Мастер-класс для родителей «Дома играем, слух развиваем»
материал (подготовительная группа)

Лариса Юрьевна Трофимова

Мастер-класс для родителей «Дома играем, слух развиваем»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_roditeteley1.docx17.59 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей «Дома играем, слух развиваем»

Цель:

Создать благоприятные условия для повышения родительского интереса к совместным логопедическим играм и упражнениям с ребенком в домашних условиях.

Задачи:

1. Познакомить родителей с играми и упражнениями, способствующими развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста.

2. Развивать творческий подход родителей к выполнению логопедических упражнений при развитии фонематического слуха.

3. Воспитывать умение положительного взаимодействия на уровне родитель – ребенок при преодолении трудных задач.

Материалы и оборудование:

Бумажные листы формата А4, ножницы, клеящий карандаш, рекламные буклеты и старые методические пособия – раздаточный материал для каждого участника мастер-класса. Маленькие контейнеры-шумелки (10шт.), колокольчик.

Ход мероприятия:

1. Вводная часть.

- Уважаемые родители, вашему вниманию предоставляются игры и упражнения, способствующие развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста.

2. Теоретическая часть.

- Что же такое фонематический слух? Как Вы думаете?

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без этой особенности нельзя научиться слушать и понимать речь. Важно различать, анализировать, дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом (воспринимать и различать все звуки речи на слух). При нарушениях фонематического слуха ребенок воспринимает, запоминает и повторяет не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Например, слово «тапки» превращается в «папки», «лапки», фраза «Дай подушку» - в «Ай, ушко», «Под душ». В школе это уже приводит к низкой скорости чтения и письма, многочисленным ошибкам.

Что же помогает развитию фонематического слуха у дошкольников? Различные игры, в процессе выполнения которых ребенок слушает, анализирует, действует (хлопает или топает), а потом и сам произносит звуки. Постепенное усложнение заданий позволит добиться максимальной эффективности развития фонематического слуха. Поэтому будем делать упражнение с постепенным усложнением.

Сначала развиваем способность узнавать неречевые звуки, развивая слуховое внимание и слуховую память.

- Закройте глаза и послушайте звуки за окном: «Что шумит? (Деревья) Что гудит? (Машина) Кто чирикает? (Воробей) Кто разговаривает? (Люди)». Дома предложите детям закрыть глазки и послушать мир вокруг, кто больше услышит.

- Посмотрите на контейнеры от киндер-сюрпризов, попробуйте по звуку найти одинаковые. Дома вместе с ребенком наполните непрозрачные контейнеры или пластиковые стаканчики любыми «звучащими» материалами (семечками, скрепками, пуговицами, фасолью, бубенчиками, конфеткой, печеньем). Пусть ребенок угадать по звуку, что внутри. Угадавшему приз – конфетка или печенье из стаканчика.

- Закройте глаза, прислушайтесь. С какой стороны доносится звук колокольчика? Справа или слева? Дома поиграйте в игру «жмурки» с детьми. Закрыв глазки ребенку повязкой, попросите его двигаться на оговоренный звук, например, хлопки в ладоши.

- Возьмите карандаш на столе и повторите за мной отбиваемый ритм: I-II-III-I-II-III. Дома дайте ребенку в руки обычный карандаш и попросите постучать по разным предметам из стекла, металла, дерева. Сравните звучание. С закрытыми глазами попробуйте отгадать, по какому предмету стучит карандаш. Повторите ударами карандаша ритм: I-II-I-II-I-II. Попросите ребенка повторить такой же ритм хлопков с паузами.

- Прислушайтесь, где зазвонил телефон, звук тихий, но надо найти его местоположение. Сложно? В домашних условиях можно спрятать тикающий будильник, пока ребёнок в другой комнате. Ребёнок должен прислушаться и определить, в каком месте спрятан будильник.

- Давайте, немножко отдохнем и послушаем звуки природы. Что Вы представляете, когда слышите эти звуки? (Дождь, море, лес, водопад). Для развития фонематического слуха у ребенка полезно слушать аудиозаписи природных звуков (шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весенняя капель, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных). Обсудите с ребенком услышанные звуки, чем звуки похожи, чем звуки различаются, где их можно услышать?

Дальше учим ребенка различать высоту, силу и тембр голоса.

- Произнесите имя своего ребенка: тихо-громко, радостно-грустно, сердито-доброжелательно. А дома поиграйте с воображаемым щенком. Как щенок лает, когда находится близко (громко)? А как он лает, когда далеко (тихо)? Ребенок сам «лает» по сигналу взрослого: «далеко» - «близко». Если щенок потерялся, он лает испугано, дрожа от страха. Когда хочет есть, жалобно скулит? А как щенок радостно лает?

Теперь пора различать слова, близкие по звуковому составу.

- Найдите из разложенных на столе картинок: мультифору, микрофлору, аудитора, аниматора, дистрибутора. Это слова для взрослых, для детей подберите картинки со словами, которые похожи по звучанию (кошка-мишка-мышка; лук-жук-сук; коза-коса-роса). Вы говорите слово, а ребёнок выбирает верную картинку.

- Помогите исправить мои ошибки, что я хотела сказать: «Безит коська от шобаки, колая рает на вшех». Сложно? С детьми можно брать короткие предложения Скажите, что у Вас устал язык, и попросите ребенка помочь правильно произнести предложения: «Коса ест траву. Шобака бежит домой. Вошадь везет телегу».

Учимся различать слоги и звуки.

- Какой слог лишний? Хлопните в ладоши, когда услышите: «ША, ЖА, ЗА, ЩА». Дома ребенок должен услышать, какой слог лишний в ряду: «ши-ши-ши-жи-ши». Услышав «жи», нужно хлопнуть.

- Лови звук. Договоритесь с ребенком, какой звук он должен узнать. Затем взрослый произносит подряд несколько звуков, а ребенок, услышав «свой» звук, хлопает в ладоши. Например, поймать звук «Л» в ладошки: «К-З-В-У-Б-Л-Д».

- Хлопай-топай. Упражнение направлено на развитие переключаемости движений и соотнесение действия и звука. Давайте, попробуем. На звук «Р» поднимаем руки, на звук «С» опускаем руки вниз, на звук «Ж» хлопаем в ладоши, на звук «К» топаем ногами. Начали: «К-Ж-С-Р-К» Сложно? Представьте, как сложно ребенку, который только познает мир звуков. С ребенком проводите упрощенные упражнения: на звук «ш» дошкольник топает, а на звук «ж» хлопает в ладоши.

- Давайте выполним задание по русскому языку за второй класс. Какой звук есть во всех перечисленных словах: гроздья, стайки, ожерелье (звук «Й»). С такими упражнениями ребенок столкнется в школе, к этому надо подготовиться. Дошкольнику можно предлагать три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук, например: камыш, шуба, мышь. Какой звук есть во всех этих словах?

- Все взрослые любят наводить порядок в шкафу, Давайте, научим этому своих детей. Разложите с ребенком картинки в разные шкафчики. Картинку со звуком «с» (сарафан) надо положить слева, со звуком «ш» (шарф) – вправо);

- Кто из Вас сможет вспомнить больше слов на звук «П»? Поиграйте с ребенком дома, кто сможет вспомнить больше слов, тот и выиграл.

- Игра в слова — разновидность игры в города. Вспомните, как в детстве мы играли в города: «Архангельск-Кострома-Астрахань-…» Дома поиграйте в слова с детьми. Надо подобрать слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего (автобус — слива — апельсин-…).

Учим детей определять количество слогов в слове.

- Возникла путаница, отгадайте слово: «нок-ре-бе» (ребенок). Поменяйте слоги местами и отгадайте вместе с ребенком слово (ма-зи – зима, ка-кош – кошка).

- Начинайте говорить слово, а ребенок его заканчивает: ва-…за, ня, ся; ру-ка, бин, ль).

3. Практическая часть.

- Наши дети всегда радуются подарку и совместной с родителями деятельности. Мы сейчас им сделаем небольшое логопедическое пособие своими руками, а дома Вы продолжите пополнять коллекцию пособий вместе с ребёнком.

Перед вами белый лист А4 и рекламные буклеты. Вспомните, какой звук вызывает у вашего ребенка наибольшие проблемы. Найдите и вырежьте картинки с этим звуком в названии. Какую сказку можно придумать с этими картинками? Приклейте их в нужном для сказки или рассказа порядке. Расскажите ребенку вашу сказку, придумайте вместе с ним новую на определенный звук. Для аппликации можно использовать старые журналы, рабочие тетради, рекламные буклеты. Это ваше личное самодельное логопедическое пособие. Оно бесценно, потому что развивает фонематический слух, мелкую моторику, психические процессы анализа и синтеза, зрительное восприятие и внимание, детское воображение и фантазию. Вы учите ребенка творить развиваясь, учиться играя. А итогом вашего творчества будет правильная речь ребенка и хорошие оценки по русскому языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер–класс для педагогов «С пальчиками играем – речь развиваем»

Мастер–класс для педагогов «С пальчиками играем – речь развиваем»...

Мастер-класс для родителей «Дома играем – речь развиваем»

Повысить родительскую компетентность в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста...

Мастер-класс для родителей «Дома играем, слух развиваем»

Создать благоприятные условия для повышения родительского интереса к совместным логопедическим играм и упражнениям с ребенком в домашних условиях....

Мастер-класс для педагогов «С пальчиками играем – речь развиваем для детей младшего дошкольного возраста»

Цель: помочь педагогам с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики младшего дошкольного возраста....

Мастер- класс для родителей «Дома играем - речь развиваем!»

Мастер- класс для родителей «Дома играем - речь развиваем!» Мастер – класс начался с игры «Он и она», которая способствовала снятию усталости и развитию внимания.В о...