Консультация "Мотивация к учебной деятельности"
консультация (подготовительная группа)

Почему ребёнок не хочет учиться?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

Для начала необходимо разобрать, что же такое мотивация? Мотива́ция (от лат. movēre «двигать») — побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность. Говоря простым языком, мотивация – это то, что помогает двигаться только вперед, это то чувство, которое дает нам силы делать что-то, доводить дело до конца, стремиться достичь поставленной цели, а самое главное – желание что-либо делать. 

Многие родители сталкивались с такими историями, гуляя на детской площадке с ребенком, когда мама или папа другого ребенка рассказывали, что их ребенок ходит в музыкальную школу, на плаванье, играет в театральном кружке и учиться хорошо. И вот вы стоите с недоумевающем лицом, а в голове “Он что, киборг?”, кто-то наоборот “Ну это уж чересчур, так над ребенком издеваться!”, а кто-то “А я тоже хочу, чтобы у нас так же было!”. Чтобы ответить на ваши вопросы и понять, как сделать так, чтобы было так же, необходимо понять главное – природу вашего ребенка.

Если мотивацию рассматривать как потенциальный инструмент для прогресса вашего ребенка, необходимо отметить две очень важные составляющие. В мотивации есть два понятия – «Внутренняя мотивация» и «Внешняя мотивация». 

Внутренняя мотивация это – мотивация внутреннего «Я». Это то чувство и тот двигатель, который говорит нам: «Я могу», «Мне это необходимо», «Я это сделаю, я же сильный/сильная». 

Внешняя мотивация это – важный инструмент, который должен быть как у родителя, так и у ребенка. Внешняя мотивация — это «Мотив», являющийся стимулом. Его еще можно интерпретировать как поощрение. 

Почему ребенок не хочет учиться? 

Отсутствие мотивации у ребенка возможно из-за конфликтных ситуаций между классным руководителем или преподавателем по какому-то определенному предмету. В своей профессиональной деятельности мы сталкиваемся с такими ситуациями постоянно. Это могут быть как буллинг со стороны педагога, брошенные резкие фразы, так и личная неприязнь по какому-либо признаку у ребенка. 

Среди других возможных причин: плохие отношениях с одноклассниками. Это одна из самых распространённых причин демотивации ребенка в образовательном пространстве. 

Те, кто переходят из младшей школы в старшую, сталкиваются с огромным количеством домашних заданий. Это проблема всех родителей и детей XXI века. Если школа вам подходит, программа обычная, но ребенок не успевает – что же делать? Необходимо поговорить с классным руководителем и спросить об общей успеваемости в классе, если ситуация схожая с вами, то можно поговорить и приди к общему знаменателю. Если только ваш ребенок не справляется с нагрузкой, необходима ваша помощь при выполнении домашнего задания, а возможно и не только ваша, но еще и репетитора. 

Самая большая проблема нашего человечества -это страх потерпеть неудачу. Детей эта проблема тоже не обошла стороной. Многие сталкивались с тем, что ребенок при выборе секций распыляется и не приходит к чему-то одному. И тут можно уже понять, что это страх, страх не выполнить задание от тренера, или сделать его хуже, в отличии от других ребят. Если вы поняли, что это ваш случай и ребенок патологически всего боится, необходимо обратиться к детскому психологу для проработки этих страхов. 

Часто слышите от своих детей «Я устал!», «Я больше не могу!», «Хватит!»? Это можно объяснить только одним – усталостью и переутомлением. Еще один популярный термин – “эмоциональное выгорание”. Да, дети тоже эмоционально перегорают и к учебе, и к своим друзьям, и к секции, в которую они ходят. Как и у взрослых, у детей тоже бешеный график. 

Стоит ли заставлять ребенка учиться?

Для многих детей обучение в школе становится однообразной, неинтересной, скучной рутиной. Ребята, особенно в старших классах, задаются вопросом «А зачем мне это нужно?», «Что мне даст этот предмет в жизни?», «Ведь можно получить тройку, зачем мне стараться быть лучше?». Ведь сидеть за компьютером или смотреть на смартфоне YouTube каналы намного интересней, чем читать параграф по истории. Первое, что приходит в голову родителя – «И как заставить его учиться?».

