Программа ДО "Школа успеха" средняя группа
рабочая программа (средняя группа)
Актуальность
«…Как хорошо и важно так,
Когда в душе у каждого
Живет ребенок маленький –
Стихами говорит!
Глазёнки щурит весело,
Поёт тихонько песенки
И мыльные из трубочки
Пускает пузыри!...»
Васильченко А.
Высшие психические функции (ВПФ) – это сложные психические процессы, социальные по своему формированию, которые опосредствованы и за счет этого произвольны (Л.С. Выготский). к ним относят: внимание, память, мышление, восприятие, воображение и речь. Лев Семёнович Выготский писал: «Высшая психическая функция появляется на сцене дважды: один раз, как внешняя, интерпсихическая (т.е. функция, разделённая между ребёнком и взрослым), а второй – как внутренняя, интрапсихическая (т.е. функция, принадлежащая самому ребёнку)». Маленький ребёнок ещё не в состоянии самостоятельно длительно фокусировать внимание, чётко помнить и правильно произносить названия некоторых предметов, проводить их классификации, бороться с агрессией и аутоагрессией, правильно решать конфликтные ситуации, регулировать собственное поведение и т.д., поэтому роль взрослого в данный возрастной период – быть посредником между малышом и окружающем его миром. Так, взрослый выступает в качестве «модератора» основных психических функций ребёнка, напоминая ему названия явлений и предметов, концентрируя его внимание, развивая речь и мышление, способствуя снятию психо-эмоционального напряжения, установления социометрических связей и т.д. Затем. в процессе взросления, ребёнок постепенно наследует общественный опыт и становится способным самостоятельно его использовать в повседневной жизни. Таким образом, по Выготскому, процесс развития – это процесс перехода от социального к индивидуальному.
Примечательно, что процесс развития высших психических функций начинается задолго до прихода ребёнка в школу, ещё во младенческом возрасте. Маленькие дети учатся постоянно: в игре, на прогулке, во время наблюдений за родителями и за окружающим миром.
Тем не менее, существуют определённые фазы в развитии ребёнка, когда он особенно восприимчив к познанию, творчеству, развитию конкретных ВПФ. Такие периоды называются сензитивными (дословно «чувствительные»). Традиционно, к этим периодам относят процесс развития ребенка от 0 до 7 лет. В отечественной психологии и педагогике этот период считается наиболее благоприятным для усвоения дошкольником социального опыта и приобретения им новых знаний. На данном этапе закладывается фундамент не только поведенческой и эмоционально-волевой, но и познавательной сферы личности ребенка.
Именно поэтому, так важно, чтобы на данном этапе формирования всех психических индивидуальных особенностей личности дошкольника, рядом находился взрослый, способный контролировать этот процесс развития, помогать ребёнку проходить его с наибольшим положительным развивающим эффектом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shkola_uspeha_srednyaya.docx | 45.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Направленность и уровень программы
Направленность (профиль) программы – социально-гуманитарная.
Актуальность
«…Как хорошо и важно так,
Когда в душе у каждого
Живет ребенок маленький –
Стихами говорит!
Глазёнки щурит весело,
Поёт тихонько песенки
И мыльные из трубочки
Пускает пузыри!...»
Васильченко А.
Высшие психические функции (ВПФ) – это сложные психические процессы, социальные по своему формированию, которые опосредствованы и за счет этого произвольны (Л.С. Выготский). к ним относят: внимание, память, мышление, восприятие, воображение и речь. Лев Семёнович Выготский писал: «Высшая психическая функция появляется на сцене дважды: один раз, как внешняя, интерпсихическая (т.е. функция, разделённая между ребёнком и взрослым), а второй – как внутренняя, интрапсихическая (т.е. функция, принадлежащая самому ребёнку)». Маленький ребёнок ещё не в состоянии самостоятельно длительно фокусировать внимание, чётко помнить и правильно произносить названия некоторых предметов, проводить их классификации, бороться с агрессией и аутоагрессией, правильно решать конфликтные ситуации, регулировать собственное поведение и т.д., поэтому роль взрослого в данный возрастной период – быть посредником между малышом и окружающем его миром. Так, взрослый выступает в качестве «модератора» основных психических функций ребёнка, напоминая ему названия явлений и предметов, концентрируя его внимание, развивая речь и мышление, способствуя снятию психо-эмоционального напряжения, установления социометрических связей и т.д. Затем. в процессе взросления, ребёнок постепенно наследует общественный опыт и становится способным самостоятельно его использовать в повседневной жизни. Таким образом, по Выготскому, процесс развития – это процесс перехода от социального к индивидуальному.
