Семинар-практикум для родителей «Роль игры в речевом развитии детей»
консультация

 

«Роль игры в речевом развитии детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum_dlya_roditeley.docx18.53 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей подготовительной группы №6

«Роль игры в речевом развитии детей»

Цель: Повышение педагогической культуры родителей в области речевого развития дошкольников

Задачи:

- Познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей;

- Способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.

Ход:

- Теоретическая часть;

- Практическая часть;

- Итог.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Игра является самым любимым и желанным видом детской деятельности и имеет огромное развивающее значение, несложно понять, в чем заключается ее волшебная сила. 1. Игра для ребенка — это радость и удовольствие.

2. Игра облегчает адаптационный период.

3. Игра помогает установить доверительные отношения с ребенком.

4. Игра способствует становлению целенаправленной деятельности.

5. Игра — окно в мир взрослой жизни.

6. Игра способствует развитию речи.

7. Игра имеет значение для умственного развития.

Все игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

Дидактиические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения. Дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует от них особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры. Существует следующая классификация видов дидактических игр: - с игрушками и предметами; - настольно-печатные; - словесные. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.

Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.

Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура - это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, правила игры, игровые действия, результат (подведение итогов). В своей работе мы используем различные дидактические игры: словесные, с игрушками и предметами, настольно-печатные. Одна из главных задач подобрать такие варианты игры, чтобы вызвать у детей интерес к играм. Во многие занятия и режимные моменты следует включать речевые дидактические игры и занимательные упражнения: фонетические, лексические, грамматические, игры со словом и движением. Основные требования всех видов игр по развитию речи: дети должны слышать обращенную к ним речь и должны говорить сами. Подбирая материал для словесных дидактических игр, старайтесь организовать его так, чтобы дети не просто запоминали ту или иную словообразовательную форму, но и в практическом плане освоили правила словообразования

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Дидактические игры на развитие лексико-грамматического строя речи

«Назови ласково» Цель: учить образовывать существительные и прилагательные с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

Например: добрая собака – добренькая собачка, резиновый мяч - резиновенький мячик.

«Из чего?» Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных, обозначающих материал и вещества, и изменять их по родам и числам. Например: сумка из кожи – кожаная, карандаш синего цвета – синий

«Чья голова / хвост / лапа?» Цель: учить образовывать притяжательные прилагательные от существительных. Например: У коровы голова – коровья; хвост кошки – кошачий; лапа зайца – заячья.

«Лови и бросай, и цвета называй» Цель: учить согласовывать существительные с прилагательными. Например: красный – мак, огонь, флаг; оранжевый – апельсин, мяч; желтый – цыплёнок, одуванчик.

«Человек, великанище и гномик» Цель: учить изменять существительные используя суффиксы: -ищ-, - ик-, - чик-, -к-, -иц-, -ок- . Например: глаза – глазища - глазки

«Сложные слова» Цель: развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, облегчают усвоение семантического значения и понимание морфемного состава сложных слов. Например: почему так назвали? пылесос – пыль сосет; носорог – на носу рог; как называется предмет? сам летает – самолет, рыбу ловит - рыболов

«Закончи предложение» Цель: образование сравнительной степени прилагательных. Куст низкий, а трава еще ниже Утром светло, а днем еще светлее. Осенью холодно, а зимой еще холоднее.

Дидактические игры по работе над звукопроизношением

и развитием фонематического слуха

«Кто больше» Цель: упражнять детей в подборе слов с определённым звуком.

Ход игры: Взрослый предлагает рассмотреть картинку и назвать предметы в названии которых есть определённый звук. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Побеждает тот, у кого больше фишек.

«Отгадай» Цель: определение первого и последнего звука в слове

Ход игры: Взрослый определяет первый и последний звук в слове, а ребенок его отгадывает. «Цепочка» Цель: развитие фонематических процессов Игра со словами для любого количества участников. Выберите несколько согласных звуков и запишите их на листке бумаги. Придумайте слова, которые включали бы в себя все эти звуки. Звуки можно менять местами, добавлять к ним другие согласные. Например, возьмем звуки "с", "л", "м". Составляем с ними слова: самолет, масло, салями, мысль. Выигрывает тот, кто придумал больше слов.

«Цепочка слов» Цель: выделение первого и последнего звука в слове По очереди называют любые слова. Например: кошкА – АвтобуС – СоК – КусТ

 «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги». Цель: определение количества слогов в словах Взрослый бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.

Дидактические игры для развития связной речи

«Какое что бывает?» Цель: классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать предметы, сопоставлять; подбирать как можно больше наименований, подходящих под заданное определение. Детям предлагают рассказать, что бывает: Например, зелёным — огурец, крокодил, листья, цветы, ель, краска, военная машина, нитки.

«Кто интереснее придумает» Цель: учить детей составлять предложения по заданному глаголу. Взрослый произносит одно слово (глагол), например, «готовит». Дети придумывают с этим словом предложения, например: «Бабушка готовит вкусные пирожки», «Мама готовит вкусно», Примечание. За основу предложения можно взять не только глагол. Взрослый может назвать любую часть речи (прилагательное, наречие и т.д.): я, любимая, дорогая, весёлая, грустная.

«Предлоги» Цель: учить детей пользоваться предлогами и составлять предложения. Возьмите одноразовую картонную тарелку, расчертите её на сектора. В каждом секторе напишите предлоги - "на", "в", "под", "над", "с" и др. Играть можно как в рулетку - бросая на тарелку шарик. А можно сделать в центре тарелки стрелку и вращать её. Смысл остается тот же - на какой предлог попадет шарик или стрелка, с тем предлогом и нужно составить предложение.

«Что на что похоже» Цель: развитие связной монологической речи, творческих способностей Предлагается подобрать похожие слова (сравнения): Белый снег похож на…(что? сахар, вату) Синий лед похож на… (что? море, небо, цветок) Густой туман похож на… (что? дым, пыль) Блестящая на солнце паутина похожа на… (что? лучик, капельку)

ИТОГ

 На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что речевые игры формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам; побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет в правильном произношении звуков и слов. Правильное руководство играми имеет решающее значение в развитии психики ребенка, в формировании его личности. Старайтесь чаще играть с детьми в словесные игры - они не требуют особых усилий и дополнительного материала. Эти игры особенно важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей средней группы. «Роль игры в речевом развитии детей».

Консультация для родительского собрания в средней группе о роли словесных игр в речевом развитии детей....

Консультация для родителей средней группы. «Роль игры в речевом развитии детей».

Консультация для родительского собрания в средней группе о роли словесных игр в речевом развитии детей....

Семинар – практикум "Применение моделей, схем, мнемотаблиц для познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста"

Применение моделей, схем, мнемотаблиц для познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ на тему: «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»

Использование технологии "Синквейн"  в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста...

Семинар-практикум для родителей подготовительной группы «Роль игры в речевом развитии детей»

Цель: Повышение педагогической культуры родителей в области речевого развития дошкольниковЗадачи: - Познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей;- Сп...