Статья по логопедии на тему: ""Причины нарушения звукопроизношения у детей".
статья по логопедии (младшая группа) на тему
В настоящее время выявляется большое количество детей с нарушениями произношения (более 50 % детей старшего дошкольного возраста). Причин может быть очень много.
Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние условия окружающей среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichiny_narusheniya_zvukoproiznosheniya_u_detey_microsoft_office_word.docx | 17.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья по логопедии: "Причины нарушения звукопроизношения у детей".
Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние условия окружающей среды.
В настоящее время выявляется большое количество детей с нарушениями произношения (более 50 % детей старшего дошкольного возраста). Причин для этого может быть очень много.
Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Возникновению речевой патологии способствует токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору.
Родовая травма и асфиксия во время родов.
Заболевания в первые годы жизни ребёнка. Травмы черепа.
Наследственные факторы.
Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности, когда взрослые совершенно не обращают внимание на звукопроизношение ребенка, не поправляют ошибки малыша, не дают ему образец четкого и правильного произношения.
Дефекты звукопроизношения у детей могут быть вызваны и недоразвитием фонематического слуха. При этом у ребенка наблюдаются затруднения в дифференциации звуков, различающихся между собой тонкими акустическими признаками, например звонких и глухих согласных, мягких и твердых свистящих и шипящих. В результате таких затруднений развитие правильного звукопроизношения надолго задерживается.
Проблемы с произнесением звуков могут возникнуть у ребенка и по подражанию. Нередко ребёнок подражает искаженному звукопроизношению взрослых членов семьи.
Плохо сказывается на речи детей и двуязычие в семье.
Причиной неправильного звукопроизношения лежат органические дефекты периферического артикуляционного аппарата (языка, губ, зубов, челюстей). Среди аномалий строения языка и губ, чаще всего встречаются короткая уздечка языка или верхней губы; реже – макроглоссия (массивный, язык), микроглоссия (узкий, маленький язык), толстые, малоподвижные губы.
Очень часто аномалии прикуса сопровождаются нарушением звукопроизношения.
Нарушение произношения может быть следствием недостаточной подвижности органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти. Она может быть вызвана и неумением ребенка удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому.
Для произнесения звука требуется слаженная, согласованная, тщательно координированная работа различных органов (диафрагмы, легких, гортани, мягкого неба, губ, щек, языка и др.)
Зная причины возникновения речевых нарушений, профилактическая работа должна начинаться как можно раньше.
Основной задачей является: развитие артикуляционной моторики.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:
- Заниматься нужно в хорошо проветренном помещении.
- Взрослый и ребёнок садятся перед зеркалом так, чтобы ребёнок хорошо видел своё лицо и лицо взрослого.
- Дети, для которых важен зрительный образ, рассматривают картинки, а затем выполняют упражнение.
- Дети, ориентированные на слуховое восприятие, особенно важно прослушать стихотворение-описание.
- Отрабатывайте с детьми 2-3 упражнения, а затем добавляйте по одному.
- Упражнения необходимо выполнять без напряжения, в спокойном темпе.
- Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Сроки усвоения гласных и согласных звуков:
Возраст ребенка | 1-2 года | 2-3 года | 3-4 лет | 4-5 лет | 5-5,5 лет |
Звуки | А О Э | И Ы У |
|
|
|
Литература:
1. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. М. 1989.
2 Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические упражнения. – СПб., 2007.
3. Хватцев М.Е. Логопедия. М., 1959.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительные причины нарушения звукопроизношения (консультация для родителей)
Преодоление «зажатости» у детей поможет улучшить их психологическое состояние и значительно облегчит и ускорит процесс коррекции звукопроизношения. ...
Памятка для родителей "Причины нарушения звукопроизношения"
Причины нарушения звукопроизношения...
Проект учителей-логопедов Говорим красиво (коррекция нарушений звукопроизношения у детей с речевой патологией)
Цель проекта - повышение качества образовательного процесса по коррекции звукопроизношения через социальное партнерство педагогов с родителями (законными представителями)....
Основные причины нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
Основные причины нарушения звукопроизношения детей: нарушение строения органов артикуляционного аппарата, нарушение просодической стороны речи, снижение фонематического слуха....
Социальные причины нарушения звукопроизношения у детей
Социальные причины нарушения звукопроизношения Часто причиной дефектного звукопроизношения является неправильная речь окружающих ребенка взрослых людей, двуязычие в семье, а также «сюсюкание»....
ВКР по теме: Коррекция нарушения звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией
Актуальность темы нашего исследования обусловлена тенденцией к постоянному росту случаев нарушения звукопроизношения у дошкольников. На сегодняшний день эта проблема требует дальнейшего углубленного и...
Памятка для родителей "Социальные причины нарушения звукопроизношения у детей"
Каковы социальные причины нарушения звукопроизношения у детей? Каждому родителю важно знать ответ на этот вопрос....