Кинезиологические упражнения в работе с детьми с ОВЗ
консультация

Проводите кинезиологические упражнения с детьми, у которых проблемы в развитии. Они помогают детям повысить интеллектуальные способности, стать внимательными, усидчивыми, уверенными в себе. Какие упражнения включить в коррекционно-развивающую работу с детьми с ограниченными возможносятми здоровья, читайте в статье.

Развитие интеллекта напрямую зависит от сформированности полушарий головного мозга, их взаимодействий. Кинезиологические упражнения активизируют отделы коры больших полушарий, что позволяет развивать способности ребенка, а также корректировать проблемы в психическом развитии. Расскажем, с какими детьми и какие упражнения из гимнастики мозга применять в коррекционной и развивающей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kineziologicheskie_uprazhneniya_ras_i_ovz.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Справочник педагога-психолога. Детский сад

Коррекционная и развивающая работа / Коррекционная и развивающая работа

Какие кинезиологические упражнения развивают детей с ОВЗ

Проводите кинезиологические упражнения с детьми, у которых проблемы в развитии. Они помогают детям повысить интеллектуальные способности, стать внимательными, усидчивыми, уверенными в себе. Какие упражнения включить в коррекционно-развивающую работу с детьми с ограниченными возможносятми здоровья, читайте в статье.

Развитие интеллекта напрямую зависит от сформированности полушарий головного мозга, их взаимодействий. Кинезиологические упражнения активизируют отделы коры больших полушарий, что позволяет развивать способности ребенка, а также корректировать проблемы в психическом развитии. Расскажем, с какими детьми и какие упражнения из гимнастики мозга применять в коррекционной и развивающей работе.

С какими детьми проводить кинезиологические упражнения

Дети с нарушениями в физическом и психическом развитии невнимательны, забывают сложные инструкции и последовательность заданий, отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. У них недостаточно развита мелкая моторика, часто нарушена координация движений.

Моторное развитие ребенка тесно связано с его психоэмоциональным состоянием и влияет на интеллектуальные способности. Чтобы у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) корректировать и развивать интеллектуальные способности, используйте кинезиологические упражнения.

СЛОВАРЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Кинезиологические упражнения («гимнастика мозга») – комплекс движений, которые позволяют активизировать межполушарное взаимодействие.

Какие упражнения включить в коррекционно-развивающую работу с детьми

Несколько видов упражнений входят в гимнастику мозга: растяжка, дыхательные, глазодвигательные, телесные упражнения, тренировка тонких движений пальцев рук, массаж, релаксация. Для определенных диагнозов выберите подходящие.

Растяжка нормализует тонус мышц. Снимая тоническое напряжение, растяжки способны активизировать соответствующие структуры головного мозга. Эффективны в работе с детьми с расстройством аутистического спектра (РАС), с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ).

Дыхательные упражнения улучшают активность мозга, ритм сердца, пульсацию сосудов, развивают самоконтроль и произвольность. Эффективны при коррекционно-развивающей работе с детьми с СДВГ.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, активизируют процесс обучения.

Телесные упражнения развивают межполушарное взаимодействие, снимают синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. Многим детям легче мыслить, когда они ходят, покачивают ногой, постукивают карандашом по столу. В результате движений простраиваются нейронные сети, которые позволяют закрепить новые знания. Эффективны при коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), минимальной мозговой дисфункцией (ММД).

Тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие речи, повышает работоспособность головного мозга. Кинестетические импульсы, которые идут от рук, влияют на речевые области. Эффективны при работе с детьми с задержкой психического развития (ЗПР).

Массаж ушных раковин. Специалисты насчитывают 148 точек, которые расположены на ушной раковине и соответствуют разным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке уха – голове. Мочки ушей энергетически связаны с мозгом. Когда массируется и стимулируется правая мочка, активизируется левое полушарие мозга, левая мочка – правое полушарие. Массаж ушей помогает сосредоточиться, это полезно для обучения на занятиях.

Упражнения для релаксации расслабляют, снимают напряжение. Эффективны при коррекционной и развивающей работе с детьми с детским церебральным параличом (ДЦП), нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА).

Пример коррекционно-развивающей работы, в которой педагог-психолог использует кинезиологические упражнения, – мероприятие «Возвратим зиме память»для детей подготовительной группы. Проведите его для родителей, чтобы показать, каких успехов в развитии интеллекта добились дети.


Приложение

Сценарий мероприятия для детей подготовительной группы «Возвратим зиме память»

Цели: подготовить детей с ОВЗ к обучению в школе, развивать познавательные психические процессы (мышление, память, восприятие).

Задачи: обобщить знания детей об основных приметах зимы и изменениях, которые происходят зимой в растительном и животном мире; закрепить отличительные особенности ранней и поздней зимы.

Материалы: снежинки с цифрами, карточки с недорисованными картинками, резиновые шипованные мячики-ежи, шкала достижений, оценочные карточки: солнце, облако, туча.

Ход мероприятия

1. Разминка

Педагог-психолог в образе Зимы: Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть. Как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом, вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через рот все обиды и огорчения. (Дети вдыхают и выдыхают три раза.) Сейчас на свое место сядут те, чье имя я назвала (Называйте шепотом по три имени.)

