«Рекомендации для родителей детей с расстройством аутистического спектра»
консультация

Козлова Анжелика Андреевна

Поведение, эмоции, мотивы родителей складываются в сложный комплекс методов и способов взаимодействия с ребѐнком. На успешность отношений напрямую влияют чувства, семейные ценности, понимание ответственности, ожидания и надежды. Влияние фактора семьи на жизнь любого человека нельзя недооценивать. А в случае семей, где дети с расстройством аутистического спектра, он играет ведущую роль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_roditelyam_detey_s_ras_2.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

             «Рекомендации для родителей детей  с

                        расстройством   аутистического спектра» 

Поведение, эмоции, мотивы родителей складываются в сложный комплекс методов и способов взаимодействия с ребѐнком. На успешность отношений напрямую влияют чувства, семейные ценности, понимание ответственности, ожидания и надежды. Влияние фактора семьи на жизнь любого человека нельзя недооценивать. А в случае семей, где дети с расстройством аутистического спектра, он играет ведущую роль. 

Цель родителей — создать такой стиль воспитания, при котором раскроются способности и будут поняты будущие возможности.

Данный материал предлагает родителям советы, направленные на улучшение качества взаимоотношений :

1.Не пренебрегайте личной психической гигиеной. Психическое состояние родителей оказывает существенное влияние на жизнь и здоровье ребѐнка. Неуравновешенность, неврозы, стрессы, травмы и т.п. препятствуют установлению контакта. Снижают внимание к нуждам ребѐнка. Не дают объективно оценить ни его потенциал, ни актуальные потребности. Доброжелательная атмосфера в семье существенно повышает шансы детей с аутизмом к адаптации в социуме. Примеры: а) Крики и ругань в семье могут напугать ребѐнка с РАС, вызвать у него истерику. б) Раздражительность родителя повышает тревожность ребѐнка, вследствие чего он опять же больше склонен к срывам и больше уходит в себя.

2. Не отождествляйте себя с ребѐнком Слияние опасно как для родителей, так и для детей. При таком положении дел родитель болезненно воспринимает любое отклонение от ожиданий, которые он питает в отношении ребѐнка, переживает его неудачи как свои собственные. Ребенок под гиперопекой испытывает проблемы с приобретением навыков самостоятельного обслуживания, что в дальнейшем отрицательно скажется во взрослой жизни.

Разумный подход в данном случае — обучение, а не обслуживание. Примеры: а) Ребѐнок с РАС не умеет завязывать шнурки: родитель должен неоднократно показать алгоритм, затем совместно осуществлять шнурование до тех пор, пока ребѐнок не научится сам, плохим вариантом будет делать это за ребѐнка постоянно. б) Ребѐнок не умеет посещать магазин и делать покупки: обучайте его методом мелких шажков — сперва научите брать один нужный продукт, затем несколько, потом покажите процесс оплаты покупок, отправьте за продуктами или вещами по списку, обязательно будьте на связи (вдруг у ребѐнка возникнут вопросы).

3. Не забывайте о необходимости самообразования. Регулярное чтение научных работ специалистов в области расстройства аутистического спектра, личных блогов и форумов родителей, воспитывающих таких же детей, может быть полезно. При этом важно помнить, что необходим системный подход, а не хаотичное перебирание различных вариантов на основе чужого положительного опыта. В первую очередь нужно ориентироваться на вашего конкретного ребѐнка и его характеристики. Если они не полностью вписываются в группы, предложенные, например, Л.Уинг или О.Никольской, комбинируйте методики, исходя из реакций ребѐнка. Примеры: а) Не копируйте слепо чужие способы воспитания, понаблюдайте за вашим ребѐнком и найдите действенные для него методы.

4. Не игнорируйте сильные стороны ребѐнка с РАС.  Любые родители и дети — разные личности с различающимися наборами способностей. Ребѐнок с аутизмом — это еще и наличие иного когнитивного стиля. Специальные интересы могут стать профессией. В любом случае поощряйте их, будьте уважительны и конкретны. Ваша задача — помочь понять будущие действия, а не обесценить занятия ребѐнка. Примеры: а) Ребѐнок много времени проводит с буквами: предложите ему клавиатуру и научите печатать, в этом случае, если он не станет писателем, то сможет набирать данные. б) Ребѐнок интересуется рисованием: поддержите его, устройте в студию, пригласите учителя и т.д., даже если в итоге из него не вырастет великий художник, то вполне может получиться иллюстратор, специалист по векторной графике и т.д.

