Формирование доброжелательной коммуникации у детей с РАС с другими детьми
консультация

Ушакова Оксана Сергеевна

Формирование доброжелательной коммуникации у детей с РАС с другими детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_dobrozhelatelnoy_komunikatsii.docx17 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование доброжелательной коммуникации у детей с РАС с другими детьми

Ребёнку  с  РАС сложно  построить с другими детьми здоровые взаимоотношения. Особенности поведения зачастую касаются выражения лица, визуального контакта и положения тела. Дети с аутизмом обычно трудно устанавливают какие бы то ни было взаимоотношения со сверстниками, зачастую оставаясь изолированными от общества, причём совершенно самостоятельно отстраняясь от общения и взаимодействия.

Кроме того, поведение ребёнка с РАС отличается от поведения обычных сверстников отсутствием заинтересованности в каких-либо играх или видах деятельности. В тяжёлых случаях дети с РАС могут вообще не замечать присутствие других детей. Как правило, у детей нарушены коммуникативные способности, то есть способность к общению с людьми. Дети с РАС могут не понимать, о чём и что им говорят, а также смысла детских игр (например, прятки).

В диалоге дети с РАС зачастую не участвуют. Обычно речь детей с РАС монотонна, лишена какой-либо эмоциональной окраски.

Основной чертой детей с РАС является негативное отношение к любым попыткам установления контакта с ним. Ребёнок может начать волноваться, если кто-то обращается к нему, отказывается играть даже с близкими людьми. Такие дети не любят физического контакта с другими людьми, избегают глазного контакта. Ясно, что если дети с РАС не всегда способны устанавливать контакты даже с ближайшими людьми, то у них предсказуемо возникают проблемы при взаимодействии со сверстниками. Поведение ребёнка может отличаться острой чувствительностью: тактильной или сенсорной. В результате наблюдается сильная непереносимость громких звуков, яркого света или толпы, тактильной и визуальной стимуляции. Многочисленные наблюдения за поведением детей с расстройствами аутистического спектра показали, что изначально, попадая в среду сверстников, большая часть этих детей демонстрируют игнорирование (созерцание со стороны, игра «рядом»).

Когда ребенок постоянно избегает общения, он не дает себе возможности приобрести социальные навыки. У некоторых из особых детей подобный недостаток навыков приводит к негативному опыту общения со сверстниками.

Однако, как показала практика, мы часто наблюдаем, как дети с аутизмом стремятся к общению, но у них недостаточно навыков для эффективной коммуникации. Поэтому ребенок, пытаясь вступить в контакт, может толкнуть сверстника, ударить, что-то отобрать, а потом убежать, чтобы он стал успешен в общении со сверстниками, проводится целенаправленная работа по развитию продуктивных навыков общения со стороны всех взрослых, окружающих ребенка –воспитателей, специалистов. Эта работа проводится на музыкальных и физкультурных занятиях, в режимных моментах, в совместных играх. Постоянно мы стремимся создавать ситуации, в которых ребенок с расстройствами аутистического спектра получает позитивный опыт общения со сверстниками. Например, простая игра «Каравай», которая проводится в день рождения такого ребенка, помогает научить его радоваться возможности быть рядом с другими детьми вместо того, чтобы активно избегать их. Становясь главным в игре, получая возможность выбирать себе партнера («Кого хочешь выбирай!»особый ребенок получает удовольствие от общения, оно связывается в сознании с праздником, подарками, добрым отношением сверстников. Многим детям с расстройствами аутистического спектра нравятся тактильные игры«Сорока-ворона»«Ладушки» и другие. Мы приучаем играть в них парами. Обычно взрослый говорит текст, а дети выполняют действия.

Помимо общеизвестных игр и упражнений у нас есть игры, которые применяются при работе с особыми детьми и способствуют развитию навыков общения со сверстниками. В качестве примера хочу привести игру «Солнышко».

Цели игры: развивать умения выражать свои чувства; формировать умение оценивать поведение окружающих.

Оборудование: обруч желтого цвета.

Ход игры. Ведущий: «Ребята, вы любите, когда светит солнышко? Ему радуются все: растения, животные, люди. Даже вода, небо, земля, согретые солнцем, становятся радостными. Сегодня каждый из вас побудет солнышком, согреет своим теплом растущее зернышко, мокрый цветок, замерзшего котенка, злого тигра, сердитого человека и др.»

Правила игры: участник, получивший обруч, становится в центре круга. Он – солнышко. Остальные дети получают задание, что или кого им изображать. «Солнышко» согревает всех, гладя каждого по голове. Дети должны показать, как меняется состояние их героя. «Солнышко» выбирает участника, у которого выражение чувств, по его мнению, получилось лучше всего, и передает ему обруч.

Ведущий подсказывает детям, как выражать то или иное состояние, следит, чтобы каждый участник группы был выбран «солнышком».

Конечно, особый ребенок не сразу включается в игру, сначала он может просто наблюдать, как играют другие. Обычно у аутичного ребёнка не получается изображать заданного героя, но когда и дети, и взрослый поддерживают, ободряют этого ребенка, когда ему дают возможность стать «солнышком», когда он получает в руки круг, тогда, за редким исключением, особый ребенок становится активным участником игры.

На что еще хочется обратить внимание: использование других детей в качестве помощников — один из эффективных приемов коррекции и социализации детей с РАС. Воспитатели обращаются за помощью к детям. Проводить в туалет, помочь вымыть руки или обуться – в этом они незаменимые помощники. Опыт нашей работы показал, что дети с расстройствами аутистического спектра охотно идут на контакт с детьми, если те оказывают им помощь. Больше того, овладение навыками самообслуживания под руководством  других детей происходит гораздо быстрее. Такое шефство над особыми детьми дает возможность снизить потребность в постоянном индивидуальном внимании взрослого, тем самым позволяет этим детям действовать более независимо и в большей степени соответствовать своим сверстникам. Наша задача достучаться до особых детей, помочь им понять и принять этот мир таким, каков он есть.

Считается, что постепенно дети с РАС могут научиться общению. Но это нарушение полностью не исчезнет. РАС сохраняется на протяжении всей жизни человека, но благодаря ранней коррекционной помощи можно добиться многого. Конечно, эффективность деятельности зависит от типа нарушений и тяжести состояния. Большинство врачей считают, что самые тяжёлые формы аутизма встречаются достаточно редко, чаще всего мы имеем дело с аутичными проявлениями. Если с такими детьми заниматься и уделять занятиям достаточно времени, то развитие ребёнка будет максимально приближено к сверстникам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система игр, направленных на формирование доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

Представленная поэтапная система игр, авторами которой являются доктор психологических наук Е. О. Смирнова и кандидат психологических наук В.М. Холмогорова,  имеет главную цель: формирование общн...

Консультация для воспитателей на тему "Формирование доброжелательного отношения у детей дошкольного возраста в игровой деятельности"

Консультация для воспитателей на тему "Формирование доброжелательного отношения у детей дошкольного возраста в игровой деятельности"...

Формирование доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста

Формирование доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста...

опыт работы на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

опыт работы на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Формирование доброжелательных отношений у детей.

Дети приходят в группу, в которой уже существуют некоторые традиции, правила пришедшие из жизни многих детей. Например, девиз группы, который мы учим наизусть и объясняем значение каждого слова.Лучист...

Формирование доброжелательных отношений у детей младшего дошкольного возраста

Аннотация: в статье определена сущность понятия «доброжелательность», дана характеристика формирования доброжелательных отношений у детей младшего дошкольного возраста....