Но ключевая мысль здесь – “заставить”. Само слово уже вызывает не очень приятные ощущения и ассоциации, а уж если переходить в наступление, то есть заставлять ребенка, запрещая ему что-то из того, что он любит, то всё – негатив будет просто неизбежен. Ребенок начнет сопротивляться, повышать тон, плакать и т.д. Для того, чтобы не столкнуться с такой проблемой или решить её, необходимо найти корень проблемы. 

Ошибки родителей 

10 основных ошибок, которые родители могут совершить, пытаясь мотивировать ребенка:

  1. Не разделять понимание готовности к школе моральной и интеллектуальной. Например, когда ребенок по знаниям готов идти в первый класс в 6 лет, а морально – нет.
  2. До первого класса находиться на домашнем обучении и не ходить в детский сад.
  3. Нестабильная эмоциональная атмосфера в семье.
  4. Нет четкого режима сна, активной деятельности и др.
  5. Нет установленных правил поведения вне и внутри дома.
  6. Неправильные методы воспитания: наказание ребенка с применением физического насилия, унижение, оскорбление с ненормативной лексикой.
  7. Завышенные требования.
  8. Сравнение своего ребенка с другим: «А вот Ваня Иванов 5 получил по математике, а ты почему 4 получил?»
  9. Навязывать интересы родителей. Ваш ребенок – личность, и у него могут быть другие интересы.
  10. Ругать ребенка за неудачи.

Способы мотивации

Мотивация – это долгий, но очень приятный процесс. Как мы уже писали выше, на мотивацию ребенка влияет очень много факторов. Всё больше и больше родители задаются вопросом мотивации, читают очень много научной литературы, чтобы быть более подкованным в этом вопросе и помочь своему ребенку в нужный момент. Мы раскроем еще 6 пунктов, которые вы, возможно, еще не применяли на своих детях:

  1. Похвала. Если ребенок чувствует вашу теплоту и любовь, он прекрасно осознает, что учеба – это неотъемлемая часть его жизни и он может приложить больше стараний, чтобы не огорчать вас.
  2. Подарки. Если ваш ребенок закончил четверть с хорошими оценками, поощрите его труд.
  3. Стремление достичь цель. С целями вы можете помочь своему ребенку, нарисовав карту желаний.
  4. Адекватная самооценка. Не забывайте говорить своему ребенку, что у него всё получится, если он приложит должные усилия.
  5. Поощрение деньгами. Многих семьи вводят такие правила. Ребенок за проделанную работу получает поощрение в денежном эквиваленте. Решите, сколько и за что ребенок будет получать.
  6. Дух соперничества. Большим мотивирующим фактором является здоровая конкуренция в коллективе. Ребенку хочется показать себя с лучшей стороны. Главное, чтобы это не перерастало в конфликты.

Заключение

При должном подходе можно отыскать правильные слова или действия, чтобы пробудить в ребенке желание хорошо учиться, быть активным и просто радоваться жизни. Главное правило мотивации- это «Желание». Желание должно побуждать его действовать во благо себе. Это основные рекомендации, которые смогут вам помочь и найти общий язык с вашим ребенком.  

background


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ, как средство формирования познавательных мотивов учебной деятельности».

Одним из личностных предпосылок учебной деятельности (по ФГОС) является развитие познавательных потребностей ребенка, а именно интерес к собственно познавательным задачам, к овладению новыми знаниями ...

О необходимости формирования предпосылок учебной деятельности. Пропедевтика чтения и письма в контексте предпосылок к учебной деятельности

О необходимости формирования предпосылок учебной деятельности. Пропедевтика чтения и письма в контексте предпосылок к учебной деятельности...

Использование интерактивных цифровых платформ для повышения эффективности учебной деятельности и формирования положительной учебной мотивации на уроках в начальной школе и уроках математики в 5-11 классах

Использование интерактивных цифровых платформ для повышения эффективности учебной деятельности и формирования положительной учебной мотивации на уроках в начальной школе и уроках математики в 5-11 кла...