Круг детского чтения. Консультация для родителей и педагогов
консультация

Болдовская Татьяна Николаевна

Так что же это такое - круг детского чтения?  Это круг произведений, которые слушают, читают и воспринимают дети. Даже, когда эти произведения писались для взрослых, при определенной адаптации они приходили к детям, были поняты и приняты ими. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krug_detskogo_chteniya.docx_okonchatelnaya_redaktsiya.docx15.43 КБ

Предварительный просмотр:

Круг детского чтения

Консультация для родителей и педагогов

Материал подготовила методист ГБДОУ детский сад №6 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

     Вопросы о круге детского чтения были актуальны с тех пор, как литература стала явлением человеческой культуры. В России эта тема приобрела широкое общественное звучание еще в 18-м веке. Известно, что императрица Екатерина П сама писала детские нравоучительные сказки.  В 19 веке, наряду с развитием педагогической науки повысился интерес и к организации круга детского чтения, что отразилось  в трудах таких серьезных мыслителей, как Н.Чернышевский, В.Белинский, Н.Добролюбов, К. Ушинский, Л.Толстой. Конец 19 века и весь 20 век вошли в историю развития культуры как время бурного роста и обогащения русской литературы произведениями, созданными специально для детей. Если раньше разговор шел, в основном, о сказках и эпосе, то теперь возникла детская литература как отдельное направление. Александр Иванович Куприн  написал  рассказы для маленьких, Лев Николаевич Толстой сочинял специальные рассказы и сказки для детей,  Алексей Николаевич Толстой – сборник «Сорочьи сказки», Иван Алексеевич Бунин  опубликовал для детей сборник стихов «Под открытым небом». Для детей писали и писатели-модернисты: К. Бальмонт - «Фейные сказки», А. Блок -  сборник «Круглый год»; «Сказки» - стихотворения с мотивами русской мифологии, Николай Гумилёв -  поэма «Два сна; пьеса в стихах «Дерево превращений»;  Сергей Есенин - стихотворения, и сказка для детей.   В это же время появляются писатели и поэты, творившие только для детей. Всем известны имена литераторов, создавших  золотой фонд русской детской литературы: К.Чуковский, В.Маяковский, С.Маршак, А.Барто, С.Михалков, поэты группы ОБЭРИУ и другие.

       Так что же это такое - круг детского чтения?  Это круг произведений, которые слушают, читают и воспринимают дети. Даже, когда эти произведения писались для взрослых, при определенной адаптации они приходили к детям, были поняты и приняты ими.  Каждому году жизни  ребенка соответствуют определенные произведения: от  потешек  и  четырехстрочных пестушек   в раннем дошкольном возрасте,  до сказок, рассказов и повестей  в старшем дошкольном возрасте.

     Круг детского чтения зависит от возраста ребенка, от его предпочтений; от развития самой литературы; от подбора литературы для детского чтения. На него также влияют книги, находящиеся в семьях,  читательские предпочтения  родителей, время и среда, в которых живет ребенок. Круг детского чтения не может и не должен быть одинаковым для всех. Ведь ребенок, даже самый маленький, в состоянии выбрать книгу себе сам по привлекательной обложке, по иллюстрациям.

    Если родители, формируя круг чтения своего ребенка, исходят, в основном, из вкусовых предпочтений, то человеку, профессионально занимающемуся вопросами детского чтения необходимо обладать разносторонними знаниями в области русского фольклора и зарубежного творчества писателей  русской и иностранной детской литературы. Для формирования круга детского чтения необходимо иметь отличную педагогическую и психологическую подготовку. Педагогу самому важно отслеживать тенденции развития рынка детской литературы, детского книгоиздательства, самому много читать и верить в то, что художественное слово может воздействовать и влиять на человека.

     Образовательная программа, которая выполняется в дошкольном учреждении, содержит в себе определенный список рекомендуемой литературы для чтения детям, согласно возрастной категории в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования.

      Для ребенка, посещающего детское дошкольное учреждение, образовательная программа является обязательной частью его развития как читателя, семейное же, домашнее чтение – это вариативная часть, которая играет положительную роль в сохранении уникальности ребенка-слушателя, ребенка-читателя.

     В круге детского чтения существует ряд обязательных произведений, без которых дошкольное детство невозможно себе представить. Это произведения прошедшие проверку многими поколениями читателей, классические произведения:

- народные сказки,

- произведения К.Чуковского, С.Маршака, А.Барто, Н.Носова,

- сказки Ш.Перро, Х.Андерсена, А.Линдгренд и другие.

     В. Г. Белинский, утверждал, что детям свойственно особое восприятие услышанного текста.  Ведь «неправильная» книга может привести к искажению нравственных представлений, разрушит эстетические чувства, и понимание своего места в окружающем мире.

     Взрослые при чтении должны обращать внимание на возрастные особенности детей, на утомляемость, на концентрацию внимания и его переключение на другую деятельность. Нельзя забывать о том, что у детей недостаточно развит фонематический слух. Ребенок-дошкольник - это слушающий читатель. Живо и эмоционально слушает стихи, труднее прозу. Ему свойственна наивность. Порой, не дослушав окончания произведения, может изменить его, к примеру - плохой конец, на хороший или просто просит не читать дальше. Понравившаяся книга оказывает на ребенка сильное впечатление, и он использует сюжет в своих играх, живет ими, включает в свою реальную жизнь.

     Литература, как вид искусства помогает в воспитании грамотного слушателя и читателя, но следует помнить, что она будет лучше восприниматься в том случае, когда будет создана особая эмоциональная атмосфера, настрой ребенка на чтение книги. О психологических, педагогических, нравственных и других принципах организации круга детского чтения мы поговорим в следующих статьях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Круг детского чтения"

В наши дни особенно актуален вопрос, как приобщить детей к чтению. Чтобы воспитать читателя в ребенке,  сами родители должны проявлять  интерес к книге, чтению, знать, что ребенка интересует...

Консультация для родителей «Круг детского чтения»

Выбирайте книги соответственно возрасту и интересам ребенка. Детям младшего дошкольного возраста читайте потешки, короткие стихотворные сказки, сказки о животных. Детям старшего дошкольного возраста и...

Консультация для родителей средней группы: «Круг детского чтения"

В наши дни особенно актуален вопрос, как приобщить детей к чтению. Чтобы воспитать читателя в ребенке,  сами родители должны проявлять  интерес к книге, чтению, знать, что ребенка интересует...

"Как понимать детские рисунки" Консультация для родителей и педагогов

laquo;Как понимать и ценить детские рисунки" Почему дети предпочитают рисование другим занятиям? Как понимать и оценивать детские рисунки?Ответы на эти вопросы на первый взгляд кажутся затр...

Круг детского чтения: рекомендации для родителей по чтению художественной литературы детям с общим недоразвитием речи

Главная ная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой - воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умений слушать и понимать художественный текс...

статья для педагогов и родителей "Основные характеристики круга детского чтения современных дошкольников".

В статье представлен анализ исследований по проблеме формирования круга детского чтения....

Консультация для педагогов и родителей. Основные принципы и особенности организации круга детского чтения.

Детское чтение нуждается в поддержке. Воспитание у дошкольников интереса и потребности в чтении – одна из самых актуальных задач, решение которой позволит не только сформировать целостную картин...