КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО"
консультация (старшая группа)

Павловская Елена Сергеевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_govorit_vyrazitelno.docx16.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО"

           

Дети шестого года жизни чётко улавливают оттенки настроения взрослых. По тону вашего голоса, по интонации малыш может легко определить ваше отношение к нему, к происходящему, почувствовать напряжение, радость, огорчение. Естественно, ребёнок хорошо понимает и различает, когда вы разговариваете с ним заинтересованно, а когда — формально. Реакция ребёнка на ваши слова также будет либо искренней, либо формальной. Если вы только делаете вид, что слушаете какой-то рассказ, описание, впечатления малыша, он постарается побыстрее закончить, пробормотать то, что собрался рассказывать, и замкнётся. Чаще общайтесь с ребёнком, показывайте, что сопереживаете ему, хотите понять его — и тогда он полностью раскроется перед вами, вы узнаете, что чувствует ваш малыш, о чём думает, почему он решил вам довериться.

От того, как вы будете разговаривать с ребёнком, насколько интонационно выразительна, мелодична, эмоционально окрашена будет ваша речь, зависит и качество речи малыша. В норме ребёнок шестого года жизни различает вопросительную, побудительную, повествовательную интонации, может передавать голосом оттенки чувств, эмоций. У детей с речевыми нарушениями имеются нарушения интонационной выразительности речи, процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения. Однако в этом возрасте дети могут запинаться, повторять слова, говорить очень быстро. Для того чтобы запинки не стали постоянными, быстрый темп речи не закрепился, взрослым не следует торопить малыша, ускорять его речь, нужно дать ему спокойно высказать свою мысль.

 Сделать речь ребёнка более выразительной, эмоционально богатой помогут и следующие упражнения.

—  Прочитайте ребёнку с выражением стихотворение, в котором приведены «высказывания» различных животных, говоривших разными голосами:

—  Кто сломал в лесу малину? —                                       — Кто таскал наш мёд из улья?

— Тонко заяц пропищал.                                                   Дружно пчёлы прожужжали.

Ушки зайца шевелились,                                                   Что же бедным пчёлам думать —

Он от страха весь дрожал.                                                  Съеден мёд, а кем — не знают.

— Кто болото взбаламутил?                                               —  Кто тут чем-то недоволен?

— Громко квакнула лягушка.                                                  Грозный рык в лесу раздался.

Из воды болотной мутной        

 —  Я поел малинки вволю!

Чуть видна её макушка.                                                       На полянке я топтался!

—   Предложите ребёнку вставлять одну и ту же повторяющуюся фразу в стихотворение, используя разные интонации:

Проснулся утром Вадик                                                     Когда они поели,                              

И поспешил узнать,                                                            То Вадик стал играть.

На маму хитро глядя:                                                          Сказал, закончив дело:

— Пойдём с тобой гулять?                                                 — Пойдём с тобой гулять!

                                                           И мама отвечала:

                                                           — Ну что ж, не будем ждать.

                                                           Уж коли обещала —

                                                           Пойдём с тобой гулять!                

«Почему важно отвечать на вопросы детей?»

Одной из главных особенностей детей дошкольного возраста является любознательность или наличие познавательного интереса, которые проявляются в вопросах, особенно на пятом году жизни. Именно в этом возрасте детей называют «почемучками». Основой детских вопросов является активная мыслительная деятельность. Психологи выявили различные мотивы детских вопросов, и на этой основе разделили детские вопросы на две группы:

1 группа. Познавательные вопросы.

Например: «Почему у ёлки зимой зелёные иголки?», «Почему женщины носят каблуки?» и т.д. Дети спрашивают обо всём: о взаимоотношениях взрослых, о космосе, о боге. Детей чаще всего интересует что-нибудь таинственное, загадочное и мир взрослых.

2 группа. Коммуникативные вопросы.

Например: «Что ты делаешь?» Ребёнок прекрасно знает ответ, но задаёт вопрос для того, чтобы войти в контакт.

Характер вопросов меняется от возраста детей. В 2-3 года дети обычно задают такие вопросы: «Что это?», «Что ты делаешь?», «Она какая?», «Чья это?» (коммуникативные вопросы). С 4-5 лет-это «почемучки», т.е. у детей появляется огромное кол-во познавательных вопросов. Например: «Почему облака плывут по небу?» или «Почему у дуба кривые ветки?». С 6-7 лет, как показывают учёные, кол-во вопросов уменьшается. Одни учёные объясняют это тем, что ребёнок сам пытается найти ответ, имея уже некоторый жизненный опыт и опыт размышлений. Другие учёные считают, что кол-во вопросов уменьшается потому, что взрослые не умеют отвечать на вопросы детей, тем самым губят любознательность.

Как правильно отвечать на вопросы детей.

Надо знать и помнить, что вопросы ребёнок задаёт только тем, кого уважает, кого любит, кому доверяет. Любовь и доверие можно заслужить только добрым отношением к ребёнку, чем бы мы с ним не занимались.

К любому вопросу нужно относиться внимательно, с уважением.

Ответы на вопросы детей должны быть краткими, доступными, научными. Например: «Чем полезна липа?» (Цветки липы выделяют большое кол-во нектара, поэтому она считается лучшим медоносом. Пчёлы собирают нектар и вырабатывают мёд. Липовый мёд – прекрасное лекарство при простуде, как и настой из сушёных липовых цветков.)

Необходимо учитывать опыт ребёнка и уровень его умственного развития, т.е. не обязательно всё рассказывать, а дать ему возможность подумать. Для этого необходимо задавать наводящие или встречные вопросы. Например: ребёнок задаёт вопрос: «Почему лев коричневого цвета?» Взрослый: «А как ты думаешь?», «А где живёт лев?», «А какого цвета песок?» и т.д.

Если есть возможность найти ответ в книге вместе с ребёнком, нужно это делать. Здесь решается ещё одна важная задача — мы приобщаем детей к книге, к источнику знаний. Для этого можно использовать детские энциклопедии.

На такие вопросы: как о войне, о жизни животных, о растениях и т.д. не обязательно рассказывать всё, а лучше дать краткий ответ и сказать: «Когда ты пойдёшь в школу – там тебе расскажут намного больше, намного интереснее». Таким ответом мы приобщаем детей к школе.

Уважаемые родители, наблюдайте вместе с детьми, делитесь опытом, рассказывайте им об окружающем мире – это развивает у них любознательность, а значит, многочисленные вопросы, на которые надо научиться терпеливо и умно отвечать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Учимся говорить выразительно"

Советы логопеда родителям по развитию выразительности речи дошкольников...

Консультация "Учимся говорить выразительно"

Советы родителям "Учимся говорить выразительно"...

Учимся говорить выразительно. Консультация для родителей.

Упражнения для развития дикции и интонационной выразительности....

Консультация для родителей "Учимся говорить выразительно".

Консультация для родителей "Учимся говорить выразительно"....

Консультация для родителей "Учите детей говорить выразительно"

Родителям необходимо выполнять с детьми, отстающими в речевом развитии, специальные упражнения, которые помогут научиться говорить с выражением....

Консультация для родителей и педагогов на тему: "Учимся говорить выразительно"

Консультация для родителей и педагогов на тему: "учимся говорить выразительно"....