ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Становление интеллектуального и психофизического развития детей имеет актуальность в современном мире. Успех в этом процессе зависит от уровня развития сенсорной системы ребёнка, на которой строится дальнейшее развитие памяти, внимания и интеллекта. Дошкольный период, в частности 3-4 лет, является сенситивным для развития речи, логического мышления и памяти.
Цель кружка "Сенсомоторика" - обогащение опыта детей, включая развитие сенсорных навыков. В рамках программы будут решены задачи с применением эффективных сенсорных методик. Помимо развития сенсорных навыков, программа способствует формированию предпосылок для интеллектуального развития и сохранению физического и психического здоровья детей. Результаты программы ожидаются в виде формирования базовых умений по ориентации в различной информации - цвете, размере, форме, местоположении и количестве. Учащиеся также разовьют тактильные навыки, навыки исследования предметов и научатся эмоционально положительно воспринимать сверстников.
Процесс реализации программы запланирован с 01.09.2020 по 20.05.2024.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ребенок умеет считать до пяти и знает шесть цветов. Он отличает три и более контрастные величины по цвету, форме и размеру. Могут сравнивать и группировать объекты по их характеристикам. Может рисовать разные виды линий (вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные). А также, способен говорить о своих действиях и своих мыслях в контексте выполнения задачи. Проявляет желание быть независимым в принятии решений и достижении целей..
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
На второй неделе сентября мы сосредоточились на теме "Осень". Мы проводили такие мероприятия, как "Солнышко", "Карусели", "Кто там?", "Сюрприз", "Садовые тропинки". На третьей неделе мы углублялись в изучение домашних животных. Задействовали "Солнышко", "Карусели", "Кто там?", "Сюрприз" (при поисках мелких игрушек в рисе). Мы проводили "В гости к щенку", "Выложи узор", "Яички в гнёздышке". Игры "Накорми Петушка" и "Музыкальная пальчиковая гимнастика" вызывали интерес и развивали координацию. В конце второй недели мы предлагали самомассаж клубочками для стимуляции тактильных ощущений, а в конце третьей недели - самомассаж с шариками.
Сентябрь (4-я неделя) Тема: «Овощи»
1. Сюрпризный момент "Солнышко" призван создать позитивный настрой, хороводная игра "Карусели" способствует сплочению коллектива. Игровое упражнение "Кто там?" заинтересует детей к предстоящей игре. Упражнение "Переложи горох" способствует развитию мелкой моторики, графомоторное упражнение "Разноцветные дорожки" учит соединять точки в соответствии с цветом. Дидактическая игра "Выложи узор" требует умения подбирать элементы. Сенсорная игра "Большие и маленькие морковки" помогает ребенку сравнивать предметы по величине. Пальчиковая гимнастика "Будем мы варить компот" улучшает координацию и мелкую моторику. Упражнение "Домик для всей семьи" развивает умение выкладывать фигуры на основу. Игра "Найди все овощи" помогает различать овощи по внешнему виду и называть их. Музыкальная пальчиковая гимнастика помогает улучшить координацию и мелкую моторику. Самомассаж шариками стимулирует тактильные ощущения.
.
1. Овчарова О. В. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста / О. В. Овчарова // Педагогика и психология: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 23 окт. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 3 (8).
2. Плутаева Е. Развитие мелкой моторики у детей 5–7 лет / Е. Плутаева // Дошкольное воспитание. — 2015. — № 3. — С. 28–35.
3. Прахт Л. И. Развитие движений кисти / Л. И. Прахт // Начальная школа. — 2014. — № 4. — С. 5–7.
4. Прищепа С. Мелкая моторика в психофизиологическом развитии дошкольников / С. Прищепа // Дошкольное воспитание. — 2015. — № 1. — С. 60–64.
5. Пырьева И. А. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста / И. А. Пырьева // Моя профессиональная карьера. — 2021. — № 26. — С. 44–52.
6. Шайхутдинова А. Е. Актуальность развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста / А. Е. Шайхутдинова, Ю. В. Звягина // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 2 (39). — С. 40–41.
7. Шошина Н. А., Волкова Р. Н. Развивающая деятельность с детьми раннего и младшего дошкольного возраста с 1,5 до 4 лет / Автор-составитель: Шошина Н. А., Волкова Р. Н. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. — 128 с.