Консультация «Причины нарушений звукопроизношения»
консультация

Алентьева Анастасия Александровна

Консультация «Причины нарушений звукопроизношения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichiny_narusheniya_zvukoproiznosheniya.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Причины нарушений звукопроизношения»

Причины нарушений звукопроизношений

Основными причинами нарушений звукопроизношения у детей с нормальным интеллектом и без выраженных отклонений в поведении являются следующие:

-нарушение слуха и слуховой дифференциации звуковой речи;

-нарушение анатомического строения артикуляторного аппарата;

-нарушение его нормального функционирования (недостаточная подвижность артикуляторных органов);

-неправильная речь окружающих ребёнка людей или недостаточное с их стороны внимание к его речи.

Рассмотрим каждую из этих причин в отдельности.

Любые нарушения слуховой функции, наступившие в раннем возрасте, отрицательно сказываются на формировании правильного звукопроизношения у детей и их речи в целом. При снижении слуха (так называемой тугоухости) речь развивается с существенными отклонениями от нормы, в том числе и в плане и звукопроизношения. Выраженность таких отклонений при прочих равных условиях находится в прямой зависимости от степени тугоухости.

Помимо снижения биологического слуха на формирование звукопроизношения у детей отрицательно сказываются и нарушения слуховой дифференциации звуков речи. В этом случае дети слышат хорошо, но некоторые акустически близкие зву4ки (например, С и З) кажутся им одинаковыми и не дифференцируются. По этой причине ребёнок, овладевший, скажем, правильным произношением звука С, не чувствует никакой необходимости в том, чтобы усваивать ещё и произношение звука З, в силу чего спокойно говорит САМОК вместо ЗАМОК или САЯЦ вместо ЗАЯЦ. В раннем возрасте такие нарушения могут сойти за возрастные особенности в произношении звуков, однако, в отличии от них, в дальнейшем они не исчезнут без специальной логопедической помощи. Вот почему так важно в возрасте после двух лет проверить у ребёнка состояние слуховой дифференциации акустически близких звуков.

Нарушение анатомического строения артикуляторного аппарата (неправильное строение челюстей и зубов, нёбные расщелины, короткая уздечка языка и т. п.) также во многих случаях препятствуют овладению правильным произношением некоторых или даже большинства звуков речи. Например, при короткой уздечке языка ребёнку не удаётся поднять язык к верхним альвеолам, без чего не может быть усвоена нормальная артикуляция звука Р.

Недостаточная подвижность органов артикуляции (прежде всего языка и губ)не может не сказываться отрицательно на овладении звукопроизношением, поскольку при произнесении каждого звука артикуляторные органы должны занимать вполне определённое положение. Точные и скоординированные движения губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок возможны потому, что их работой управляет головной мозг. К этим группам мышц из двигательных отделов коры головного мозга по проводящим нервным путям передаются нервные импульсы. При органическом повреждении, как коры головного мозга, так и проводящих нервных путей или периферических нервов передача этих импульсов нарушается, а то и совсем прекращается, что и приводит к нарушениюподвижности артикуляторных мышц: в них наблюдается явление паралича или пареза (мышечной слабости, вялости). Естественно, что при этих условиях звукиречи или вообще не могут артикулироваться или артикулируются с большим трудом и лишь приблизительно.

При более легких нарушениях в работе двигательных отделов коры головного мозга, имеющих функциональный характер, движения языка осуществляются в полном объёме, но могут быть несколько замедленными и недостаточно точными, что приводит к значительно менее тяжёлым нарушениям звукопроизношения.

На каких этапах развития ребёнка, и при каких условиях и обстоятельствах может происходить повреждение его речевого аппарата, приводящее к нарушениям речи? И только ли повреждения речевого аппарата могут приводить к появлению речевых расстройств или такие расстройства возможны и при вполне нормальном речевом аппарате?

Начнём с самого начала. Ребёнок ещё не родился и даже не "запрограммирован", а разного рода неблагоприятные факторы уже могут полным ходом "работать" на речевую и иную патологию. Это объясняется тем, что на состояние здоровья и речи будущего ребёнка большое влияние могут оказывать неблагоприятная наследственность и неправильный образ жизни будущих родителей. По наследству могут передаваться некоторые особенности нервно-психического склада родителей, а так же особенности строения периферического и центрального отделов речевого аппарата (например, особенности строения артикуляторных органов, вплоть до наличия нёбных расщелин, или своеобразное развитие некоторых структур головного мозга, имеющих отношение к осуществлению речевой функции). Однако роль наследственного предрасположения в происхождении речевой патологии оценивается не всеми одинаково: одни исследователи отводят ей чрезвычайно большую роль, другие почти полностью сбрасывают со счетов. Истина здесь, как и в большинстве других подобных ситуаций, по-видимому, лежит где-то посредине.

Что касается предшествующих наступлению беременности обстоятельств жизни будущих родителей, то особую опасность здесь предоставляют следующие:

-профессиональные "вредности", действующие очень массивно или в течении продолжительного времени (наличие радиационного излучения, работа с химически активными веществами, в условиях повышенных вибрационных нагрузок и т. п.);

-наркомания;

-алкоголизм и курение;

-искусственное прерывание предшествующих беременностей;

-другие вредные факторы, действие которых приводит к физическому и нервно-психическому истощению будущих родителей.

Нормальный ход внутриутробного развития плода, а значит и нормальное формирование центрального и периферического отделов речевого аппарата, может нарушаться вследствие воздействия следующих неблагоприятных факторов:

*токсикозы первой или второй половины беременности;

*острые и хронические заболевания матери во время беременности (грипп, краснуха, почечная и сердечная недостаточность, эндокринные расстройства и т. п.);

*резус-конфликт;

*падение и ушибы (особенно в области живота) матери во время беременности;

*профессиональные вредности, продолжающие действовать и во время уже наступившей беременности; помимо, отмеченных выше для будущей матери в этот период недопустимы также тяжёлые физические нагрузки и работа в ночную смену;

*курение матери во время беременности и употребление ею алкогольных напитков;

*стрессовые ситуации, связанные, например, с распадом семьи, смертью близких родственников и т. п.

*не доведенные до конца попытки прерывания данной беременности, неизбежно нарушающие весь дальнейший ход нормального внутриутробного развития плода.

В период раннего развития ребёнка на формирование его речи неблагоприятно могут сказываться следующие обстоятельства:

-травмы головы, сотрясение и ушибы головного мозга;

-воспалительные заболевания головного мозга (менингит, менинго энцефалит и пр.);

-применение некоторых лекарств, избирательно воздействующих на слуховой нерв и вызывающих те же самые отрицательные последствия;

-наличие дефектов речи у окружающих ребёнка людей или их недостаточное внимание к его речевому развитию.

Родителям очень важно понять, что речь усваивается ребёнком по подражанию, поэтому он может овладеть лишь тем, что чаще всего слышит в речи окружающих его людей. По этой причине ему необходимо обеспечить правильный образец для подражания, на который он мог бы с самого начала равняться. Откуда ребёнку знать, как нужно говорить? Он смотрит на взрослых, вслушивается и "всматривается" в их речь и пытается в меру своих возрастных и других возможностей ей подражать, постепенно все более и более приближаясь к "предлагаемому" образцу.

Неблагоприятное влияние на формирование речи ребёнка оказывает так же быстрая, неряшливая, сбивчивая речь окружающих его людей. Попробуй в этих условиях "рассмотреть" и расслышать, как произносятся те или иные звуки, попробуй уловить звуко-слоговую структуру сложных слов, их окончания и т. п.! Развитие детей в этом случае обычно существенно задерживается, к тому же ребёнок невольно усваивает по подражанию и неряшливую манеру речи.

Причины нарушения произношения

К причинам возникновения нарушений произношения звуков при наличии нормального слуха и интеллекта можно отнести следующие:

- слабость мышц артикуляционного аппарата;

- избирательное нарушение фонематического слуха;

- неблагоприятное речевое окружение.

Остановимся подробней на каждом из данных условий.

Усвоение произносительной системы языка является сложным процессом, в ходе которого ребенок учится воспринимать звучащую речь, чтобы затем воспроизвести ее. Произношение звуков, как одна из главных составляющих речевой системы, формируется в процессе общения.

