Речевой этикет, как показатель культуры общения.
консультация (старшая, подготовительная группа)
Данный материал может быть использован для консультирования педагогов и родителей учителем-логопедом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевой этикет, как показатель культуры общения.
В «Словаре по этике» понятие «этикет» определяется, как совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям: обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда. Действительно, этикет выражается в самых разных сторонах нашего поведения. Этикетное значение могут иметь разнообразные движения человека, позы и положения, которые он принимает. В этикетных целях часто используются предметы (приподнятая шляпа, преподнесенные цветы и т.д.) Самую важную роль в этикетном выражении отношений к людям играет наша речь. Если этикет как установившийся в обществе свод правил регулирует поведение в соответствии с социальными требованиями, то речевой этикет регулирует правила речевого поведения. Речевой этикет – это формулы хорошего тона, обеспечивающие комфорт в общении, поскольку они способствуют установлению доброжелательных отношений. Речевой этикет – это также элемент национальной культуры, вырабатываемый народом не одно столетие.
Речевой этикет, так или иначе, привязывается к ситуации речевого общения и ее параметрам: личностям собеседников, теме, месту, времени, мотиву и цели общения. Прежде всего, он представляет собой комплекс языковых явлений, ориентированных на адресата, хотя личность говорящего также учитывается. Это может быть наилучшим образом продемонстрировано на употреблении Ты- и Вы- форм в общении. Общий принцип состоит в том, что Вы-формы употребляются как знак уважения и большей формальности общения; Ты-формы, напротив, соответствуют неформальному общению между равными. Однако реализация этого принципа может представать в различных вариантах в зависимости от того, как участники речевого общения соотносятся по возрастной или служебной иерархии, находятся ли они в родственных или дружеских отношениях; от возраста и социального положения каждого из них и т.д.
Речевой этикет обнаруживает себя по-разному также в зависимости от темы, места, времени, мотива и цели общения. Так, например, правила речевого общения могут различаться в зависимости от того, являются темой общения печальные или радостные для участников общения события; существуют специфические этикетные правила, связанные с местом общения (присутственное место, производственное совещание) и т.д.
К средствам, или единицам речевого этикета относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения.
Речевой этикет предусматривает правила речевого поведения в стандартизированных (типизированных, однотипных) ситуациях речевого общения. Таких стандартизированных речевых ситуаций общения выделяется несколько:
• обращение и привлечение внимания;
• приветствие;
• знакомство;
• прощание;
• извинение;
• благодарность;
• поздравление;
• пожелание;
• соболезнование;
• сочувствие;
• приглашение;
• просьба;
• совет;
• одобрение;
• комплимент.
Каждая типизированная ситуация обслуживается группой формул и выражений, которые образуют синонимические ряды. Внутри каждого синонимического ряда различаются формулы:
• наиболее употребительные, стилистически нейтральные формулы (до свидания, спасибо, здравствуйте);
• формулы с оттенками значения (до завтра, до вечера, прощайте, доброе утро);
• формулы с различными стилистическими оттенками (позвольте попрощаться; пока; целую ручки; спасибо; благодарю вас).
Любая ситуация речевого общения приобретает своеобразные формы и содержание в зависимости от речевого и социального опыта собеседников. Каждый конкретный акт прощания, приветствия, благодарности, просьбы и т.п. добавляет к стандартным, устойчивым формулам речевого этикета множество частных «приращений».
Дополнение формул речевого этикета обращениями и мотивировками вносит в них не только теплоту, но и подчеркивает индивидуальность говорящего. «Приращение» («развертывание») этикетных фраз делает их менее шаблонными, стандартными.
Важную роль играет и то, с какой интонацией произносятся фразы речевого этикета, какими жестами, мимикой и движениями они сопровождаются.
Дошкольный возраст – сенситивный период для того, чтобы ребёнок овладел основными средствами речевого этикета.
Овладевая речевым этикетом, сложившимся в родном языке, дошкольник должен усвоить:
• разнообразные формулы речевого этикета по каждой типичной ситуации общения и умение избирательно ими пользоваться, соотнося с обстоятельствами общения и особенностями собеседника;
• доступные способы «развертывания» вежливых формул;
• умение произносить их доброжелательно, подчеркивая вежливость мимикой, движением и другими неречевыми средствами.
Обучение речевому этикету осуществляется в тесной взаимосвязи с формированием в группе доброжелательных отношений детей друг к другу, каждая ситуация речевого общения предусматривает:
• обогащение словаря дошкольников вариантами формул речевого этикета,
• обучение детей способам их «развертывания»;
• развитие доброжелательности интонации и мимики.
Навыки, полученные в детстве, мы забираем с собой во взрослую жизнь, успех которой во многом определяется культурой воспитания. Человек, который знаком с понятиями вежливость, культура общения, речевой этикет, нормы приличия, не будет испытывать трудностей в поддержании разговора и обязательно проявит себя с лучшей стороны, в какой бы ситуации он ни находился.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/16/picture-517840-1416147979.jpg)
Культура общения детей (речевой этикет)
В современном обществе стоит острая проблема культурного взаимоотношения между людьми. Мы воспитываем новое, современное поколение, поэтому очень важно, в раннем возрасте заложить «ф...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/16/picture-895276-1487245264.jpg)
Речевой этикет как условие формирования культуры личности детей старшего дошкольного возраста. (Вежливое общение)
Речевой этикет как условие формирования культуры личности детей старшего дошкольного возраста. (Вежливое общение)...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/10/picture-1049047-1533900840.jpg)
конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми по речевому развитию в старшей группе на тему: Обогащение представлений детей о правилах речевого этикета и развитие умений соблюдать этику общения - "Путешествие в страну этикета"
Конспект по речевому развитию в старшей группе "Путешествие в страну этикета"...
Правила речевого этикета – ключ к успешному общению ребенка с окружающими его взрослыми и детьми.
Красивая и правильная речь ребенка-его достоинство. Правила речевого этикета. Что должен уметь ребенок дошкольного возраста....
Проект «Развитие культуры общения и основ речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста в рамках программы воспитания»
Современное общество нуждается в образованной и культурно-развитой личности. Федеральная программа воспитания выделяет социальное направление, которое выступает средством общения и культуры. Цель соци...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/26/picture-1331241-1619449476.jpg)
Проект "Инновационные формы развития культуры общения и основ речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста"
Проект для детей старшего дошкольного возраста...