Активизация словаря детей 3-4 лет в играх
материал (младшая группа)
игры для развития речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivizatsiya_slovarya_detey_3-4_let_v_igrah.docx | 21.77 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
Тема: «Активизация словаря детей 3-4 лет в играх».
Цель: обогащение активного и пассивного словаря детей по различным лексическим темам через использование разнообразных игр.
Срок работы над темой: 20___ - 20___ уч. г.
Задачи:
- Изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста.
- Расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении.
- Развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов, качества, особенности поверхности, некоторые материалы и их свойства.
- Развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты и т. д.
Прогнозируемый результат: развивается мышление ребенка; дети активно знакомятся с новыми предметами, явлениями, их признаками и действиями; постепенно пополнение словаря детей.
Актуальность: известно, что успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной действительности. Бывают случаи, когда развитие ребенка протекает в стесненных условиях при наличии речевой или интеллектуальной патологии, тогда усвоение словаря в достаточном объеме является серьезной проблемой. Дети затрудняются или допускают ошибки при назывании многих предметов.
Этапы работы по самообразованию:
1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);
2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;
3 этап – практический;
4 этап - подведение итогов.
1 этап (сентябрь)
- Изучение методической литературы по теме «Активизация словаря детей 3-4 лет в играх»;
- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;
- обобщение материала.
2 этап (октябрь)
-разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;
-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Активизация словаря детей 3-4 лет в играх»;
- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме;
- разработка дидактических игр по теме.
3 этап (ноябрь – апрель)
Работа с детьми | Работа с родителями |
Ноябрь | |
1. Действия ребенка с предметом с называнием этих действий. Цель: расширение объема словаря глаголов, формирование представлений о предмете. 2. Обследование взрослым предмета с называнием его качеств. Цель: расширение объема словаря прилагательных, формирование представлений о предмете. 3. Создание ситуации поиска ребенком исчезнувшего предмета. Цель: расширение объема словаря существительных. 4. Обследование предмета по словесной инструкции взрослого. Цель: расширение объема словаря прилагательных, формирование представлений о предмете. | 1. Консультация «Речь детей 3-4 лет». 2. Индивидуальные беседы по запросу. |
Декабрь | |
1. Вычленение качеств предмета в соответствии с противоположным. Цель: расширение объема словаря прилагательных, формирование представлений о предмете. 2. Рассматривание предметов (их изображений) с отсутствующими частями. Цель: расширение объема словаря наименованиями частей предметов, формирование представлений о функциях частей предметов, развитие логического мышления. 3. Рассматривание контурных изображений, называние предметов, их частей, признаков цвета. Цель: расширение объема словаря наименованиями частей предметов, формирование представлений о предметах. 4. Дорисовывание недостающих частей предметов, их называние. Цель: расширение объема словаря наименованиями деталей предметов, частей тела животных. | 1. Папка-передвижка «Роль дидактических игр в семье и в детском саду». 2. Индивидуальные беседы по запросу. |
Январь | |
1. Игра «Чудесный мешочек». Цель: расширение объема словаря, развитие тактильного восприятия, уточнение представлений о признаках предметов. 2. Игра «Волшебное дерево». Цель: расширение объема словаря. Примечание: перед игрой детей необходимо познакомить с произведением К. Чуковского «Чудо-дерево». Взрослый объясняет детям, что на «волшебном дереве» будет расти не только обувь, но и многие другие предметы. 3. «Тематическое лото». Цель: расширение объема словаря, развитие зрительного внимания. 4. Игра «Чего не стало?». Цель: расширение объема словаря, развитие зрительной памяти. | 1. Буклет «Учим ребенка общаться». 2. Индивидуальные беседы по запросу. |
Февраль | |
1. Игра «Домино». Цель: расширение объема словаря, развитие зрительного внимания. 2. Игра «Забытое слово». Цель: расширение объема словаря, развитие слухового внимания. 3. Игра «Собираемся в путешествие». Цель: уточнение знаний слов, обозначающих сходные предметы. 4. Игра «Сходства и отличия». Цель: уточнение значений слов, обозначающих сходные предметы. | 1. Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка 3-4 лет. 2. Индивидуальные беседы по запросу. |
Март | |
1. Игра «Кто больше?». Цель: расширение объема словаря прилагательных, уточнение представлений о признаках предметов. 2. Игра «Что бывает?». Цель: расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов. 3. Игра «Пантомима». Цель: расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов и живых существ, развитие воображения, творческих способностей, общей моторики. 4. Игра «У кого какое?». Цель: расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи, логического мышления. | 1. Подборка речевых игр и упражнений для занятий с детьми дома. 2. Индивидуальные беседы по запросу. |
Апрель | |
1. Игра «Магазин». Цель: расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи. 2. Игра «Посылка». Цель: расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи. 3. Игра «Придумай загадку». Цель: уточнение представлений о признаках и действиях предметов и живых существ. 4. Игра «Что где находится?». Цель: уточнение представлений о местоположении предметов. | 1. Наглядная информация «Речевые игры по дороге в детский сад». 2. Индивидуальные беседы по запросу. |
Май | |
1. Игра «Нелепицы». Цель: уточнение представлений о предмете. 2. Игра «Что к чему». Цель: развитие умения выделять существенные признаки предмета, развитие логического мышления. 3. Игра «Отгадай загадку». Цель: развитие умения описывать предмет с помощью называния обобщающего понятия и признаков предмета. | 1. Буклет «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей». 2. Индивидуальные беседы по запросу. |
4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.
Изучение литературы по теме:
- О.Ю. Филимонова «Развитие словаря дошкольника в играх».
- А.М. Бородич «Методика развитие речи детей.
- Т.И. Петрова «Игры и занятия по развитию речи дошкольников».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры с целью развития у детей навыков описательной и объяснительной речи, а также для обогащения и активизации словаря детей. (по Е. Кудрявцевой)
Дидактические игры с целью развития у детей навыков описательной и объяснительной речи, а также для обогащения и активизации словаря детей.(по Е. Кудрявцевой)Дидактическая игра \'\'Отгадай и сравни зага...
Консультация для воспитателей Речевые игры как средство обогащения и активизации словаря детей старшей логопедической группы
Консультация для воспитателей Речевые игры как средство обогащения и активизации словаря детей старшей логопедической группы...
Самообразование педагога на тему "Активизация словаря детей 3–4 лет через дидактические игры"
Самообразование педагога младшей группы на тему "Активизация словаря детей 3-4 лет через дидактические игры"...
Взаимодействие с родителями по активизации словаря детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения
В работе раскрывается дидактическая игра представляющая собой многоплановое, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой об...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ПОПОЛНЕНИЯ И АКТИВИЗАЦИИ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ Игра "Он, она, оно"
Упражнять детей в классификации, соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода; подбирать карточки слова, подходящие по смыслу; обогащение словаря путем подбора слов...
"Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры"
План работы по самообразованию....
Дидактические игры и лексические упражнения для активизации словаря детей в разных возрастных группах
Дидактические игры и лексические упражнения для активизации словаря детей в разных возрастных группах...