Консультация для родителей "Использование технологии "Синквейн" по развитию речи старших дошкольников"
консультация (подготовительная группа)

В материале дан алгоритм создания устных нерифмованных стихотворений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_po_sinkveynu.docx76.23 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Использование технологии «Синквейн»

по развитию речи старших дошкольников»

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=0ed411df0a729daebf68ffe9233e1e49_l-9185952-images-thumbs&n=13

Кто ясно мыслит - тот ясно излагает.

Античная пословица

Подготовила: Яковлева Г.И.

 Практика работы над развитием связной речи детей показала, что в качестве эффективного средства при работе с детьми можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст) научиться работать с ними.

Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Одним из видов моделирования является синквейн.

Слово синквейн (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам.

Функции синквейна.

-  Способствует речевому развитию: уточнение, активизация словаря детей, закрепление знаний о частях речи. Учит краткому пересказу. Учит подбирать синонимы.

-  Развивает психические процессы: внимание, мышление, память, воображение.

-  Способствует развитию творческой активности, самостоятельности.

- Содержит игровой момент.

-  Главное – могут составить все, но уровень составления будет разный, так как зависит от интеллекта и увлеченности данной темой.

На сегодняшний день десятки отечественных авторов указывают на большую помощь синквейна в постановке правильности и осмысленности речи для детей дошкольного возраста.

Можно ли учить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать?

Конечно, можно. Составить синквейн получается у всех. Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Дети, которые не умеют читать, устно составляют синквейн с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.

Например,

Кто? Кукла

Какая? Красивая, Любимая

Что делает? Стоит, Сидит, Улыбается

Предложение. Моя кукла самая красивая

Ассоциация. Игрушка

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.

      Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет», и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением.

     Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети осознают, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

Начинать надо с простых понятий, знакомой темы.        

*Что делает цветок – растет, цветет, пахнет, качается, засыхает, вянет.

*Девочка и мальчик могут производить несколько действий - смотрит,  плачет, улыбается, кричит, прыгает, бегает, сидит, играет.

*Что изображено на картинке: кошка лежит, чайник кипит.

*Несколько признаков к одному предмету – жёлтый, кислый, сочный, ароматный (лимон).

    Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически, а так же с помощью картинок-ассоциаций или предметов.

Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе изучения темы проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.

    Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. А в результате при его составлении реализуются практически все личностные способности ребёнка (интеллектуальные, творческие, образные). Вы  можете  сделать с ребёнком копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…

Синквейн для дошкольников – это:

- средство творческого самовыражения ребёнка;

- игровой способ обогащения словарного запаса;

- увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: «Применение пословиц в развитии речи старших дошкольников»

Консультация для воспитателей:« Применение пословиц в развитии речи старших дошкольников»...

Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников. Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников2.1  Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей. Развитие речи старшего дошкольника.

В данной консультации помещён материал о том , что должно быть сформировано в речи  (звукопроизношение, лексика, грамматика) старшего дошкольника к 6-7 годам и на что родителям следует обратить о...

Консультация для родителей «Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников с ЗПР"

Консультация для родителей "Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников с ЗПР"...

Консультация для воспитателей «Использование песочной терапии в работе по развитию речи старших дошкольников»

Не секрет, что развитие мелкой моторики руки как нельзя лучше способствует развитию речи у ребенка. В этой связи песочная терапия является незаменимым методом в профилактике речевых нарушений у дошкол...

Консультация для воспитателей Использование синквейн – технологии в развитии речи старших дошкольников.

Синквейн - технология один из эффективных способов развитие речи детей...

Консультация "Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников"

Консультация "Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников"...