Консультация для педагогов и родителей. Основные принципы и особенности организации круга детского чтения.
консультация
Детское чтение нуждается в поддержке. Воспитание у дошкольников интереса и потребности в чтении – одна из самых актуальных задач, решение которой позволит не только сформировать целостную картину мира, первичные ценностные представления, но и развить литературную речь, художественное восприятие и эстетический вкус.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_printsipy_i_osobennosti_organizatsii_kruga_detskogo_chteniya.docx_1.docx | 15.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов и родителей
Основные принципы и особенности организации круга детского чтения.
Материал подготовила методист ГБДОУ детский сад № 6 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Болдовская Т.Н.
В наши дни особенно актуален вопрос, что читать и как читать детям, и исходя из этого, формировать круг детского чтения. Существуют общие принципы, а также возрастные особенности, которым необходимо уделять особое внимание. К общим принципам относятся доступность, наглядность, занимательность, динамичность сюжета, воспитательная ценность произведения.
На основании психолого-педагогических исследований были выделены особенности восприятия литературы у детей разного дошкольного возраста.
В возрасте 3-4 лет (младшая группа) понимание литературного произведения тесно связано с непосредственным личным опытом ребенка. Сюжет воспринимается фрагментарно, устанавливаются наиболее простые связи, прежде всего последовательность событий. Центральная фигура для ребенка – герой, как он выглядит, его действия, поступки. Малыш еще не умеет разобраться в переживаниях и скрытых мотивах героя, поэтому воссоздать самостоятельно его образ в воображении младший дошкольник не может, поэтому ему нужны иллюстрации, предлагающие готовый образ, с которым можно взаимодействовать. Такое взаимодействие часто носит активный характер – дети пытаются вмешаться в события, закрывают или переворачивают картинку, иногда даже «наказывают» изображение.
Дошкольники 4-5 лет (средняя группа) уже легко устанавливают простые, причинно-следственные связи в сюжете, включая простые мотивы героев. Скрытые же мотивы, связанные с внутренними переживаниями, им еще не понятны. Давая характеристику персонажу, ребенок, как правило, выделяет одну, наиболее яркую черту. Эмоциональное же отношение к героям определяется, прежде всего, оценкой их поступков, которая становится в этом возрасте более устойчивой и объективной.
В возрасте 5-6 лет (старшая группа) дошкольники в какой-то мере утрачивают внешне выраженную эмоциональность, у них начинает преобладать интерес к содержанию произведения. Им уже подвластно понимание событий, которых не было в их собственной жизни, что дает возможность включать в круг чтения познавательные произведения. И хотя дети по-прежнему воспринимают, главным образом, действия и поступки, они начинают видеть и понимать наиболее простые и ярко выраженные переживания героев: страх, горе, радость. Теперь дети не только взаимодействуют с героем, но и сопереживают ему, осознают более сложные мотивы поступков.
В 6-7 лет (подготовительная группа) дошкольник уже видит в поведении героя разнообразные, иногда противоречивые поступки, а в его переживаниях выделяет более сложные чувства (стыд, смущение, переживание за другого). Осознаются скрытые мотивы поступков. В связи с этим усложняется эмоциональное отношение к персонажам, оно уже не зависит от отдельного поступка, что предполагает способность рассматривать события с авторской точки зрения.
Таким образом, знание особенностей восприятия литературного произведения на разных этапах дошкольного возраста позволяет определить формы работы и отобрать средства ознакомления с литературой. Необходимым условием привития интереса к чтению является тематическое многообразие произведений. В них могут быть отражены: тема детской игры и игрушки; тема природы, животного мира; тема взаимоотношений детей и взрослых, взаимоотношений в детском коллективе, тема дружбы; тема семьи, долга перед родителями, родственниками; тема родственных отношений, интернациональная тема; тема детства, тема чести и долга; тема войны, историческая тема; человек и техногенный мир. Многообразие авторских имен и сезонный принцип в подборе литературы расширит возможности развития читательского кругозора ребенка.
При этом в отборе художественных текстов обязательно учитываются предпочтения педагогов и детей. Надо понимать, что ребенок – полноценный участник (субъект) образовательных отношений и игнорирование его индивидуальных склонностей и предпочтений недопустимо при формировании круга чтения.
Процесс воспитания читателя расширяет возможности сотрудничества дошкольного учреждения образования с семьей. Примером могут служить совместные детско-родительские проекты на основе художественных произведений, такие как создание книг-самоделок, выставок изобразительного творчества на основе иллюстраций к прочитанным книгам. В старшем дошкольном возрасте это могут быть викторины, тематические праздники и т.д.
Главное в этом процессе избежать заорганизованности, навязывания и пренебрежения к инициативе дошкольников. Все это позволит преодолеть такие негативные тенденции как заметное снижение интереса к чтению; резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей из–за того, что телевидение, видео- и аудиотехника, а также компьютер практически вытеснили книгу из жизни. С сожалением можно отметить, что подлинная детская художественная литература подменяется суррогатами массовой культуры. Взрослые, а, значит, и дети перестают читать, отчего страдает и грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности ребенка.
Детское чтение нуждается в поддержке. Воспитание у дошкольников интереса и потребности в чтении – одна из самых актуальных задач, решение которой позволит не только сформировать целостную картину мира, первичные ценностные представления, но и развить литературную речь, художественное восприятие и эстетический вкус. В следующей статье мы обсудим, как формировать круг чтения ребенка в семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов и родителей "Внутренний мир ребенка - О чем расскажет детский рисунок»
консультация для родителей и педагогов "О чем расскажет детский рисунок"...
Консультация для педагогов "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду"
В консультации раскрыты требования предъявляемые к речи педагога....
Консультация для педагогов: “ Речь воспитателя -основной источник речевого развития детей в детском саду.
Эта консультация для педагогов детского сада....
статья для педагогов и родителей "Основные характеристики круга детского чтения современных дошкольников".
В статье представлен анализ исследований по проблеме формирования круга детского чтения....
Консультация для педагогов дошкольного образования. Основной источник речевого развития детей в детском саду.
Важную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....
Консультация для педагогов и родителей. Возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста
Кратко описываются основные возрастные и писхологические особенности дошкольников....
Консультация для педагогов и родителей "Основные направления деятельности музыкального руководителя"
Основные направления деятельности музыкального руководителяВ деятельности музыкального руководителя ДОУ можно выделить три основных направления:1. Музыкальный руководитель отв...