5. Не занимайтесь насильственной социализацией ребенка с РАС Навыки вступать в коммуникации, поддерживать их, устанавливать взаимные связи сложны для аутичных людей в любом возрасте. Неудачи в данной области ведут к замкнутости, тревожному расстройству личности и депрессии. Любое хождение в коллектив сверстников должно вызывать у ребѐнка удовлетворение, а не истерику или перегрузку. Примеры: а) Не стесняйтесь подойти вместе с ним к детям на площадке и попросить их принять его в игру, но если ребѐнок испытывает дискомфорт, то лучше поиграйте с ним вдвоѐм или дайте ему заняться чем-то самостоятельно. б) Не ставьте цель добиться зрительного контакта — дети с РАС прекрасно обходятся без него, принуждение не повысит их внимание, а вызовет тревогу.

6. Не отмахивайтесь от сенсорных особенностей ребѐнка Известно, что сенсорное восприятие детей с РАС (как и взрослых) имеет свои особенности. Тщательно изучите все потребности вашего ребѐнка в этой области. Представьте, что всѐ вокруг вас орѐт на самом высоком уровне громкости, слепит, давит. Это то, что ощущает и осознаѐт ваш ребѐнок. Ваша задача — облегчить ему это состояние. Примеры: а) Ребѐнок закрывает уши или глаза — это признак перегрузки, затемните помещение, выключите источник звуков (телевизор, радио), если вы в торговом центре, то постарайтесь как можно скорее увести оттуда ребѐнка. б) Одежда тоже может вызывать перегрузку: слишком плотная, из раздражающего материала (шѐлк, шерсть), если ребѐнок стягивает с себя вещи, то попытайтесь понять, что именно в них его беспокоит и не пытайтесь навязывать, приобретите одежду из других материалов и другого размера.

7. Соблюдайте режим дня и разработайте ежедневное расписание для вашего дома Каждый день ребенок должен вставать и ложиться спать в одно и то же время. Завтрак, обед и ужин должен быть в одно и то же время. Прогулка на улице, различные игры должна быть в одно и то же время. Так же, нужно составлять график на ближайшие мероприятия. Не нужно использовать письменные расписания с детьми, которые не умеют читать. Используйте фотографии и картинки. Резкие, неожиданные и значительные изменения дня — это надежный путь к нежелательному поведению или полноценной истерике у вашего ребенка. Разработка расписания, основана на том, чем вы занимаетесь каждый день, позволяет ребенку чувствовать больше контроля над окружающей средой. Правила поведения в доме, на улице, в общественных местах надо давать постепенно, они упорядочивают жизнь, делают ее более предсказуемой и спокойной. Правила поведения помогают ребенку понять, что он может делать при тех или иных обстоятельствах, и что делать ему категорически запрещается. Также существуют правила, которые приписывают в обязательном порядке то или иное поведение. Правила должны висеть на самом видном месте.

8. Система коммуникации: возможно, ваш ребенок может общаться с помощью языка жестов, планшета, системы PECS и так далее. Самое главное, чтобы все в доме согласились поощрять и принимать именно эту систему коммуникации. Если ребенок может говорить, тогда поощряйте его за устные слова и требуйте их. Если ребенок может обращаться с жестами, то поощряйте и требуйте от него жесты. Начните поощрять только одну систему коммуникации, и убедитесь, что в семье все понимают необходимость этого. Тогда вы быстрее найдете с ребенком общий язык.

9. Предотвращение побегов: вы можете начать учить ребенка, что убегать нельзя, с самого раннего возраста. Одним из пунктов правил поведения должен быть «побег». Правило насчет побегов может звучать как: «Надо спросить маму, прежде чем выходить на улицу». Сделайте визуальные подсказки о правиле «Остановись и спроси» и расположите их рядом с каждой дверью. Когда ребенок приближается к двери, ему нужно напомнить, что он не может выходить на улицу один. Можно на ночь закрывать правила поведения на улице, чтобы обозначить, что теперь выходить на улицу вообще нельзя. 10. Рабочее место для самостоятельных занятий: выделите небольшое рабочее место, подберите несколько занятий и установите таймер. Учите ребенка выполнять задания, пока таймер не сработает, а затем дайте ему поощрение. С течением времени занятия за рабочим местом можно добавить к визуальному расписанию, а ребенок сможет самостоятельно перекусить, прибраться, сделать два занятия за рабочим местом, начать делать домашние задания и так далее. 11. Место для отдыха: выделите тихий угол в доме и положите туда предметы, помогающие успокоиться (подушки, напольные мешки, гимнастический мяч). Когда ребенок расстроен или страдает от перегрузки, объясните ему, что ему нужно успокоиться, например: «Ты плачешь и бросаешь игрушки. Тебе нужно успокоиться». Направьте ребенка в место для отдыха и помогите ему заняться чем-нибудь успокаивающим, например, глубоко и медленно дышать, считать до пяти и так далее. Используйте визуальные подсказки, чтобы показать ребенку, какие шаги нужно сделать, чтобы успокоиться. Хвалите и поощряйте ребенка за улучшения в его настроении. С течением времени вы сможете просто говорить ребенку, что нужно пойти успокоиться, и он сможет самостоятельно пойти в место для отдыха, практиковать упражнения для релаксации и вернуться, когда почувствует себя лучше. Успокаивающие стретегии (их визуальные подсказки) нужно всегда носить с собой и пользоваться ими в любой обстановке. Важно не само место, а то, что вы учите ребенка регулировать собственные эмоции. Советы родителям детей с РАС Родители детей с РАС не всегда знают, что нужно делать, к кому обращаться, и им трудно осознать и принять то, что у их малыша аутизм. Для эффективной работы по преодолению РАС необходимо, чтобы и близкие ребѐнка соблюдали следующие рекомендации: Соблюдение режима дня. Необходимо проговаривать, что вы сейчас будете делать и сопровождать все действия фотографиями. Так ребѐнок уже будет подготовлен к действиям. Нужно как можно больше стараться играть с ребѐнком в совместные игры. В самом начале нужно выбирать игры и занятия, исходя из интересов малыша, позже дополнять их новыми видами деятельности. В игровую деятельность нужно включать людей из ближайшего окружения ребѐнка. Хорошим решением будет ведение дневника, в котором будут фиксироваться все успехи и трудности, которые могут возникнуть у ребѐнка. Это делается для того, чтобы наглядно показать специалисту развитие малыша. Посещать занятия со специалистами. За любой успех ребѐнка надо поощрять. Подбор заданий строится по принципу от простого к сложному. Перспективы детей с РАС Что же ждѐт в дальнейшем ребѐнка, имеющего аутистический синдром? Полностью преодолеть этот дефект нельзя, можно максимально постараться его сгладить, чтобы он был, как можно менее заметен. Точного прогноза никто дать не сможет. Всѐ зависит от степени тяжести аутистического расстройства и от того, насколько рано стала проводиться коррекционная работа. Поведение детей с РАС довольно специфично, и даже при успешной интеграции в социум аутистичные черты всѐ равно останутся, просто не будут ярко выраженными. Может быть, ребѐнка не удастся полностью ввести в общество, и коррекционная работа может продвигаться довольно медленно. Точных прогнозов не существует, поэтому нужно всегда сохранять положительный настрой, ведь ребѐнок с РАС очень нуждается в поддержке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей детей с расстройствами аутистического спектра.

Ребенок с аутизмом, как и всякий другой ребенок, индивидуальность, поэтому используя общие рекомендации, нужно также учитывать специфические реакции ребенка, и на их основе, строить обучение....

Консультация для родителей детей с расстройством аутистического спектра «Игры для детей с РАС»

Всем известно, что у игры детей с аутизмом есть своя специфика. Если обычные дети дошкольного возраста могут играть самостоятельно, то ребенку с аутизмом обязательно нужен взрослый. Осо...

Рекомендации для родителей, имеющих детей с расстройством аутистического спектра

Первым социумом, в который должен быть включен ребенок, является его семья. Очень многому ребенок научится в процессе взаимодействия с родителями в повседневной жизни и в игре. Именно в семье ребенок ...

Рекомендации для родителей детей с расстройством аутистического спектра

Клинически аутизм очень разнороден. К нему относят и детский аутизм, и атипичный аутизм, и синдром Аспергера, и др. Однако, в то же время, с чисто практической точки зрения, в коррекционной работе с д...

Рекомендации родителям, имеющих детей с расстройством аутистического спектра

В статье даются рекомендации родителям, имеющих детей с расстройством аутистического спектра....

«Рекомендации для родителей детей с расстройством аутистического спектра»

Поведение, эмоции, мотивы родителей складываются в сложный комплекс методов и способов взаимодействия с ребѐнком. На успешность отношений напрямую влияют чувства, семейные ценности, понимание ответств...

Советы логопеда родителям детей с расстройством аутистического спектра

    Советы логопеда родителям детей с расстройством аутистического спектра   Патологии речи у детей с диагнозом расстройство аутистического спектра (РАС) – очень распр...