2. Основная часть

Педагог-психолог: Сегодня мы отправимся с вами в сказку. В ней всегда есть сказочные герои. В нашей сказке я буду играть роль Зимы. Злая волшебница меня заколдовала, и я не могу вспомнить зимние месяцы. Помогите мне, пожалуйста, возвратить память.

Телесное упражнение «Перекрестное марширование»

Цели: развить межполушарное взаимодействие, снять непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

Инструкция. Дети шагают, высоко поднимают колени, попеременно касаются правой и левой рукой по противоположной ноге. Повторяют движения по 6 раз с каждой ногой.

В лес отправимся гулять
Будем весело шагать.
По тропиночке пойдем
Друг за дружкою гуськом.
На носочки встали
И к лесу побежали.
Ноги выше поднимаем
На кочки мы не наступаем.
И снова по дорожке
Мы весело шагаем.

Педагог-психолог: Вот мы пришли в лес. Нас кто-то встречает. Кто это?

Лесовичок (воспитатель): Здравствуйте, ребята, я хозяин леса – Лесовичок. Вы пришли ко мне в гости. Скажите, каким бывает лес? (Осенний, зимний, сосновый, хмурый, загадочный, сказочный.) Покажите мимикой сосновый лес. Покажите мимикой осенний лес. (Дети показывают эмоции радости, хмурости.)

Посмотрите, какой красивый зимний лес у меня, как много снежинок в нем. На каждой снежинке написана цифра. Вам нужно правильно разложить числовую прямую. (Дети совместно раскладывают цифры от 1 до 10.)

Педагог-психолог: Ребята, а сейчас я предлагаю вам дорисовать картинки. (Раздайте карточки с недорисованными рисунками, например снеговика и елки.)

Лесовичок: Какие зимние месяцы вы знаете? Давайте вспомним про приметы зимы: как одевается человек, что происходит с животными, птицами, какая погода.

Есть такая пословица: «Возле леса жить – голодному не быть!». Как вы можете объяснить эту пословицу? Какие лесные ягоды вы знаете? Какие деревья растут в лесу? А без чего лес не может существовать? (Без солнца, воды, света.) Дети, еще лесу необходимы покой и тишина.

Педагог-психолог: Ура, я все вспомнила! Я вспомнила, что зимой птицы улетают в теплые края, насекомые прячутся в щелки, животные меняют мех, а некоторые ложатся в спячку, человек тепло одевается. Спасибо вам!

Упражнение «Массаж пальцев»

Цель: развивать мелкую моторику рук.

Инструкция. Приготовьте для упражнения резиновые шипованные мячики-ежи. Раздайте их детям. Читайте стих и показывайте движения. Попросите воспитанников повторять за вами.

Я мячом круги катаю
Взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Словно я ласкаю кошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапку кошка.
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
А теперь, последний трюк,
Мяч летает между рук.

Педагог-психолог: Большой палец мы массируем, чтобы не болела наша голова. Указательный – чтобы дыхание было ровным. Средний палец массируем для того, чтобы хорошо работал желудок. Безымянный – чтобы хорошо работали все наши внутренние органы. Мизинец – чтобы лучше работало сердце.

Педагог-психолог в образе Зимы: Друзья, скажите мне, что будет, если медведь осенью не нагуляет жир? А теперь отгадайте загадку: стоят на полянке две сыроежки да поганка. Чего больше, шляпок или ножек?

Лесовичок: А рядом с моим лесом живет лесник. Он приглашал нас в гости. Ой, кажется, метель начинается.

Педагог-психолог: Ребята, чтобы не замерзнуть, давайте попрыгаем. (Дети прыгают, чередуя перекрестные и односторонние шаги.) А теперь разотрем ушки, чтобы не замерзли, потрем ладошки.

Упражнение «Какая картинка лишняя. Почему? Объясни свой ответ»

Цель: развивать мышление.

Инструкция. Раздайте дошкольникам картинки, на которых изображены: лошадь и три коровы, три гуся и курица, три синих разных предмета и один желтый. Варианты могут быть разные. Попросите детей ответить почему и объяснить свой ответ.

3. Заключительная часть

Педагог-психолог: Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте скажем до свидания Лесовичку. Ребята, перед вами шкала достижений. Оцените себя. Оцените занятие (дети наклеивают вырезанные картинки солнца, облака или тучи на доску достижений.) Спасибо вам за работу и хорошее настроение!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми шестилетнего возраста, имеющих нарушения речи»часть1

данная презентация содержит кинезиологические упражнения, которые целесообразно использовать на занятиях логопеда...

презентация "Кинезиологические упражнения в работе с детьми"

Кинезиология — наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие,...

ЗНАЧЕНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Здоровье сберегающие технологии. ПОДБОРКА ПРОСТЫХ И ЭФФЕКТИВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ....

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми с нарушением речи

Кинезиология, как оздоровительная форма, применяется в умственном и физическом оздоровлении дошкольников...

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми с ОВЗ

Кинезиологические упражнения, позволяющие улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольно...