Консультация для родителей: "Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста с зпр"
консультация
Что такое сенсорного развитие.Какие особенности сенсорного развития свойственны детям с зпр.Примеры игр на развтие сенсорной сферы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_sensornoe_razvitie.docx | 17.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста с зпр.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и так далее.
Дошкольный возраст - это период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные интересы и способности ребенка. Он познает, прежде всего, предметный мир, а также явления природы. Именно в этом возрасте закладываются основы всего последующего его развития.
Дети с задержкой психического развития, поступающие в детский сад, существенно отличаются от своих сверстников. Проблемы детей выражаются, прежде всего, в нарушении познавательной деятельности. Чем ярче выражено нарушение познавательной деятельности, тем более глубокое интеллектуальное недоразвитие оно означает. У детей отмечаются специфические особенности в развитии сенсомоторных навыков:
1. Дети не умеют обследовать предмет, не проявляют выраженной ориентировочной активности;
2. Длительное время прибегают к практическим способам ориентировки в свойствах предметов;
3. Присутствует поверхностное, фрагментарное обследование форм;
4. Несформированность знаний об определенных сенсорных эталонах;
5. Затруднен процесс узнавания предметов на ощупь;
6. Замедлен процесс формирования межанализаторных связей: отмечаются недостатки зрительно-моторной, слухо-зрительно-моторной координации;
7. Трудности в формировании пространственных ориентировок.
Задачи сенсорного воспитания сводятся к тому, что ребёнок должен уметь:
- Различать цвета, оттенки и знать их по названиям. Производить сортировку предметов по определённому цветовому образцу.
- Определять величину согласно трём понятием: большой, маленький средний. Только ими его анализ может и не ограничиваться.
- С лёгкостью строить пирамидку из 8-12 колечек. Прекрасной тренировкой для ребёнка является не только стандартное построение пирамиды от большей детали к меньшей, но и обратный вариант.
- Собирать пазлы и картинки из разрезанных частей. Оптимальное число составляющих варьируется от 4 до 8.
- Определять форму предметов. Отличать объёмные фигуры: куб, шар или прямоугольный брус.
- Сортировать предметы, имеющие общие признаки, например, цвет, форму или размер, по соответствующим группам.
Различные игры оказывают благоприятное влияние на развитие сенсорного восприятия, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка – превращать любые занятия и обязанности в игру, т. к. предметная игра является ведущим видом деятельности и основой становления ребенка.
Сенсорные игры
Сенсорными мы условно называем игры, цель которых – дать ребенку новые чувственные ощущения. Ощущения могут быть самыми разнообразными:
– зрительные (например, ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание); – слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршанья опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится их различать);
– тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания: это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной гладкой поверхности стекла; и различные по величине и форме предметы – большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; и соприкосновения, объятия с другим человеком);
– двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений – ходьба, бег, танцы);
– обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира – от аромата котлетки и маминых духов до запаха деревянного забора и стальной перекладины); - вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус разные продукты питания и блюда)
Игра «Чем похожи?»
Цель: продолжать учить запоминать формы; мысленно по представлению сопоставлять объемную форму с плоскостной; закреплять названия «круглый», «квадратный», «овальный», «треугольный». Оборудование: объемные игрушки разной формы (шар, мяч, юла, неваляшка, часы настольные, телевизор и др.), плоскостные формы-образцы белого цвета (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник).
Игра «Шарики»
Цель: продолжать учить различению цветов, подбирать одинаковые цвета на глаз с последующей проверкой; учить ориентироваться на цвет как на значимый признак; закреплять эмоционально-положительное отношение к игре; продолжать знакомить с названиями цветов. Оборудование: воздушные шары трех цветов по количеству детей, цветные ленточки четырех цветов (три из них совпадают с цветом шаров), число ленточек превышает количество шаров, под-носик для ленточек, бубен.
Игра «Что бывает такого цвета»
Цель: соединять представление о цвете с представлением о реальных предметах; дать понять, что цвет – одно из свойств предмета и некоторым из них присущи определенные цвета. Оборудование: наборы предметов разного цвета: овощи и фрукты (апельсин, яблоко, помидор, огурец; редиска, огурец, капуста, баклажан), ягоды (черная и красная смородина, клубника, крыжовник и др.), картинки с изображением животных (медведь белый и коричневый, лягушка, крокодил, заяц серый и белый, лиса и др.), игрушки разного цвета, картинки с изображением предметов.
Игра «Геометрические фигуры»
На рисунке изображены геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал). Ребенок выполняет по просьбе взрослого задания: покажи все круги, квадраты и т.д.; ятебе покажу фигуру, а ты должен назвать ее; обведи указательным пальцем контуры фигур, называя их; покажи большой круг, маленький круг.
Игра «В мире звуков»
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков. Описание игры: взрослый предлагает детям закрыть глаза и послушать, что происходит в детском саду.
Игра «Что лежит в мешочке»
Цель: закреплять знания детей о форме, упражнять в правильном соотношении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом. Оборудование: набор геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, овал, мешочек с предметами разной формы: ягоды фрукты, овощи (круглой и овальной формы, пуговицы квадратной и треугольной формы, деревянные шарики, яички, баночки, мячики, жёлуди, шишки; маленькие флажки (четырёхугольной и треугольной формы.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Одним из определений сенсорного развития можно считать следующее - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.Дошкольный возраст - это период п...
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста (в том числе развитие мелкой моторики как части сенсорного развития)
В консультации рассмотрены теоретические аспекты проблемы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста, его важность для последующего развития познавательных процессов у детей. Отдельно подчеркива...
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Задачи сенсорного развития детей в детском саду.
В статье рассматривается значение сенсорного развития дошкольников и его задачи для разных возрастов....
Консультации для родителей «Особенности восприятия информации у детей дошкольного возраста»
Консультации для родителей «Особенности восприятия информации у детей дошкольного возраста»...
Консультации для воспитателей по сенсорному развитию детей дошкольного возраста
Консультации для воспитателей по сенсорному развитию детей раннего возраста...
Консультация для родителей дошкольников на тему: "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Понятия «сенсорика», сенсорное развитие".
Сенсорное развитие в дошкольном возрасте — это неоценимый вклад в общее развитие ребенка. Этот возраст самый благоприятный для улучшения работы органов чувств и увеличения понятий о мире окружаю...
Консультация для родителей: "Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФОП ДО"
Главная цель федеральной программы дошкольного образования — разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В основе должны лежать...