Статья "Особенности проявления агрессивности у детей дошкольного возраста"
статья (старшая группа)

Ирина Николаевна Полякова

Аннотация: Агрессивное поведение детей – это своеобразный сигнал «сос», крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справится не в силах.

Ключевые слова: агрессивность, дошкольники, формы, конфликт, поддержка.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_statya_polyakovoy_i.n.docx18.65 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Полякова И.Н.

воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 46 «Колокольчик»

Россия, г. Белгород

Аннотация: Агрессивное поведение детей – это своеобразный сигнал «сос», крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справится не в силах.

Ключевые слова: агрессивность, дошкольники, формы, конфликт, поддержка.

Маленький ребенок, находясь в группе сверстников, старается стать в этой среде популярным или авторитетным. Этим он удовлетворяет своё желание быть признанным и защищенным, пользоваться вниманием. Коммуникативные навыки в этом возрасте обычно недостаточно развиты, процессы возбуждения обычно превалируют над торможением, а моральные нормы еще не сформированы, поэтому маленький человек часто старается занять лидерские позиции с помощью агрессивных методов. Особенно легко и быстро агрессия возникает у детей социально запущенных, отвергаемых родителями [2;35].

Поведение ребенка дошкольного возраста дома существенно зависит от эмоционального климата в семье, а детская группа, в свою очередь, становится зеркальным отражением внутреннего состояния воспитателя. Если те или другие проявляют или даже просто испытывают агрессию, дети с большой вероятность будут ее воспроизводить. Она проявляется в виде отдельных вспышек ярости и гнева и обычно носит инструментальный характер – дети просто не умеют добиваться авторитета и популярности конструктивно [1;22].

Дошкольники легко вовлекают в свои конфликты взрослых – родителей, воспитателей. Они делятся с ними своими переживаниями и тайнами, часто просят вмешаться в споры и конфликты со сверстниками, иногда настойчиво требуют поддержки, а нередко даже доносят на приятелей. Грамотные воспитатели и родители с заступничеством обычно не торопятся, а предлагают малышам попробовать разобраться самим. И это правильно, потому что решение проблем за ребенка взрослыми помешает его развитию: он не научится грамотно выходить из конфликтных ситуаций, справляться и со своей агрессией, и с агрессией, проявляемой другими в его адрес [3;78].

И.А. Фурманов делит агрессивное поведение детей на две формы:

А) Социализированная. Дети обычно не имеют психических нарушений, у них низкий моральный и волевой уровень регуляции поведения, нравственная нестабильность, игнорирование социальных норм, слабый самоконтроль. Агрессия носит непроизвольный, непосредственный характер, враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников – готовностью сотрудничать с ними.

Б) Несоциализированная. Дети обычно страдают какими-либо психическими расстройствами (эпилепсия, шизофрения, органическое поражение головного мозга), сопровождающимися негативными эмоциональными состояниями (тревога, страх, дисфория). Отрицательные эмоции и сопровождающая их враждебность могут возникать спонтанно, а могут быть реакцией на психотравмирующую или стрессовую ситуацию. Внешне это проявляется чаще всего прямой вербальной и физической агрессией. [2;112].

Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.

Те или иные формы агрессивного поведения наблюдаются у большинства дошкольников. В то же время некоторые дети проявляют значительно более выраженную склонность к агрессивности, которая проявляется в следующем:

  • высокая частота агрессивных действий – в течение часа наблюдений такие дети демонстрируют не менее четырех актов, направленных на причинение вреда сверстникам, в то время как у других детей отмечается не более одного;
  • преобладание прямой физической агрессии – если у большинства дошкольников чаще всего наблюдается вербальная агрессия, то эти дети часто используют прямое физическое насилие;
  • наличие враждебных агрессивных действий, направленных на достижение какой-либо цели (как у остальных дошкольников), а на физическую боль или страдание сверстников.

Таким образом, в основе детской агрессивности может лежать различная мотивационная направленность: в первом случае – спонтанная демонстрация себя, во втором – достижение своих практических целей, в третьем – подавление унижение другого. Однако, несмотря на эти очевидные различия, всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство – невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого [1; 216].

В то же время можно полагать, что в дошкольном возрасте еще не поздно предпринять своевременные меры для преодоления этих тенденций. Своевременная работа поможет взрослым быстро заметить тревожные симптомы и выстроить такие отношения с ребенком, которые помогут ему преодолеть внутреннюю изоляцию и приобрести способность видеть и понимать других.

Список литературы

  1. Колосова С.Л. Детская агрессия / С.Л. Колосова. - СПб.: Питер, 2004. - 224 с.
  2. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 158 с.
  3. Хомич А.В. Психология девиантного поведения. Учебное пособие / А.В. Хомич. - Ростов-на-Дону: ЮРУИ, 2006. - 140 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Особенности проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста"

Статья на тему "Особенности проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста"Выполнила: воспитатель старшей группы № 11 Фалина Ирина Сергеевна.Цель статьи : познакомить педагогов...

Особенности проявления агрессивности у детей дошкольного возраста

Агрессивные проявления у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего детства. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся упр...

Консультация для воспитателей и родителей «Причины и проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста и методы его коррекции»

Агрессивное поведение - одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста. Агрессия - это мотивированное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в общес...

«Причины и проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста и методы его коррекции»

консультация для воспитателейАгрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели....

Особенности проявления агрессии и агрессивности у детей дошкольного возраста

Детская агрессивность – одно из тяжких испытаний для родителей. Дети сами часто не могут справиться со своей агрессивностью, и когда они становятся взрослыми, проблема управления агрессивностью ...

Консультация для педагогов Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агресс...