Нормы развития речи ребенка
консультация

Гусева (Выходцева) Таисия Николаевна

Консультационный материал для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл normy_razvitiya_rechi.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи ребенка - один из самых волнующих вопросов для родителей. Чтобы убедиться, что речь малыша развивается правильно, необходимо знать нормы речевого развития.

Уже с первых месяцев жизни  у ребенка возникает коммуникативная потребность. Так называемый «комплекс оживления» - это проявление интереса к взрослому, эмоциональное отношение к нему, формирование избирательного внимания к речи окружающих.
В норме у ребенка в 
2-3 мес. появляется гуление. Оно приходит на смену крику. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, малыш учится управлять интонацией. В 7-9 мес. появляется лепет. Ребенок произносит серии одинаковых слогов: "дя-дя-дя","ба-ба-ба","ма-ма-ма". 
К концу первого года жизни в эмоционально значимой ситуации малыш выражает свои желания, намерения речевыми средствами. Появляется несколько осознанно употребляемых ребенком слов. Это двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов: "мама", "баба", "дядя", «бах», «ав-ав», «би-би», «на», «дай», «там», и т.д.

Уже на первом году жизни внимательное наблюдение за развитием ребенка помогает определить, существуют ли основания для беспокойства:

  • ребенок не реагирует на звуки,  для него характерно однообразное гуление
  • отсутствует «комплекс оживления»
  • не выполняет простых словесных команд
  • отсутствуют подражательные игровые действия
  • не реагирует на свое имя
  • отмечается отсутствие лепетных слов.

После года развитие речи идет стремительно. Ребенок все больше и больше произносит осмысленных звукосочетаний, слов. Ребенок в процессе общения просит, указывает, требует и сообщает. Язык мимики и жестов начинает постепенно угасать.

 К полутора годам дети могут показать некоторые части тела, выполняют простые инструкции, понимают содержание несложных рассказов по сюжетным картинкам. Между полутора и двумя годами появляются предложения, состоящие их двух и трех слов. 

У большинства детей к двум годам или несколькими месяцами позже происходит настоящий «взрыв» развития речи. Быстро увеличивается его словарный запас (к 2 годам активный словарь составляет 300-400 слов), слова приобретают обобщающее значение, появляются глаголы и другие части речи, которые употребляются в различных грамматических формах, предложение состоит из нескольких слов. К концу второго года жизни речь становится основным средством общения.

На третьем году жизни дети рассматривают в книжках картинки, слушают небольшие (5-10 минут) сказки, понимают значение слов «большой», «маленький». У них увеличивается не только запас общеупотребительных слов, но и появляется стремление к словотворчеству: изобретаются новые слова. 

К трем годам возникает потребность в самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых, развивается самооценка. Это находит отражение в речевом поведении, в выборе лексических и эмоционально-выразительных средств. Ребенок начинает говорить о себе в первом лице. К этому времени активный словарь ребенка включает до 1500 слов. Вместо простой двухсложной фразы он начищает использовать развернутые предложения. К трем годам ребенок использует все части речи и строит полные грамматически оформленные предложения.  

 Основания для беспокойства: 

- Стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. (Такая остановка может быть и при нормальном развитии речи, но не более полугода после появления первых трех-пяти слов.) 

- При появлении речевого подражания ребенок, как правило, воспроизводит часть вместо целого слова или искажает его, использует аморфные слова. Например: дека — девочка, пику — купи, пэха — хлеб, алёт – самолёт, писин – апельсин.

- Ребенок не строит из накопленных слов предложений. Не появляются глаголы.
- Ребенок строит предложения, но их грамматическое оформление грубо искажено, например: Аня хочет нет (Я не хочу).

- Не говорит о себе в первом лице, не пользуется местоимением "Я". 
- Во время речи кончик языка высовывается между зубами. Звуки произносятся с «хлюпаньем», имеют носовой оттенок.

4 года. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит свистящие и шипящие звук . Исчезает смягченное произношение согласных.

5 лет. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова ("одежда", "овощи", "животные" и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

В период от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.) Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом, развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.


ПРОЯВЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ в дошкольном возрасте:
•    Нарушения звукопроизношения: неправильное артикулирование звуков, пропуски, замена звуков
•    Нарушение слоговой структуры слова – пропуски, перестановки слогов в слове
•    Лексические недостатки: бедный словарный запас, непонимание значение и смысла слов
•    Неправильное грамматическое оформления высказывания.
•    Затруднения в пересказывании, построении самостоятельного связного высказывания
•    Темпо-ритмические недостатки: ускоренный или замедленный темп речи, запинки, спотыкание, необоснованные остановки в речи, скандирование (послоговое произнесение) слов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Норма развития речи ребенка

Норма развития речи ребенка от 1 года до 7 лет1 год - 1 год 6 месяцев.Говорит отдельными словами, имеющими значение предложений. В конце периода появляются двухсловные предложения. Отдельные слова и п...

Статья - Нормы развития речи ребенка в средней группе

Эта статья поможет воспитателям оценить уровень развития речи ребенка в средней группе...

Нормы развития речи ребенка от рождения до школы

Существуют нормы речевого развития, с помощью которых можно отследить формирование языковых навыков у своего ребенка....

«Нормы развитие речи ребенка 3-4 лет»

Для нормального речевого развития ребёнка общение должно быть значимым, проходить на эмоциональном положительном фоне и побуждать к ответу. Ему недостаточно просто слышать звуки (радио, телевизор, маг...

Нормы развития речи ребенка.

По данным психологов , страхи родителей связаны именно с развитием речи ребенка. Но для любых выводов нужна точка отчета....

Нормы развития речи ребенка

Как развивается речь ребенка...