"Межполушарные связи"
методическая разработка (старшая группа)

Баландина Ольга Валерьевна

Конспект для занятия по развитию межполушарных связей. Комплекс игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhpolusharnye_svyazi.docx34.68 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ № 258

Разработала: Баландина О.В

Апрель, 2024год

Разработка дидактического пособия для занятия по развитию межполушарного взаимодействия у детей

Развитие межполушарных связей: полезные упражнения и весёлые игры для детей 5-7 лет

Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Отсутствие слаженности в работе полушарий мозга — частая причина трудностей в обучении детей дошкольного возраста, так как при наличии несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое из которых постигает внешний мир по-своему.

Движение пальцев рук исторически оказались тесно связанными с речевой функцией. Случайность ли, что тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции? Было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Если ребенок производит ритмические движения (разгибание и сгибание) пальцами правой руки, то в левом полушарии мозга у него возникает усиление согласованных электрических колебаний именно в лобной и височной зонах. Движение пальцев левой руки вызывало такую же активизацию и в правом полушарии.

И. П. Павлов высказывал мысль о том, что развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях дает человеку преимущество в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением. По-видимому, в играх следует равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих рук.

Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие, т. к. с анатомической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция руки. Под влиянием кинестетических импульсов от руки, а точнее от пальцев, включается механизм «единства мысли и движения». При регулярном выполнении специальных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга в единую систему.

Всем известно о пользе утренней гимнастики для организма человека, однако не только тело нуждается в упражнениях, но и мозг. Используя в работе с детьми специально подобранные задания, выполняя которые ребенок задействует правую руку, левую руку или выполняет задания одновременно двумя руками, мы создаем условия для улучшения взаимодействия в работе правого и левого полушарий, каждое из которых постигает внешний мир по-своему. Комплексы упражнений для развития межполушарного взаимодействия :

• Улучшат мыслительную деятельность ребенка,

• синхронизируют работу полушарий,

• способствуют улучшению запоминания,

• повышают устойчивость внимания,

• облегчают процесс овладения навыками письма.

Изготовление дидактического пособия для занятия на развитие межполушарного взаимодействия у детей. Данное пособие может использоваться в старших и подготовительных группах.

Набор дорожек в количестве 14 шт.

Приложение: Упражнения и игры.

Приложение: Упражнения и игры.

«Право — лево»

Важно научить ребёнка уверенно различать правую и левую стороны. Для совершенствования этого навыка как можно чаще включайте в ваш комплекс развивающих занятий с дошкольником задания такого плана:

вытяни перед собой [правую | левую] руку;

встань на [правую | левую] ногу;

ударь по мячу [правой | левой] ногой;

возьми конфету [правой | левой] рукой.

Когда подобные упражнения будут даваться легко, усложните задачу:

прикоснись [правой | левой] рукой к [левому | правому] [уху | глазу];

[правой | левой] рукой гладь себя по голове, а другой стучи по столу;

указательный палец [правой | левой] руки поставь на кончик своего носа, а большим и указательным пальцами другой руки возьмись за мочку уха с противоположной стороны;

встань на [правую | левую] ногу и подними [левую | правую] руку вверх.

Сначала вам придётся проделывать все упражнения вместе с ребёнком (впрочем, такие занятия полезны не только детям, но и взрослым). Но очень скоро малыш усвоит правила игры и будет сам с удовольствием выполнять все задания, ориентируясь на ваши словесные команды. Это сделает развитие межполушарных связей ещё более эффективным.

Пальчиковые кинезиологические упражнения

«Ударный ансамбль»

Поочерёдно стучать по столу кулаком, ребром ладони, распрямлённой ладошкой. Стучать сначала правой, потом левой рукой, потом двумя руками сразу, потом поочерёдно меняя руки в режиме:

кулак — левой;

ребро — правой;

ладонь — левой;

кулак — правой;

ребро — левой и т. д.

«Фонари зажглись»

Расслабленные руки положить на стол ладонью вниз.

«фонари горят»: развести прямые пальцы в стороны;

«фонари погасли»: сложить кулачки;

«фонарик включился»: пальцы на одной руке выпрямить;

«фонарик включился»: пальцы второй руки выпрямить.

Когда ребёнок поймёт правила, отдавайте команды:

оба фонарика горят;

левый фонарик погас;

оба фонарика погасли;

оба фонарика зажглись;

правый фонарик погас.

«Цепочка»

Соединить указательный палец левой руки с большим пальцем правой.

