Психическое развитие детей 3-4 лет
консультация (младшая группа)

Екатерина Владимировна Павлюк

Психическое развитие детей 3-4 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskoe_razvitie_detey_3-4_let.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №29 «Золушка»

города Губкин Белгородской области

Консультация для родителей:

«Психическое развитие детей 3-4 лет.

Игры для развития познавательных процессов»

                                                                                                        Подготовила:  

                                                                                                                педагог-психолог

                                                                                                          Павлюк Е.В.

Губкин

Психическое развитие ребенка 3 лет

 В три года ребенок преодолевает своеобразный психологический рубеж: покидает ясельный возраст и становится дошкольником. У него появляется уверенность в себе и своих силах, проявляется настойчивость, сообразительность, упрямство. Он многое умеет: знает несколько небольших стишков, пересказывает простые сказки, разговаривает как простыми, так и сложными предложениями, знает свое имя и фамилию, последовательно называет времена года, различает левую и правую руку. В речи правильно использует местоимения и предлоги. 
          Он быстро собирает несложные картинки, пирамидку. Знает 5-6 цветов, основные части тела, различает 2-3 цветка, дерева, обобщает группы предметов – посуду, мебель, одежду. Находит как похожие, так и отличные друг от друга предметы. Ребёнок 3-х лет хорошо разговаривает и понимает, использует в речи сложные предложения. Он может произносить фразы, содержащие 5 – 6 слов, употребляя прилагательные и наречия. В этом возрасте детей очень привлекают картинки, ребёнок с удовольствием будет их рассматривать и произносить название знакомых предметов и имена героев по просьбе взрослых. В игре малыш начинает использовать ролевые элементы, например во время игры «в дочки-матери». Как и в 2 года таким детям очень нравится рисовать и лепить из пластилина. У него получаются элементарные рисунки карандашом и простые пластилиновые фигурки.               Малыш практически самостоятельно или с небольшой помощью взрослого одевается сам. Ему уже удаётся расстегивать и застёгивать пуговицы. При необходимости он сам и по назначению пользуется расчёской, салфеткой и носовым платком. Играя в кубики, ребёнок может воспроизвести показанные родителями сооружения или что-то построить сам. Очень интересным навыком становится планирование своей деятельности, малыш может предупредить взрослого о том, что он будет рисовать, лепить, играть в машинку и т. п. В этом возрасте дети уже начинают понимать, что можно делать, а что делать нельзя. Если ребёнку стараться объяснять различные поступки, то он скоро начнёт сам отличать хорошее поведение от плохого.         Также трёхлетние дети с удовольствием проявляют самостоятельность. Они уже хорошо чувствуют себя в коллективе, и могут играть вместе.
• Быстро увеличивается запас слов. Четче становится произношение, однако наиболее сложные слова ребенок по-прежнему упрощает или сокращает.
• Знает названия основных цветов.
• Правильно повторяет то, что ему говорят. Может даже заучить на память простой стишок.
• К членам семьи относится как к разным индивидуальностям; отсюда — его взаимоотношения с членами семьи разные.
• Отличается хорошей памятью.
• В повторяемости событий и действий довольно быстро находит систему и способен вписывать свое поведение в эту систему.
• Участвуя в ролевых играх, понимает, когда игра заканчивается; способен принимать участие в планировании игры.
• Во время игры понимает все новые типы поведения. Может активно участвовать в домашнем кукольном театре; причем к куклам он уже не относится как к живым существам.
• Если малыш с чем-то не справляется, то может попросить о помощи.

К 3 годам ребёнок становится более общительный. Он хорошо говорит и любит задавать много вопросов. Именно в этом возрасте детей называют «почемучками». Он знает название многих предметов, всё больше усложняет свою речь. К 3 годам ребёнок начинает осознавать себя как отдельную личность. К сожалению, некоторые дети испытывают в этом возрасте «кризис 3 лет», который выражается частыми капризами и недовольствами. Любовь, терпение и понимание родителей поможет преодолеть этот сложный период. К сожалению, в нашей группе, есть детки, у которых есть некоторые отставания, но эту ситуацию можно исправить. В этом возрасте ребенка легче развить, нежели в 5-7 лет и позже.

Тесты для трехлетних

1. Назвать части тела. Спросить ребенка: «Покажи, где нос?». А потом: «Где глаза? Рот? Ухо?». Положительная оценка — 3 правильных ответа из 4.

2. Назвать предметы домашнего обихода. Показать ребенку ключ, нож, карандаш, часы или расческу и спросить: «Что это?». Положительная оценка — 3 ответа из 4.

3. Назвать предметы на картинке. Показать ребенку картинку с изображением комнаты, магазина или двора, лодки на речке и спросить: «Что изображено на картинке?». Положительная оценка — правильное определение не менее 3 предметов.

4. Назвать свой пол. Спросить мальчика: «Ты мальчик или девочка?». (Девочку: «Ты девочка или мальчик?»). Положительная оценка — правильный ответ.

5. Назвать свою фамилию. Спросить: «Как тебя зовут? А еще как?». (Добиваться, чтобы ребенок назвал свою фамилию). Положительная оценка — правильный ответ. 

6. Повторить фразу из 6—7 слогов. Сначала предложить ребенку повторить слова, например, «кошка», «собака», а потом: «Кошка спит на кровати» или «Мама купает куклу», «На улице очень жарко» и т.д. Положительную оценку заслуживает правильное повторение хотя бы одной фразы после одноразового ее проговаривания.

Что должно встревожить родителей

- ребенок не может самостоятельно передвигаться, снимать одежду;
- малыш не умеет строить простые фразы;

- затрудняется в выполнении простых просьб взрослого;
- путает названия частей тела, не проявляет интереса к другим детям.

        Занятия с ребенком в 3 года (как развивать)

Чтобы ребенок развивался разнопланово, необходима помощь взрослых. Поэтому если малыш не посещает детский сад, с ним нужно заниматься дома. В первую очередь необходимо обратить внимание на развитие речи. Гуляя, показывайте и говорите, как называются породы разных деревьев, обращайте внимание какой формы у них листья, как называются части дерева. Можно показывать и называть цвет проезжающих машин. Рассказать из каких частей они состоят. Задавайте ребенку вопросы, побуждайте к общению, придумывайте вместе рифмы к словам.
        Немаловажно развивать крупную и мелкую моторику. Для крупной моторики полезны игры с кеглями или мячом – подбрасывание его, перекидывание, кидайте в цель. Для развития мелкой моторики нужно лепить из мягкого пластилина, соленого теста, перебирать крупу, фасоль, сортировать пуговицы или бусины по цвету и форме, рисовать прямые линии, круги, овалы. Очень полезны пальчиковые игры, когда взрослый читает стихи (например, «Идем в гости», «Пирожки», «Овощи»), а малыши по ходу стучат кулачками по столу, хлопают в ладоши, вытягивают ручки, играют пальчиками.
        Можно знакомить ребенка со счетом, вычитание и сложением. Вначале начинают с простого: объясняют, что означает понятие «один», что такое «много» или «мало». Рассказывают, какой формы бывают предметы – круглой, квадратной, прямоугольной. Показывают примеры из жизни – колесо круглое, табурет – квадратный, крыша домика треугольная и т.д. Вскоре ребенок сам будет находить предметы нужной формы. 

Игры и игрушки для детей в 3 года

Дети любого возраста любят игры с мячом. В арсенале лучше иметь несколько мячей разных диаметров. Можно поиграть с ребенком, поочередно ударяя мяч ногой или перекидывая его из рук в руки. Чтобы тренировать координацию движения, начинают с самого большого мяча, постепенно переходя на мячи маленьких размеров. Ребенку будет интересно, если к игре подключатся и другие дети со двора. Вместе они смогут поиграть не только в мяч, но и прятки или догонялки. 
        Современные мультики по телевизору или DVD, это конечно хорошо. Но будет еще лучше, если у вас сохранились старые диафильмы и проектор. Дети очень любят смотреть такие домашние мультфильмы на стене или белой простыне. Есть в этом процессе некая доля таинственности и загадочности. Тем более старые советские мультфильмы интересные и очень добрые. Ребенку важно, что рядом находятся мама или папа, которые в этот момент похожи на добрых волшебников.
         В три года у детей довольно много игрушек. Это и куклы и машинки и набор «больнички» или юного парикмахера. Можно подсказать им, как в игре распределить роли. Например, врач-пациент, парикмахер-клиент, таксист-пассажир. Ребенок сможет себя попробовать в разных профессиях, приобретет в этих играх разнообразные навыки. 
        У трехлетнего ребенка обязательно должны быть головоломки и прочие развивающие игрушки – конструкторы, калейдоскопы, мозаики, кубики. С их помощью легко и непринужденно развивается логика, фантазия, пространственное и творческое мышление. 

Полезные советы родителям

В три года дети очень любознательны, их интересует буквально все. Не потушите эту искорку, обязательно поддерживайте любознательность и направляйте в нужное русло, расширяйте его кругозор. Не отмахивайтесь от него, разговаривайте с ним, отвечайте на вопросы, учите новые стихи, буквы, слоги, цифры. Иначе его интерес угаснет, который будет очень трудно затем возобновить. Если у ребенка есть желание, можно познакомить его с навыками чтения или счета, попробовать изучать иностранные слова. 
         Продолжайте развивать речь ребенка. Общайтесь с ним, обсуждайте прочитанные книжки, просмотренные мультфильмы. Пусть малыш учится логично рассуждать. Правда некоторым детям это делать трудно, т.к. у них небогатый словарный запас. Помогите ему, читайте книги, заучивайте стихотворения. Общаясь с ним, разговаривайте как с большим. Ребенок должен понимать, что он уже не малыш. Объясняйте ему, что он большой, и при спорных ситуациях должен не плакать и не капризничать, а быть
 готовым к компромиссам. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция речевого и психического развития детей дошкольного возраста со смешанными специфическими растройствами психической сферы в экспериментальной деятельности

Экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение ...

Коррекция речевого и психического развития детей дошкольного возраста со смешанными специфическими растройствами психической сферы в экспериментальной деятельности.

Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира у ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им  окружающего мира. До...

Игры и упражнения, направленные на коррекцию нарушений психического развития детей с отклонениями в развитии

Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. В этот период формируются основные психические процессы человека: внимание, память, мышление, речь, воображение, восприятие. В настоящее в...

Педагогическая оценка развития детей дошкольного возраста Показатели нервно-психического развития детей 2 – 3-го года жизни

Педагогическая оценка развития детей дошкольного возрастаПоказатели нервно-психического развития детей 2 – 3-го года жизни...

Перспективное планирование работы с детьми разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей, имеющих сочетание двух и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей

Перспективное планирование работы с детьми разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей, имеющих сочетание двух и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей...

особенности психического развития детей 5-6 лет с ОВЗ (задержкой психического развития)

Внимание детей с задержкой психического развития старшей группы компенсирующей направленности характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособно...