Семинар-практикум для родителей «Развитие речи младших дошкольников»
консультация
Семинар-практикум для родителей
«Развитие речи младших дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_dlya_roditeley.docx | 23.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для родителей
«Развитие речи младших дошкольников»
Семинар подготовила:
воспитатель МАДОУ города Нижневартовска
ДС №38 «Домовёнок»
Степанова Людмила Александровна
Форма проведения: семинар-практикум.
Цель. Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.
Задачи. Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома; способствовать развитию коммуникативных качеств детей; вовлечь родителей в педагогический процесс жизнь группы.
Ход семинара
1 часть
«Немного о науки»
Воспитатель: - Уважаемые родители! Спасибо, что вы нашли время и пришли на наш семинар. Так как, именно семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка. Семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения. Мы приглашаем Вас к сотрудничеству. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.
Речь - форма общения. Становление речи в раннем детстве имеет свои закономерности, с которыми должны быть знакомы взрослые. Речевая функция столь важна для ребенка, что овладение ею можно считать одной из ведущих линий развития в первые годы жизни. В дошкольном возрасте она развивается по 2-м взаимосвязанным направлениям:
- речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;
- речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
При этом нельзя забывать про основные задачи речевого развития детей:
- овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;
- развитие у детей способности общаться (коммуникация).
Проблема развития речи волнует многих родителей. «Говорящий» ребенок не только более понятен, но и более «удобен» взрослому. С помощью слов, во-первых, легче узнать о самочувствии ребенка, его желаниях, чувствах; во-вторых, можно направить его действия в полезное русло и даже оградить от опасностей; в-третьих, расширять знания об окружающем мире, таком занимательном и притягательном.
Но, оговоримся сразу, в раннем детстве речь как средство общения и познания проходит стадию своего становления. И второй-третий год малыша на этом пути имеет свои отличительные черты и нюансы. Начало года и его конец не равнозначны с точки зрения овладения речевыми навыками – это путь значительных изменений, как в понимании, так и в активном освоении родного языка.
Малыш узнает названия многих предметов, игрушек, а также действий с ними и их качеств. Но главное, он учится обобщать предметы, ориентируясь на их существенные признаки, а именно на функциональное назначение.
Очень скоро ребенок начинает замечать, что словом «кукла» мама называет не только его «лялю», но и все игрушки, изображающие ребенка. Обобщенная функция слова открывается малышу именно на втором году его жизни. И ребенок начинает обобщать по существенному признаку, заложенному в функциональном использовании предмета,- неважно, большой он или маленький, какого цвета и формы, из какого материала изготовлен. Важно одно - его назначение.
Нарушения речи сказываются на формировании детского характера, т.к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе, но сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.
При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию.
Причинами отсутствия речи являются:
- у многих детей имеются эмоциональные проблемы (отсутствует стремление к общению, одни дети замкнуты, обидчивы, другие — раздражительны, чрезмерно подвижны);
- артикуляционный аппарат недостаточно подвижен (дети не могут вытянуть губки вперед, улыбнуться, показать язычок);
- недостаточно развито слуховое восприятие (дети не распознают звучание знакомых предметов).
Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.
Воспитатель: - А сейчас мы приглашаем Вас в необыкновенное путешествие по стране «Развитие речи».
2 часть
Игра-путешествие по стране «Развитие речи»
Воспитатель: - Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей.
1. Станция «Любознайка».
Воспитатель: - Подберите прилагательные к словам (признаки предметов):
- Снег (какой?) - белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.
- Человек (какой?) - вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.
- Ветер (какой?) - сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.
- Машина (какая?) - быстрая, большая, удобная и т.д.
2. Станция «Сказочная страна».
Родителям предлагается отгадать загадки.
Воспитатель: - Сказка нужна всем - и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.
Мы призываем Вас, читайте и рассказывайте детям сказки. А в хорошо знакомые сказки можно и проиграть. Сделайте пальчиковый театр: нарисуйте рожицы фломастерами на пальцах или отрежьте пальчики от старой перчатки и украсьте их глазками и ушками. Если любите вязать крючком, то сделать несколько маленьких игрушек вам не составит труда. Можно сшить героев сказки из ненужных лоскутов ткани, а можно даже склеить из бумаги - ребенок будет рад любому варианту. Чтение сказок, стишков, потешек, оречевление действий совершаемых ребенком приводит к формированию импрессивной речи, т.е. ее понимание.
Из муки он был печён,
На окошке был стужён.
Убежал от бабки с дедом,
А лисе он стал обедом.
(Колобок)
Нашла однажды мышка
Совсем пустой домишко.
Стала жить да поживать,
Да жильцов к себе пускать.
(Теремок)
Уходя, просила мать
Никому не открывать,
Но открыли дети дверь!
Обманул зубастый зверь —
Песню мамину пропел.
Кто потом козляток съел?
(«Волк и семеро козлят»)
Чтобы вырвать этот овощ,
Не хватило деду сил.
Но пришли ему на помощь
Все, кого он попросил.
(«Репка»)
Добрый доктор говорит:
- Побеждаем мы бронхит,
Корь, простуду и ангину,
Дифтерит и скарлатину,
И конечно, с Бармалеем
Тоже справиться сумеем!
(«Айболит»)
3. Станция «Наши руки не знают скуки».
Воспитатель: - Все специалисты заявляют, что на развитие речи ребенка особое влияние оказывает развитие рук, особенно пальцев. Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.
Кроме того, пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но их прелесть еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди). Вскоре вы заметите, как ребенок начнет «помогать» вам, подавая следующий пальчик. Это значит, что пальчики вашего малыша становятся «умнее», активизируется речевой центр, тем самым, улучшается развитие речи. Малыши очень любят ритмически организованную речь, поэтому незамысловатые стихи или сказки доставят им особую радость.
1 этап. Массаж.
Массируя пальцы активизировать работу внутренних органов.
Большой - отвечает за голову.
Указательный – желудок.
Средний – печень.
Безымянный – почки.
Мизинец – сердце.
1) Растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.
2) Потереть ладони, похлопать.
3) Использование инструмента Су-Джок.
2 этап. Пальчиковые игры.
1) Пальчиковая игра «Моя семья».
(Исходное положение – пальцы в кулаке. Разгибаем по одному, начиная с большого)
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка.
Этот пальчик - я.
Вот и вся моя семья.
(На последней строчке – ритмично сжимаем-разжимаем пальцы)
2) Пальчиковая игра «Апельсин».
Мы делили апельсин. (Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук в кулаки.)
Много нас, а он один.
Эта долька - для ежа. (По очереди загибают пальцы, начиная с мизинца)
Эта долька - для стрижа.
Эта долька - для утят.
Эта долька - для котят.
Эта долька - для бобра.
А для волка - кожура. (Сжимают пальцы обеих рук в кулаки)
Он сердит на нас - беда;
Разбегайтесь – Кто куда! (Резко разжимают пальцы, сжатые в кулаки)
3) Пальчиковая игра - «Медведь».
(Медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак).
«Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее, на подмогу,
Мишка, кажется, застрял!»
(с силой вытянуть платочек)
Воспитатель: - Благодарим Вас за сотрудничество и внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Развитие связной речи у дошкольников 4-5 лет»
Консультация для родителей«Развитие связной речи у дошкольников 4-5 лет»...
Методический материал для родителей "Развитие связной речи у дошкольников"
Методический материал для родителей "Развитие связной речи у дошкольников"...
Консультация для родителей "Развитие связной речи у дошкольников в семье"
Развитие связной речи становится всё более актуальной проблемой современного общества....
Презентация "Семинар -практикум для педагогов ДОУ "Развитие речи старших дошкольников"
Создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей....
Консультация для родителей "Развитие связной речи у дошкольников"
Консультация для родителей "Развитие связной речи у дошкольников"...