Примечательно, что процесс развития высших психических функций начинается задолго до прихода ребёнка в школу, ещё во младенческом возрасте. Маленькие дети учатся постоянно: в игре, на прогулке, во время наблюдений за родителями и за окружающим миром.
Тем не менее, существуют определённые фазы в развитии ребёнка, когда он особенно восприимчив к познанию, творчеству, развитию конкретных ВПФ. Такие периоды называются сензитивными (дословно «чувствительные»). Традиционно, к этим периодам относят процесс развития ребенка от 0 до 7 лет. В отечественной психологии и педагогике этот период считается наиболее благоприятным для усвоения дошкольником социального опыта и приобретения им новых знаний. На данном этапе закладывается фундамент не только поведенческой и эмоционально-волевой, но и познавательной сферы личности ребенка.
Именно поэтому, так важно, чтобы на данном этапе формирования всех психических индивидуальных особенностей личности дошкольника, рядом находился взрослый, способный контролировать этот процесс развития, помогать ребёнку проходить его с наибольшим положительным развивающим эффектом.
Отличительные особенности программы
Программа кружка «Школа успеха» - один из путей совершенствования воспитательной работы в детском саду, усиление ее направленности на индивидуальные психологические особенности личности каждого ребёнка. Программа позволяет через дополнительное образование воздействовать на эмоциональную и интеллектуальную сферы психики ребенка дошкольного возраста, на его познавательную деятельность. Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свои возможности и внутренний мир, достигли максимально возможного уровня развития высших психических функций, эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков, так необходимых для перехода на следующую ступень образования.
Программа рассчитана на один год обучения детей среднего дошкольного возраста. Настоящая программа учитывает возрастные и психологические особенности детей среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет), построена на материале близком и знакомом детям, затрагивает актуальные проблемы современности.
Адресат программы
Программа расчитана на детей среднего дошкольного возраста (с 4 до 5лет). В этот период различные формы взаимодействия с окружающими начинают играть все более важную и определяющую роль в его психологическом и социальном развитии. В наиболее широком смысле, социальную ситуацию дошкольного возраста характеризуют растущая автономность ребенка от его семьи, растущая значимость в жизни ребенка его сверстников и детского коллектива в целом, усложнение форм общения и взаимодействия. Ребенок приобретает новый социальный опыт. Ведущей деятельностью для старшего дошкольного возраста, является игра. Соответственно, данный вид деятельности активно внедряется в программное содержание педагогической деятельности по психологическому воспитанию дошкольников.
Объем программы: 36 ч.
Формы организации образовательного процесса: очная, дистанционная (онлайн-технологии).
Виды занятий: сюжетно-ролевые игры, тренинги, онлайн-сервисы, упражнения и задания на развитие ВПФ.
Срок освоения программы: 2023-2024 учебный год.
Режим занятий: занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность занятия 20 минут.
Цель программы: создание условий для естественного психологического развития дошкольников.
Задачи психологического курса для детей 4-5 лет
1. Создавать условия для проявления познавательной активности.
2. Способствовать самопознанию ребенка.
3. Совершенствовать коммуникативные навыки.
4. Способствовать проявлениям эмоциональной восприимчивости, отзывчивости.
5. Продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через увеличение количества правил.
6. Создавать условия для дальнейшего развития памяти, восприятия, мышления, внимания, воображения.
7. Формировать умения подчинять свое поведение нравственным нормам.
Планируемые результаты:
1. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.
2. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.
3. Развитие волевой сферы - произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
4. Развитие личностной сферы - формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
5. Развитие интеллектуальной сферы - развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
6. Формирование познавательных интересов.
7. Развитие познавательных и психических процессов - восприятия, памяти, внимания, воображения.
Формы аттестации/контроля: итоговая работа по выявлению уровня освоения детьми содержания программы проводится в виде открытой формы ООД, посредством организации тренинга, «круглого стола» и т.п.
Оценочные материалы:
- Диагностика развития высших психических функций:
- методика Марковской «Нейропсихологическая диагностика нарушений ВПФ у детей»;
- методика Керн-Йерасека «Исследование вербального мышления»;
- пробы Озерецкого;
- пробы Хеда;
- тест Пьерона-Рузера.
2. Диагностика познавательных интересов:
- Методика «Вопрошайка» (Методика М. Б. Шумаковой.).
3. Диагностика коммуникативных навыков:
- «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» (Г.А.Урунтаева).
Учебный план
Месяц | Дата | Тема | Задачи | Материал, инструменты, оборудование | Используемая литература |
сентябрь | 5.09.2023 | Знакомство |
| Игрушка, мяч, бумажные лепестки цветов, заготовка поляны. | Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. . «Цветик - семицветик», программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет, стр.15 |
11.09.2023 | Давайте дружить |
| Игрушка, мяч, колокольчик, бланки с заданиями. | Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик - семицветик», программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет, стр.17 | |
18.09.2023 | Наша группа | Повышение групповой сплочённости, развитие внимания. | Игры «Я вижу», «Змейка», «Кто ищет, тот найдёт», «И мы тоже» | Гурин Ю.В., Монина Г.Б. «Игры для детей», стр. 159 | |
25.09.2023 | Правила поведения на занятиях |
| Карточки с изображением разных поведенческих ситуаций «Что хорошо, что плохо», бланки с заданиями, цветные карандаши. | Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик-семицветик», прграмма интеллектуаль ного, эмоциональног о и волевого развития детей 4-5 лет, стр.25 | |
Октябрь | 2.10.2023 | Волшебные слова |
| Мяч, игрушки, бланки с заданиями, карандаши. | Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик-семицветик», прграмма интеллектуаль ного, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет, стр.20 |
9.10.2023 | «Здравствуйте! До свидания!» Упрямый утёнок. |
| Бумага, цветные карандаши | Шорыгина Т.А. «Общительные сказки. Беседы с детьми о вежливости и культуре общения». -М.: ТЦ Сфера,2016, стр. 7 | |
16.10.2023 | С добрым утром. Вежливые бельчата |
| Бумага, цветные карандаши | Шорыгина Т.А. «Общительные сказки. Беседы с детьми о вежливости и культуре общения». -М.: ТЦ Сфера,2016, стр.12 | |
23.10.2023 | Радость и грусть |
| Бланк с заданиями, цветные и простые карандаши, пиктограммы эмоций. | Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик-семицветик», программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет, стр.30 | |
30.10.2023 | Гнев |
| Бланк с заданиями, цветные и простые карандаши, пиктограммы эмоций. | Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик-семицветик», программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет, стр.35 | |
Ноябрь | 6.11.2023 | Удивление |
| Бланк с заданиями, цветные и простые карандаши, пиктограммы эмоций. | Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик-семицветик», программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет, стр.39 |
13.11.2023 | Испуг |
| Бланк с заданиями, цветные и простые карандаши, пиктограммы эмоций. | Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик-семицветик», программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет, стр.42 | |
20.11.2023 | Боремся со страхами. Страх Страховсий. |
| Бумага, цветные карандаши. | Кончанская И.Б. «Полезные сказки. Беседы с детьми о хороших привычках».- М.: ТЦ Сфера, 2017, стр. 15 | |
27.11.2023 | Боремся со страхами. История о молнии, громе и дожде. |
| Бумага, цветные карандаши. | Кончанская И.Б. «Полезные сказки. Беседы с детьми о хороших привычках».- М.: ТЦ Сфера, 2017, стр. 19 | |
Декабрь | 4.12.2023 | Спокойствие |
| Бланк с заданиями, цветные и простые карандаши, пиктограммы эмоций. | Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик-семицветик», программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет, стр.46 |
11.12.2023 | Словарик эмоций |
| Бланк с заданиями, цветные и простые карандаши, пиктограммы эмоций. | Козлова И.А. «Цветик-семицветик», 4-5 лет, стр.49 | |
18.12.2023 | Как я выгляжу. Чучело. |
| Бумага, цветные карандаши | Шорыгина Т.А. «Общительные сказки. Беседы с детьми о вежливости и культуре общения». -М.: ТЦ Сфера,2016, стр. 23 | |
25.12.2023 | Общение с друзьями и сверстниками. Любят того, кто не обидит никого. |
