обнимаете ребенка?

11.    Играете ли вместе?

12.    Есть ли у вашего ребенка собственные книги?

13.    Есть ли у вашего ребенка в доме место, которое отведено только ему?

14.    Знаете ли вы любимую сказку, книгу, фильм вашего малыша?

15.    Ходите ли вы в театры, музеи, зоопарк, цирк вместе с ребен-,    ком?

16.    Ограничиваете ли возможность ребенка смотреть телевизор, играть в компьютерные игры?

17.    Беседуете ли с ребенком о смысле увиденного спектакля, фильма, прочитанной книги?

18.    Стараетесь ли вы сказать все за ребенка на приеме у врача, в магазине, прежде чем он успеет открыть рот?

19.    Стараетесь ли ходить с ребенком на прогулки?

20.    Есть ли у вашего ребенка возможность играть в шумные, подвижные игры?

Ключ:

«Да, почти всегда» — 4 балла. «Иногда», «может быть» — 2 балла. «Нет, почти никогда» — 0 баллов.

Сложите полученные баллы. Если сумма:

от 80 до 60 баллов — вы достаточно хорошо знаете своего ребенка, у вас хорошие взаимоотношения, вместе вам хорошо и интересно;

от 60 до 30 баллов — очевидно, вы занятой человек, но, несмотря на это, вы все же умудряетесь выкроить время для своего малыша; посмотрите внимательно на те вопросы, где стоят ответы «иногда» и «нет, почти никогда», что это за ситуации? Не обратить ли внимание на эти стороны жизни?

меньше 30 баллов — стоит задуматься и уделять больше внимания ребенку. Это сделает и его и вас счастливее, а жизнь интереснее.

Памятка

Ребенок шести лет должен:

♦   различать предметы по признаку формы;

♦   обозначать словами местонахождение предмета по отношению к себе и другим предметам;

♦   сравнивать по длине, высоте, ширине до 10 предметов, раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке;

♦   применять различные цвета и оттенки для создания выразительного образа;

♦   изображать овощи, фрукты, игрушки по представлению и с натуры;

♦   создавать изображение фигуры человека и животного в движении;

♦   создавать выразительные образы по представлению и с натуры, используя способ вырезания, приемы симметричного вырезания из бумаги;

♦   строить и рисовать по теме и условиям, планируя этапы создания постройки. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ПО РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ НА ТЕМУ: «Подготовка детей подготовительной группы к школьному обучению»

Материаллы для работы с родителями по подготовки детей к школе. Рекомендации родителям, анкеты, памятки, консультации....

Проект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы, «История школьных принадлежностей».

Предлагаю Вам конспект проекта совместной  деятельности воспитателя с детьми для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы....

СПРАВКА ФРОНТАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ «Готовность детей подготовительной группы к школьному обучению»

СПРАВКАФРОНТАЛЬНОГО   КОНТРОЛЯ«Готовность детей подготовительной группык школьному обучению»В соответствии с годовым планом МДОУ детский сад № 1 «Улыбка» в период с...

Презентация опыта работы по направлению : психолого-педагогическая подготовка детей подготовительной группы к успешному обучению в школе

Содержание психологической подготовки ребёнка к успешному обучению в школе определяется системой требований, которые школа сегодня предъявляет ребёнку. Это:Необходимость ответственного отношения к шко...

Опыт работы по формированию связной речи детей подготовительной группы в ходе обучения рассказыванию.

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Но в последние годы наблюдается резкоеснижение уровня речевого развития дошкольников. Это связано в первую очередь с ухудшениемздоровья детей, наруш...

Анализ уровня готовности детей подготовительной группы к школьному обучению

Анализ уровня готовности детей подготовительной группы к школьному обучению...

Консультация для родителей "Психологическая готовность детей подготовительной группы к школьному обучению"

Психологическая готовность к школе ("школьная зрелость") - комплексный показатель развития у ребенка школьно-необходимых функций, который позволяет ему без ущерба для здоровья, нормального р...