Активизация словаря детей 3-4 лет в играх
материал (младшая группа)

Сторожева Татьяна Николаевна

игры для развития речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivizatsiya_slovarya_detey_3-4_let_v_igrah.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию

Тема: «Активизация словаря детей 3-4 лет в играх».

Цель: обогащение активного и пассивного словаря детей по различным лексическим темам через использование разнообразных игр.

Срок работы над темой: 20___ - 20___ уч. г.

Задачи:

  1. Изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста.
  2. Расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении.
  3. Развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов, качества, особенности поверхности, некоторые материалы и их свойства.
  4. Развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты и т. д.

Прогнозируемый результат: развивается мышление ребенка; дети активно знакомятся с новыми предметами, явлениями, их признаками и действиями; постепенно пополнение словаря детей.

Актуальность: известно, что успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной действительности. Бывают случаи, когда развитие ребенка протекает в стесненных условиях при наличии речевой или интеллектуальной патологии, тогда усвоение словаря в достаточном объеме является серьезной проблемой. Дети затрудняются или допускают ошибки при назывании многих предметов.

Этапы работы по самообразованию:

1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);

2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;

3 этап – практический;

4 этап - подведение итогов.

1 этап (сентябрь)

- Изучение методической литературы по теме «Активизация словаря детей 3-4 лет в играх»;

- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;

- обобщение материала.

2 этап (октябрь)

 -разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;

-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Активизация словаря детей 3-4 лет в играх»;

- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме;

- разработка дидактических игр по теме.

3 этап (ноябрь – апрель)

Работа с детьми

Работа с родителями

Ноябрь

1. Действия ребенка с предметом с называнием этих действий.

Цель: расширение объема словаря глаголов, формирование представлений о предмете.

2. Обследование взрослым предмета с называнием его качеств.

Цель: расширение объема словаря прилагательных, формирование представлений о предмете.

3. Создание ситуации поиска ребенком исчезнувшего предмета.

Цель: расширение объема словаря существительных.

4. Обследование предмета по словесной инструкции взрослого.

Цель: расширение объема словаря прилагательных, формирование представлений о предмете.

1. Консультация «Речь детей 3-4 лет».

2. Индивидуальные беседы по запросу.

Декабрь

1. Вычленение качеств предмета в соответствии с противоположным.

Цель: расширение объема словаря прилагательных, формирование представлений о предмете.

2. Рассматривание предметов (их изображений) с отсутствующими частями.

Цель: расширение объема словаря наименованиями частей предметов, формирование представлений о функциях частей предметов, развитие логического мышления.

3. Рассматривание контурных изображений, называние предметов, их частей, признаков цвета.

Цель: расширение объема словаря наименованиями частей предметов, формирование представлений о предметах.

4. Дорисовывание недостающих частей предметов, их называние.

Цель: расширение объема словаря наименованиями деталей предметов, частей тела животных.

1. Папка-передвижка «Роль дидактических игр в семье и в детском саду».

2. Индивидуальные беседы по запросу.

Январь

1. Игра «Чудесный мешочек».

Цель: расширение объема словаря, развитие тактильного восприятия, уточнение представлений о признаках предметов.

2. Игра «Волшебное дерево».

Цель: расширение объема словаря.

Примечание: перед игрой детей необходимо познакомить с произведением К. Чуковского «Чудо-дерево». Взрослый объясняет детям, что на «волшебном дереве» будет расти не только обувь, но и многие другие предметы.

3. «Тематическое лото».

Цель: расширение объема словаря, развитие зрительного внимания.

4. Игра «Чего не стало?».

Цель: расширение объема словаря, развитие зрительной памяти.

1. Буклет «Учим ребенка общаться».

2. Индивидуальные беседы по запросу.

Февраль

1. Игра «Домино».

Цель: расширение объема словаря, развитие зрительного внимания.

2. Игра «Забытое слово».

Цель: расширение объема словаря, развитие слухового внимания.

3. Игра «Собираемся в путешествие».

Цель: уточнение знаний слов, обозначающих сходные предметы.

4. Игра «Сходства и отличия».

Цель: уточнение значений слов, обозначающих сходные предметы.

1. Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка 3-4 лет.

2. Индивидуальные беседы по запросу.

Март

1. Игра «Кто больше?».

Цель: расширение объема словаря прилагательных, уточнение представлений о признаках предметов.

2. Игра «Что бывает?».

Цель: расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов.

3. Игра «Пантомима».

Цель: расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов и живых существ, развитие воображения, творческих способностей, общей моторики.

4. Игра «У кого какое?».

Цель: расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи, логического мышления.

1. Подборка речевых игр и упражнений для занятий с детьми дома.

2. Индивидуальные беседы по запросу.

Апрель

1. Игра «Магазин».

Цель: расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.

2. Игра «Посылка».

Цель: расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.

3. Игра «Придумай загадку».

Цель: уточнение представлений о признаках и действиях предметов и живых существ.

4. Игра «Что где находится?».

Цель: уточнение представлений о местоположении предметов.

1. Наглядная информация «Речевые игры по дороге в детский сад».

2. Индивидуальные беседы по запросу.

Май

1. Игра «Нелепицы».

Цель: уточнение представлений о предмете.

2. Игра «Что к чему».

Цель: развитие умения выделять существенные признаки предмета, развитие логического мышления.

3. Игра «Отгадай загадку».

Цель: развитие умения описывать предмет с помощью называния обобщающего понятия и признаков предмета.

1. Буклет «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей».

2. Индивидуальные беседы по запросу.

4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.

Изучение литературы по теме:

  1. О.Ю. Филимонова «Развитие словаря дошкольника в играх».
  2. А.М. Бородич «Методика развитие речи детей.
  3. Т.И. Петрова «Игры и занятия по развитию речи дошкольников».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры с целью развития у детей навыков описательной и объяснительной речи, а также для обогащения и активизации словаря детей. (по Е. Кудрявцевой)

Дидактические игры с целью развития у детей навыков описательной и объяснительной речи, а также для обогащения и активизации словаря детей.(по Е. Кудрявцевой)Дидактическая игра \'\'Отгадай и сравни зага...

Консультация для воспитателей Речевые игры как средство обогащения и активизации словаря детей старшей логопедической группы

Консультация для воспитателей Речевые игры как средство обогащения и активизации словаря детей старшей логопедической группы...

Самообразование педагога на тему "Активизация словаря детей 3–4 лет через дидактические игры"

Самообразование педагога младшей группы на тему "Активизация словаря детей 3-4 лет через дидактические игры"...

Взаимодействие с родителями по активизации словаря детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения

В работе раскрывается  дидактическая игра представляющая собой многоплановое, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой об...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ПОПОЛНЕНИЯ И АКТИВИЗАЦИИ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ Игра "Он, она, оно"

Упражнять детей в классификации, соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода; подбирать карточки слова, подходящие по смыслу; обогащение словаря путем подбора слов...

Дидактические игры и лексические упражнения для активизации словаря детей в разных возрастных группах

Дидактические игры и лексические упражнения для активизации словаря детей в разных возрастных группах...