| Бумага, цветные карандаши | Шорыгина Т.А. «Общительные сказки. Беседы с детьми о вежливости и культуре общения». -М.: ТЦ Сфера,2016, стр. 29 | |
Январь | 15.01.2024 | Где дружба прочна, там хорошо идут дела. Вредная ворона. |
| Бумага, цветные карандаши | Шорыгина Т.А. «Общительные сказки. Беседы с детьми о вежливости и культуре общения». -М.: ТЦ Сфера,2016, стр. 35 |
22.01.2024 | И чего сделаны наши мальчишки? |
| Бланк с заданиями, цветные и простые карандаши. | Козлова И.А. «Цветик-семицветик», 4-5 лет, стр.97 | |
29.01.2024 | Из чего же сделаны наши девчёнки? | 1. Развитие коммуникативных навыков. 2. Закрепление знаний об особенностях поведения девочек. 3. Способствовать формированию доброжелательного отношения к маме, бабушке, сестре, тете. | Бланк с заданиями, цветные и простые карандаши. | Козлова И.А. «Цветик-семицветик», 4-5 лет, стр.99 | |
Февраль | 5.02.2024 | Кто такой «Я»? |
| Карточки с изображением сказочных персонажей, карандащи, бумага | Козлова И.А. «Цветик-семицветик», 4-5 лет, стр.130 |
12.02.2024 | Игры на развитие мелкой моторики (подгруппа 1) |
| Игрушка, карандаши, бумага | Гурин Ю.В., Монина Г.Б. «Игры для детей», стр. 229 | |
19.02.2024 | Игры на развитие мелкой моторики (подгруппа 2) |
| Игрушка, карандаши, бумага | Гурин Ю.В., Монина Г.Б. «Игры для детей», стр. 229 | |
26.02.2024 | Игры, развивающие слуховое восприятие |
| Игрушки, жетоны, цветные кубики | Гришечкина Н.В. «150 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет», стр. 6 | |
Март | 4.03.2024 | Игры, развивающие цветовое восприятие |
| Карандаши, бумага, кубики одного цвета | Гришечкина Н.В. «150 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет», стр. 9 |
11.03.2024 | Игры, развивающие формы и качеств предметов. |
| Наборы карточек с изображением различных предметов, животных. | Гришечкина Н.В. «150 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет», стр. 14 | |
18.03.2024 | Игры, развивающие память и внимание. |
| Игрушки, бланки заданий, карандаши. | Гришечкина Н.В. «150 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет», стр. 14 | |
25.03.2024 | Игры, развивающие логическое, образное мышление и речь (подгруппа 1) |
| Игрушки, чистые листы бумаги, картинки с животными. | Гришечкина Н.В. «150 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет», стр. 19 | |
Апрель | 1.04.2024 | Игры, развивающие логическое, образное мышление и речь (подгруппа 2) | 1. Развитие аналитических способностей, воображения. 2. Развитие концентрации внимания, наблюдательности. 3. Развитие творческого мышления. | Игрушки, чистые листы бумаги, картинки с животными. | Гришечкина Н.В. «150 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет», стр. 19 |
8.04.2024 | Доброта. Кто помог Серёже? |
| Бумага, цветные карандаши. | Шорыгина Т.А. «Общительные сказки. Беседы с детьми о вежливости и культуре общения». -М.: ТЦ Сфера,2016, стр. 9 | |
15.04.2024 | Милосердие. Фея Милосердия. |
| Бумага, цветные карандаши. | Шорыгина Т.А. «Общительные сказки» - стр. 25 | |
22.04.2024 | Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина). |
| Группы предметов похожих по цвету, форме, размеру. | Козлова И.А. «Цветик-семицветик», 4-5 лет, стр.54 | |
Май | 6.05.2024 | Учимся говорить правду и не обманывать. Бабушкины очки. |
| Бумага, цветные карандаши. | Кончанская И.Б. «Полезные сказки. Беседы с детьми о хороших привычках». - стр. 33 |
13.05.2024 | О стыде и вине. Вина и чашка. |
| Бумага, цветные карандаши. | Алябьева Е.А. «Эмоциональные сказки. Беседы с детьми о чувствах и эмоциях». -,стр. 107 | |
20.05.2024 | О счастье и любви. Сила любви. |
| Бумага, цветные карандаши. | Алябьева Е.А. «Эмоциональные сказки. Беседы с детьми о чувствах и эмоциях». - стр. 32 | |
27.05.2024 | Итоговое открытое ООД «В мире чувств и эмоций» |
| Костюмы эмоций, ноутбук, фанты с заданиями, карточки с эмоциями, музыка для релаксации. |
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:
1. Организационный этап.
Создание эмоционального настроя в группе.
Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.
2. Мотивационный этап.
Сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;
Выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.
3. Практический этап.
Подача новой информации на основе имеющихся данных;
Задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей.
Обработка полученных навыков на практике.
4. Рефлексивный этап.
Обобщение полученных знаний.
Подведение итогов занятия.
Принципы проведения занятий:
1. Системность подачи материала.
2. Наглядность обучения.
3. Цикличность построения занятий.
4. Доступность.
5. Проблемность.
6. Развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Методическое обеспечение программы
Методические материалы:
- оборудование: детские столы, детские стулья, тематически папки по тематикам: «Эмоции», «Чувства», «Одежда», «Овощи и фрукты», «Проблемные ситуации» и др.;
- дидактический материал: раздаточные и демонстрационные материалы по темам занятий.
Краткое описание общей методики работы:
а) методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстрационный, проблемный, игровой, тренинговый, проектный; методы воспитания: убеждение, поощрение, мотивационный метод.
б) формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая, подгрупповая и групповая.
в) формы организации учебного занятия: беседа, выставка, тренинг, мастер-класс, открытое занятие, игра, концерт, ярмарка.
г) педагогические технологии: технологии индивидуального и группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология дифференцированного обучения, технология развивающего обучения, технология игровой деятельности, технология исследовательской деятельности, технология творческой деятельности, технология развития критического мышления, технология педагогической мастерской, технология «Образ и мысль», здоровьесберегающие технологии.
Список литературы
1. Алябьева Е.А. «Эмоциональные сказки. Беседа с детьми о чувствах и эмоциях. - М.: ТЦ Сфера, 2017
2. Кончанская И.Б. «Полезные сказки. Беседы с детьми о хорош их привычках» .- М.: ТЦ Сфера, 2017
3. Крупенчук О.И. «Научите меня читать», СПб, Литера, 2010
4. Куражева Н.Ю ., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик-семицветик», программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет,.-СПб, Речь,Сфера,2011
5. Гришечкина Н.В. «150 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет», Ярославль, Академия развития, 2009 г.
6. Гурин Ю .В., Монина Г.Б. «Игры для детей», - СПб, Речь, Сфера,2011
7. Шорыгина Т.А. «Общительные сказки. Беседы с детьми о вежливости и культуре общения».- М.: ТЦ Сфера, 2016
8. Шорыгина Т.А. «Добрые сказки. Беседы с детьми о человеческом участии и добродетели».- М.: ТЦ Сфера, 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Домовёнок Кузя в гостях у дошколят» (старшая группа)
Цель – обобщить вокально-хоровые, музыкально-ритмические навыки детей.Задачи:- закрепить представления детей о музыке, музыкальной деятельности;-продемонстрировать приёмы по развитию звуковысотного сл...
Рабочая программа первой младшей группы (на основе ООП, разработанной по программе "Детство" Бабаевой Т.И., Гогоберидзе А.Г. и парциальной программы "Цветные ладошки" Лыковой И.А.)
Представляю проект, рабочей программы для воспитанников первой младшей группы. В программу включено описание работы по пяти образовательным областям, календарно-тематическое планирование по лексически...
Рабочая программа воспитателя младшей группы составлена на основе основной образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы - 2016 -2017 г.г.
Рабочая программа воспитателя младшей группысоставлена на основе основной образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаров...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на среднюю группу составлена на основе примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой срок реализации программы (2018 – 2019 уч.год)
Содержание рабочей программы средней группы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте д...
Рабочая программа воспитателя (подготовительная группа 6-7 лет) составлена на основе Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Крепыш», примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Мозаика»
Целевой раздел рабочей программы «Мозаика» подготовительной группы МБДОУ «Детский сад Крепыш»(далее Программа) определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формирова...
Потенциал весны/лета для дошколят средняя группа.
Наступила весна, а это значит пара украшать группу-НАШ ДОМ и использовать весенний потенциал для развития детей и создания веселого настроения! Как много значит для детей и взрослых не только обстанов...
Конспект занятия "Йога для дошколят" подготовительной группы детей с нарушением зрения.
Йога - прекрасный вид двигательной активности,который удовлетворит потребность детей в движении.Благодаря упражнениям йоги дети станут бодрыми, гибкими,координированными, улучшат способность в концент...