Звуки речи усваиваются ребенком постепенно в течение нескольких лет после рождения. Процесс формирования правильного произношения, осуществляемый сложными системами мозга и речевым аппаратом, регулируется центральной нервной системой. При нормальном речевом развитии ребенок не сразу овладевает произносительными нормами. Для этого должна быть отработана система взаимодействия "центра", расположенного в коре головного мозга, и "периферии", которую составляют органы речи. Обмен сигналами, осуществляемый под контролем слуха, позволяет сформировать правильные звуковые образы. Для их реализации нужен развитый артикуляционный аппарат, обладающий специфическим речевым умением произвольно принимать позиции, необходимые для произношения звуков. Принято считать, что до 5 лет при нормальном развитии всей психической сферы ребенок должен овладеть нормами произношения звуков родного языка.

Фонематический слух вырабатывается у ребенка в процессе развития речи и осуществляет операции различения и узнавания фонем. Фонемой (в лингвистике) называют минимальную единицу звукового строя языка, служащую для различения смысла слов и реализующуюся - в зависимости от местоположения - в разных своих вариантах.

Вместе с фонетическим слухом, который, по словам известного русского лингвиста Н. И. Жинкина, осуществляет "слежение за непрерывным потоком слогов", фонематический слух входит в понятие речевого слуха. Речевой слух принимает и оценивает чужую речь и контролирует собственную.

Формируясь по подражанию в процессе общения, произносительная сторона речи болезненно реагирует на несовершенство социума, в который включен ребенок. Поэтому любые ограничения общения с ребенком, подражание неправильной речи окружающих его людей, использование в общении образцов несовершенной детской речи – "сюсюканье", могут привести к задержке формирования правильного произношения.

Особого внимания в смысле профилактики речевых нарушений требует период беременности. Большая забота об обеспечении нормального протекания этого ответственейшего периода в жизни женщины появляется у нас в общегосударственном масштабе - через сеть женских консультаций, где с будущими мамами планомерно проводится разъяснительно-профилактическая работа. Однако очень многое зависит и непосредственно от самой женщины, от соблюдения ею необходимых мер личной предосторожности.

Очень отрицательно сказываются на будущем ребёнке и возникающие в семье разного рода стрессовые ситуации, тем более, если они приобретают затяжной характер. Поэтому все члены семьи должны хорошо понимать важность момента и необходимость создания в доме возможно более спокойной обстановки. Разрешение всякого рода конфликтов должно быть отложено не только на время беременности, но и на весь послеродовой период. Нет таких житейских проблем, которые были бы важнее нервно-психического здоровья будущего ребёнка и полноценности его речи - это в конечном итоге всегда осознаётся всеми родителями, но нередко такое осознание приходит слишком поздно.

После рождения ребёнка следует очень внимательно наблюдать за протеканием его раннего развития, отмечая любое отставание в этом развитии или отклонение от его нормального хода. Так, если ребёнок в положенное время не начинает держать головку или самостоятельно садиться, если у него задерживается начало ходьбы или появление первых слов и фразовой речи, то причины этих отставаний необходимо своевременно выяснить у специалистов и безотлагательно принимать рекомендуемые ими меры по выравниванию положения. В этом отношении обычно действует такое общее правило: чем меньше по времени продолжается отставание от нормы, тем легче его преодолеть.

Что касается профилактики непосредственно речевых нарушений в раннем возрасте, т. е. она складывается в основном из таких двух моментов:

1) Забота о физическом и нервно-психическом здоровье ребёнка и о сохранности его речевых органов;

2) Забота о правильном речевом развитии ребёнка, включая и создание необходимых для этого социально-бытовых условий.

Решение первой из названных задач конкретно выражается в следующем:

• предупреждение ушибов головы;

• предупреждение различных заболеваний и детских инфекций, протекающих с высокой температурой (соблюдение сроков профилактических прививок, исключение непосредственных контактов с больными и пр.);

• охрана органа слуха от простудных заболеваний, от попадания инородных тел, от излишнего шума (даже во время сна, а также своевременное лечение и обязательное "долечивание" ушных заболеваний;

• охрана артикуляторных органов, состоящая в следующем:

• предупрежде6ние и лечение рахита и возможного появления аномалий костных частей речевого аппарата;

• исключение случаев сосания пальца или постоянного подкладывания руки под щеку во время сна (последнее может привести к образованию так называемого перекрестного прикуса);

• раннее протезирование зубов в случае их преждевременной потери, поскольку потеря зубов у детей вызывает значительную деформацию соседних зубов и челюстей (здесь не имеется в виду возрастная смена зубов);

• своевременное оперирование расщелин верхней губы и нёба, если они имеются у ребёнка;

• своевременное подрезание короткой уздечки языка (не позднее 4-5 лет, поскольку к этому времени в речи должны появиться те звуки, правильному артикулированию которых мешает короткая уздечка);

• охрана голосового аппарата от простуды, попадания пыли, голосовой перегрузки (чрезмерные крики, излишне громкая и напряженна речь и т. п.);

• охрана нервной системы ребёнка (исключение громких окриков, страшных рассказов и разного рода запугиваний, щадящий подход к ребёнку во время любой болезни и в течение некоторого времени после её окончания, борьба с аскаридами и т. п.); этот вид профилактики особенно важен для предупреждения всякого рода невротических речевых расстройств и в первую очередь - заикания.

Забота о правильном речевом развитии ребёнка

должна выражаться в следующем - обеспечение благоприятного речевого окружения как необходимого образца для подражания (в плане отсутствия речевых нарушений у окружающих ребёнка людей);

• поощрение лепета ребёнка мимикой радости;

• воспитание направленности на восприятие речи окружающих, для чего нужно как можно больше разговаривать с ребёнком начиная с первых дней его жизни;

• медленно и чёткое произнесение взрослыми простых слов, связанных с конкретной для ребёнка жизненной ситуацией, а так же отчётливое называние окружающих предметов и производимых действий, что поможет ребёнку постепенно "приступить" к овладению речью;

• отчётливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребёнком слов, рассчитанное на ненавязчивое и постепенное исправление его неправильного произношения;

• приучение ребёнка смотреть во время разговора в лицо собеседника поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более точному и более быстрому её усвоению;

• систематическое создание таких ситуаций, при которых ребёнок, должен, выразить свою просьбу словесно (взрослым не следует стремиться "понимать его с полуслова", и тем более с одного только жеста или взгляда);

• необходимо организовать жизнь ребёнка таким образом, чтобы сама обстановка вызывала у него необходимость речевого обращения, включая "разговор" с животными, игрушками и пр. ;

• полное исключение случаев "сюсюкание" с ребёнком, лишающего его правильного образца для подражания;

• занятие ритмикой, музыкой и пением: последнее способствует развитию правильного дыхания и достаточно гибкого и сильного голоса, а также предупреждает невнятность речи;

• развитие тонкой ручной моторики, играющей чрезвычайно важную роль в овладении полноценной речью.

После прекращения логопедических занятий родители должны в течение некоторого времени проводить с ребёнком специальные упражнения, и осуществлять контроль за его речью. На заключительном занятии логопеды обычно обязательно дают такие рекомендации, но, к сожалению, некоторые родители недооценивают их важность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительные причины нарушения звукопроизношения (консультация для родителей)

Преодоление «зажатости» у детей поможет улучшить их психологическое состояние  и значительно облегчит и ускорит процесс коррекции звукопроизношения.  ...

Социальные причины нарушения звукопроизношения

Часто  причиной  дефектного звукопроизношения является неправильная речь окружающих ребенка взрослых людей, двуязычие в семье, а также «сюсюкание».      Если у родит...

Основные причины нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Основные причины нарушения звукопроизношения детей: нарушение строения органов артикуляционного аппарата, нарушение просодической стороны речи, снижение фонематического слуха....

Социальные причины нарушения звукопроизношения

Часто  причиной  дефектного звукопроизношения является неправильная речь окружающих ребенка взрослых людей, двуязычие в семье, а также «сюсюкание»....

Логопедическая газета для родителей "Веселый язычок" выпуск №6 "Причины нарушения звукопроизношения у дошкольников"

Вопрос о причинах речевой патологии достаточно сложен и требует одновременного учета многих неблагоприятных факторов в их взаимодействии...

Статья по логопедии на тему: ""Причины нарушения звукопроизношения у детей".

В настоящее время выявляется большое количество детей с нарушениями произношения (более 50 % детей старшего дошкольного возраста). Причин  может быть очень много.Среди факторов, способствующих во...