Над первым «звеном» образовать второе — соединить указательный палец правой руки с большим пальцем левой.

Разорвать нижнее «звено» и снова соединить его над верхним.

Продолжить составлять «цепочку», постепенно увеличивая темп.

«Колечко»

Образуйте «колечко», поочерёдно соединяя большой палец с указательным, средним, безымянным и мизинцем. Постепенно увеличивайте темп.

Выполните упражнение в прямом порядке сначала одной рукой, потом другой.

Выполните упражнение в обратном порядке (от мизинца к указательному) сначала одной рукой, потом другой.

Выполните упражнение двумя руками сначала в прямом порядке, потом в обратном.

Выполните упражнение правой рукой в прямом порядке, левой — в обратном, а затем наоборот: левой — в прямом, правой — в обратном.

«Карусели»

Соедините попарно подушечки пальцев противоположных рук: большой с большим, указательный с указательным и т. д.

Разведите большие пальцы и совершайте ими круговые движения сначала в одном направлении, потом в другом. Вновь соедините подушечки больших пальцев.

Проделайте аналогичные действия с каждой парой пальцев.

Игры для развития межполушарных связей

«Что ты видишь»

Задача ребёнка в течение нескольких минут в быстром темпе называть всё, что попадает в его поле зрения. Играть можно дома, на прогулке, в транспорте, в магазине — в общем, где угодно.

В процессе игры правое полушарие воспринимает образы, а левое подбирает к ним соответствующие названия. Чем больше слов будет названо, тем эффективнее работает мозг. Вы можете использовать таймер и вести подсчёт слов, занося результаты в специальную табличку. Так у малыша появится соревновательный момент с самим собой (или с другими детками, если проводить игру для детской компании).

«Назови букву»

Подготовьте карточки такого вида:

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2021/02/17/meghpolusharnyh-svyazey.docx_image1.jpgБуквы верхней строчки ребёнок должен произносить вслух. Желательно громко и чётко.

В нижней строчке за буквами скрываются команды, которые надо выполнять (ИП: стоя, руки вытянуты вдоль тела):

«Л» — левую руку поднять влево;

«П» — правую руку поднять вправо;

«В» — обе руки поднять вверх.

Чтобы справиться с заданием, ребёнку придётся одновременно считывать информацию с двух строк, произносить букву и при этом совершать движение руками. Сначала будет непросто. Хотя… Готовы проверить?

«Назови цвет»

Сразу предупреждаем! Эта игра подходит только для хорошо читающих детей. Малыши, которые знают цвета, но только учатся собирать буквы в слоги и слова, справятся с ней великолепно. А вот книгочею, который при виде последовательности букв сразу воспринимает скрывающийся за ней образ, будет непросто.

Итак, вам надо подготовить карточки такого вида:

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2021/02/17/meghpolusharnyh-svyazey.docx_image2.jpg

Обратите внимание: цвет текста не должен соответствовать тому, что написано. Задача игрока — называть цвет букв, а не читать слово.

Т. е. для первой карточки правильным ответом будет последовательность слов:

красный;

зелёный;

синий.

Подготовьте как можно больше таких разрезных карточек и быстро выкладывайте их перед ребёнком одну за другой.

Упражнения, в которых укрепляется связь между полушариями, станут вашим верным помощником в воспитании всесторонне развитой, гармоничной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Игры и упражнения для дошкольников на развитие межполушарных связей».

В наше время бурно развивается наука и техника, на нас и наших детей обрушивается огромное количество информации. В школах в свою очередь усложняются программы, которые требуют от учеников более сильн...

Что ещё можно успеть? Развитие межполушарных связей.

Развитие нервной системы и головного мозга начинается с момента зачатия, продолжается после рождения и заканчивается в возрасте 9–12 лет. Дошкольный и младший школьный возраст – наиболее благопр...

Методическая разработка "Игры и упражнения , направленные на развитие межполушарных связей у дошкольников"

Большое количество детей испытывает трудности в координации движений и речи; наблюдается моторная неловкость при выполненнии упражнений. Всвязи с этим , на мой  взгляд, необходимо подбирать и исп...

Консультация для педагогов «Межполушарные связи: что это? Развитие межполушарного взаимодействия»

В представленной консультации дается понятие "межполушарное взаимодействие", перечислены возможные причины нарушения межполушарного взаимодействия и последствия таких нарушений. Также предст...

Консультация для воспитателей «Межполушарные связи: что это? Развитие межполушарного взаимодействия»

laquo;Межполушарное взаимодействие – особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетически...