Содействие развитию у ребенка самообслуживания и бытовых навыков.
материал
Как известно, формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста является процессом длительным и требующим от окружающих взрослых не только терпения, но и определенных знаний о физиологических и психологических особенностях детей 1-3 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Содействие развитию у ребенка самообслуживания и бытовых навыков.
Как известно, формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста является процессом длительным и требующим от окружающих взрослых не только терпения, но и определенных знаний о физиологических и психологических особенностях детей 1-3 лет. Слайда 2
Самообслуживание включает в себя освоение навыков: приема пищи, одевания и раздевания, гигиены тела и опрятности
Рассмотрим подробнее прием пищи. Этот навык начинает формироваться с 1.1 года с взятия пищи пальцами и помещения ее в рот и заканчивается примерно к 3 годам, когда ребенок самостоятельно пользуется вилкой и ложкой и помогает убирать посуду со стола.
К нам обратилась мама с мальчиком Димой, возраст 2 года.
Запрос мамы- чтобы ребенок не отворачивался от тарелки и ложки, не демонстрировал отказ от еды,отказ от еды, когда мама или бабушка его кормят. На первичном приеме специалисты выяснили, что навык приема пищи у него сформирован ниже возрастной нормы, имеются трудности в этой рутин, а именно – Дима не сидит в детском стульчике для кормления,плачет. Как специалисты СРП мы в работе с Димой провели углубленную оценку рутины Прием пищи, выяснили трудности, возникающие у ребенка, эту рутину мы разделили на навыки и на более мелкие шаги, дали согласно этому рекомендации родителям.
Слайд 3
Углубленная оценка рутины Прием пищи
Имя, фамилия ребенка Дима, 2 года Дата проведения оценки
Шаги во время рутины | Навыки | Базовый | Специальный | Функция | Домен | Уровень сформированности навыка |
Дима сидит в высоком стульчике, бабушка сидит сбоку от Димы, тарелка с супом находится на столе рядом, Дима смотрит мультики 1. Дима сидит в высоком стульчике, бабушка сидит напротив, тарелка с супом стоит на столе перед Димой, у Дима есть своя ложка | Сидеть Ждать Понимать значение ситуации Понимать значение ложки Наблюдать за предметами перед собой Наблюдать за людьми рядом с собой | v v v v v | v | Д4 Д2 Д1 Д1 Д7 | 3 2 1-2 2-3 1-2 1 | |
Бабушка кормит Диму столовой ложкой, Дима отворачивается, плачет 2. Бабушка кормит Диму маленькой ложкой, предварительно произносит “Ам” для каждой ложки 3. Бабушка кормит Диму медленно, ожидая его сигнала о готовности к следующей ложки (Дима открывает рот) | Понимать инструкцию Выполнять инструкцию Слушать другого человека Понимать обращенную речь Делать выбор Умение отказываться социально-приемлемым способом Открывает рот навстречу ложке | v v v v v | v v | Д2 Д2 Д3 Д3 Д1 Д7 Д3 Д5 | 1 1 1-2 1-2 2-3 0 3 | |
Дима кашляет, руками отталкивает ложку, мотает головой 4. Дима внимательно смотрит в тарелку, следит за ложкой, рассматривает содержимое, открывает рот, когда хочет следующую ложку. | Сидеть за столом Смотреть Ждать Понимать обращенную речь Выполнять инструкцию Делать выбор Умение отказываться социально-приемлемым способом Открывает ротн австречу ложке | v v v v v v | v v | Д4 Д1 Д2 Д3 Д2 Д1 Д7 Д3 Д5 | 3 3 2 1-2 1 2-3 0 3 |
Слайд 7
Развитие навыков одевания и раздевания
Эти навыки также активно формируются с 1 года до 3 лет. Сначала с 1 года до 1.6 г ребенок осваивает их с помощью взрослого, затем от 1.6 до 3 лет эта помощь становится минимальной и ребенок сам одевается и раздевается.
Приемы по развитию навыка самообслуживания от 1 года до 3 лет:
прямой показ взрослого с пояснением
игровые приемы с использованием стихов, потешек, игр с куклой, мишкой и т.д.
использование алгоритма процесса одевания-раздевания, использование картинок в виде т.н. визуального расписания.
Слайд 12
Наибольшее количество вопросов и трудностей возникает у родителей именно с развитием навыков опрятности у ребенка, т.е. с приучением к горшку.
Чем раньше вы начнете процесс приучения к горшку, тем больших усилий это от вас потребует.
Приучение к горшку тем успешнее, безболезненнее и проще, чем выше уровень физиологического развития ребенка.
Озабоченный тем, что никак не удается приучить ребенка к горшку, родители пытаются активно влиять на процесс. Возможные воздействия непременно включают в себя элементы насилия — заставить сесть, не дать встать, наказать за лужу в коридоре. Следствие — истерики, антипатия ребенка к процессу в целом, к горшку и родственникам в частности.
Отсюда важное правило: если не получается — подождите. Закройте тему на 1-2 месяца, вернитесь к привычным для всей семьи подгузникам, не тревожьте понапрасну свою и детскую психику.
Слайд 15
Признаки психической и физиологической готовности:
установление более или менее стабильного режима дефекации;
- способность более 1,5-2 часов сохранять подгузники в сухом состоянии;
- знание частей тела и названий предметов одежды;
- знание или понимание слов "пописал" и "покакал";
- демонстрация отрицательных эмоций как следствие пребывания в грязных (мокрых) подгузниках;
- стремление (умение) самостоятельно раздеваться;
- стремление (умение) самостоятельно входить-выходить из туалета.
И, наконец, самый достоверный признак: способность любым способом — словом, кривлянием, конкретными звуками, жестами — передать родителям слово "хочу".
Начинаем приучение к горшку
- Готовность взрослых.
- Все члены семьи здоровы и жизнерадостны.
- Лучшее время — лето.
- Знакомимся с горшком.
- В случае успеха — очень-очень хвалим.
- Фиксируем внимание не только на самом горшке, но и на действиях.
- Включаем горшок в распорядок дня.
- С подгузником окончательно не расстаемся.
- Горшок – не игрушка.
Горшок или унитаз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/31/picture-775995-1459445275.jpg)
Обучение навыкам самообслуживания и бытовым навыкам детей с умеренной умственной отсталостью.
В статье автор даёт советы по формированию у детей навыков самообслуживания, приводит примеры из опыта работы....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/07/picture-735712-1454872233.jpg)
КАК РАЗВИВАТЬ БЫТОВЫЕ НАВЫКИ И САМООБСЛУЖИВАНИЕ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ
КАК РАЗВИВАТЬ БЫТОВЫЕ НАВЫКИ И САМООБСЛУЖИВАНИЕ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/15/picture-1021340-1521099580.jpg)
Список игр для развития бытовых навыков ребенка
Ниже предоставлен список игра для эффективного развития бытовых навыков ребенка...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/29/picture-910502-1490773102.jpg)
Формирование навыков самообслуживания и элементарных бытовых навыков у детей с расстройствами аутистического спектра
Формирование навыков самообслуживания и элементарных бытовых навыков у детей с аутизмом – одна из необходимых составляющих социальной адаптации. Овладение навыками самообслуживания является важн...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/06/picture-1158559-1675691566.jpg)
Развитие общей и мелкой моторики. Формирование навыков самообслуживания у детей с НОДА в условиях дома ребенка
Методические рекомендации по воспитанию детей с ДЦП (НОДА) адресованы воспитателям и медицинским сестрам дома ребенка.Цель: совершенствование физических возможностей и формирование жизненных компетенц...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/04/picture-1515261-1709554830.jpg)
Консультация для родителей: «Обучение навыкам самообслуживания и бытовым навыкам детей с РДА»
Особенности формирования бытовых навыков у детей с РАС...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/25/picture-964171-1508954649.jpg)
Рекомендации для родителей по формированию навыков самообслуживания и элементарных бытовых навыков при подготовке особого ребенка к обучению в школе
Цель – познакомить родителей со способами формированию навыков самообслуживания и элементарных бытовых навыков при подготовке особого ребенка к обучению в школе...