Влечения у детей с расстройством аутистического спектра
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 17.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 17 « Ласточка»
Консультация для родителей
Тема «Влечения у детей с расстройством аутистического спектра»
Выполнил: учитель - дефектолог
Белова Татьяна Владимировна
г. Богородск
2024
Консультация для родителей
Тема « Влечения у детей с расстройством аутистического спектра»
У аутичных детей первых трех лет жизни наблюдается ряд особенностей в сфере влечений. К ним можно отнести стремление к положительным ощущениям (зрительным, слуховым, обонятельным, осязательным, проприоцептивным), получаемым при гиперкомпенсаторной аутостимуляции сенсорной сферы в условиях дефицита положительных эмоций, созданного некоммуникативностью.
В основе патологических влечений и проявляющихся в агрессивных реакциях у аутичного ребенка лежит острое, тревожное напряжение, разрешающееся гневом, направленным на все окружающее: предметы и близких людей.
В таком состоянии аутичный ребенок может кусаться, разбрасывать игрушки, толкаться, ударять, царапать близкого человека. Грубая агрессия может быть направлена и против матери. Это может быть связано с восприятием матери как источника запретов. Агрессия может быть вызвана страхом к близким людям, наказавших их, или перенесенными наказаниями. Любая реализация влечений имеет в основе аутостимуляцию, но она более актуальна для ауичного ребенка, лишенного положительных эмоций.
Некоторые проявления агрессии могут быть объяснены преобладанием чувства неприятного: сопротивление со стремлением ударить при прикосновении к нему. Агрессия может быть вызвана острым переживанием неудачи, особенно в контактах. В таких случаях может наблюдаться и самоагрессия: ребенок бьет, кусает, щиплет себя, и агрессия, направленная на других. Неумелые попытки вступить в игру с другим ребенком, толкнуть его, вырвать из рук игрушку.
Иногда как проявления патологических влечений рассматриваются действия аутичного ребенка, обусловленные стремлением привлечь к себе внимание доступным ему некоммуникативным способом
Ряд проявлений агрессии можно отнести к первичному расторможению влечений. Иногда это первичная агрессия к близким людям.
Спецефична для раннего синдрома аутизма патология влечений: стремление к раздавливанию насекомых, определенные виды агрессии - плевание в состоянии радости.
Агрессия представляет собой одну из наиболее частых проблем поведения, возникающих у ребенка с нарушениями эмоционального развития.
Причины агрессивных проявлений и формы их выражения могут быть разнообразными, это может быть как возбуждение ребенка, провоцируемое слишком сильными эмоциональными переживаниями (в том числе и положительными).Другая частая причина агрессии- протестная реакция, которая выполняет функцию защиты. Аутичный ребенок протестует против превышения доступного его уровню взаимодействия с окружающими и нарушения стереотипных условий его существования. В таких случаях очень важна профилактика возникновения частых агрессивных срывов. Нужно учитывать степень выносливости ребенка, соблюдать дозировку взаимоотношения с ним, не пытаться резко менять освоенный им стереотип этого взаимодействия. Агрессия проявляется и как влечение: стремление схватить за волосы, вдавиться подбородком в плечо взрослого. Справиться с влечением очень трудно..Попытки переключить ребенка бывают порой безуспешны. Запретить ему подобные действия путем окрика и наказания малоэффективны, приводят к усилению влечения, возникновению самоагрессии. Игнорировать такое поведение тоже нельзя. В таком случае нужно постараться крепко обнять малыша в ответ на его импульсивные действия, прижать его к себе.
Агрессивные проявления могут быть не только негативным проявлением, отражением дискомфорта, страха, чрезмерного возбуждения ребенка, но и показателем положительной динамики его аффективного развития, повышения психического тонуса
Например: Увеличение речевой и двигательной активности ребенка, зарождение самостоятельных попыток контакта с окружающими могут сопровождаться появлением или временным усилением агрессии.
Как симптом аутизм встречается при довольно многих психических расстройствах
( Консультация написана на основе методического пособия
О.С.Рудик « Коррекционная работа с аутичным ребенком»- Москва, Владос, 2021 г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дети с расстройствами аутистического спектра на музыкальных занятиях в дошкольном образовательном учреждении: организация взаимодействия
Дети с аутичными расстройствами на музыкальных занятиях....
Упражнения по развитию речи и сенсорных способностей у детей с расстройствами аутистического спектра
Этот материал окажется более доступным и полезным для дошкольников старшего возраста с различными нарушениями речи. Упражнения представленные в презентации развивают не только сенсорные и речевы...
Cоздание условий для воспитания и обучения детей с расстройствами аутистического спектра в группе для детей сЗПР.
Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...
Дети с расстройством аутистического спектра. Особенности развития и поведения детей с аутистическим проявлениями.
Материал будет полезен родителям, работникам дошкольных образовательных учреждений, всем, кто работает с дошкольниками, особенно если есть нарушения в поведении ребёнка, задержка по линиям развития, т...
Консультация для родителей детей с расстройством аутистического спектра «Игры для детей с РАС»
Всем известно, что у игры детей с аутизмом есть своя специфика. Если обычные дети дошкольного возраста могут играть самостоятельно, то ребенку с аутизмом обязательно нужен взрослый. Осо...
Проект программы для детей с расстройствами аутистического спектра для детей от 3-7 лет
разработали учителя – логопеды: Горохова И.В., Дуева Т.И., Зинченко Ю.А., Стародубцева Е.В., Яковлева И.К....
Дополнительная общеразвивающая программа «Развитие речи у детей с расстройствами аутистического спектра» Для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Программа предназначена для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра. Целью программы является исправление или ослабление имеющихся проявлений аутизма и вызванных им нарушений, стимуляц...